Местное самоуправление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 13:18, контрольная работа

Описание работы

Кризисная ситуация, сложившаяся в экономике России, сопровождается серьезным обострением проблем и противоречий в национальной, политической и социальной сферах общественной жизни, которые в свою очередь сдерживают развитие Российской Федерации и разрушают ее государственность. В этих условиях важнейшим фактором стабилизации выступают использование потенциала самоорганизации и самоуправления населения для улучшения условий жизнедеятельности и сохранения Российского государства. Самоуправление, являясь средством вовлечения каждого индивида в социально-экономическое регулирование посредствам целеполагания и самоорганизации субъектов хозяйствования и населения, позволяет учитывать, координировать и реализовывать многообразие их интересов, удовлетворять социально-культурные и социально-бытовые потребности за счет средств и ресурсов хозяйствующих субъектов, территориальных образований, а также государства. Местное самоуправление, повышая активность населения в решении важных проблем жизнедеятельности, способно придать развитию общества дополнительные внутренние стимулы самодвижения, ускорения социально-экономического и научно-технического прогресса.

Содержание работы

1.Местное самоуправление: сущность, цели и задачи

2.Понятие и состав правовой базы местного самоуправления

3.Структура органов местного самоуправления

4.Непосредственное участие граждан в местном самоуправлении

5.Современное состояние и проблемы местного самоуправления в Российской Федерации

Заключение

Список литературы

Введение

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 70.21 Кб (Скачать файл)

 

- сопротивление бюрократии  всех уровней, которая видит  в местном самоуправлении угрозу  своему благополучию, привычным методам управления;

 

- недооценка важности  реформы местного самоуправления, вылившаяся в неурегулированность межбюджетных отношений;

 

- дефицит квалифицированных  кадров в системе самоуправления, особенно в сельской местности.

 

Заключение

 

 

Процесс становления местного самоуправления должен быть неизбежен  в рамках формирования правового  государства и гражданского общества в России, а поэтому необходим  поиск путей, юридических и организационных  форм и определенных кадровых решений  для того, чтобы процесс местного самоуправления развивался нормально  и в законных рамках упрочил систему  демократической власти, как на уровне Федерации, так и в ее субъектах. В целом, изучив подробно материал по вопросу местного самоуправления, я могу сказать, что в целом местное самоуправление в нашей стране развивается положительно, и перспективы его дальнейшего развития можно также оценить позитивно.

 

Учитывая многообразие субъектов  правового регулирования, а также  то, что новые законы по-прежнему должны работать в неподготовленной среде (низкая активность населения, отсутствие необходимой финансово-экономической  основы, некомплектность правового  регулирования), целесообразно не строить  расчетов на одномоментное создание сразу по всей стране местного самоуправления, а двигаться к нему поэтапно. Совершенствование  организационных структур местного самоуправления требует применения программно-целевых технологий организационного проектирования, позволяющих сохранить  целостность организации.

 

В заключение, я хочу сказать, что для России вопрос о местном  самоуправлении остается открытым, т.к. еще не решены многие проблемы связанные  с местным самоуправлением. Но можно  сказать, что местное самоуправление в России успешно функционирует, а дальнейшее развитие и улучшение  системы местного самоуправления можно  охарактеризовать как перспективную  цель для страны в целом.

 

Список литературы

 

 

1. Глазунова Н.И. Система  государственного и муниципального  управления: учеб. - М.: ТК Велби, Проспект, 2006. - 632с.

 

2. Игнатов В.Г. Государственное  и муниципальное управление: Введение  в специальность. Основы теории  и организации: учеб. пособие - 3-е изд. - М.: Март; Ростов н/Д, 2007. - 480с.

 

3. Кобилев А.Г. Муниципальное управление и социальное планирование в муниципальном хозяйстве/ А.Г. Кобилев, А.Д. Кирнев, В.В. Рудой. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 608с.

 

4. Парахина В.Н. Муниципальное управление: учеб. пособие/ В.Н. Парахина, Е.В. Галлеев, Н.Н. Ганшина. - М.: КНОРУС, 2007. - 496с.

 

5. Система муниципального  управления: учебник для вузов, 3-е  изд./ Под ред. В.Б. Зотова. - Спб.: Питер, 2007. - 560с.

