Впервые курсы маркетинга
стали читаться в американских
университетах в 1902 г. Но лишь
в конце 1920-х - начале 1930-х гг.
преподаватели, которые читали
эти курсы, стали считать себя
более маркетологами (marketing scholars),
чем экономистами. В течение 1930-х
гг. создание Американской маркетинговой
ассоциации и создание периодического
органа - "Journal of Marketing" - символизировали
уже отделение маркетинга от
экономической теории (economics). Развитие
"Поведения потребителя" как
отдельной учебной дисциплины
началось в США в 1950-е гг.
в рамках кафедр маркетинга
коммерческих колледжей и бизнес-школ.
Исследования же потребительского
поведения в Северной Америке
и Европе начались раньше. Так,
уже в конце 1920-х - начале 1930-х
гг. Пол Лазарсфелд (Lazarsfeld) и его
коллеги в Вене проводили с
помощью опросов потребителей
изучение рынка ряда товаров
повседневного спроса (Belk: 58).
Для маркетинговых
исследований потребительского
поведения с самого начала
было характерно фокусирование
внимания на отдельном индивиде-потребителе.
Как верно заметил один критик,
маркетологи изучали потребителя,
как изучают рыбу рыбаки, а
не ихтиологи. При таком подходе
потребности потребителя рассматриваются
как врожденные, а не сформированные
обществом или рынком, поэтому
фирмы стремятся поймать потребителя
"на крючок", предлагая товары
или услуги, удовлетворяющие эти
потребности лучше, чем-то, что
предлагают конкуренты. Таким образом,
традиционные маркетинговые исследования
потребительского поведения близки
к концепции рационального экономического
человека (Belk: 58).
В 1950-е гг. в Америке
вошли в моду так называемые
"мотивационные исследования",
строившиеся на глубоких интервью
и тесно связанные с традицией
психоанализа, идущей от З. Фрейда.
Однако в дальнейшем интерес
к ним спал.
В 1960-е гг. в исследованиях
потребительского поведения появились
новые веяния, пришедшие из психологии.
В их основу было положено
понимание потребителя как информационного
процесса. Потребитель уподоблялся
компьютеру, получающему и перерабатывающему
информацию для подготовки решения
относительно выбора товара или
услуги. Это направление в изучении
потребительского поведения сомкнулось
с изучением процессов познания
в психологии. Первые учебники
по потребительскому поведению
строились в основном в рамках
такого понимания проблемы, хотя
туда и вставлялись некоторые
темы, касающиеся культуры, субкультуры,
групп, классов, влияния семьи
и личности (Belk: 59-60).
Процесс институционализации
(то есть превращения данного
направления исследований в самостоятельную
дисциплину)"Поведения потребителей"
в Америке в основном завершился
в первой половине 1970-х гг.: в
1969 г. возникла Ассоциация изучения
потребителей (Association of Consumer Research - ACR), в
1974 г. было начато издание специального
журнала - "Journal of Consumer Research". Правда,
это направление научной и
учебной работы по-прежнему осталось
в рамках кафедр маркетинга, являясь
в США ядром их научной работы:
большинство диссертаций в этой
области посвящены именно поведению
потребителей (Belk: 60).
Современные учебники
по курсу "Consumer Behaviour" в основном
написаны и изданы в США
и несут на себе четкую печать
всех вышеописанных традиций, отражающих
в значительной степени характерную
черту американской культуры - индивидуализм.
Вторая их характерная черта
- подход к поведению индивида
на рынке товаров и услуг
преимущественно с точки зрения
психологической науки.
В то же время
проблема потребления постепенно
стала входить в круг интересов
довольно широкого круга обществоведов
- историков, антропологов, социологов,
культурологов, социальных теоретиков.
При этом в Западной Европе
теоретический анализ поведения
потребителей пошел совершенно
иным путем, нежели в Америке.
Наиболее крупным современным
теоретиком потребления является
француз Пьер Бурдье (Bourdieu). Главной
его работой, посвященной этой
проблеме, является "Отличия: социальная
критика суждений о вкусе" (первое
французское издание 1979 г). Одним
из крупнейших теоретиков потребления
является также француз Бодрийяр
(Baudrillard), разработавший концепцию
"общества потребления", написавший
работу по политэкономии знака.
