Курсовая по организации коммерческой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 02:51, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования заключается в разработке предложений по оптимизации ассортимента розничной торговой организации по критерию прибыли. Для достижения основной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
• изучить теоретические основы ассортимента, его показатели;
• выявить особенности ассортиментной политики в розничной торговой организации;
• изучить состояние ассортимента торгового предприятия «Парфюмерный рай»

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………………………….....3
1. Теоретические основы формирования товарного ассортимента предприятий розничной торговли……………………………………………………………..…… 6
2. Организационно – экономическая характеристика торгового предприятия «Парфюмерный рай»………………………………………………………………………………………14
3. Анализ ассортиментной политики торгового предприятия «Парфюмерный рай»…………………………………………………………………………………………………………………19
4. Рекомендации по совершенствованию ассортимента торгового предприятия «Парфюмерный рай»………………………………………………………………..27
Заключение……………………………………………………………………………………………………..30
Список используемых источников…………………………………………………………………32

Файлы: 1 файл

kursovaya_rabota_OKD.docx

— 87.94 Кб (Скачать файл)

Поставщиками магазина “Парфюмерный рай” являются оптовые фирмы и производственные предприятия. Далее перечислены основные и наиболее крупные партнеры магазина, с которыми  установлены длительные хозяйственные связи.

Поставщик

Товар

ООО “Твин Траст”

моющие и чистящие средства «Fairy», «Tide», «Ariel», «Миф», «Lenor», «Comet», «Mr. Proper», «Dreft». Детские подгузники «Pampers», средства женской гигиены «Always», «Alldays», «Tampax», «Discreet», «Naturella». Средства для ухода за волосами «Wash & Go», «Head & Shoulders», «Pantene», «Shamtu», «Herbal Essense», «Wella», «Londa». Средства для ухода за телом «Camay», «Safeguard», «Secret», «Old Spice», «Olay». Средства для ухода за полостью рта «Blend-a-Med», «Oral-B», «Crest». Косметические средства «Cover Girl», «Max Factor», бритвы «Gillette», «Venus».

ООО “Альянс”

Черный Жемчуг, Чистая Линия, Сто  рецептов красоты, Мия.

ООО “Парфюм Центр”

Парфюмерия


Существенным фактором, влияющим на организацию процесса товародвижения в магазине, является соотношение  отечественной и импортной продукции. В таблице 4 представлено соотношение продукции отечественного и импортного производства по отдельным группам товаров, реализуемых магазином.

Таблица 4. Соотношение продукции отечественного и импортного производства

Товарная группа

Доля импортной продукции, %

Доля отечественной продукции, %

Порошки

83,4

16,6

Чистящие средства

83,5

16,5

Средства личной гигиены

83,8

16,2

Средства по уходу за волосами

80,4

19,6

Средства для ухода  за лицом

76,6

23,4

Парфюмерия

61,0

39,0

Средства по уходу за обувью

80,9

19,1

Нижнее белье

77,7

22,3


Из таблицы 4 видно, что основная масса товаров, реализуемых магазином – это товары импортного производства. Однако есть небольшая часть отечественной продукции. Наличие в магазине импортных товаров делает необходимым сотрудничество с посредниками. Поэтому все эти товары приобретаются магазином через оптовые фирмы.

Магазин не имеет своего транспортного парка и нуждается  в транспортных услугах оптовика по доставке товара. Поэтому торговое предприятие использует централизованный завоз, при котором доставка товаров  осуществляется силами и средствами поставщика на основе заявки в согласованные  сроки.

Для обеспечения бесперебойной  торговли товарами соответствующего ассортимента при минимальных размерах товарных запасов определяют частоту и  оптимальные размеры завозимых  партий товара. При определении частоты  завоза товаров учитывают среднедневной  объем продажи конкретного наименования товара. Товары-новинки, которыми магазин  ранее не торговал и возможная  среднедневная реализация которых  неизвестна, для начала заказываются небольшими пробными партиями.

Приемку товаров в магазине осуществляет товаровед.

Приемка товаров в магазине включает в себя:

-проверку количества  поступивших товаров, их качества;

-оформление приемки соответствующими  документами;

-принятие товаров на  учет.

Приемка товара по количеству необходима для установления соответствия наименования, сорта, цены товаров, а  также их количества сопроводительным документам. Приемка товаров по качеству проводится с целью предотвращения поступления к покупателям товаров  низкого качества. Одновременно производится проверка упаковки, маркировки.

