Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 19:58, курсовая работа
Значение малого бизнеса в рыночной экономике, очень велико. Без малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода от административно-командной экономики к нормальной рыночной экономике. Малый бизнес в рыночной экономике – ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60 - 70 процентов ВНП.
Введение. 3-5
1. Сущность и роль малого бизнеса. 6
1.1. Необходимость малого бизнеса. 6-8
1.2. Эффективность становления. 8-9
1.3. Структурные особенности развития. 10
2. Функционирования малого бизнеса. 10-11
2.1. Функции и значение. 11-18
2.2. Проблемы конкурентоспособности. 18-21
3. Проблемы становления малого бизнеса и пути их решения. 22-26
Заключение. 27-28
Список литературы. 29
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ДГТУ)
ФАКУЛЬТЕТ «Инновационный бизнес и менеджмент»
КАФЕДРА «МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ»
КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ЭКОНОМИКА ФИРМЫ»
Малый бизнес. Проблемы малого бизнеса.
Выполнила студентка МЭ (ИБЭ-21)
Столбовская Анна Геннадьевна.
Проверил преподаватель:
старший преподаватель Жуков П.В.
Ростов-на-Дону
2010
Содержание.
Введение.
1. Сущность и роль малого
бизнеса.
1.1. Необходимость
малого бизнеса.
1.2. Эффективность
становления.
1.3. Структурные особенности
развития.
2. Функционирования
малого бизнеса.
2.1. Функции и
значение.
2.2. Проблемы
3. Проблемы становления малого бизнеса и пути их решения. 22-26
Заключение.
Список литературы.
Приложение.
Введение
Значение
малого бизнеса в рыночной
экономике, очень велико. Без малого
бизнеса рыночная экономика ни
функционировать, ни
и предприятий. Например, в Индии число МП превышает 12 млн., а в Японии 9 млн. Этот малый бизнес, например, только в США дает почти половину прироста национального продукта и две трети прироста новых рабочих мест. Но дело не только в этом... Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает рыночной экономике необходимую гибкость.
Существенный
вклад вносит малый бизнес
в формирование конкурентной
среды, что для нашей
В последнее время в России созрел
достаточно серьезный вопрос: кто займет
место ныне распадающихся крупных монополистических
предприятий, относящихся как к тяжелой,
так и к другим не менее важным отраслям промышленности?
Ответ кажется простым только на первый
взгляд: заполнить освободившееся пространство
структурами, вновь
образовавшимися за счет крупных вложений в
изуродованные
распавшимися связями государственные
предприятия. Но на самом деле все гораздо сложнее.
Деньги вкладываются, время идет, а результат
равен нулю.
А дело все в том, что руководители предприятий,
избалованные несамостоятельной жизнью
в стране, где никто ни за что не отвечает,
никак не могут найти ту гибкость в принятии
решений, которой им так не хватает. Государственные
предприятия в нашей стране, к сожалению,
пока не умеют
работать в среде развития конкуренции, научно-
технологий, остальные 90% внедряют малые
предприятия и
независимые изобретатели. Наконец, развитие
мелкого предпринимательства необходимо
только потому, что они дают жизнь старым
крупномасштабным
предприятиями в союзе с ними получают значительную
1. Сущность и роль малого бизнеса
1.1.Необходимость малого бизнеса.
Бизнес-это деятельность,
осуществляемая частными
К малому предприятию относится коммерческая организация в любой сфере деятельности, которая по своим критериям, установленным государством, относится к малому бизнесу. Предприниматели без образования юридического лица также относятся к малому бизнесу. Экономика любого государства не может нормально развиваться без оптимального сочетания крупного, среднего и малого бизнеса. Это доказывает вся история экономического развития ведущих стран мира.
Роль и значение малого предпринимательства необходимо рассматривать с нескольких позиций, экономической, научно-технической, социальной, политической. С экономической стороны роль и значение малого бизнеса можно определить при помощи следующих показателей:
* доли валового внутреннего продукта (ВВП), создаваемого в малом бизнесе;
* доли национального дохода, создаваемого в малом бизнесе;
* доли мелких предприятий
в общем количестве
* доли трудоспособного населения, занятого в малом бизнесе;
* доли малого бизнеса в экспорте продукции;
* доли налогов, поступающих от малого бизнеса, в их общей величине;
* доли основного капитала,
функционирующего в малом
* доли отдельных видов
продукции или услуг,
Социальная значимость малого бизнеса имеет разноплановый характер. В результате развития малого бизнеса она проявляется по следующим направлениям:
* в снижении уровня безработицы;
* в более полном удовлетворении
потребностей граждан в
* в улучшении качества обслуживания;
* в более высокой
* в формировании среднего
класса в обществе как основы
для развития экономики и
* в формировании
* в снижении забастовок и социальной напряженности в обществе.
Социальная значимость малого бизнеса имеет и другие, самые различные оттенки. Развитие малого бизнеса в той или иной стране способствует развитию позитивных процессов в экономике, демократизации общества, увеличению политического веса на международной арене, что, в свою очередь, приносит этому государству не только политические, но и экономические дивиденды.