Большое влияние на исследование
потребления оказали работы американского
социального психолога и социолога
И. Гоффмана (Goffman). Большим авторитетом
пользуются работы советского
литературоведа и культуролога
М. Бахтина, чьи идеи находят
применение и для понимания
поведения потребителей. Произошли
заметные подвижки и в США.
В 1980-е гг. на кафедры маркетинга
пришли работать антропологи,
социологи и даже литературные
критики, что естественно расширило
взгляд на потребительское поведение.
В результате критика традиционного
подхода началась уже изнутри
кафедр маркетинга. Возникшее направление
в маркетинговых исследованиях
получило название "нового". К
1990-м годам его право на существование
было признано наряду с традиционной
школой. Характерная черта нового
направления - это фокус на
культуру и социальные проблемы
(Belk: 61-62). Однако традиционный взгляд
на потребительское поведение
количественно доминирует. Через
массовое издание учебников и
журналов американская ситуация
дублируется и во многих странах
Западной Европы, не имеющих своих
учебников по курсу потребительского
поведения. Немаловажно и то, что
для изучения потребления как
составной части культурного
процесса требуются специалисты
с совершенно иным типом образования
и научного опыта.
3. Предмет курса
"Поведение потребителей"
(ПП) - это прикладная научная дисциплина.
Это означает, что она служит
своего рода посредником между
фундаментальными науками и практикой,
переводя их очень широкие,
абстрактные категории на более
конкретный уровень.
В основе курса "Поведения
потребителей" лежит ряд фундаментальных
научных дисциплин: социология, психология
и социальная психология, общая
экономическая теория, антропология,
социальная история и история
культуры.
Курс "Поведения потребителей"
тесно переплетается еще с
двумя прикладными дисциплинами:
маркетингом и менеджментом. Особенно
сильно он связан с маркетингом.
По крайней мере одна глава
по поведению потребителей содержится
в каждом учебнике маркетинга.
По существу маркетинг - это
взгляд на рынок с точки
зрения работающей на нем фирмы.
Проблема поведения на нем
потребителей является ключевой:
весь курс маркетинга - это разработка
технологий реакции фирмы на
потребительское поведение. Курс
маркетинга представляет собой
вводный курс. "Поведение потребителей"
- это развитие, углубление одного
из разделов вводного курса
(так же, как и целый ряд специальных
дисциплин, разворачивающих одну
или несколько глав общего
курса маркетинга).
Любая научная дисциплина
имеет объект и предмет. Объект
- это то, на что направлена
данная дисциплина. Например, объектом
макроэкономики является экономическая
сфера жизни общества, политологии
- политическая, медицины - организм
человека и т.д. Объектом "Поведения
потребителей" в индивидуалистической
традиции является человек. В
этом смысле объект данной
дисциплины тот же, что и у
медицины, психологии, частично - социологии,
политологии, экономической теории
и т.д. В социологической традиции
объектом является одна из
сфер общественной жизни - процесс
потребления, существующий наряду
с производством, распределением.
Предмет - это та
сторона объекта, на которой
концентрируется данная научная
дисциплина. Так, человек является
объектом целого комплекса наук,
каждая из которых изучает
одну из его сторон. Физиология
изучает человека как природный
механизм, медицина изучает лечение
этого механизма, психология изучает
психическую организацию человека,
психиатрия - лечение психических
заболеваний, социология - поведение
человека в социальных системах
и т.д. Имеется целый комплекс
так называемых "поведенческих
дисциплин", изучающих те или
иные механизмы поведения человека.
"Поведение потребителей" - одна
из многих. Ее предметом является
не весь человек, а лишь его
поведение, но не во всех
его проявлениях, а только на
рынке и только в качестве
потребителя. В социологической
традиции предметом является
поведение различных социальных
общностей в процессе потребления.
Что такое потребление?
Традиционно оно рассматривалось
как способ удовлетворения базисных
человеческих потребностей посредством
разового или длительного потребления-уничтожения
товаров. Так, потребляя хлеб,
вы его уничтожаете, потребляя
одежду, вы ее изнашиваете.
Однако изучение потребления
в развитых странах современного
Запада привело ряд исследователей
к выводу, что потребление становится
для широких масс населения,
прежде всего производством символов
(Baudrillard 1996). Человек покупает модную
одежду, чтобы все видели его
современность, и избегает экстравагантной,
чтобы не прослыть чудаком
и т.д. Иначе говоря, человек,
потребляя, стремится сообщить
окружающим какую-то информацию
о себе, таким способом он пишет
своеобразный текст.
