Лекции по "Экономике организации"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 15:46, курс лекций

Описание работы

1. Сущность и основные черты предпринимательской деятельности
2.Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности их характеристики.
3.Объединение лиц и капиталов, их различие. Характеристика товариществ, АО, кооперативов
4. Создание и юридическое оформление нового предприятия. Состав учредительных документов. Типовой устав предприятия.
5. Малое предпринимательство.

Файлы: 1 файл

Konsp_ek_org_080114 (5).doc

— 231.00 Кб (Скачать файл)

 

23. Основные виды и  стpуктуpa цен. Порядок расчета. Факторы, влияющие на уровень цены

В РФ действуют свободные рыночные цены и тарифы, а также регулируемые гocударством цены и тарифы по ограниченному перечню товаров и услуг. Свободные оптовые цены на продукцию технического назначения и свободные отпускные  цены на товары широкого потребления рассчитываются на основе методических рекомендаций по формированию и применению свободных цен и тарифов на продукцию, работы и услуги. Свободные цены устанавливаются предприятиями-изготовителями или др. поставщиками по согласованию с покупателями, исходя из конъюнктуры рынка (сложившегося спроса и предложения), качества и потребительских свойств продукции. Эти цены определяются на условиях франко-вагон cтанция (порт, аэропорт) отправления или франко-транспортное средство на складе предприятия поставщика. Франко – коммерческий термин, означает «свободный». Вид франко показывает, что покупатель свободен от расходов по доставке продукции до определенного пункта, т.к. их несет поставщик. По договоренности сторон могут быть приняты другие условия поставки.

Структура цены на товар, реализуемый по каналу 1-го уровня:

Сполн

П

 

Цизгот

НДС

 

Цсвободн.отп.

Нт.о.

Црозничная


П – прибыль – ее размер зависит  от спроса на данную продукцию и  планируется установлением уровня рентабельности (прибыльности) продукции.

Rпрод=(П/Сполн)*100% - рентабельность

По цене изготовителя (отпускной, оптовой) предприятия определяют свои финансовые результаты.

НДС – косвенный налог, поступающий  в бюджет.

По свободным отпускным или  свободным оптовым ценам предприятия  рассчитываются с покупателями.

Нт.о. – наценка торговой организации  – определяется продавцом самостоятельно, исходя из конъюнктуры рынка. В нее включают издержки обращения, в т.ч. транспортные расходы по доставке продукции от поставщика, другие расходы по закупке и реализации товаров, НДС и прибыль.

В цены на продукцию, поставляемую через  большее число посредников, включаются посредническо-сбытовые надбавки, также определяемые по соглашению сторон.

В цены некоторых товаров включают акцизы.

На величину цены оказывают воздействие  внутренние и внешние факторы:

1. Внутренние – зависят от  деятельности самого предприятия:

- товары мелкосерийного и единичного производства имеют более высокую себестоимость, а. следовательно, и цену. На товары массового производства устанавливаются относительно низкие цены

- при частых и интенсивных  изменениях в технологии товар  будет иметь более высокую цену

- товары имеют более высокую  цену при коротком жизненном  цикле и относительно низкую  – при длительном.

2. Внешние: конкурентная ситуация  на рынке, потребители, участники  каналов товародвижения, государство.

 

 

24. Виды стратегий  ценообразования. Определение цены и ее адаптация

Стратегия ценообразования в первую очередь зависит от тех рыночных целей, которые предприятие ставит перед собой. Это может быть:

1. Максимизация доли товара на рынке (используется ценообразование, способствующее максимальному сбыту);

2. Максимизация прибыли (делается  акцент на ценности товара);

3. Безубыточное существование в условиях острой конкуренции.

В зависимости от этих целей, оценив возможности предприятия и товара, предприятие может выбрать одну из  ценовых стратегий:

- «Внедрение на рынок». Необходимым  условием для реализации данной  стратегии является низкая себестоимость  товара, которая обуславливает возможность  назначения низкой цены, что дает  возможность завоевать большую  долю рынка.

- «Снятие сливок». Условием применения стратегии является высокое качество продукции или ее эксклюзивность, что дает возможность запросить максимальную цену и получить максимальную прибыль.

- «Специализация на конкретном  сегменте» характерна для небольших  фирм (которые не могут бороться с крупными предприятиями в открытую). Цель стратегии – добиться безубыточного существования. Для этого фирмы выбирают определенный участок рынка и назначают цену на среднем либо выше среднего уровня.

