Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 15:48, курсовая работа
Целью данной работы является изучение особенностей логистики и ее роль в повышении эффективности деятельности фирмы.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
- определить сущность, понятие и виды логистики;
- описать цель, задачи и функции логистики как науки и как профессионально-хозяйственного вида деятельности;
- рассмотреть основные тенденции развития логистики и показать ее взаимосвязь с функционированием предприятия в целом;
- изучить организацию распределения товаров на логистической основе.
Введение
3
1 Теоретические аспекты изучения логистики на предприятии
7
1.1 Понятие и виды логистики
7
1.2 Задачи и функции логистики
14
1.3 Роль логистики в повышении эффективности деятельности фирмы
17
2 Логистическая деятельность компании ООО «СемьСот»
21
2.1 Проблема эффективного распределения товаров и его решение в ООО «СемьСот»
21
2.2 Организация распределения товаров в ООО «СемьСот»
24
2. 3 Распределение товаров по рейтинговой оценке салонов
27
2.4 Анализ и выявление сезонности продаж мобильных телефонов в компании ООО «СемьСот» за 2006-2010 гг.
29
Заключение
32
Список использованных источников и литературы
34
Розничная сеть компании
ООО «СемьСот» постоянно
Следует отметить, что страховой запас, например торговой точки, должен быть представлен ассортиментом, состоящим из 15-200 наименований мобильных телефонов. При этом необходимо учитывать категорию торговой точки (салона), ее местоположение, размер ее торговой площади, размер
подсобного помещения, количество витрин, объемы реализации товаров и др. Кроме того, страховой запас новой торговой точки должен состоять преимущественно из бюджетных (недорогих) моделей и моделей средней стоимости. Количество дорогостоящих мобильных телефонов (свыше 20 тыс. руб.) в торговой точке не должно превышать 10% от общего количества, иначе страховой запас повлечет большую иммобилизацию денежных средств компании.
Пример соотношения стоимости и количества мобильных телефонов при
распределении их на новую точку представлен в таблице 1.
Таблица 1 - Соотношение стоимости и количества мобильных телефонов при распределении их на новую торговую точку компании ООО «СемьСот»
Стоимость мобильного телефона |
Количество мобильных телефонов, ед. |
Удельный вес, % |
Менее 5 000 руб. |
100 |
50 |
От 10 000 до 20 000 руб. |
80 |
40 |
Более 20 000 руб. |
10 |
10 |
При таком соотношении количества и стоимости мобильных телефонов открытие новой торговой точки не нарушит ритмичности всего процесса распределения в компании и позволит снабдить ее в полной мере необходимым ассортиментом сотовых телефонов. Однако следует отметить, что по отношению к другим группам товаров возможен иной расчет страхового запаса.
На следующем этапе распределения товаров следует учитывать и анализировать такой показатель как широта ассортимента товаров. Известные производители сотовых телефонов Nokia, Samsung, Sony Ericson, LG, Motorola, Apple выпускают свою продукцию с большим модельным рядом, следовательно, распределение этих телефонов следует осуществлять так, чтобы в торговых точках с высоким уровнем продаж было как можно больше различных моделей мобильных телефонов. Кроме того, у 80% моделей сотовых
телефонов имеются различные цветовые решения (от 2 до 5 разновидностей), следовательно, необходимо учитывать в это разнообразие ассортимента. Именно таким образом можно увеличивать объемы реализации продукции в салонах сотовой связи с низким уровнем продаж. В особенности это касается так называемых бюджетных, т. е. недорогих моделей.