В науках об обществе
конца ХХ в. потребление рассматривается
как социальный и культурный
процесс, включающий культурные
знаки и символы, а не просто
утилитарный экономический процесс.
Как в развитых капиталистических,
так и в преимущественно аграрных
странах достаточно много групп
людей, чье потребление предопределяется
в основном их экономическим
положением, а не социальной и
культурной практикой, связываемой
с идеологией современного потребительства.
Однако и они, даже если не
в состоянии покупать товары,
виденные в фильмах, в прессе,
могут стремиться к их приобретению
(Bocock 1993: 3). Таким образом, потребление
обусловлено не только, а часто
и не столько базовыми потребностями,
сколько символическим смыслом,
который культура общества вкладывает
в вещи.
Правда, не стоит от
одной крайности (потребления
только предметов) переходить, как
это часто делается, к другой (пониманию
потребления как исключительно
производства символов). Люди потребляют
и для того, чтобы просто выжить
(даже самые богатые испытывают
чувство голода и холода), и
для того, чтобы общаться друг
с другом через производимые
в процессе потребления символы.
Сказать, что автомобиль - это
только средство передвижения, значит
так же далеко отойти от
реальности, как и утверждая, что
это только предмет роскоши.
Самый элементарный предмет потребления,
удовлетворяющий базовую потребность,
символичен, а самая символическая
вещь несет печать утилитарности.
Автомобиль не только облегчает
жизнь человека, но является символом,
с помощью которого окружающим
вольно или невольно передается
информация о владельце: его
экономическом положении, вкусах,
часто претензиях, а то и комплексах.
Потребление - это процесс,
включающий в себя целый ряд
частных процессов: выбор товара
или услуги, покупка, использование,
поддержание вещи в порядке,
ремонт и распоряжение (Campbell: 104).
На рынке имеет место
много видов поведения. Предметом
данной дисциплины является лишь
один из них - поведение человека,
решающего проблему покупки предметов
для удовлетворения своих потребностей.
Здесь человек выступает как
конечный потребитель, то есть
приобретение машин, оборудования
для производства или торговли
выходит за пределы данного
предмета. В то же время ПП
изучает поведение человека только
в рыночном контексте. Это означает,
что процесс приготовления, потребления
пищи выходит за рамки предмета
данной дисциплины.
Итак, предметом ПП
является рыночное поведение
человека как потребителя конечной
продукции.
От конечного потребителя
надо отличать покупателей - производителей
и посредников. Логика их поведения
совершенно иная, и ее нельзя
изучать одновременно с поведением
конечных потребителей.
Клиент - это тот, кто
покупает товары или услуги
определенной компании. Понятия
потребителя (англ. - consumer) и клиента
(англ. - customer) очень близки. Отличие
состоит в том, что клиент -
это потребитель продукции определенной
фирмы. Клиент - частная разновидность
потребителя.
4. Маркетинговая революция
В обществе, где остро
ощущается нехватка товаров, главной
социальной задачей является
их производство. Соответственно
и основным ключом к получению
прибыли является рост производства,
его удешевление. При низком
уровне развития производительных
сил даже в условиях рыночной
экономики товаров производилось
меньше, чем нужно было обществу.
Поэтому фирмы без особого
труда находили свои ниши с
умеренной или вообще отсутствующей
конкуренцией.
В ХХ в. в западных
странах начинается эра массового
конвейерного производства основных
товаров, научно-техническая революция
в середине века дает новый
резкий толчок развитию производства.
В результате товаров стало
производиться заметно больше, чем
население могло их потребить.
В этих условиях постепенно
то в одной, то в другой
отрасли и стране проблема
сбыта становится центральной.
Это приводит к тому, что за
потребителем начинают буквально
охотиться, убеждая с помощью
рекламы купить товар именно
этой фирмы.
Роберт Кейт назвал
этот сдвиг в стратегии западных
фирм "маркетинговой революцией":
"Потребитель, а не компания,
находятся в центре... Компании
вращаются вокруг клиента, а
не наоборот. Все более широкое
принятие этой концепции, в
центре которой потребитель, имеет,
и будет иметь для бизнеса
далеко идущие последствия, производя
настоящую революцию в экономическом
мышлении. По мере того как
эта концепция получает все
большее признание, маркетинг
превращается в самую важную
функцию бизнеса" (Keith: 38).