Местное самоуправление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 13:18, контрольная работа

Описание работы

Кризисная ситуация, сложившаяся в экономике России, сопровождается серьезным обострением проблем и противоречий в национальной, политической и социальной сферах общественной жизни, которые в свою очередь сдерживают развитие Российской Федерации и разрушают ее государственность. В этих условиях важнейшим фактором стабилизации выступают использование потенциала самоорганизации и самоуправления населения для улучшения условий жизнедеятельности и сохранения Российского государства. Самоуправление, являясь средством вовлечения каждого индивида в социально-экономическое регулирование посредствам целеполагания и самоорганизации субъектов хозяйствования и населения, позволяет учитывать, координировать и реализовывать многообразие их интересов, удовлетворять социально-культурные и социально-бытовые потребности за счет средств и ресурсов хозяйствующих субъектов, территориальных образований, а также государства. Местное самоуправление, повышая активность населения в решении важных проблем жизнедеятельности, способно придать развитию общества дополнительные внутренние стимулы самодвижения, ускорения социально-экономического и научно-технического прогресса.

Содержание работы

1.Местное самоуправление: сущность, цели и задачи

2.Понятие и состав правовой базы местного самоуправления

3.Структура органов местного самоуправления

4.Непосредственное участие граждан в местном самоуправлении

5.Современное состояние и проблемы местного самоуправления в Российской Федерации

Заключение

Список литературы

Введение

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 70.21 Кб (Скачать файл)

 

Голосование населения

 

В соответствии с Федеральным  законом 2003 года голосование граждан  может производиться по вопросам отзыва депутата, выборного должностного лица местного самоуправления, изменения  границ или преобразования муниципального образования. Порядок назначения и  организации голосования аналогичны проведению выборов и референдумов.

 

Основанием для отзыва депутата или выборного должностного лица местного самоуправления могут  служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействие), установленные уставом и подтвержденные в судебном порядке. Процедура отзыва должна обеспечить возможность обвиняемому  дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва. Депутат  или выборное должностное лицо считается  отозванным, если за это проголосовало  не менее половины всех зарегистрированных в муниципальном образовании (избирательном  округе) избирателей.

 

Голосование по вопросам изменения  границ или преобразования муниципального образования считается состоявшимся, если в нем приняло участие  более половины жителей муниципального образования (или его части), обладающих избирательным правом. Решение по данным вопросам считается принятым, если за него проголосовало более  половины жителей, участвовавших в  голосовании. Итоги голосования  граждан и принятые решения подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

 

Сходы граждан

 

В муниципальных образованиях с численностью избирателей не более 100 человек представительный орган  местного самоуправления не создается, а для решения вопросов местного значения проводится сход граждан. Он осуществляет полномочия представительного  органа муниципального образования, созывается главой муниципального образования  самостоятельно или по инициативе не менее 10 жителей и правомочен при  участии более половины жителей  поселения, обладающих избирательным  правом. Проведение схода граждан  обеспечивается главой местной администрации.

 

Решения схода считаются  принятыми, если за них проголосовало  более половины участников. Они подлежат обязательному опубликованию (обнародованию) и исполнению.

 

Опросы населения

 

Опрос граждан может проводиться  на всей или на части территории муниципального образования с целью выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти. Для этого обычно достаточно опросить некоторое количество граждан, представляющих разные слои населения (репрезентативная выборка), что значительно проще и дешевле по сравнению с референдумом. Существуют технологии проведения различных устных и письменных опросов, формы анкетирования и т. д.

 

В опросе имеют право участвовать  жители муниципального образования, обладающие избирательным правом.

 

Опрос граждан назначается  представительным органом муниципального образования по собственной инициативе или по инициативе главы муниципального образования, а для вопросов государственного или межмуниципального значения -- по инициативе органов государственной власти субъекта РФ. Порядок назначения и проведения опроса определяется уставом или нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления. Финансирование опроса осуществляется за счет средств местного бюджета (или бюджета субъекта РФ, если опрос проводится по его инициативе). Результаты носят рекомендательный характер.

 

Собрания (конференции) граждан

 

Собрания граждан предназначены  для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов и должностных лиц  местного самоуправления. Они проводятся по инициативе населения, представительного  органа или главы муниципального образования, органа территориального общественного самоуправления. Собрание граждан может принимать обращения  к органам местного самоуправления, а также избирать лиц, уполномоченных представлять собрание граждан во взаимоотношениях с органами и должностными лицами местного самоуправления.

