Логистика и ее роль в повышении эффективности деятельности фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 15:48, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение особенностей логистики и ее роль в повышении эффективности деятельности фирмы.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
- определить сущность, понятие и виды логистики;
- описать цель, задачи и функции логистики как науки и как профессионально-хозяйственного вида деятельности;
- рассмотреть основные тенденции развития логистики и показать ее взаимосвязь с функционированием предприятия в целом;
- изучить организацию распределения товаров на логистической основе.

Содержание работы

Введение

3
1 Теоретические аспекты изучения логистики на предприятии

7
1.1 Понятие и виды логистики

7
1.2 Задачи и функции логистики

14
1.3 Роль логистики в повышении эффективности деятельности фирмы

17
2 Логистическая деятельность компании ООО «СемьСот»

21
2.1 Проблема эффективного распределения товаров и его решение в ООО «СемьСот»

21
2.2 Организация распределения товаров в ООО «СемьСот»

24
2. 3 Распределение товаров по рейтинговой оценке салонов

27
2.4 Анализ и выявление сезонности продаж мобильных телефонов в компании ООО «СемьСот» за 2006-2010 гг.


29
Заключение

32
Список использованных источников и литературы

34

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 2 курс.doc

— 203.00 Кб (Скачать файл)

Критерием эффективности  реализации логистической функции является степень достижения конечной цели логистической деятельности. Более глубокому раскрытию сущности логистики и ее роли и взаимосвязи с процессами, происходящими в различных областях деятельности предприятия, будет посвящена следующая глава.

 

    1. Роль логистики в повышении эффективности деятельности фирмы

 

Логистика предприятия, все ее явления и процессы, характеризуются сложностью, а также разносторонним влиянием на всю деятельность субъекта. Каждое предприятие как хозяйствующая единица имеет свои цели, которые по-разному определяются в зависимости от временного горизонта, предмета и сферы деятельности и т.п. Логистические процессы тесно связаны с функционированием предприятия; они не образуют автономную сферу деятельности, но должны подчиняться главным целям предприятия в целом. Поэтому логистические процессы имеют характер, обеспечивающий достижение этих целей10.

Главную цель предприятия, отличающую его от прочих хозяйствующих  субъектов, часто называют миссией  предприятия.

С точки зрения временного горизонта различают стратегические, тактические и оперативные цели. В свою очередь, каждая сфера деятельности предприятия может иметь собственные цели, например, производственные, маркетинговые, финансовые, логистические и т.п.

Однако следует подчеркнуть, что локальные цели отдельных  сфер деятельности предприятия, равно  как и подразделений, входящих в его состав, не могут противоречить главным целям предприятия в целом. Скорее наоборот - локальные цели должны поддерживать и усиливать главную цель. Только такая деятельность оказывается результативной и приносит позитивные экономические эффекты11.

Цели предприятия различным образом определяются сторонами, заинтересованными в его деятельности и получаемых результатах. Цели представляются по-разному владельцем предприятия, его коллективом, окружением, а также руководящим составом. Возможный конфликт целей способен привести к смене руководства предприятия, если оно окажется не в состоянии эффективно реализовать цели, поставленные владельцами. В качестве целей предприятия могут, в частности, выдвигаться:

- укрепление рыночной  позиции и за счет этого  получение преимуществ в конкурентной борьбе;

- максимизация финансового результата на длительном временном горизонте;

- увеличение экономического потенциала;

- увеличение стоимости предприятия  для акционеров (владельцев).

Формулируемые таким образом цели не противоречат друг другу, однако позволяют по-другому расставить некоторые акценты. Для увеличения стоимости предприятия для акционеров совершенно необходимо укрепление его рыночной позиции, увеличение потенциала, что может быть достигнуто, прежде всего, максимизацией финансового результата на длительном временном горизонте. При таком подходе можно говорить о комплексе целей, реализация которых усиливает шансы достижения главной цели12.

Дальнейшее развитие этой проблематики выходит за рамки  настоящей работы. Следует только обратить внимание на связь логистики с целями предприятия. Уточнение целей логистических процессов на предприятии в случае их успешной реализации может упростить достижение целей предприятия в целом13.

На обеспечение требуемого уровня обслуживания клиента-получателя направлена, прежде всего, маркетинговая стратегия предприятия. Она может эффективно воздействовать на укрепление рыночной позиции предприятия и создать преимущество в конкурентной борьбе. Это ведет, в свою очередь, к увеличению оборота и диверсификации материальной и территориальной структуры предприятия. Задача логистики заключается в эффективной реализации этих целей. Она может решаться обеспечением требуемой интенсивности поставок продуктов их получателям, рациональным формированием запасов во всей дистрибутивной сети и т.п.

