Малый бизнес. Проблемы малого бизнеса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 19:58, курсовая работа

Описание работы

Значение малого бизнеса в рыночной экономике, очень велико. Без малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода от административно-командной экономики к нормальной рыночной экономике. Малый бизнес в рыночной экономике – ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60 - 70 процентов ВНП.

Содержание работы

Введение. 3-5
1. Сущность и роль малого бизнеса. 6
1.1. Необходимость малого бизнеса. 6-8
1.2. Эффективность становления. 8-9
1.3. Структурные особенности развития. 10
2. Функционирования малого бизнеса. 10-11
2.1. Функции и значение. 11-18
2.2. Проблемы конкурентоспособности. 18-21
3. Проблемы становления малого бизнеса и пути их решения. 22-26
Заключение. 27-28
Список литературы. 29

Файлы: 1 файл

курсовая моя.docx

— 61.15 Кб (Скачать файл)

Мелкие и средние предприятия  играют заметную роль в занятости, производстве отдельных товаров, исследовательских  и научно-производственных разработках. 
В ряду функций малого предприятия, прежде всего, важно отметить экономические функции, определяемые его ролью как, во-первых, работодателя; во-вторых, производителя продукции и услуг, в-третьих, катализатора научно-технического прогресса, в четвертых налогоплательщика, в пятых агента рыночных отношений. Не менее значимы функции социальные. Во-первых, через малые формы предпринимательской деятельности многие люди раскрывают и реализуют свой творческий потенциал. Во-вторых, в основном здесь используется труд социально уязвимых групп населения (женщин, учащихся, инвалидов, пенсионеров, беженцев и т.д.), которые не могут найти себе применение на крупных предприятиях. В третьих, малые предприятия являются главным продуцентом мест производственного обучения, своеобразным “полигоном” для обкатки молодых кадров. В-четвертых, небольшие предприятия, прежде всего в сфере обслуживания, удовлетворяют потребности людей в общении (но его они лишены, например, в супермаркетах). Уже сегодня актуальна и будет актуализироваться и далее экологическая функция малого бизнеса, которая уже имеет место в странах с развитой рыночной экономикой. 
 
Само по себе укрупнение  фирмы ничего не дает, оно лишь создает предпосылки формирования некоторых конкурентных преимуществ. Среди них: снижение удельных затрат за счет расширения масштабов производства, закупок и продаж, концентрация и перелив финансовых ресурсов, лучшие возможности для ведения исследований и разработок и т. д. рассмотрим некоторые из них подробнее.

      Торговая марка. Популярность брэнда (торговой марки) – мощное конкурентное преимущество. Производитель пляжных простыней с символикой «Кока-Колы» не только не получает от этой компании вознаграждения за рекламу ее продукции, но, наоборот, нередко оказывается вынужден платить ей за использование сверхпопулярной торговой марки. Уже не говоря о производителях прохладительных напитков, осмелившихся хоть в какой-то степени эмитировать данную символику на своих продуктах. Их ждут серьезные неприятности и, весьма вероятно, неподъемные штрафные санкции. «Раскрутка брэнда» дорого стоит, но и многое дает: быстрое закрепление на новых рынках, стабильность спроса и, что особенно важно, возможность продавать дороже продукцию, по своим потребительским качествам не превосходящую ту, что производят конкуренты. Имидж продукта сам по себе становится ощутимым источником дополнительного дохода.

           Близость к клиенту. В отличие  от крупных компаний, имеющих,  как правило, большой разрыв  между теми, кто непосредственно  работает с клиентом, и теми, кто  принимает решения, в малом  бизнесе практически все находятся  на «линии огня» - в повседневном  общении с клиентами. Наличие  обратной связи с клиентом  в реальном масштабе времени  и постоянная осведомленность  владельцев о происходящем позволяет  незамедлительно предпринимать  корректирующие действия. Работа  с клиентом по принципу «лицо  к лицу», учет его специфических  пожеланий являются мощным мотивационным  фактором, способствующим тому, что  часто предпочтение отдается  товарам и услугам малой компании. И это несмотря на то, что  за них порой приходится больше  платить и качество нередко  оставляет желать лучшего. 

      Способность  постоянно изменяться и адаптироваться. Постоянная борьба за выживание,  близость и зависимость от  клиента и поставщиков, необходимость  непрерывно думать о снижении  расходов и многое другое не  оставляют возможности для малой  компании бюрократизироваться и  замереть в своем развитии. Каждый  день дает новые уроки, неусвоение которых и непринятие корректирующих действий ведет к разорению бизнеса. Повседневная борьба за выживание заставляет мелкие компании быстро реагировать на внешние воздействия. Что нельзя сказать о большинстве крупных компаний, где проведение в жизнь любой, даже мелкой инновации почти неизбежно превращается в проблему. На практике малый бизнес каждодневно реализует то, о чем лишь мечтают крупные корпорации: постоянно учится и совершенствуется.