Анализ структуры ассортимента в магазине «Парфюмерный рай»

Формирование ассортимента в магазине “Парфюмерный рай” – это разработка системы мер и подходов, которые направлены на формирование конкурентоспособной ассортиментной модели, обеспечивающей положительный имидж магазина, его устойчивые позиции на рынке.

При разработке ассортиментной политики магазин ориентируется  как на внешние (предпочтения потребителей, конкуренция), так и внутренние (рентабельность товара, стадия жизненного цикла товара) факторы.

 

Принцип формирования товарного  ассортимента в магазине – функциональный, то есть он призван удовлетворять потребности людей. Товарный ассортимент магазина является насыщенным, так как в продаже имеются аналогичные товары разнообразных производителей (торговые марки).

Номенклатура супермаркета включает в себя продукцию десяти ассортиментных групп:

  • Средства личной гигиены
  • Средства по уходу за волосами
  • Средства по уходу за детьми
  • Порошки
  • Средства по уходу за лицом (крема, лосьоны, тоники и т.д.)
  • Чистящие средства
  • Декоративная косметика
  • Парфюм
  • Средства по уходу за обувью
  • Нижнее белье

Насыщенность представленной номенклатуры, то есть общее число  составляющих ее отдельных товаров, у объекта изучения . Средняя насыщенность товарного ассортимента (средняя товарная линейка) супермаркета определяется делением общего количества продукции (414) на количество ассортиментных групп (10). Таким образом, средняя товарная линейка магазина охватывает 41,4 позиций.

Глубину номенклатуры можно  определить исходя из количества вариантов  исполнения каждого продукта в рамках ассортиментной группы.

Была рассчитана глубина номенклатуры супермаркета. Например, порошок продается в различных упаковках (картонная коробка, пластиковый пакет)  и в нескольких расфасовках (1 кг, 1.1 кг, 2 кг, 3 кг, 4 кг, 5 кг ), значит, глубина номенклатуры порошка равна 2*8=16. Сами параметры определения глубины номенклатуры и ассортимента продукта зависят от конкретного продукта. Среди таких параметров использовались вид расфасовки, масса, форма продукта, вид обработки, наличие наполнителей или добавок, сортность. Таким образом, были рассчитаны все ассортиментные группы. Глубина номенклатуры магазина составила 809.

В целях более глубокого  и подробного изучения товарного ассортимента магазина была рассмотрена одна из ассортиментных групп: средства по уходу за детьми.

Ассортиментная группа «средства по уходу за детьми» разделена на пять ассортиментных подгрупп: памперсы, косметические средства (мыло, присыпка, защитный крем, крем под подгузник, молочко, шампунь, средство для купания, масло), влажные салфетки, ватные и бумажные изделия (ватные палочки, ватные диски, ватные шарики, бумажные салфетки), средства ухода за зубами и полостью рта.

Насыщенность этих подгрупп определялась по торговым маркам и наименованиям товаров.

Широта, насыщенность и глубина  ассортиментной группы «средства по уходу за детьми»:

Широта

Насыщенность 

Глубина

Памперсы

4

18

косметические средства

16

16

ватные и бумажные изделия

12

12

влажные салфетки

3

9

средства ухода за зубами и полостью рта

3

12


Таким образом, из всего вышеперечисленного можно сделать следующий вывод. Ассортиментная группа «Средства по уходу за детьми» достаточно насыщена. Ассортимент является глубоким и широким.

Ассортимент в магазине постоянно  пополняется, появляются новые товары в соответствии с потребностями  покупателей. Ассортимент в магазине полностью удовлетворяет спрос  покупателей за исключением одной  группы товаров - нижнее белье. Магазин  является специализированным по косметике, парфюмерии и бытовой химии, а  вот нижнее белье представлено в  ограниченном количестве и является сопутствующим товаром. Если покупателю необходимо будет что-то из этой группы товаров, то в данный магазин он не пойдет, а обратится в специализированный магазин нижнего белья, где ассортимент более широкий.

Формированием ассортимента в магазине занимается товаровед. Он фиксирует, какие товары являются товарами повседневного (туалетная бумага и  зубная паста), периодического (чистящие средства) и редкого потребления (туалетная вода). На основе этого  он разрабатывает систему мероприятий, способствующих наиболее полному удовлетворению потребностей населения и обеспечивающих максимальную прибыль магазину. К  ним относятся планирование товарных запасов, изучение спроса и анализ товарной структуры товарооборота за определенный период, обсуждение проблем и путей  их решения. Формируя ассортимент, товаровед  учитывает фактор взаимозаменяемости. Это может быть товар внутригрупповой (блеск - помада) или из другой товарной группы (шампунь - лак)

Формирование ассортимента – важнейший раздел коммерческой работы в магазине. Задача товароведа – сформировать такой ассортимент, который позволяет удовлетворять  спрос большинства покупателей  при ограниченном количестве представленных в магазине ассортиментных позиций.