В качестве примера, приведем опыт компании ОАО Кондитерский концерн «Бабаевский» - старейшего предприятия России по производству конфет и шоколада. В компании в 2005 году была налажена система информационного мониторинга за состоянием запасов и непрерывного контроля нормируемых параметров, что позволяет снизить риск затоваривания или, наоборот, дефицита готовой продукции у оптовых покупателей.

Снижение расходов является обязательным условием для содержания победы в конкурентной борьбе. Логистическая  деятельность открывает множество  возможностей для рационализации затрат в различных звеньях цепи поставок, которые будут обсуждаться в  следующих разделах.

Максимизация доходов  и минимизация расходов - важнейшие  направления, которые, в конечном счете, определяют финансовый результат фирмы.

Широкая сфера логистических  процессов непосредственно влияет на максимизацию доходов от совокупной деятельности предприятия; она также может снижать расходы на нее. Эти два ведущих направления отражаются как

в финансовом результате (путем его максимизации), так и на укреплении рыночной позиции, достижении и удержании преимуществ в конкурентной борьбе. Эти цели достигаются как логистической деятельностью, так и прямым снижением затрат. В свою очередь, получение финансовой прибыли позволяет увеличить экономический потенциал предприятия и, в конечном счете, повышает его стоимость14.

Несколько лет назад  на связь логистики с повышением стоимости предприятия для акционеров обратил внимание известный британский специалист в области логистики М. Кристофер. По его мнению, существует множество важных связей между эффективностью логистических процессов и стоимостью фирмы для акционеров. Поэтому следует говорить о влиянии логистики не только на формирование операционной прибыли, но и на продуктивность ресурсов-активов за счет ускорения их оборачиваемости, и - благодаря этому - влиянии на объем привлеченных капиталов.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что логистика способна играть чрезвычайно высокую роль в ведении конкурентной борьбы компании, а специалисты по логистике окажутся востребованными на рынке труда.

 

2 ЛОГИСТИЧЕСКАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОМПАНИИ ООО «СЕМЬСОТ»

 

2.1 Проблема эффективного распределения товаров и ее решение  в компании ООО «СемьСот»    

                                                            

Среди различных областей деятельности, определяющих коммерческий успех розничного торгового предприятия  на рынке, немаловажная роль принадлежит распределению товаров или дистрибьюции.

Дистрибьюция — функциональная область логистики, задача которой  — интегрированное управление логистическими функциями и операциями продвижения  готовой продукции и сопутствующим  логистическим сервисом от производителей и/или оптовых (оптово-розничных) торговых компаний до конечных (или промежуточных) потребителей. Основной задачей распределения является максимальная экономия различного рода ресурсов в логистической цепи поставок при обеспечении надлежащего уровня обслуживания потребителей.

Распределение товаров  в розничной торговой сети является достаточно сложным и трудоемким процессом. На его эффективность влияет множество факторов как внутренней, так и внешней среды, в числе которых изменение спроса и требований покупателей, широта ассортимента, открытие новых торговых точек, изменение в сбытовой и ценовой политике компании, диверсификация бизнеса, финансовые возможности компании и т. д.15

При разработке стратегии  распределения товаров руководство торговой компании может столкнуться с рядом проблем, к числу которых можно отнести: определение приоритетов распределения товаров по магазинам розничной торговли сети; разработка и учет показателей, позволяющих обеспечить   эффективное   их   распределение   между   торговыми   точками; определение оптимального уровня текущих и страховых запасов, как на распределительных складах, так и в розничной торговой сети; организация своевременной транспортировки продукции, т. е. ее физическое перемещение со склада торгового предприятия в адрес магазина для реализации конечному потребителю и т.д.

Рассмотрим порядок  распределения товаров в розничной  торговой сети на примере торговой компании ООО «СемьСот», расположенной  во Владивостоке, занимающейся розничной продажей мобильных телефонов, аксессуаров к ним, а также сопутствующих товаров. Салоны компании расположены не только во Владивостоке, но и в других городах Приморского края, а также на Сахалине, Камчатке, в Иркутске и Хабаровске. На начало 2011г. компания имела достаточно разветвленную сеть магазинов и салонов сотовой связи (около 160 торговых точек) и пять распределительных складов, находящихся во Владивостоке, Южно-Сахалинске, Иркутске, Улан-Удэ и Хабаровске. В связи с этим проблема эффективного распределения товаров между распределительными складами и салонами розничной торговой сети в ООО «СемьСот» стоит очень остро.

В компании имеется отдел  логистики, который активно занялся  решением этой проблемы. Сотрудники отдела разработали и активно используют определенный перечень показателей, учет и анализ которых позволяет им совершенствовать процесс распределения товаров. Рассмотрим каждый из этих показателей и определим значение каждого из них при организации процесса распределения товаров в розничной торговой сети компании.

