Местное самоуправление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 13:18, контрольная работа

Описание работы

Кризисная ситуация, сложившаяся в экономике России, сопровождается серьезным обострением проблем и противоречий в национальной, политической и социальной сферах общественной жизни, которые в свою очередь сдерживают развитие Российской Федерации и разрушают ее государственность. В этих условиях важнейшим фактором стабилизации выступают использование потенциала самоорганизации и самоуправления населения для улучшения условий жизнедеятельности и сохранения Российского государства. Самоуправление, являясь средством вовлечения каждого индивида в социально-экономическое регулирование посредствам целеполагания и самоорганизации субъектов хозяйствования и населения, позволяет учитывать, координировать и реализовывать многообразие их интересов, удовлетворять социально-культурные и социально-бытовые потребности за счет средств и ресурсов хозяйствующих субъектов, территориальных образований, а также государства. Местное самоуправление, повышая активность населения в решении важных проблем жизнедеятельности, способно придать развитию общества дополнительные внутренние стимулы самодвижения, ускорения социально-экономического и научно-технического прогресса.

Содержание работы

1.Местное самоуправление: сущность, цели и задачи

2.Понятие и состав правовой базы местного самоуправления

3.Структура органов местного самоуправления

4.Непосредственное участие граждан в местном самоуправлении

5.Современное состояние и проблемы местного самоуправления в Российской Федерации

Заключение

Список литературы

Введение

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 70.21 Кб (Скачать файл)

 

Как правило, обращения граждан  по вопросам принятия муниципальных  правовых актов оформляются в  виде письменных коллективных обращений  к представительному органу муниципального образования (иногда их называют петициями). В них обосновывается необходимость  принятия того или иного правового  акта и предлагается его проект. В муниципальном образовании  может устанавливаться порядок  сбора подписей под петицией.

 

Проект муниципального правового  акта, внесенный в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, подлежит обязательному рассмотрению органом или должностным лицом  местного самоуправления, к компетенции  которого относится принятие соответствующего акта, в течение 3 месяцев со дня  его внесения. При этом представителям инициативной группы граждан должна быть обеспечена возможность излагать свои позиции при рассмотрении внесенного проекта. Если принятие муниципального правового акта относится к компетенции  представительного органа местного самоуправления, указанный проект рассматривается  на его открытом заседании с участием представителей населения.

 

Мотивированное решение, принятое по результатам рассмотрения проекта муниципального правового  акта, должно быть официально в письменной форме доведено до сведения внесшей  его инициативной группы граждан.

 

Обращения граждан

 

Конституция РФ (ст. 33) и Федеральный  закон устанавливают право граждан  на индивидуальные и коллективные обращения  в органы местного самоуправления, к депутатам и должностным  лицам. Существует несколько видов  обращений: предложения, заявления, жалобы.

 

Предложение -- обращение гражданина или группы граждан, направленное на улучшение порядка организации и деятельности муниципальных органов и организаций, совершенствование правовой основы местной жизни, решение вопросов экономической, политической, социально-культурной и других сфер деятельности местного сообщества. Жалоба - обращение гражданина или группы граждан по поводу нарушения их прав или охраняемых законом интересов. Заявление-- обращение гражданина или группы граждан по поводу реализации принадлежащих им или другим гражданам прав, свобод и законных интересов.

 

Органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями в течение месяца обязаны рассмотреть  обращение гражданина (граждан) и  дать на него письменный ответ. Для  этого они имеют право запрашивать  и получать от органов государственной  власти и органов местного самоуправления, учреждений и организаций сведения и материалы, необходимые для  рассмотрения обращений.

 

Порядок рассмотрения обращений  граждан в органы местного самоуправления устанавливается законом субъекта РФ. За нарушение должностным лицом  местного самоуправления порядка и  сроков ответа на обращения граждан  законом субъекта РФ устанавливается  административная ответственность.

 

Таким образом, обращения  граждан в органы местного самоуправления, являясь одной из форм их участия  в осуществлении местного самоуправления, служат также гарантией защиты их прав и законных интересов. Умение местной  власти работать с обращениями граждан, своевременно и компетентно реагировать  на них является одним из важных критериев ее дееспособности, залогом  успеха на очередных выборах.