 

Приложение

 

 

 

 

В местном референдуме  имеют право участвовать жители муниципального образования, обладающие избирательным правом. Он проводится на основе равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Его  итоги и принятое на местном референдуме  решение подлежат официальному опубликованию (обнародованию). Органы местного самоуправления обеспечивают исполнение решения, принятого  на местном референдуме, в соответствии с разграничением полномочий.

 

Муниципальные выборы

 

Муниципальные выборы проводятся с целью избрания депутатов и  должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего, равного и прямого  избирательного права при тайном голосовании. Выборы назначаются представительным органом местного самоуправления в  сроки, предусмотренные уставом  муниципального образования. В случаях, установленных федеральным законом, выборы могут быть назначены муниципальной  избирательной комиссией или  судом.

 

Гарантии избирательных  прав граждан устанавливаются федеральными законами. В соответствии с ними органы государственной власти субъектов  РФ вправе устанавливать порядок  проведения муниципальных выборов: назначения и объявления даты выборов, составления списков избирателей, регистрации кандидатов, проведения предвыборной агитации, правил голосования  на избирательных участках, подсчета голосов и установления результатов  выборов.

 

При проведении муниципальных  выборов используются различные  избирательные системы. Основные из них -- выборы по избирательным округам («мажоритарная» система) и пропорциональная система.

 

При мажоритарной системе  территория муниципального образования  разбивается на несколько избирательных  округов с примерно равной численностью населения и от каждого округа избирается один депутат. Такая схема  встречается в России чаще всего  в силу относительной простоты агитационной кампании, привычности ее как для  населения, так и для властей. При пропорциональной системе избиратели голосуют не за конкретного кандидата, а за партию или блок партий (т. е. за партийные списки), а депутатские мандаты распределяются пропорционально набранным голосам. Решение о применении в муниципальном образовании той или иной избирательной системы осуществляется местным сообществом самостоятельно в зависимости от местных условий и закрепляется в уставе муниципального образования.

 

Обе избирательные системы  имеют свои достоинства и недостатки. Пропорциональная более приспособлена для выражения общего интереса территориального коллектива. Однако ее применение в России требует развитой политической структуры общества и устойчивых избирательных объединений на муниципальном уровне.

 

Разновидностью мажоритарной системы являются выборы по многомандатным округам, когда от одного избирательного округа избирается не один, а несколько (не более 5) депутатов. Избранными по округу считаются кандидаты, набравшие  наибольшее количество голосов, в количестве, соответствующем числу мандатов. Такая система лучше всего  решает задачу выражения депутатами общих интересов населения. В  крупных городах может применяться  схема, при которой многомандатным избирательным округом является район города, но в городе несколько  таких округов. В малых муниципальных  образованиях выборы могут проводиться  по единому многомандатному округу.

 

Возможна также смешанная  избирательная система, при которой  одна часть депутатов избирается по мажоритарной системе, а другая -- по пропорциональной. Сочетая положительные качества исходных систем, смешанная избирательная система позволяет обеспечить выражение как территориальных, так и групповых интересов населения.

 

Согласно уставам большинства  муниципальных образований, для  победы на выборах достаточно простого большинства голосов. В некоторых  уставах предусматривается, что  при выборе главы муниципального образования для победы необходимо абсолютное большинство голосов, т. е. 50% +1 голос от числа действительных бюллетеней. Если ни один из кандидатов такого большинства не набирает, проводится второй тур, в котором участвуют  два кандидата, набравшие в первом туре наибольшее количество голосов. Для  победы во втором туре достаточно простого большинства голосов.

 

Голосование населения

 

В соответствии с Федеральным  законом 2003 года голосование граждан  может производиться по вопросам отзыва депутата, выборного должностного лица местного самоуправления, изменения  границ или преобразования муниципального образования. Порядок назначения и  организации голосования аналогичны проведению выборов и референдумов.

 

Основанием для отзыва депутата или выборного должностного лица местного самоуправления могут  служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействие), установленные уставом и подтвержденные в судебном порядке. Процедура отзыва должна обеспечить возможность обвиняемому  дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва. Депутат  или выборное должностное лицо считается  отозванным, если за это проголосовало  не менее половины всех зарегистрированных в муниципальном образовании (избирательном  округе) избирателей.

