Лекции по "Экономина предприятия"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 18:10, курс лекций

Описание работы

Тема 1: Введение в курс "Экономика организаций (предприятий)"
Объект, предмет, структура курса
Экономика – это наука о том, как общество использует определенные ограниченные ресурсы для производства полезных продуктов и распределяет их среди различных групп людей. Поэтому экономика предприятия – это наука о том, как это явление осуществляется в рамках отдельно взятого предприятия. Судя по названию курса, объектом изучения является предприятие. Под предприятием в соответствии с действующим Российским законодательством понимается организация, которая использует разнообразные ресурсы, соответствующим образом их обрабатывает и получает товарную продукцию, оказывает определенные услуги или выполняет какие-либо работы с целью последующей реализации готового продукта на рынке

Файлы: 1 файл

ЭП Курс лекций.docx

— 245.98 Кб (Скачать файл)

За нарушение  правил сертификации товаров (услуг) изготовитель, продавец несут ответственность  в соответствии со ст. 41 Закона РФ «О защите прав потребителей». Порядок  работ по обязательной сертификации определён введённой в 1992 г. Системой сертификации  ГОСТ Р, которая включает следующие документы:

    1. Основные положения.
    2. Требования к органу по сертификации и порядок его аккредитации.
    3. Порядок проведения сертификации продукции. Общие требования.
    4. Требования к испытательным лабораториям и порядок их аккредитации.
    5. Правила ведения Государственного реестра Системы сертификации

 

 

    1. Система управления качеством продукции

 

Управление  качеством – действия, осуществляемые при создании продукции в целях  установления, обеспечения и поддержания  необходимого уровня качества. В связи  со сложностью понятия «качество» им занимаются на системном уровне и  первые системы управления качеством  были введены в практику в 50-х  годах. В соответствие с ними система  качества состоит из следующих элементов: обеспечение качества, управление качеством  и улучшение качества. Технический  комитет международной организации  по стандартизации (ИСО) разработал стандарты  серии 9000, содержащие требования к системе  качества и определяющие элементы, необходимые для включения в  систему качеством.

Государственная система управления качеством продукции  в РФ включает в себя:

1. Законы  и нормативные акты, регламентирующие  права и обязанности производителей  и потребителей продукции в  объёме разработки, создания, реализации  и эксплуатации продукции;

2. Государственная  система сертификации;

3. Государственная  система надзора за соблюдением  стандартов и состоянием измерительной  техники;

4. Государственная  статистическая отчётность предприятий  по качеству продукции;

5. Заводские  (внутрифирменные) системы управления  качеством прдукции.

Обеспечение качества – это все планируемые и систематически осуществляемые виды деятельности в рамках системы качества, а также дополнительные виды (если требуется), необходимые для создания уверенности в том, что объект будет выполнять требования, предъявляемые к качеству.

Управление качеством – методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для выполнения требований по качеству.

Улучшение качества – мероприятия, проводимые для повышения эффективности и результативности деятельности в целях получения выгоды как для организации, так и для потребителей.

Таким образом, система качества – это совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых  для осуществления общего руководства  качеством.

Важнейшим элементом системы качества организации (предприятия) является жизненный цикл продукции или «петля качества» («спираль качества») – концептуальная модель взаимозависимых видов деятельности, влияющих на качество на различных  стадиях: от определения потребностей до оценки их удовлетворения. Система  качества предприятия разрабатывается  с учётом конкретной деятельности предприятия, но в любом случае она должна действовать  на всех стадиях «петли качества»  или жизненного цикла продукции:

    1. маркетинг, поиск, изучение рынка;
    2. проектирование и разработка продукции;
    3. подготовка и разработка производственных процессов;
    4. материально-техническое снабжение;
    5. производство;
    6. контроль, проведение испытаний;
    7. упаковка и хранение;
    8. реализация и распределение продукции;
    9. монтаж и эксплуатация;
    10. утилизация использованного изделия.

 

 

 

Тема 6. Подготовка и освоение нового производства

 

        1. Инновации и инновационная политика предприятия

 

Термин "инновация" появился в отечественной экономике в связи с переходом к рынку. До этого существовало понятие "внедрение достижений НТП".

Качественное  совершенствование производства осуществляется в форме нововведений. Область  науки, изучающая различные теории нововведений – формирование новшеств, их распространение, факторы, противодействующие нововведениям, выработку инновационных  решений – называют инноватика.

Инновационная деятельность - это процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок в производственный процесс. Инновация - есть конечный результат инновационной деятельности, получившей реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта (технологического процесса), реализуемого на рынке.