Принятие решения при определении цены состоит из трех основных этапов:

1. определение базовой цены;

2. коррекция цены в соответствии с особенностями спроса на товар;

3. коррекция цены в соответствии с типом и уровнем конкуренции.

Подходы к определению уровня цены:

- издержки + прибыль (подсчитываются  затраты на производство товара, устанавливается сумма прибыли (либо норма прибыли), и на основе этого устанавливается цена товара). Способ простой, но не учитывает мнение покупателей и действия конкурентов;

- ориентация на конкурентов (цена устанавливается на уровне цен конкурентов);

- ориентация на ценность товара (цена устанавливается на основании мнения покупателей о том, сколько должен стоить данный товар и сколько они готовы за него заплатить).

Однако все эти подходы учитывают  один, максимум два фактора из трех (базовая цена, спрос и конкуренция), тогда как в идеале следует учитывать все три фактора. При этом процедура установления цены на  товар будет состоять из трех этапов.

Цена товара, определенная по этой схеме, не в полной мере соответствует рыночным тенденциям и настроению потребителей, а также воспринимаемой ценности товара, и нуждается в адаптации. Существует 4 подхода к адаптации цены.

1. Ранжирование цен – установление  различных цен на разные товары в ассортименте фирмы для привлечения и удержания различных групп покупателей.

- Единый подход к установлению цены на весь товарный ассортимент. Например, фирма может выпускать различные виды тетрадей (для школьников, студентов, для офиса) и продавать их по различным ценам. Т.о., она сможет удовлетворить потребности всех покупателей.

- Единая шкала цен. Применяется,  когда потребителю сложно оценить  качество товара либо качество  товара для потребителя незначимо,  значима цена. В этом случае  товары объединяются в группы  по уровню цены, например «группа  товаров за 100 рублей».

- Принцип убыточного лидера. Один  или несколько товаров предлагаются  по очень низким ценам. С помощью этого приема покупатели привлекаются в магазин, где представлены и другие товары по обычным ценам. Т.о., растет объем продаж всех товаров.

2. Скидки – наиболее распространенный  способ адаптации цены. Скидки  могут назначаться:

- за количество купленного товара (в том числе накопительные);

- за постоянство покупок (приверженность данному продавцу или производителю);

- сезонные скидки (для поддержания равномерного уровня продаж сезонных товаров);

- за платеж наличными (либо по безналичному расчету);

- функциональные скидки (предоставляются  торговым посредникам за помощь в продвижении товара).

Первые четыре вида скидок применимы  как для конечных покупателей, так и для посредников.

3. Ценовая дискриминация или  дифференцирование цены. Предполагает  установление разных цен на один и тот же товар в зависимости от вида покупателей, мотивов, времени и места покупки. Варианты ценовой дискриминации:

- дополнительная плата за срочность выполнения заказа;

- дополнительная плата за возможность покупки в ночное время;

- дополнительная плата за значимость места приобретения (в магазине сок будет стоить дешевле, чем в кафе).

4. Учет психологических аспектов  цены. Метод основывается на предположении, что у покупателя есть т.н. «ценовые барьеры», т.е. перед покупкой какого-либо товара он определяет для себя приемлемый диапазон цен и затем выбирает товар уже внутри этого диапазона, ориентируясь на качество. Основные методы преодоления «ценовых барьеров»:

- Психология препарирования цен  – установление комплексной цены  на набор. Из товара выделяется базовый элемент, на который назначается цена, приемлемая для покупателя, а дополнительные элементы продаются отдельно. Например, продажа кухонного комбайна по низкой цене, и назначение несколько завышенных цен на насадки к этому комбайну. При таком подходе потребитель воспринимает цену базового элемента как цену всего товара, а остальные траты рассматриваются как необходимость.

- Психология оптовых цен –  представляет собой вариант скидки  за количество на рынке конечного потребления. Данный прием дает возможность приобрести набор товаров дешевле, чем каждый товар в отдельности. Недостаток подхода в том, что у потребителей накапливаются запасы данного товара и снижается частота повторных покупок.

- Психология восприятия чисел:  внимание человека концентрируется  на числе до дроби и число, например 29,95 будет воспринято как существенно меньшее, чем 30,10.

Адаптировав базовую цену товара к рынку, получилась окончательная цена, по которой будет продаваться товар (услуга). Следующим шагом должна стать проверка данной цены: позволит ли объем выручки окупить затраты на выпуск товара и получить прибыль.

