Малый бизнес. Проблемы малого бизнеса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 19:58, курсовая работа

Описание работы

Значение малого бизнеса в рыночной экономике, очень велико. Без малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода от административно-командной экономики к нормальной рыночной экономике. Малый бизнес в рыночной экономике – ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60 - 70 процентов ВНП.

Содержание работы

Введение. 3-5
1. Сущность и роль малого бизнеса. 6
1.1. Необходимость малого бизнеса. 6-8
1.2. Эффективность становления. 8-9
1.3. Структурные особенности развития. 10
2. Функционирования малого бизнеса. 10-11
2.1. Функции и значение. 11-18
2.2. Проблемы конкурентоспособности. 18-21
3. Проблемы становления малого бизнеса и пути их решения. 22-26
Заключение. 27-28
Список литературы. 29

Файлы: 1 файл

курсовая моя.docx

— 61.15 Кб (Скачать файл)

Около 8 из 10 новых товаров  не удерживаются на рынке по ряду причин: 
 
1.    Недостаточное изучение спроса именно на данный товар. 
2.   Технические и эксплуатационные дефекты товара.

3.   Неэффективная реклама. 

4. Завышенная цена.

Кстати, виноваты сами торговцы, когда завышают рекомендуемые поставщиками или производителями цены. Следует  помнить, что серьезные производители сначала проводят маркетинговые исследования предполагаемой цены, которую могут заплатить потребители.  
 
5.    Непредвиденные ответные действия конкурентов. 
6.    Неверно выбранное время выхода на рынок. 
7.    Нерешенные производственные проблемы.

С конкурентами не только воюют, но стараются сотрудничать: 

- часто кооперируются  по закупкам (сообща получают скидки за большие объемы); 
- объединяют усилия в реализации, нанимая общий транспорт; 
- дают общую рекламу. Объединив усилия, можно использовать более      дорогие СМИ или давать более крупные объявления и более часто; 
-   нанимают общий склад;

- устанавливают общий уровень цен. Последнее преследуется Антимонопольным комитетом, но доказать всегда трудно. 
 
          Создание конкурентных преимуществ. Эта политика держится на трех блоках. 
1.Конкурентное преимущество – это преимущество, достигаемое за счет более высокой ценности либо низких цен, либо за счет больших выгод, оправдывающих более высокие цены.

2.Анализ конкурентов  производят по следующим направлениям: 
- выявление конкурентов;

- определение целей конкурентов;

- установление стратегии  конкурентов;

- оценка возможных реакций конкурентов;

- выбор конкурентов, которых следует атаковать и которых лучше избегать.

         Разумеется, наиболее реальные конкуренты  – это те, кто имеет те же  стратегические цели, что и вы. Например, ориентированы на средние или низкие цены либо на минимальный или высший сервис.

        Торговая компания должна знать основных конкурентов, владеющих большей долей рынка, а о ближайшем конкуренте надо знать практически все: досье на руководителей; стратегию финансирования; долгосрочные планы; кто его поставщики; каково качество, характеристики и комплектность каждого его товара; об уровне его сервиса; о политике ценообразования; о зонах сбыта; о кадровой политике (число работающих, зарплата, стимулирование); о маркетинге (о рекламе и бюджете, продвижение товаров); торговые марки-лидеры конкурентов; вид, особенности упаковки товаров-конкурентов; данные о прибылях и убытках; особенности фирменного стиля, оформление витрин, состояние офисов, производственных и торговых помещений.

         При оценке сильных и слабых сторон конкурентов, обычно труднее узнать об их слабостях. Информацию о конкурентах можно получать из открытой прессы. Лидеры – конкуренты могут давать пиаровские публикации и объявления в газетах или выступать по ТВ.  
      В странах, которые принято называть цивилизованными, нормой является коммерческий шпионаж. Своих наблюдателей засылают к конкурентам или внедряют своих специалистов в их структуры. Многое дают опросы  потребителей, поставщиков и дилеров.

 

 

 

 

3. Проблемы развития малого бизнеса и пути их решения.

     Малый бизнес является неотъемлемой частью крупного производства. Он позволяет более эффективно использовать местные ресурсы и отходы крупных предприятий, создавать новые дополнительные рабочие места, осуществлять перераспределение затрат производства в значительно коротком инвестиционном цикле, стал надежным источником поступления денежных средств в государственные внебюджетные фонды и бюджеты всех уровней. Он способствует формированию среднего класса, выступающего в современном обществе гарантом политической стабильности.