 

Обращения, принятые собраниями граждан, подлежат обязательному рассмотрению органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых  отнесено решение вопросов, содержащихся в обращениях, с направлением письменного  ответа.

 

В ряде случаев полномочия собрания граждан может осуществлять конференция граждан, т. е. собрание делегатов. Проведение конференций  целесообразно в тех случаях, когда проведение собраний затруднено (например, для выявления мнения жителей городского микрорайона, в  котором может проживать несколько  тысяч жителей).

 

Порядок назначения и проведения собрания (конференции) граждан, а также  их полномочия определяются уставом  муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного  органа муниципального образования, уставом  территориального общественного самоуправления.

 

Публичные слушания. Правотворческая  инициатива граждан

 

Публичные слушания и правотворческая  инициатива -- формы участия граждан в нормотворческом процессе и формировании муниципальной нормативной базы. Публичные слушания проводятся представительным органом или главой муниципального образования по собственной инициативе или по инициативе населения для обсуждения проектов муниципальных правовых актов и иных решений, затрагивающих интересы населения. Проведению публичных слушаний должно предшествовать опубликование проекта муниципального правового акта и его обсуждение в средствах массовой информации и на собраниях (конференциях) граждан. При этом выявляются различные точки зрения, аргументы сторон, ведутся публичные дискуссии.

 

Федеральный закон 2003 года устанавливает  обязательность проведения публичных  слушаний по ряду вопросов жизнедеятельности  муниципального образования.

 

Для обеспечения участия  жителей в публичных слушаниях  население муниципального образования  заблаговременно оповещается о  времени и месте их проведения. Результаты публичных слушаний подлежат опубликованию (обнародованию). Порядок  организации и проведения публичных  слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми  актами представительного органа муниципального образования.

 

Правотворческая инициатива граждан -- право жителей на внесение в органы местного самоуправления собственных проектов муниципальных правовых актов или изменений к действующим правовым актам по вопросам местного значения. С правотворческой инициативой может выступить группа граждан, обладающих избирательным правом. Ее минимальная численность (не превышающая 3% числа избирателей муниципального образования) устанавливается правовым актом представительного органа местного самоуправления.

 

Как правило, обращения граждан  по вопросам принятия муниципальных  правовых актов оформляются в  виде письменных коллективных обращений  к представительному органу муниципального образования (иногда их называют петициями). В них обосновывается необходимость  принятия того или иного правового  акта и предлагается его проект. В муниципальном образовании  может устанавливаться порядок  сбора подписей под петицией.

 

Проект муниципального правового  акта, внесенный в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, подлежит обязательному рассмотрению органом или должностным лицом  местного самоуправления, к компетенции  которого относится принятие соответствующего акта, в течение 3 месяцев со дня  его внесения. При этом представителям инициативной группы граждан должна быть обеспечена возможность излагать свои позиции при рассмотрении внесенного проекта. Если принятие муниципального правового акта относится к компетенции  представительного органа местного самоуправления, указанный проект рассматривается  на его открытом заседании с участием представителей населения.

 

Мотивированное решение, принятое по результатам рассмотрения проекта муниципального правового  акта, должно быть официально в письменной форме доведено до сведения внесшей  его инициативной группы граждан.

 

Обращения граждан

 

Конституция РФ (ст. 33) и Федеральный  закон устанавливают право граждан  на индивидуальные и коллективные обращения  в органы местного самоуправления, к депутатам и должностным  лицам. Существует несколько видов  обращений: предложения, заявления, жалобы.

 

Предложение -- обращение гражданина или группы граждан, направленное на улучшение порядка организации и деятельности муниципальных органов и организаций, совершенствование правовой основы местной жизни, решение вопросов экономической, политической, социально-культурной и других сфер деятельности местного сообщества. Жалоба - обращение гражданина или группы граждан по поводу нарушения их прав или охраняемых законом интересов. Заявление-- обращение гражданина или группы граждан по поводу реализации принадлежащих им или другим гражданам прав, свобод и законных интересов.

 

Органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями в течение месяца обязаны рассмотреть  обращение гражданина (граждан) и  дать на него письменный ответ. Для  этого они имеют право запрашивать  и получать от органов государственной  власти и органов местного самоуправления, учреждений и организаций сведения и материалы, необходимые для  рассмотрения обращений.