 

25. Прибыль  предприятия, порядок расчета и распределения. Налог на прибыль

 

Прибыль - превышение доходов  от продажи товаров (услуг) над произведенными затратами.

  Прибыль - один из обобщающих  оценочных показателей работы  предприятия.

  Функции прибыли:

  • характеризует конечные финансовые результаты деятельности предприятия, размер его денежных накоплений;
  • главный источник финансирования затрат на производственное и социальное развитие предприятия;
  • важнейший элемент доходов гос. бюджета.

  Основная цель предприятия  - прибыль, поэтому -

прибыль - основной показатель эффективности производства.

  На уровне предприятия возникает целая система прибылей.

 1) Валовая (балансовая) прибыль - сумма прибыли от реализации продукции (работ, услуг) (Ппродаж) и прочая прибыль (от реализации основных фондов, иного имущества предприятия, доходы по внереализационным операциям, уменьшенные на сумму расходов по этим операциям):

    Пв = Продаж + Ппроч.

Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) - разница между выручкой от реализации продукции (без НДС и акцизов) (Вд) и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (З):    Ппродаж= Вд - НДС - А - З

2) Чистая прибыль - образуется после уплаты налогов и других обязательных платежей. Чистая прибыль остается в распоряжении предприятия.

Распределение прибыли  предприятием.

  Прибыль - объект исчисления и уплаты налогов по установленным ставкам, вследствие чего возникают финансовые отношения предприятия с государством (Налоговый кодекс РФ, гл.25).

  Предприятие уплачивает:

  • налог на прибыль- 20%.

  Предприятие самостоятельно определяет направления использования чистой прибыли.

  Резервный фонд - на случай прекращения деятельности и покрытия кредиторской задолженности.

Фонд накопления - источник средств предприятия для приобретения основных фондов, формирования оборотных средств, создания нового имущества.

Фонд потребления - для реализации мероприятий по социальному развитию и материальному стимулированию коллектива.

 

26. Понятие  и виды инвестиций

Инвестиции (И) – это вложение средств  предприятия с целью создания и получения выгоды в будущем.

По материально-вещественному воплощению различают следующие виды И:

1. Финансовые (портфельные) – вложения  в акции, облигации и др. ценные  бумаги, выпущенные различными компаниями  и государством.

2. Реальные И, т.е. И в физические  активы, они предназначены для  повышения эффективности производства, расширения производства, создания  новых производств, обеспечения  выполнения гос. заказа или  иного крупного заказчика.

3. И в нематериальные активы  – предусматривают вложения в развитие научных исследований, приобретение лицензий на использование новых технологий, прав на использование товарных знаков известных фирм.

Рассмотрение любого инвестиционного  проекта требует предварительного анализа и оценки. Особенно сложной и трудоемкой является оценка инвестиционных проектов в реальные активы. Они проходят экспертизу, результаты которой позволяют получить всестороннюю оценку технической возможности, стоимости реализации проекта, эксплуатационных расходов и экономической эффективности проектов. Комплексная оценка инв. проекта, т.е. его технико-экономическое обоснование проводится на основе Методических рекомендаций «По оценке эффективности инвестиционных  проектов и их отбору для финансирования» (1994 г.)

 

 

 

27. Определение эффективности инвестиций

Смысл оценки любого инв. проекта –  получение ответа на вопрос – оправдают  ли будущие выгоды сегодняшние затраты.

При проведении оценки различных инв. проектов или вариантов одного проекта  выбор лучшего рекомендуется  проводить с использованием различных показателей:

1. Чистый дисконтированный доход  ЧДД (интегральный эффект, чистая  приведенная стоимость, чистая  современная стоимость)

2. Индекс доходности ИД (индекс  прибыльности)

3. Внутренняя норма доходности  ВНД (внутренняя норма прибыли, внутренняя норма рентабельности, возврата инвестиций)

4. Срок окупаемости - Ток

5. Другие показатели, отражающие  специфику инвестиционного проекта  или интересы участников

Оценка экономической эффективности  инв. проектов осуществляется путем приведения (дисконтирования) разновременных экономических показателей к их ценности в начальном периоде. Для приведения используют норму дисконта Е, равную приемлемой для инвестора норме дохода на капитал. Технически приведение к базисному периоду производится путем умножения на коэффициент дисконтирования αt.

Информация о работе Лекции по "Экономике организации"