Вместе с тем, его развитие в стране сильно отстает от возможностей и потребностей нашей экономики. Этот процесс протекает трудно и  медленно, поэтому показатели развития малого бизнеса пока остаются низкими.

Несмотря на то, что за прошедшие годы было принято несколько  программ поддержки и развития малого предпринимательства, Россия уступает большинству стран с развитой рыночной экономикой по количественным и качественным показателям его  развития. В основном это посредническая деятельность, либо обслуживание рыночных инфрастуктур.

Основную роль среди малого бизнеса  в непроизводственной сфере играют предприятия, функционирующие в  торговле и общественном питании. Они  создают рынок, удовлетворяющий  потребности населения в продуктах  питания и других необходимых  товарах: одежде, обуви, предметах домашнего  обихода. И лишь, по данным российского  союза товаропроизводителей, в 2003 г. только 16% малых и средних предприятий относились к строительному сектору, 17% - к промышленному производству.

Оценка малого бизнеса за рубежом  показывает, что в развитых странах  малые и средние предприятия  превышают 80% общего числа предприятий. Так, в США их более 18млн., доля по отраслям составляет: в сельском хозяйстве  – 81,9%, строительстве –82,2, оптовой  торговле 80,6, в сфере услуг – 75,6. В Японии малый бизнес количественно доминирует во всех отраслях экономики, где насчитывается более 9 млн. Малых предприятий. В Швеции каждый второй работает на мелком предприятии, в промышленности каждый третий. В этом секторе экономики зарубежных стран, наиболее массовом и динамичном, функционирует основной объем национальных ресурсов, питающих крупный бизнес.

Неудовлетворительным остается распределение малых предприятий  по регионам страны. Более половины сосредоточенно в 8ми субъектах Российской Федерации, в т.ч. на долю Москвы и Санкт-Петербурга приходится одна треть всех зарегистрированных малых предприятий. Они занимаются главным образом торговлей и общественным питанием. Отсюда очень важна проблема подъема малого бизнеса для малых и средних городов России, которые объективно нуждаются в государственной поддержке для своего возрождения и развития. Это позволит создать для малых и средних городов собственные источники пополнения доходов их бюджетов. Этот бизнес городов более управляем со стороны местной администрации. Его разумная финансовая материальная и информационная поддержка может стать важным направлением реализации муниципальной промышленности и социальной политики.

Однако на сегодня существует повсеместно целый ряд проблем  в развитии малого бизнеса, который  продолжает находиться в сложном  положении из-за недостатка финансово–кредитных  средств, отсутствия собственной современной  материально-технической базы и  достаточного уровня опыта у многих предпринимателей-бизнесменов, усложненности  порядка получения кредитов, неразвитости региональных систем судебно-правовой защиты, отсутствия должного механизма  взимания налогов и платежей, должной  социальной защищенности работников малых  предприятий, обеспечения безопасности и охраны труда и здоровья работников в малом бизнесе, а также криминализация этой сферы деятельности. Высокая налоговая нагрузка лишает их возможности своевременно формировать необходимые запасы оборотных средств, отвлекая значительную часть на покрытие налоговых обязательств. Поэтому снижение налогового бремени, упрощение процедур налогообложения являются приоритетными направлениями налоговой политики в части улучшения деятельности малых предприятий, а это в свою очередь, будет способствовать тому, что они в большинстве своем не будут уходить в «теневой» бизнес или к закрытию собственного дела, а станут работать легально.

Многие малые предприятия  вынуждены становится многопрофильными в силу неустойчивости рынка, недобросовестности конкуренции на локальных рынках и, как следствие, - незащищенность субъектов малого предпринимательства.

Крайне низок показатель инновационной активности малых  предприятий. Это во многом связано  с инертностью ряда крупных и  средних предприятий в реализации инноваций, которая накладывает  отпечаток и на инновационную  деятельность самих малых предприятий.

Государственные дотации  крупным, особенно убыточным предприятиям, не только не улучшают их финансовое состояние, но и являются предпосылкой проявления иждивенчества, свертывания инициативы, отражают непрофессионализм руководителей. В итоге при увеличении государственных  вложений в крупные предприятия  объем реального валового продукта падает, что свидетельствует о  неэффективности подхода к управлению экономикой, а доля продукции малых  предприятий в объеме внутреннего  валового продукта увеличивается в  основном за счет собственных вложений. Поэтому инновационная помощь малым  предприятиям будет способствовать добиваться конкурентных преимуществ  на рынке в решении их основной задачи – обеспечению потребителей  товарами более высокого качества по приемлемой цене при минимальных издержках производства.