2.3 Распределение товаров по рейтинговой оценке салонов
Для повышения эффективности процесса распределения служба логистики ООО «СемьСот» учитывает рейтинг продаж мобильных телефонов в магазинах розничной торговой сети. Для этого она разработала систему рейтинговой оценки салонов, согласно которой в компании имеются четыре основные категории: категория VIP, салоны первой, второй и третьей категории. Чтобы отнести салоны к той или иной категории, необходимо проанализировать объемы продаж в них мобильных телефонов и аксессуаров, хотя бы за один месяц. Анализ показывает, что к категории VIP следует отнести те салоны (магазины), в которых в течение месяца реализуется более 300 мобильных телефонов и порядка 24 000 ед. аксессуаров к ним, ко второй категории — около 250 мобильных телефонов и 21 000 ед. аксессуаров и т. д. В настоящее время из 160 салонов сотовой связи компании ООО «СемьСот» 30 относятся к категории VIP (таблица 2).
Таблица 2 — Рейтинг салонов компании ООО «СемьСот» по продажам мобильных телефонов и аксессуаров к ним в 2011 г.
Категория салона |
Количество салонов |
Количество телефонов, проданных на один месяц |
Среднее количество аксессуаров, проданных за один месяц |
1 |
2 |
3 |
4 |
VIP |
30 |
> 300 |
24000 |
1 категория |
30 |
<250 |
21000 |
2 категория |
80 |
<100 |
16000 |
3 категория |
20 |
<30 |
12000 |
Помимо категорий, указанных в таблице 2, имеется категория VIP new, которая автоматически присваивается новым, т. е. открывающимся салонам. Такие торговые точки снабжаются товаром в первую очередь. Затем осуществляются распределение и доставка товаров в салоны категорий VIP, первой, второй и третьей.
Рассмотрим для примера, как осуществляется распределение товаров в компании ООО «СемьСот». Допустим, на главном складе компании имеется 40 дорогих (цена свыше 20 тыс. руб.) и 40 менее дорогих (бюджетных) моделей (цена менее 5 тыс. руб.). Дорогие модели мобильных телефонов должны распределиться следующим образом: по одному на каждый из салонов VIP, причем на первые три салона — по два. Оставшиеся семь телефонов должны быть распределены на магазины первой категории вне зависимости от того, какие товарные запасы имеются в магазинах других категорий, даже если они ниже среднего. Бюджетные модели распределяются иначе: на каждый салон VIP доставляется по одному из телефонов, а остальные отписываются по другим салонам с учетом анализа их товарных остатков.
При распределении мобильных телефонов по магазинам-салонам розничной торговой сети помимо рейтинга продаж в компании ООО «Семьсот» рассчитывается рейтинг средней себестоимости одного телефона. Средняя себестоимость единицы товара рассчитывается путем отношения суммарной себестоимости товаров за один месяц к общему количеству проданных телефонов. Так, салон может относиться к первой категории, но по рейтингу средней себестоимости телефонов он является лидером. В этом случае дорогие телефоны следует распределять в первую очередь в его адрес, а потом в магазины VIP. Расчет производится вычислением процента средней себестоимости единицы товара в товарной группе. Далее составляется таблица,
в которой каждой торговой
точке присваивается
Поскольку распределительные склады и розничная торговая сеть компании ООО «СемьСот» находятся в различных географических регионах, то в каждом из них применяется своя ценовая политика. Прибыль, получаемая с единицы товара, соответственно, различна на одну и ту же модель телефона, поэтому при анализе следует принимать во внимание именно себестоимость товара, а не его рыночную стоимость.
2.4 Анализ и выявление сезонности продаж мобильных телефонов в компании ООО «СемьСот» за 2006-2010гг.
Еще одним показателем
при организации и анализе
распределительного процесса в рамках
розничного торгового предприятия
является сезонность продаж. Сезонность для рынка сотовой
связи является важным показателем, значительно
влияющим на уровень продаж. Рассмотрим
сезонность продаж 2010 г. Уровень сезонных колебаний
составлял:
- в январе — 50%;
- в феврале — 80%;
- в марте— 120%;
- в апреле — 100%;
- в мае—110%;
- в июне — 140%;
- в июле— 145%;
- в августе — 120%;
- в сентябре — 100%;
- в октябре — 90%;
- в ноябре — 80%;
- в декабре — 200%.
