Малый бизнес. Проблемы малого бизнеса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 19:58, курсовая работа

Описание работы

Значение малого бизнеса в рыночной экономике, очень велико. Без малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода от административно-командной экономики к нормальной рыночной экономике. Малый бизнес в рыночной экономике – ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60 - 70 процентов ВНП.

Содержание работы

Введение. 3-5
1. Сущность и роль малого бизнеса. 6
1.1. Необходимость малого бизнеса. 6-8
1.2. Эффективность становления. 8-9
1.3. Структурные особенности развития. 10
2. Функционирования малого бизнеса. 10-11
2.1. Функции и значение. 11-18
2.2. Проблемы конкурентоспособности. 18-21
3. Проблемы становления малого бизнеса и пути их решения. 22-26
Заключение. 27-28
Список литературы. 29

Файлы: 1 файл

курсовая моя.docx

— 61.15 Кб (Скачать файл)

 

                  ФЕДЕРАЛЬНОЕ  АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ДГТУ)

 

 

ФАКУЛЬТЕТ «Инновационный бизнес и менеджмент»

КАФЕДРА «МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА  И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ  ОТНОШЕНИЯ»

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ЭКОНОМИКА ФИРМЫ»

 

Малый бизнес. Проблемы малого бизнеса.

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка МЭ (ИБЭ-21)

Столбовская Анна Геннадьевна.

 

Проверил преподаватель:

старший  преподаватель Жуков П.В.

 

 

 

 

 

 

Ростов-на-Дону

2010

 

 

Содержание.

 

Введение.                                                                                                 3-5

1. Сущность и роль малого  бизнеса.                                                      6

   1.1. Необходимость малого бизнеса.                                                   6-8

   1.2. Эффективность  становления.                                                         8-9

   1.3. Структурные особенности  развития.                                            10

2.  Функционирования  малого бизнеса.                                               10-11

    2.1. Функции и  значение.                                                                     11-18

    2.2. Проблемы конкурентоспособности.                                            18-21

3. Проблемы становления  малого бизнеса и пути их  решения.           22-26

Заключение.                                                                                              27-28

Список литературы.                                                                                  29

Приложение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

    

      Значение  малого бизнеса в рыночной  экономике, очень велико. Без малого  бизнеса рыночная экономика ни  функционировать, ни развиваться  не в состоянии. Становление  и развитие его является одной  из основных проблем экономической  политики в условиях перехода  от административно-командной экономики  к нормальной рыночной экономике.  Малый бизнес в рыночной экономике  – ведущий сектор, определяющий  темпы экономического роста,  структуру и  качество валового  национального продукта;  во всех  развитых странах на долю малого  бизнеса приходится 60 -  70  процентов   ВНП. Поэтому абсолютное  большинство   развитых  государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса. В мировой  экономике  функционирует  огромное количество малых фирм, компаний

и предприятий. Например, в  Индии число МП превышает 12 млн.,  а в Японии 9 млн.  Этот малый  бизнес,  например, только в США  дает почти половину прироста национального  продукта и две трети прироста новых рабочих мест. Но дело не только в этом...  Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры  рынка,  придает рыночной экономике  необходимую гибкость.

     Существенный  вклад вносит малый бизнес  в  формирование  конкурентной  среды, что для нашей высокомонополизированной  экономики имеет первостепенное  значение. Нельзя также забывать,  что малые предприятия оказывают  меньше воздействие и на экологическую  обстановку. Немаловажная роль  малого  бизнеса в осуществление прорыва  по ряду важнейших направлений  НТП, прежде всего в области  электроники, кибернетики и информатики.  В нашей стране эту роль  трудно переоценить, имея в  виду, развернувшийся процесс конверсии.  Все эти и многие другие  свойства малого бизнеса делают  его развитие существенным фактором  и составной частью реформирования  экономики России.

В последнее время в России созрел достаточно серьезный вопрос:  кто займет место ныне распадающихся крупных монополистических предприятий, относящихся как к тяжелой, так и к другим не менее важным отраслям промышленности? Ответ кажется простым только на первый взгляд:  заполнить освободившееся пространство структурами, вновь 
образовавшимися за счет крупных вложений в изуродованные 
распавшимися связями государственные предприятия. Но на самом деле все  гораздо сложнее. Деньги вкладываются, время идет, а результат равен нулю.