Классификация инноваций:

  1. По степени новизны выделяют:
  2. Базисные инновации (реализуют крупные изобретения и являются основой для формирования новых поколений и направлений развития техники);
  3. Улучшающие (связаны с внедрением мелких и средних изобретений);
  4. Псевдоинновации (направлены на частичное улучшение устаревших видов техники и технологии);
  5. По роли в воспроизводственном процессе инновации классифицируются на:
  6. потребительские;
  7. инвестиционные;
  8. По степени сложности:
  9. простые;
  10. синтетические;
  11. По причинам возникновения:
  12. реактивные (направлены на выживание фирмы, они появляются, как правило, как реакция на радикальные инновационные преобразования, осуществляемые конкурентами);
  13. стратегические (носят упреждающий характер и направлены на получение конкурентных преимуществ в перспективе);
  14. По характеру применения различают:
  15. продуктовые инновации (направлены на производство и использование новых продуктов и услуг);
  16. рыночные (открывающие новые сферы применения уже известных продуктов и услуг и позволяющие реализовать потребности в них на новых рынках);
  17. инновации–процессы (нацелены на новые технологии, организацию процесса и управление);
  18. социальные инновации (ориентированные на построение и функционирование новых социальных структур).

Понятие "инновация" может применяться  только к тем новшествам, затраты  на создание и внедрение которых  окупаются в нормативные сроки. При этом период времени от зарождения идеи до практического внедрения  новшества называется жизненным циклом инноваций. Финансирование инноваций осуществляется из тех же источников, что и финансирование любых инвестиций (самофинансирование, заемные средства, привлечённые источники и др.).

 Инвестиционная  политика предприятий должна  быть направлена на увеличение  производства принципиально новых  видов продукции и технологий (что в настоящее время в  РФ составляет лишь 3% от общего  выпуска). Причем инновации - это не только производство новых продуктов и внедрение новых технологий, но и новые сферы управления, маркетинговые инструменты. Обновление продукции увеличивает вероятность получения предприятием добавочной прибыли (научно технической ренты).

 

    1. Инжиниринг и реинжиниринг на предприятии

 

Термин "инжиниринг" (от лат. "изобретательность"). Основной перечень инжиниринговых услуг:

  1. маркетинговые исследования целесообразности проекта;
  2. изучение технических возможностей его реализации;
  3. надзор за изготовлением оборудования;
  4. помощь в обучении персонала;
  5. пуск объектов эксплуатации.

Понятие "инжиниринг" вошло  в бизнес–практику  с середины 80-х гг. и представляет собой инженерно-консультационные услуги, обособленные в самостоятельную  сферу коммерческой деятельности.

Такие услуги делятся на две группы:

  1. услуги, связанные с подготовкой производственного процесса;
  2. услуги по обеспечению нормального хода процесса производства и реализации продукции.

Цель инжиниринговой деятельности – повышение эффективности производства на основе известных науке и практике достижений в области инженерных знаний, то есть это процесс доведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ до стадии производства.

Как свидетельствует  мировой производственный опыт, прирост  конечного результата производства при использовании практики инжиниринга  составляет примерно 10-20%. Более Существенных результатов позволяет достигать реинжиниринг бизнес–процесса. Данное понятие введено впервые М. Хаммером  и Дж. Чампи "Реинжиниринг корпораций: революция в бизнесе". Реинжиниринг представляет собой инновационный процесс, направленный на кардинальное перепроектирование бизнеса для достижения скачкообразного улучшения деятельности предприятия. Реинжиниринг рассматривается не как традиционное улучшение (усовершенствование или модернизация), а как изобретение, позволяющее увеличить некоторые показатели деятельности предприятия в среднем в 5-10 раз и более).

В экономической  литературе по реинжинирингу выделяются два вида деятельности:

- кризисный  реинжиниринг;

- реинжиниринг  развития.

По пути кризисного реинжиниринга идут в  том случае, если предприятие оказалось  в чрезвычайно сложной ситуации.  Реинжиниринг же развития приемлем, когда  у предприятия наметились тенденции  ухудшения экономических показателей  и возникла угроза завоевания рынков

- стремление  увеличить массу прибыли.

В 1991 г. было образованно первое профессиональное общество финансовых инженеров ("Международная  ассоциация финансовых инженеров"). Финансовый инжиниринг – это разработка новых финансовых инструментов, операционных схем, поиск новых подходов к решению проблем в области финансов.

 

 

Тема 7. Организация инвестиционной деятельности предприятия

 

1. Инвестиции: сущность, виды, источники

 

С экономической  точки зрения инвестиции рассматриваются как расходы на создание (приобретение), расширение, реконструкцию и техническое перевооружение основного капитала, а так же  вызванное этим изменением расширение оборотного капитала.

Инвестициями  могут быть:

  1. Денежные средства, целевые банковские вклады, акции и другие ценные бумаги;
  2. Движимое и недвижимое имущество (здания, <span class="Normal__

Информация о работе Лекции по "Экономина предприятия"