       Низкие накладные расходы. Установлено, что в традиционной организации, по мере ее расширения, объем решаемых управленческих задач растет в геометрической прогрессии и, соответственно, имеет место рост удельных накладных расходов. Мелкие компании, лишенные внутренней бюрократии, в состоянии удерживать эти расходы на относительно низком уровне.

       Использование  «малых ниш». По мере насыщения  рынков сбыта возрастает важность  открытия новых товарных ниш.  В отличие от крупных компаний, руководствуется идеей масштабности  бизнеса, их мелкие конкуренты  не упускают возможности вхождения  в подобные микрониши. Работая на первом этапе с минимальной прибылью, им нередко удается расширить данную нишу, которая, со временем, может стать новым крупным источником дохода.

       Инновационный  потенциал. Как уже отмечалось  выше, мелкие компании вынуждены  ради выживания быстро и адекватно  реагировать на изменения в  бизнес – среде, в технологии  и преференциях клиентов. Кроме  того, во главе мелких компаний  довольно часто стоят предприниматели,  прирожденные инноваторы, жадные до нового и готовые постоянно идти на риск ради движения вперед. Однако малый размер компаний, отсутствие или невозможность выделить или привлечь требуемые для разработки и внедрения инноваций ресурсы резко ограничивает и приземляет круг реализуемых нововведений, особенно ресурсоемких. 
        Несмотря на свою схожесть по ряду вышеперечисленных качеств, существуют серьезные различия между компаниями, относимыми к одной категории – «мелкий бизнес». Условно все многообразие существующих видов можно разнести на три группы, которые образно назовем: «подростки»,«карлики» и «клоны».

       «Подростки» - это те компании, для которых пребывание в категории «мелких» является временным. Их сверхзадача – как можно быстрее вырасти и втиснуться в ряды крупных компаний. Все мировые лидеры бизнеса когда-то были «подростками» и многие, как Ford, Apple, Sony, Hewlett Packard, начинали свои операции в гараже или небольшом ангаре. Однако их основатели с самого начала были движимы грандиозной мечтой – стать со временем мировым лидером в своей сфере. Амбициозное видение реализовывалось в агрессивной стратегии постоянного расширения. Риск – это неизбежный спутник компаний данного типа. Во главе организаций – «подростков», как правило, стоят изобретатели и одержимые идеей предприниматели, которые зажигают и ведут за собой других. Правда, длится это не долго, при выходе компании из «подросткового» возраста и смене приоритетов основатели – предприниматели, как правило, оказываются, вынуждены уступить свое место профессиональным менеджерам. 
      «Карликами» рождаются или становятся. Многочисленные традиционные мелкие предприятия, в основном в сервисном секторе: рестораны, ремонтные мастерские, адвокатские конторы и т. д., достались нынешним владельцам по наследству. Другие были созданы новыми предпринимателями. Но в отличие от их коллег – владельцев «подростковых» предприятий – их видение ограничивалось рамками «малого бизнеса». Тому две основные причины: сам характер данного бизнеса, подразумевающий реализацию в рамках малых форм, или основатели лишены амбиций и способностей для прорыва в новую размерную категорию. Следует отметить, что нередко, на каком-то жизненном этапе, некоторые «карлики» неожиданно начинают расти. Это может быть связано с серьезными подвижками в деловой среде, неожиданно открывшимся возможностям или с приходом нового владельца с амбициозным видением.

        Компании  – «клоны». Клонирование или  франчайзинг – передача, на коммерческой основе торговой марки и оказание необходимой помощи сторонним организациям в налаживании и ведении собственного бизнеса. Жизнь показывает, что успех сопутствует тем корпорациям, которые не следуют лишь одному из обозначенных приемов, а используют вместе, формируя наиболее примерные комбинации. Последние десятилетия, по мере популяризации и все более широкого распространения в практику франчайзинга, наблюдается рост числа малых компаний, наблюдается рост числа малых компаний, работающих по эксклюзивной лицензии, полученной от франчайзинговых компаний. Нередко схожие с компаниями – «карликами» по размеру и организации, они имеют ряд принципиальных отличий. Во-первых, они не «рождаются» и не «развиваются». Они искусственно создаются, «клонируются» по жестко отработанной модели, при всесторонней помощи и под наблюдением головной компании. 
        Будучи сделанными по «образцу и подобию» модельного предприятия – образца, оставаясь в прямой зависимости от компании – франчайзера, владельцы компаний – клонов практически лишены возможности для проявления своих предпринимательских способностей, даже если они у них имеются. Ведь успешность их деятельности зависит не от предпринимательских, рискованных действий, а от тщательного и пунктуального выполнения предписаний и формализованных процедур, спущенных франчайзером  (основные различия вышерассмотренных трех разновидностей мелких компаний приведены в Приложении таблица №1)

    Симбиоз и синергия (большой + малый).        Несмотря на наличие многих успешных примеров кооперации малых предприятий, по большей части «объединения равных» оказываются недолговечными. Неожиданно открывающиеся новые возможности перед тем или иным участником альянса порой приводит к выпадению одного из «звеньев» производственной цепочки, что нередко ведет к полному развалу объединения. Кроме того, взаимное недоверие и отсутствие готовности порой поступиться собственными интересами ради общих выливается не только в нестабильность, но и в серьезные трудности и большие затраты на стадии формирования подобных альянсов.