А дело все в том, что руководители предприятий, избалованные несамостоятельной жизнью в стране, где никто ни за что не отвечает, никак не могут найти ту гибкость в принятии решений, которой им так не хватает.  Государственные предприятия в нашей стране, к сожалению, пока не умеют 
работать в среде развития конкуренции, научно-технического прогресса, нормализации процессов ценообразования, постепенного освобождения  от тенденций к упадку и т.д. Поэтому необходимо дать свободу для развития  бизнеса. Они могут дать  России необходимую насыщенность рынка, тенденцию к устойчивости цен, среду конкуренции, которой так не хватало крупным монополистам-гигантам, из-за чего страдало качество, а процесс внедрения новых технологий всегда был заторможен. Но чтобы избежать как можно  больше ошибок,  которые неизбежны при образовании нового течения в экономике России, сначала следует поучиться на взлетах и падениях других стран в этой области и понять, какие же условия необходимы для развития мелкого предпринимательства в нашей стране. Для начала немного статистики.  Активный рост доли малых предприятий в структуре экономики западных стран начал происходить с середины 70-х, начала 90-х годов. На сегодняшний день в наиболее развитых странах Запада малые фирмы составляют70-90% от общего числа предприятий. Только эти цифры говорят об огромной важности предприятий малого бизнеса для экономики этих стран. В пользу эффективности этих фирм говорит тот факт, что на 1 $ затрат они внедряют в17раз больше нововведений и разработок, чем крупные предприятия, которые дают жизнь лишь 10% новых 
технологий,  остальные 90%  внедряют малые предприятия  и 
независимые изобретатели. Наконец, развитие мелкого предпринимательства необходимо только потому, что они дают жизнь старым крупномасштабным 
предприятиями в союзе с ними получают значительную выгоду как для себя,  так и для рыночной экономики в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сущность и  роль малого бизнеса

     1.1.Необходимость  малого бизнеса.

    Бизнес-это деятельность, осуществляемая частными лицами  или организациями для извлечения  природных благ, производства или  оказания услуг в обмен на  другие товары, услуги или деньги, ведущая к взаимной выгоде  заинтересованных лиц или организаций.  Бизнес в небольших масштабах  на малых предприятиях называется  малым. Сущность малого предприятия  трактуется следующим образом:  «Малое предприятие -небольшое предприятие любой формы собственности, характеризуемое прежде всего ограниченным числом работников и занимающее крайне небольшую долю в общем по стране, региону объеме деятельности, являющейся профильной для предприятия». В большинстве определений подчеркивается, что бизнес-деятельность частных лиц и организаций, т. е. бизнес основан на частной, негосударственной форме собственности. При этом все же не следует отрицать наличие государственного малого бизнеса.

К малому предприятию относится  коммерческая организация в любой  сфере деятельности, которая по своим  критериям, установленным государством, относится к малому бизнесу. Предприниматели  без образования юридического лица также относятся к малому бизнесу. Экономика любого государства не может нормально развиваться  без оптимального сочетания крупного, среднего и малого бизнеса. Это доказывает вся история экономического развития ведущих стран мира.

Роль и значение малого предпринимательства необходимо рассматривать  с нескольких позиций, экономической, научно-технической, социальной, политической. С экономической стороны роль и значение малого бизнеса можно  определить при помощи следующих  показателей:

* доли валового внутреннего  продукта (ВВП), создаваемого в малом  бизнесе;

* доли национального дохода, создаваемого в малом бизнесе;

* доли мелких предприятий  в общем количестве коммерческих  предприятий;

* доли трудоспособного  населения, занятого в малом  бизнесе;

* доли малого бизнеса  в экспорте продукции;

* доли налогов, поступающих  от малого бизнеса, в их общей  величине;

* доли основного капитала, функционирующего в малом бизнесе;

* доли отдельных видов  продукции или услуг, производимых  малым бизнесом, в общем, их  объеме и др.

Социальная значимость малого бизнеса имеет разноплановый  характер. В результате развития малого бизнеса она проявляется по следующим  направлениям:

* в снижении уровня  безработицы;

* в более полном удовлетворении  потребностей граждан в продукции  и услугах;

* в улучшении качества  обслуживания;

* в более высокой удовлетворенности  людей, особенно высоко необразованной  рабочей силы, своим трудом, рассматривающих  свою работу прежде всего как средство самовыражения;

* в формировании среднего  класса в обществе как основы  для развития экономики и повышения  жизненного уровня граждан;

* в формировании многочисленного  класса мелких собственников,  которые в наибольшей степени  заинтересованы в обеспечении  порядка и стабильности в обществе  и экономике;

* в снижении забастовок  и социальной напряженности в  обществе.

Социальная значимость малого бизнеса имеет и другие, самые  различные оттенки. Развитие малого бизнеса в той или иной стране способствует развитию позитивных процессов  в экономике, демократизации общества, увеличению политического веса на международной  арене, что, в свою очередь, приносит этому государству не только политические, но и экономические дивиденды.

1.2. Эффективность  функционирования малого бизнеса.