А пока российский рынок  товаров массового спроса удовлетворяет  потребности покупателей в значительной степени за счет импорта. Поэтому  ключевая проблема импортозамещения заключается в обновлении технологических процессов, т.е. в осуществлении инноваций, способствующих повышению качества изделий при обеспечении ресурсосбережения.

Малый бизнес чрезвычайно  мобилен, а потому постоянно заинтересован  в аккумулировании прогрессивных  технологий, но, к сожалению, он не располагает  для этого солидной лабораторно-исследовательской  базой и научным персоналом, а  расходы на закупку новых технологий часто оказываются непосильными. В этом случае посредниками в их передаче могли бы стать инновационные  фирмы или ассоциации, объединяющие малое предпринимательство. В известной  мере малые предприятия могут  оказывать инвестиционную поддержку  исследованиям и разработкам, направленных на создание новых технологий, способствующих наращиванию производства импортозамещающей  продукции. Коммерциализация НИОКР  в малом предпринимательстве  могла бы способствовать быстрой  окупаемости вложений при ограниченных объемах финансирования. Большие  возможности открывает сотрудничество Вузов с малыми предприятиями, занимающимися  технологическими инновациями, улучшающим потребительские свойства товаров  при освоении новых технологий и  технологического оборудования, а сами эти предприятия смогли бы стать  опытно-производственной базой и  поддерживать Вузы финансовыми средствами.

При всех трудностях развития малого предпринимательства в России, масштабы его расширяются, поскольку  в результате реструктуризации экономики  высвобождается значительная часть  работников, и они вынуждены искать самостоятельные пути в сфере трудовой деятельности. Именно такой сферой и является малый бизнес как инициативная форма ведения хозяйства. Он как один из элементов экономической системы страны должен быть защищен как административными, так и экономическими методами. Как показывает мировой опыт, формы государственной поддержки малого и среднего бизнеса могут быть различными: это и благоприятное законодательство, и специальные налоговые режимы, и кредитно-финансовые рычаги, и система государственных фондов, и снижение административных барьеров, стоящих перед бизнесом, особенно в таможенной сфере, и расширение банковского кредитования, развитие микро финансирования и лизинга и пр.

Благодаря государственной  поддержке в странах с развитой экономикой оптимально сочетаются различные  секторы экономики и типы предприятий.

Решение этих и других проблем  позволит сделать государственную  политику в отношении малого бизнеса  последовательной и прозрачной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

     Социальная значимость МП определяется массовостью группы мелких собственников - владельцев малых предприятий и их наемных работников, общая численность которых является одной из наиболее существенных качественных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой. Именно эта группа деятельного населения обслуживает основную массу потребителей, производя комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка. При этом необходимо учитывать следующие важнейшие социальные факторы:

·    развитие МП способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников (среднего класса), самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный уровень жизни, являющихся основой социально- экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества;

·        занятие  малым бизнесом является не только источником средств к

существованию, но и способом раскрытия внутреннего потенциала личности;

·        объективно неизбежная реструктуризация экономики  вынуждает все

большее число граждан  заняться самостоятельной предпринимательской

деятельностью;

·        сектор МП способен создавать новые рабочие  места, а следовательно,

может обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране;

·   массовое развитие МП способствует изменению общественной психологии и жизненных ориентиров основной массы населения, является единственной альтернативой люмпенской психологии и социальному иждивенчеству. Политическое влияние малого бизнеса в различных странах достаточно велико, поскольку эта социальная группа давно стала основой сформировавшегося среднего класса, наиболее представительного по своей численности и являющегося выразителем политических предпочтений значительной части населения. В условиях устойчивого социально-экономического и политического развития общества мелкие предприниматели отличаются наибольшей приверженностью принципам демократии, политической стабильности и экономической свободы. Слой мелких собственников проявляет наибольшую активность и даже агрессивность при возникновении угрозы в отношении собственности, так как в отличие от крупных и средних собственников для владельцев малых предприятий их собственность зачастую является единственным средством к существованию и важнейшим способом самовыражения. Средний класс

Информация о работе Малый бизнес. Проблемы малого бизнеса в России