 

Порядок рассмотрения обращений  граждан в органы местного самоуправления устанавливается законом субъекта РФ. За нарушение должностным лицом  местного самоуправления порядка и  сроков ответа на обращения граждан  законом субъекта РФ устанавливается  административная ответственность.

 

Таким образом, обращения  граждан в органы местного самоуправления, являясь одной из форм их участия  в осуществлении местного самоуправления, служат также гарантией защиты их прав и законных интересов. Умение местной  власти работать с обращениями граждан, своевременно и компетентно реагировать  на них является одним из важных критериев ее дееспособности, залогом  успеха на очередных выборах.

 

5.Современное состояние  и проблемы местного самоуправления  в Российской Федерации

 

 

С 2002 г. в России началась административная реформа, призванная повысить эффективность деятельности всех уровней публичной власти, четко  разграничить между ними полномочия и ответственность, привести финансовые ресурсы каждого уровня в соответствие с объемом полномочий. Существенным компонентом этой реформы стала  реформа местного самоуправления. В 2003 г. был принят новый Федеральный  закон № 131-ФЗ «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации». В дальнейшем в него был внесен ряд изменений  и дополнений. В полную силу новый  закон о местном самоуправлении вступает с 1 января 2009 г., а сейчас в  порядке эксперимента реализуется  в Ставропольском крае и Новосибирской области. В Ставропольском крае приняты законодательные акты: о границах муниципальных образований, по вопросам организации местного самоуправления на территориях районов и о межбюджетных отношениях. Указанные нормативные акты меняют структуру местных органов власти, закрепляют двухуровневый местный бюджет (зафиксировано образование 9 городских округов, 26 муниципалитетов на районном уровне и 280 -- на поселенческом, общее количество муниципальных образований в Ставропольском крае насчитывает 315) и регулируют взаимоотношения между органами государственной власти Ставропольского края и органами местного самоуправления муниципальных образований, входящих в состав Ставропольского края.

 

Федеральный закон от 6 октября. 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» обозначил  следующий этап реформы местного самоуправления, цель которой заключается  в том, чтобы, с одной стороны, приблизить органы местного самоуправления к населению, с другой -- сделать их ответственными перед государством. В результате улучшились правовые условия для организации местного самоуправления. Большее внимание в нормах Федерального закона 2003 г. уделяется регулированию бюджетного процесса в муниципальных образованиях, межбюджетному регулированию, процессам выравнивания применительно к разным типам муниципальных образований. Однако эффективность этих процессов во многом будет зависеть от наличия соответствующих норм в Бюджетном и Налоговом кодексах, определяющих доходную базу местных бюджетов.

 

Таким образом, подходы к  регулированию муниципальных отношений  указывают на стремление Президента Российской Федерации и федерального законодателя совершенствовать муниципальную  систему страны, создать условия  для развития инициатив и ответственности  населения в решении вопросов жизнеобеспечения муниципальных образований, укрепления народовластия на местном  уровне. Это дает основание сделать  вывод о начале нового этапа реформы  местного самоуправления как одного из важных направлений реформы всей системы управления обществом и  государством, базирующейся на принципах  конституционного федерализма и  народовластия.

 

Реформу местного самоуправления в современной России следует  рассматривать как часть общего процесса становления новой российской государственности, который обусловливает  существенные качественные изменения  во многих сферах жизни общества и  государства. Естественно, этот процесс связан с целым комплексом экономических (затянувшийся процесс перехода к рыночным отношениям), финансовых (ограниченность доходной базы и несбалансированность местных бюджетов), социальных (распад существовавшей социальной инфраструктуры, резкое снижение уровня жизни населения и т.д.), политических (падение доверия населения к институтам власти) трудностей.

 

Выделяют следующие проблемы развития местного самоуправления в  Российской Федерации:

 

- финансовая слабость  местного самоуправления, разрыв  между возлагаемыми на него  обязанностями и их ресурсным  обеспечением; невозможность по  финансовым соображениям выполнять  свои обязательства перед населением  подрывает авторитет местной  власти, зачастую дестабилизируя  обстановку на местах;

 

- слабость гражданского  общества, низкий уровень общественной  активности, низкая правовая культура  населения, дефицит знаний о  сущности и возможностях самоуправления;

Информация о работе Местное самоуправление