       Как показывает практика, более стабильными являются сетевые организации с явно выраженным центром – крупной компанией, которая выступает в качестве организующего звена из мелких и средних производственных или сервисных компаний. 
Подобные сетевые структуры используются в системе здравоохранения. В этом случае госпиталь или поликлиника являются «стержнем», использующим услуги и дающим работу большому количеству самостоятельно практикующих врачей, лабораторий, медработников и т. д. по аналогичной схеме действуют многочисленные страховые компании, всевозможные агентства. Среди производственных хрестоматийную популярность приобрели такие компании, как Reebok, Nike, Benetton. Например, Benetton осуществляет дизайн изделий и координирует рекламу, маркетинг и реализацию. Компания также участвует в непосредственном производстве, осуществляя специальную обработку тканей. Эта фирма является осью, вокруг которой сгруппировано большое количество средних и мелких итальянских компаний, находящихся с ней в партнерских отношениях. Компании, входящие в ее систему, имеют возможность получать целевые займы под выгодный процент и пользоваться банком данных при проектировании и организации производственных процессов. Benetton помогает в техническом перевооружении малых компаний, предоставляя кредиты или передавая оборудование по лизингу. Также Benetton обеспечивает всестороннюю поддержку и техническое содействие мелким партнерам, что позволяет последним обеспечивать постоянный рост производительности и качества. Благодаря всему вышесказанному, таким компаниям удается производить конкурентную продукцию. «Стержневым» компаниям, координирующим деятельность сетевых образований, приходится решать задачи более сложные, чем руководящему звену крупных традиционных компаний. Ведь они вынуждены иметь дело с самостоятельными деловыми организациями, как правило, работающими одновременно для целого ряда клиентов. Требуются отличные методы воздействия и, что особенно важно, исключительная гибкость и приспособляемость. Решить эту задачу позволяет использование последних достижений компьютерных и информационных технологий.  
Узкая специализация сетевых компаний позволяет им постоянно совершенствовать качество и снижать себестоимость. Они лишены внутренней бюрократии, а жесткая конкурентная среда заставляет их непрерывно совершенствоваться.

Практика доказала жизненность  сетевых компаний, позволяющих малым  приобретать преимущества крупных. При хорошем управлении они способны быть экономически эффективными, формировать  глобальные брэнды и вести мировые операции. Ещё одно преимущество малого бизнеса - это тесная взаимосвязанность сотрудников, высокая степень сплочённости коллектива в достижении общей цели. Кроме того, малое количество специалистов позволяет избежать такого явления, часто встречающегося на крупных предприятиях, как дублирование полномочий.  
 Любое малое предприятие может отличиться высокой скоростью передачи информации. Руководители и подчинённые непосредственно общаются друг с другом, что позволяет быстро получать задание, задавать и обсуждать рабочие вопросы, вносить изменения. Это же позволяет избежать недосказанности и расхождения во мнениях.

     Мелкие компании, получают постоянную техническую поддержку и, используя хорошо раскрученную торговую марку головной компании, получают мощные конкурентные преимущества перед их конкурентами, действующими в одиночку.

 

2.2. Проблемы конкурентоспособности  в малом бизнесе. 
 
         Конкуренция – жизнь торговли и смерть торговцу. К этому высказыванию можно добавить, что там, где нет конкуренции, спится лучше, но живется хуже. Если смотреть шире, то конкурентная борьба – это такая гигантская воронка, которая засасывает всех участников рынка: производителей, оптовиков, розницу. В сущности, никто из них не ведет борьбу независимо от остальных. Как известно, прибыли коммерсантов зависят от емкости данной рыночной ниши, которая определяется платежеспособностью населения. Сегодня рост платежеспособности у нас отстает от роста товарного предложения. Увеличение прибылей одного продавца может осуществляться только за счет снижения прибылей другого. Иначе говоря, наш клиент должен покупать у нас или в больших количествах, или по большей цене. Другой путь – увеличивать число покупателей. Это возможно только перетягиванием чужих покупателей. В этом и есть суть конкурентной борьбы.

В мировой практике количественная оценка конкурентоспособности товара складывается из трех этапов:

- анализ рынка и выбор  наиболее конкурентоспособного  товара-образца в качестве базы  для сравнения. Такие образцовые  изделия можно находить на  выставках ил по результатам  конкурсов типа «Народная марка года»; 
- определение набора сравниваемых параметров двух товаров. Другими словами, надо определить, что делает товар-образец лидером по продажам; 
     Опытные коммерсанты с неохотой берут новые, неизвестные товары и марки. Разумеется, кому хочется рисковать? Если товар предлагают всего лишь на реализацию, то все равно это риск, связанный с потерей времени на оформление документов, выкладку, с занятием мест под этот товар в торговом зале, с информированием продавцов о свойствах продукции. За такой товар вполне оправдано торговцы требуют от поставщиков скидки. 
    

Информация о работе Малый бизнес. Проблемы малого бизнеса в России