Первым важным показателем  является объем товарных запасов  на главном распределительном складе компании. Он позволяет увидеть общую  картину состояния запасов в  компании по каждой из товарных групп  и принять своевременные меры к их пополнению или сокращению. При распределении вновь поступившего товара можно сориентироваться, какое его количество необходимо отгрузить на другие склады, распределить по торговым точкам или оставить на главном складе с учетом прогнозируемых продаж. Нелишне проанализировать и динамику наличия запасов на главном и распределительных складах за истекшие месяцы, кварталы, годы, чтобы понять, каковы иммобилизования денежных средств и их оборачиваемость.

Следующим показателем  является объем товарных запасов  в магазинах (салонах) розничной торговой сети. Его тщательный анализ позволяет избегать дефицита тех или иных товаров в магазинах и обеспечивать бесперебойность торговли ими. При недостатке или избытке каких-либо позиций отдел логистики    принимает    необходимые    меры        к    их    пополнению    или перераспределению между другими торговыми точками.

Важным показателем  является объем продаж товаров в  магазинах розничной торговой сети за истекшие периоды времени. Крайне необходимо отслеживать и анализировать объемы продаж за различные периоды времени, от одной недели до нескольких месяцев. Это делает подход к распределению товаров более гибким, позволяет более точно прогнозировать объемы продаж и бесперебойно снабжать салоны компаний товарами на будущий период. Если торговая точка находится в другом регионе, например на Сахалине или в Хабаровске, этот период в зависимости от оборачиваемости товара может составлять от одного до нескольких месяцев.

Немаловажным показателем  являются количество и размер мелкооптовых заказов, заказов от юридических лиц, а также индивидуальных заявок от покупателей. Это позволяет более точно прогнозировать объемы будущих продаж мобильных телефонов, а также благоприятствует установлению хороших контактов с различными предприятиями, закупающими мобильные телефоны для своих работников, повышает имидж компании среди населения. К индивидуальным заявкам от покупателей относятся единичные заявки на мобильные телефоны, имеющиеся на складе компании в ограниченном количестве, на эксклюзивный либо устаревший товар, снятый с производства.

Выдерживание необходимых  сроков доставки товара с главного распределительного склада на удаленные  склады и торговые точки компании — это показатель, учет и анализ которого имеет особое значение. Своевременная  доставка товаров в розничную торговую сеть позволяет обеспечивать бесперебойное снабжение населения и предотвращает возникновение издержек неудовлетворенного спроса. Для этого в ООО «СемьСот» разрабатываются графики доставки их со складов в розничную торговую сеть. Сроки доставки товара с главного распределительного склада в удаленные распределительные центры компании в 2010 г. варьировались от одного до четырех дней. Для доставки товаров от поставщиков на главный склад, а также с главного склада на удаленные распределительные склады с одной транспортной компанией — ООО «ACT Транзит», которая является надежным перевозчиком с многолетним опытом работы в этой сфере. Сотрудничество с ней позволяет не только получать соответствующие бонусы по оплате услуг, но и осуществлять тщательный контроль за доставкой грузов на протяжении всего пути, а также определять местонахождение транспортируемого груза в заданный момент времени. Кроме того, компания ООО «СемьСот» имеет свой автомобильный парк, состоящий из семи автомобилей и, соответственно, водителей-экспедиторов, за каждым из которых закреплены определенная территория и количество торговых точек.

 

2.2 Организация распределения товаров в ООО «СемьСот»

 

При организации распределения  товаров необходимо принимать во внимание количество и ассортимент товаров, отгруженных поставщиками и находящихся в пути. Для ускорения процесса распределения товаров между потребителями (предприятиями розничной торговой сети, филиалами) можно заранее осуществить их  предварительное распределение для последующей переотправки на удаленные филиальные склады, находящиеся, например, на Сахалине или Камчатке.

При распределении продукции  большое значение имеет отслеживание времени (даты) поступления товаров  от поставщиков на главный склад  компании. Любое несоответствие по срокам поступления нового товара на склад, будь то срыв его поставки поставщиками, задержка в пути или преждевременное поступление, может нарушить график распределения товаров в компании. Задержка товаров в пути приводит к несвоевременному доведению товара до конечного потребителя, к возникновению издержек неудовлетворенного спроса, а преждевременное поступление нарушает ритмичность работы склада. В связи с этим служба логистики компании осуществляет кропотливую работу с поставщиками, ведет строгий контроль за ходом отгрузки товаров, стараясь предотвратить факты срыва или задержек поставки товаров в соответствии с заключенными договорами.

Информация о работе Логистика и ее роль в повышении эффективности деятельности фирмы