 

Голосование по вопросам изменения  границ или преобразования муниципального образования считается состоявшимся, если в нем приняло участие  более половины жителей муниципального образования (или его части), обладающих избирательным правом. Решение по данным вопросам считается принятым, если за него проголосовало более  половины жителей, участвовавших в  голосовании. Итоги голосования  граждан и принятые решения подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

 

Сходы граждан

 

В муниципальных образованиях с численностью избирателей не более 100 человек представительный орган  местного самоуправления не создается, а для решения вопросов местного значения проводится сход граждан. Он осуществляет полномочия представительного  органа муниципального образования, созывается главой муниципального образования  самостоятельно или по инициативе не менее 10 жителей и правомочен при  участии более половины жителей  поселения, обладающих избирательным  правом. Проведение схода граждан  обеспечивается главой местной администрации.

 

Решения схода считаются  принятыми, если за них проголосовало  более половины участников. Они подлежат обязательному опубликованию (обнародованию) и исполнению.

 

Опросы населения

 

Опрос граждан может проводиться  на всей или на части территории муниципального образования с целью выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти. Для этого обычно достаточно опросить некоторое количество граждан, представляющих разные слои населения (репрезентативная выборка), что значительно проще и дешевле по сравнению с референдумом. Существуют технологии проведения различных устных и письменных опросов, формы анкетирования и т. д.

 

В опросе имеют право участвовать  жители муниципального образования, обладающие избирательным правом.

 

Опрос граждан назначается  представительным органом муниципального образования по собственной инициативе или по инициативе главы муниципального образования, а для вопросов государственного или межмуниципального значения -- по инициативе органов государственной власти субъекта РФ. Порядок назначения и проведения опроса определяется уставом или нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления. Финансирование опроса осуществляется за счет средств местного бюджета (или бюджета субъекта РФ, если опрос проводится по его инициативе). Результаты носят рекомендательный характер.

 

Собрания (конференции) граждан

 

Собрания граждан предназначены  для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов и должностных лиц  местного самоуправления. Они проводятся по инициативе населения, представительного  органа или главы муниципального образования, органа территориального общественного самоуправления. Собрание граждан может принимать обращения  к органам местного самоуправления, а также избирать лиц, уполномоченных представлять собрание граждан во взаимоотношениях с органами и должностными лицами местного самоуправления.

 

Обращения, принятые собраниями граждан, подлежат обязательному рассмотрению органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых  отнесено решение вопросов, содержащихся в обращениях, с направлением письменного  ответа.

 

В ряде случаев полномочия собрания граждан может осуществлять конференция граждан, т. е. собрание делегатов. Проведение конференций  целесообразно в тех случаях, когда проведение собраний затруднено (например, для выявления мнения жителей городского микрорайона, в  котором может проживать несколько  тысяч жителей).

 

Порядок назначения и проведения собрания (конференции) граждан, а также  их полномочия определяются уставом  муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного  органа муниципального образования, уставом  территориального общественного самоуправления.

 

Публичные слушания. Правотворческая  инициатива граждан

 

Публичные слушания и правотворческая  инициатива -- формы участия граждан в нормотворческом процессе и формировании муниципальной нормативной базы. Публичные слушания проводятся представительным органом или главой муниципального образования по собственной инициативе или по инициативе населения для обсуждения проектов муниципальных правовых актов и иных решений, затрагивающих интересы населения. Проведению публичных слушаний должно предшествовать опубликование проекта муниципального правового акта и его обсуждение в средствах массовой информации и на собраниях (конференциях) граждан. При этом выявляются различные точки зрения, аргументы сторон, ведутся публичные дискуссии.

 

Федеральный закон 2003 года устанавливает  обязательность проведения публичных  слушаний по ряду вопросов жизнедеятельности  муниципального образования.

 

Для обеспечения участия  жителей в публичных слушаниях  население муниципального образования  заблаговременно оповещается о  времени и месте их проведения. Результаты публичных слушаний подлежат опубликованию (обнародованию). Порядок  организации и проведения публичных  слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми  актами представительного органа муниципального образования.

 

Правотворческая инициатива граждан -- право жителей на внесение в органы местного самоуправления собственных проектов муниципальных правовых актов или изменений к действующим правовым актам по вопросам местного значения. С правотворческой инициативой может выступить группа граждан, обладающих избирательным правом. Ее минимальная численность (не превышающая 3% числа избирателей муниципального образования) устанавливается правовым актом представительного органа местного самоуправления.

Информация о работе Местное самоуправление