Инструментом регулирования  ассортимента в магазине служит ассортиментный перечень товаров. Его наличие позволяет  систематически контролировать полноту  и стабильность ассортимента.

Рассмотрим структуру  ассортимента в магазине.

Таблица 5. Товарная структура товарооборота магазина

 

Товарооборот в 2011 году

Товарооборот в 2012 году

Отклонение

сумма, тыс. руб.

доля, %

сумма, тыс. руб.

доля, %

сумма, тыс. руб.

доля, %

Парфюм

840,0

6,9

1150,0

7,1

310,0

0,2

Средства личной гигиены

2995,0

24,6

4090,0

25,3

1095,0

0,7

Порошки

1350,0

11,1

1800,0

11,2

450,0

0,1

Чистящие средства

1570,0

13,0

2140,0

13,3

570,0

0,3

Средства по уходу за лицом (крема, лосьоны, тоники и т.д.)

1730,0

14,2

2300,0

14,2

570,0

0

Электрические лампы 

150,0

1,2

278,0

1,7

128,0

0,5

Декоративная косметика

950,0

7,8

1340,0

8,3

390,0

0,5

Средства по уходу за обувью

650,0

5,4

700,0

4,3

50,0

-1,1

Средства по уходу за волосами

1230,0

10,1

1790,0

11,1

560,0

1,0

Нижнее белье

695,0

5,7

560,0

3,5

-135,0

-2,2

Итого

12160,0

100

16148,0

100

3988,0

0,0


Результаты анализа данных таблицы 5 свидетельствует о том, что в развитии товарооборота в целом по товарным группам наблюдается тенденция его роста, правда она не значительная т.к. в 400 метрах от магазина “Парфюмерный рай” находится торговый центр «Шатл» который открыт раньше и, видимо, покупатели привыкли к нему больше. Исключение составляют группы средства по уходу за обувью и нижнего белья. Это связанно с открытием рядом с магазином «Парфюмерный рай» обувного магазина «Рособувь» и магазина нижнего белья «Милашка».

Товарооборот в 2012 году по сравнению с 2011 годом вырос в сумме на 3988,0 тыс. руб. Такую тенденцию можно оценивать только с положительной стороны. Это означает, что магазин успешно развивается на потребительском рынке, занимает все большую долю продаж. Товары, которые реализуются торговым предприятием, пользуются спросом у населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4. Рекомендации по совершенствованию ассортимента торгового предприятия «Парфюмерный рай»

Разработка стратегии  формирования ассортиментной политики торгового предприятия.

Формирование ассортимента магазина «Парфюмерный рай» подразумевает разработку стратегии продукта, основная цель которой выбор оптимального ассортимента, удовлетворяющего потребности покупателей и дающего прибыль.

Магазин должен иметь в наличии как можно более насыщенный и глубокий ассортимент.

Следует обратить большее  внимание на сезонные товары, которые являются необходимым дополнением в ассортименте магазина в зависимости от времени года. (Например: летом – крема от\для загара).

Необходимо расширить  ассортимент сопутствующих товаров, которые выполняют вспомогательные функции и не относятся к основным товарным позициям (Например: нижнее белье, чулочно-носочные изделия)

Следует обеспечить наличие  товаров, способствующих эмоциональной, импульсивной покупке, благодаря красивой декоративной выкладке. Это также  могут быть товары-новинки (в новой  красочной упаковке, новая марка товара), которые тоже можно выделять специальными указателями, либо объявлениями при входе.

Для выявления неудовлетворенного спроса дать задание кассирам фиксировать данные о том, какие товары покупатели спрашивают часто, что они хотели бы купить (какой массы, емкости, жирности, в какой упаковке), а в магазине этого нет или быстро заканчивается. В конце каждого месяца предоставлять товароведу список таких товаров. Товаровед, в свою очередь, анализирует и учитывает полученную информацию при формировании ассортимента магазина на следующий месяц, включая определенные товарные группы в заявки на поставку или устанавливая новые связи с поставщиками.

Информация о работе Курсовая по организации коммерческой деятельности