1.2. Эффективность
функционирования малого
Одним из наиболее важных показателей эффективности является производительность труда. В развитии малого бизнеса в России просматриваются две тенденции: Первая продолжалась по 1995 год включительно, когда относительная производительность труда, под которой понимается отношение производительность труда данной сферы к средней производительности по всему народному хозяйству, была выше средней по народному хозяйству; и вторая началась в 1996 году, когда ситуация изменилась на прямо противоположную. В начале реформ малый бизнес был авангардным сектором экономики , который не только поддерживал, но в значительной степени и стимулировал многие прогрессивные рыночные преобразования. Затем малые предприятия сдали свои позиции и начали усугублять общеэкономическое положение. Выявленная периодизация в развитии малого бизнеса вполне логично вписывается в общую схему трансформации народного хозяйства. Действительно, на раннем этапе экономических преобразований он выполнял роль специфического канала для перелива финансовых средств и выплаты сотрудникам более высоких заработков. В это время форму малых предприятий принимали наиболее эффективные и работоспособные подразделения государственных структур, а также ведущие научно-исследовательские лаборатории. Не удивительно, что инновационный потенциал таких малых предприятий был довольно высок, что и обуславливало более существенный рост производительности труда по сравнению с другими крупными государственными объектами. Однако изначальное организационное преимущество постепенно утрачивалось- средние и крупные предприятия научились проводить политику доходов не менее успешно , чем их малые конкуренты. Начиная с 1996 года, малые производства оказались в равном положении с другими юридическими лицами и могли рассчитывать только на свои ноу-хау. В 1996 году малые предприятия сформировались в собственно сектор малого бизнеса, который эквивалентен малому бизнесу в других странах. Однако не следует думать, что малый бизнес в России как-то по-особому плох. Практически во всех странах по показателю производительности труда малый сектор занимает подчиненное положение. Например, в Великобритании на долю малых и средних предприятий приходится 36%рабочей силы страны и только 21% внутреннего товарооборота, что соответствует относительной производительности труда в 58% и это с учетом средних предприятий , эффективность которых выше малых. Не намного лучше обстоит дело и в других странах: в Японии данный показатель составляет 67% ,Италии-78 % , и в США–92%.Еще одной особенностью в эволюции российских малых предприятий является все большее их измельчение. Так если в начале 90-х годов количество занятых в них было в среднем свыше 20 человек , то в конце 90-х годов – немногим более 7. И такой негативный процесс шел в унисон с общей народнохозяйственной тенденцией дробления производственных объектов. В целом же резкое уменьшение масштабов предприятий привело к падению их конкурентоспособности ; применительно к малым структурам это проявлялось еще сильнее.
1.3. Структурные особенности малого бизнеса.
Сравним отраслевые
структуры двух секторов: малого
бизнеса; среднего и крупного.
Неравномерность отраслевой
предпринимательстве на протяжении всего анализируемого периода была примерно в два раза выше, чем соответствующий показатель для средних и крупных предприятий. Так, в 1991 году 87,5% всего персонала малых предприятий приходилось на промышленность, строительство и торговлю. Аналогичный же показатель для средних и крупных структур составлял 46,4%. Таким образом, сверх высокая концентрация работающих в малом бизнесе в ограниченной сфере приводила к однобокости развития данного сектора развития экономики. С этой точки зрения малый бизнес был менее гармоничным сектором, чем средние и крупные предприятия .Вместе с тем определенная отраслевая перекошенность внутренне присуща малому бизнесу, и речь может идти только о степени выраженности данного явления, однако сосредоточенность трудовых ресурсов малого предпринимательства в трех названных отраслях была чрезмерной. Коэффициент дисперсии отраслевых структур в малом бизнесе на средних и крупных предприятиях был все время достаточно высоким и не имел ярко выраженной тенденции к изменению. Данный коэффициент отражает уровень различий между отраслевыми структурами двух секторов, поэтому его стабильность означает, что тенденции к их сближению нет и, следовательно, малый бизнес развивался довольно автономно, по своим собственным законам. Такой вывод представляется довольно неожиданным, так как более логичным было
бы предположить , что малые предприятия должны активно подстраиваться под средний и крупный бизнес. Между тем они продемонстрировали высокую «самостоятельность» в формировании своей отраслевой структуры и не старались адаптироваться к действиям более крупных производств. Пик в структурной независимости малого бизнеса был достигнут в 1995 году, после чего данный сектор стал все меньше реагировать на макроэкономические потребности. Такой факт предопределил не очень высокий, но довольно устойчивый трансформационный потенциал малого бизнеса, оказывавшего постоянное и весомое структурное давление на средние и крупные предприятия , навязывая им свои отраслевые приоритеты. Таким образом, структурообразующее воздействие было достаточно заметным.
2. Функционирование малого бизнеса.
2.1.Функции и преимущества малого бизнеса.
Во-первых, как уже отмечалось, он обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Во-вторых, он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. В-третьих, - создавать атмосферу конкуренции. В-четвертых (и это, пожалуй, самое главное), он создает ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.
Информация о работе Малый бизнес. Проблемы малого бизнеса в России