Как видно, месяцами с наиболее высокими показателями объема продаж являются декабрь, март, июнь и июль, что обусловлено предпраздничными покупками и подготовкой населения к отпускному периоду. Самый низкий объем продаж приходится на январь. Это связано с тем, что всплеск продаж, приходящийся на предновогодний период, в январе заканчивается, и покупатели не спешат за покупками. По остальным месяцам амплитуда продаж колеблется в среднем в пределах 25-35%. При организации процесса распределения необходимо тщательно отслеживать и учитывать сезонность продаж. Перед сезонным повышением объема продаж телефонов и аксессуаров необходимо обеспечить наличие дополнительного их количества на распределительных складах и в салонах розничной торговой сети, что позволит увеличить объемы реализации товаров, повысить прибыльность и удовлетворить все запросы потребителей.
Таким образом, при организации
распределения товаров
Таблица 3 - Динамика продаж мобильных телефонов компанией ООО «СемьСот» в 2006-2010 гг., ед.
Производитель |
2006г. |
2007г. |
2008г. |
2009г. |
2010г. |
2010г. 2006г. % |
Samsung Electronic |
50000 |
70000 |
80000 |
100000 |
141500 |
283 |
Nokia |
42000 |
50000 |
52000 |
70000 |
88120 |
209,8 |
Sony Ericson |
20000 |
25000 |
18000 |
26200 |
32000 |
32000 |
Philips |
5000 |
6000 |
7000 |
7000 |
9750 |
9750 |
LG Electronics |
22000 |
20000 |
28000 |
36600 |
36600 |
166,4 |
Итого |
139000 |
171000 |
185000 |
231000 |
307970 |
307970 |
В результате эффективной работы по распределению товаров в розничной торговой сети компания ООО «СемьСот» добилась значительного увеличения объемов продаж, как в целом, так и по всей товарной номенклатуре. Анализируя объем продаж в 2010г. и 2006г, можно сделать вывод, что общий объем реализации товаров увеличился в 2,21 раза, по мобильным телефонам Samsung Electronics - в 2,83 раза, по телефонам Nokia - в 2 раза.
Распределение товаров в розничной торговой сети — сложный и трудоемкий процесс. Чтобы организовать его эффективно, на логистической основе необходимо тщательно учитывать и анализировать систему взаимосвязанных и взаимозависимых показателей, за которыми следует соответствующий перечень логистических операций, связанных со своевременным и бесперебойным снабжение розничной торговой сети всеми необходимыми товарами.
Представленная система показателей является универсальной, и ее можно рекомендовать в качестве инструмента любой фирме, занимающейся распределением товаров в розничной торговой сети. Использование этих показателей позволяет реализовать один из основных принципов логистического управления — системный подход, в рамках которого осуществляется сквозное управление всеми бизнес-процессами по единым для всей системы параметрам (показателям) с ориентацией на конечный результат, в качестве которого в данном случае могут быть сокращение общих издержек по распределению товаров, получение наибольшего экономического эффекта при достижении надлежащего уровня обслуживания потребителей. Грамотное управление товарными потоками по аналогичной системе показателей поможет каждой компании добиваться увеличения объемов реализации товаров, повышать уровень обслуживания потребителей, расширять розничную торговую сеть и завоевывать новые рынки сбыта16.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного исследования было установлено следующее: Во-первых, последние годы стали периодом закрепления в хозяйственной деятельности и в экономической литературе понятия «логистика». Термин "логистика", известный до недавнего времени лишь узкому кругу специалистов, получает сегодня широкое распространение. Это особенно характерно для стран с развитой рыночной экономикой, отличающихся высокой продуктивностью привлеченных ресурсов, четкостью производственных процессов, удлинением временного горизонта управления. Несомненно, что таким экономическим достижениям способствовали и современные логистические решения.
Информация о работе Логистика и ее роль в повышении эффективности деятельности фирмы