     Одним из наиболее важных показателей эффективности является производительность труда. В развитии малого бизнеса в России просматриваются две тенденции: Первая продолжалась по 1995 год включительно, когда относительная производительность труда, под которой понимается отношение производительность труда данной сферы к средней производительности по всему народному хозяйству, была выше средней по народному хозяйству; и вторая началась в 1996 году, когда ситуация изменилась на прямо противоположную. В начале реформ  малый бизнес был авангардным сектором экономики , который не только поддерживал, но в значительной степени и стимулировал многие прогрессивные рыночные преобразования. Затем малые предприятия сдали свои позиции и начали усугублять общеэкономическое положение. Выявленная периодизация в развитии малого бизнеса вполне логично вписывается в общую схему трансформации народного хозяйства. Действительно, на раннем этапе экономических преобразований он выполнял роль специфического канала для перелива финансовых средств и выплаты сотрудникам более высоких заработков. В это время форму малых предприятий принимали наиболее эффективные и работоспособные подразделения государственных структур, а также ведущие научно-исследовательские лаборатории. Не удивительно, что инновационный потенциал таких малых предприятий был довольно высок, что и обуславливало более существенный рост производительности труда по сравнению с другими крупными государственными объектами. Однако изначальное организационное преимущество постепенно утрачивалось- средние и крупные предприятия научились проводить политику доходов не менее успешно , чем их малые конкуренты. Начиная с 1996 года, малые производства оказались в равном положении с другими юридическими лицами и могли рассчитывать только на свои ноу-хау. В 1996 году малые предприятия сформировались в собственно сектор малого бизнеса, который эквивалентен малому бизнесу в других странах. Однако не следует думать, что малый бизнес в России как-то по-особому плох. Практически во всех странах по показателю производительности труда малый сектор занимает подчиненное положение. Например, в Великобритании на долю малых и средних предприятий приходится 36%рабочей силы страны и только 21% внутреннего товарооборота, что соответствует относительной производительности труда в 58% и это с учетом средних предприятий , эффективность которых выше малых. Не намного лучше обстоит дело и в других странах: в Японии данный показатель составляет 67% ,Италии-78 % , и в США–92%.Еще одной особенностью в эволюции российских малых предприятий является все большее их измельчение. Так если в начале 90-х годов количество занятых в них было в среднем свыше 20 человек , то в конце 90-х годов – немногим более 7. И такой негативный процесс шел в унисон с общей народнохозяйственной тенденцией дробления производственных объектов. В целом же резкое уменьшение масштабов предприятий привело к падению их конкурентоспособности ; применительно к малым структурам это проявлялось еще сильнее.

1.3. Структурные  особенности малого бизнеса.

    

  Сравним отраслевые  структуры двух секторов: малого  бизнеса; среднего и крупного. Неравномерность отраслевой структуры  занятости в малом

предпринимательстве на протяжении  всего анализируемого периода была примерно в два раза выше, чем соответствующий показатель для средних и крупных предприятий. Так, в 1991 году 87,5% всего персонала   малых предприятий приходилось на промышленность, строительство и торговлю. Аналогичный же показатель для средних и крупных структур составлял 46,4%. Таким образом, сверх высокая концентрация работающих в малом бизнесе в ограниченной сфере приводила к однобокости развития данного сектора развития экономики. С этой точки зрения малый бизнес был менее гармоничным сектором, чем средние и крупные предприятия .Вместе с тем определенная отраслевая перекошенность внутренне присуща малому бизнесу, и речь может идти только о степени выраженности данного явления, однако сосредоточенность трудовых ресурсов малого предпринимательства в трех названных отраслях была чрезмерной. Коэффициент дисперсии отраслевых структур в малом бизнесе на средних и крупных предприятиях был все время достаточно высоким  и не имел ярко выраженной тенденции к изменению. Данный коэффициент отражает уровень различий между отраслевыми структурами двух секторов, поэтому его стабильность означает, что тенденции к их сближению нет и, следовательно, малый бизнес развивался довольно автономно, по своим собственным законам. Такой вывод представляется довольно неожиданным, так как более логичным было

бы предположить , что малые предприятия должны активно подстраиваться под средний и крупный бизнес. Между тем они продемонстрировали высокую «самостоятельность» в формировании своей отраслевой структуры и не старались адаптироваться к действиям более крупных производств. Пик в структурной независимости малого бизнеса был достигнут в 1995 году, после чего  данный сектор стал все меньше реагировать на макроэкономические  потребности. Такой факт предопределил не очень высокий,  но довольно устойчивый трансформационный потенциал малого бизнеса, оказывавшего постоянное и весомое структурное давление на средние и крупные предприятия , навязывая им свои отраслевые приоритеты. Таким образом, структурообразующее воздействие было достаточно заметным.

 

2. Функционирование  малого бизнеса. 

 

2.1.Функции и преимущества малого бизнеса.

     Во-первых, как уже отмечалось, он обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Во-вторых, он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. В-третьих, - создавать атмосферу конкуренции. В-четвертых (и это, пожалуй, самое главное), он создает ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.

Информация о работе Малый бизнес. Проблемы малого бизнеса в России