 

5.Современное состояние  и проблемы местного самоуправления  в Российской Федерации

 

 

С 2002 г. в России началась административная реформа, призванная повысить эффективность деятельности всех уровней публичной власти, четко  разграничить между ними полномочия и ответственность, привести финансовые ресурсы каждого уровня в соответствие с объемом полномочий. Существенным компонентом этой реформы стала  реформа местного самоуправления. В 2003 г. был принят новый Федеральный  закон № 131-ФЗ «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации». В дальнейшем в него был внесен ряд изменений  и дополнений. В полную силу новый  закон о местном самоуправлении вступает с 1 января 2009 г., а сейчас в  порядке эксперимента реализуется  в Ставропольском крае и Новосибирской  области. В Ставропольском крае приняты  законодательные акты: о границах муниципальных образований, по вопросам организации местного самоуправления на территориях районов и о межбюджетных отношениях. Указанные нормативные акты меняют структуру местных органов власти, закрепляют двухуровневый местный бюджет (зафиксировано образование 9 городских округов, 26 муниципалитетов на районном уровне и 280 -- на поселенческом, общее количество муниципальных образований в Ставропольском крае насчитывает 315) и регулируют взаимоотношения между органами государственной власти Ставропольского края и органами местного самоуправления муниципальных образований, входящих в состав Ставропольского края.

 

Федеральный закон от 6 октября. 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» обозначил  следующий этап реформы местного самоуправления, цель которой заключается  в том, чтобы, с одной стороны, приблизить органы местного самоуправления к населению, с другой -- сделать их ответственными перед государством. В результате улучшились правовые условия для организации местного самоуправления. Большее внимание в нормах Федерального закона 2003 г. уделяется регулированию бюджетного процесса в муниципальных образованиях, межбюджетному регулированию, процессам выравнивания применительно к разным типам муниципальных образований. Однако эффективность этих процессов во многом будет зависеть от наличия соответствующих норм в Бюджетном и Налоговом кодексах, определяющих доходную базу местных бюджетов.

 

Таким образом, подходы к  регулированию муниципальных отношений  указывают на стремление Президента Российской Федерации и федерального законодателя совершенствовать муниципальную  систему страны, создать условия  для развития инициатив и ответственности  населения в решении вопросов жизнеобеспечения муниципальных образований, укрепления народовластия на местном  уровне. Это дает основание сделать  вывод о начале нового этапа реформы  местного самоуправления как одного из важных направлений реформы всей системы управления обществом и  государством, базирующейся на принципах  конституционного федерализма и  народовластия.

 

Реформу местного самоуправления в современной России следует  рассматривать как часть общего процесса становления новой российской государственности, который обусловливает  существенные качественные изменения  во многих сферах жизни общества и  государства. Естественно, этот процесс связан с целым комплексом экономических (затянувшийся процесс перехода к рыночным отношениям), финансовых (ограниченность доходной базы и несбалансированность местных бюджетов), социальных (распад существовавшей социальной инфраструктуры, резкое снижение уровня жизни населения и т.д.), политических (падение доверия населения к институтам власти) трудностей.

 

Выделяют следующие проблемы развития местного самоуправления в  Российской Федерации:

 

- финансовая слабость  местного самоуправления, разрыв  между возлагаемыми на него  обязанностями и их ресурсным  обеспечением; невозможность по  финансовым соображениям выполнять  свои обязательства перед населением  подрывает авторитет местной  власти, зачастую дестабилизируя  обстановку на местах;

 

- слабость гражданского  общества, низкий уровень общественной  активности, низкая правовая культура  населения, дефицит знаний о  сущности и возможностях самоуправления;

 

- сопротивление бюрократии  всех уровней, которая видит  в местном самоуправлении угрозу  своему благополучию, привычным методам управления;

 

- недооценка важности  реформы местного самоуправления, вылившаяся в неурегулированность межбюджетных отношений;

 

- дефицит квалифицированных  кадров в системе самоуправления, особенно в сельской местности.

 

Заключение

 

 

Процесс становления местного самоуправления должен быть неизбежен  в рамках формирования правового  государства и гражданского общества в России, а поэтому необходим  поиск путей, юридических и организационных  форм и определенных кадровых решений  для того, чтобы процесс местного самоуправления развивался нормально  и в законных рамках упрочил систему  демократической власти, как на уровне Федерации, так и в ее субъектах. В целом, изучив подробно материал по вопросу местного самоуправления, я могу сказать, что в целом местное самоуправление в нашей стране развивается положительно, и перспективы его дальнейшего развития можно также оценить позитивно.

 

Учитывая многообразие субъектов  правового регулирования, а также  то, что новые законы по-прежнему должны работать в неподготовленной среде (низкая активность населения, отсутствие необходимой финансово-экономической основы, некомплектность правового регулирования), целесообразно не строить расчетов на одномоментное создание сразу по всей стране местного самоуправления, а двигаться к нему поэтапно. Совершенствование организационных структур местного самоуправления требует применения программно-целевых технологий организационного проектирования, позволяющих сохранить целостность организации.

 

В заключение, я хочу сказать, что для России вопрос о местном  самоуправлении остается открытым, т.к. еще не решены многие проблемы связанные  с местным самоуправлением. Но можно  сказать, что местное самоуправление в России успешно функционирует, а дальнейшее развитие и улучшение  системы местного самоуправления можно  охарактеризовать как перспективную  цель для страны в целом.

 

 


Информация о работе Местное самоуправление