Методика фандрайзинга как инструмента привлечения средств в некоммерческую организацию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 15:56, курсовая работа

Описание работы

Сфера деятельности PR не ограничивается информационными (работы со СМИ) и политическими (лобби) связями и контактами. Обеспечение PR предполагает и реальные конкретные дела в социальной сфере, науке, образовании, культуре, нередко выходящие за рамки сферы непосредственной деятельности фирмы и связанные с организационной, экономической, прежде всего — финансовой поддержкой деятельности учреждений и коллективов, начинаний, инициативных групп, отдельных лиц. Особую роль играет PR в развитии спонсорства, патронажа и благотворительности для организаций и учреждений сферы культуры, поскольку это обеспечивает расширение возможностей организационно-финансовой поддержки их деятельности.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….1
Глава 1. Некоммерческие организации…………………………………...5
Сущность и особенности функционирования некоммерческих организаций……………………………………………………………..5
Связи с общественностью в НКО…………………………………… 7

Глава 2. Фандрайзинг как метод привлечения средств……………..….17
2.1. Определение термина «фандрайзинг». Основные понятия и виды фандрайзинга………………………………………………………………….17
2.2. Фандрайзинговая деятельность за рубежом и в России…………...23
2.3. Организация фандрайзинговой кампании………………………….26
Заключение……………………………………………………………………36
Список литературы…………………………………………………………..38

Файлы: 1 файл

ПРЕДДИПЛОМ.docx

— 73.54 Кб (Скачать файл)

Содержание.

Введение……………………………………………………………………….1

Глава 1. Некоммерческие организации…………………………………...5

    1. Сущность и особенности функционирования некоммерческих организаций……………………………………………………………..5
    2. Связи с общественностью в НКО…………………………………… 7

 

Глава 2. Фандрайзинг  как метод привлечения средств……………..….17

2.1. Определение термина «фандрайзинг». Основные понятия и виды     фандрайзинга………………………………………………………………….17

2.2. Фандрайзинговая деятельность за рубежом и в России…………...23

2.3. Организация фандрайзинговой кампании………………………….26

Заключение……………………………………………………………………36

Список литературы…………………………………………………………..38

Приложение.

 

Введение.

Сфера деятельности PR не ограничивается информационными (работы со СМИ) и политическими (лобби) связями и контактами. Обеспечение PR предполагает и реальные конкретные дела в социальной сфере, науке, образовании, культуре, нередко выходящие за рамки сферы непосредственной деятельности фирмы и связанные с организационной, экономической, прежде всего — финансовой поддержкой деятельности учреждений и коллективов, начинаний, инициативных групп, отдельных лиц. Особую роль играет PR в развитии спонсорства, патронажа и благотворительности для организаций и учреждений сферы культуры, поскольку это обеспечивает расширение возможностей организационно-финансовой поддержки их деятельности.

 

При переходе к рыночной экономике и культура и искусство  оказались в весьма не выгодной ситуации. Бюджетное финансирование значительно  отстает от стремительно возрастающих под влиянием инфляции потребностей организаций культуры и искусства  в финансовых средствах.        

      В современных условиях государственным и муниципальным учреждениям культуры получить сколько-нибудь значительные бюджетные ассигнования очень трудно, прежде всего, из-за неустойчивой экономической ситуации в стране.

Невозможность полностью  обеспечивать свою деятельность за счет бюджетных средств и других традиционных источников доходов привела к  необходимости поиска альтернативных внебюджетных источников финансирования. Учреждения культуры вынуждены самостоятельно заниматься добыванием средств к существованию, иметь побочный «карман» откуда можно при необходимости черпать деньги. При этом, согласно Закону РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (2002г.), поступление средств из внебюджетных источников не является основанием для уменьшения размера бюджетных ассигнований учреждений культуры. 

За рубежом существует специальная сфера деятельности – фандрайзинг (fundraising), что в прямом переводе с английского означает «наращивание фондов», а, по сути – поиск денежных средств для некоммерческого сектора. И хотя сам этот термин уже весьма прочно вошел в наш лексикон, функция фандрайзинга достаточно нова для российских учреждений культуры. Тем не менее, уже можно говорить о создании многоканальной системы финансирования, что предполагает задействование самых разнообразных источников и способов привлечения средств для поддержки государственных и муниципальных учреждений культуры.

Фандрайзинг является на сегодняшний  день актуальнейшим источником средств для организаций искусства в большинстве развитых стран, и его значение продолжает возрастать. В последнее десятилетие роль его как источника финансирования искусства стремительно возросла, в связи с тенденциями сокращения государственных бюджетов на искусство. Еще 15 лет назад ни понятия, ни связанные с ним действия не были известны в России, да и сегодня, несмотря на значительный прогресс и отдельные успешные опыты фандрайзинга, не хватает ни теоретических знаний, ни практических навыков.

В современных условиях рыночных отношений в России большое значение приобретает развитие государственных организаций культуры, решающих необходимые для любого общества и государства культурно - просветительские и научно-исследовательские задачи. Занимается сохранением национального наследия, повышением интеллектуального и творческого потенциалов общества и др. В то же время условия функционирования государственных организаций культуры в России (низкое благосостояние населения, сокращение бюджетного финансирования и др.) создали крайне неблагоприятные предпосылки для их развития. Поэтому необходим поиск дополнительных источников финансирования, взаимодействие с потенциальными спонсорами, и средствами массовой информации.  

Объектом исследования является – некоммерческие организации как сфера деятельности с недостаточно эффективной системой продвижения и финансирования.

 Предметом исследования является фандрайзинг, как инструмент совершенствования системы финансирования учреждений.

Целью работы является –  изучить возможности использования  дополнительных источников финансирования и спонсорства, необходимых для  достойного существования некоммерческой организации, действующей в сфере культуры и искусства

В соответствии с выдвинутой целью и предметом исследования предусматривается решение следующих задач:

1. Рассмотреть сущность и особенности функционирования некоммерческих организаций;

2. Проанализировать необходимость применения СО-технологий в некоммерческом секторе;

3. Рассмотреть основные виды и методы фандрайзинга; 
4.  Выявить характерные черты фандрайзинга за рубежом и в России;

5.  Определить этапы  организации и проведения фандрайзинговой кампании; 
6. Проанализировать фандрайзинговую деятельность ГУК «ЛГОРНИ». 

В процессе написания работы использовались различные литературные источники, учебные пособия по социально  культурной деятельности, материалы печатных СМИ.

 
       Практическая значимость исследования заключается в том, что данная работа может быть использована при организации благотворительной акции. 
 
       В свете вышеизложенного представляется, что исследование фандрайзинга в сфере культуры имеет существенный научный и практический интерес.

 

ГЛАВА 1. Некоммерческие организации.

    1. Сущность и особенности функционирования некоммерческих организаций.

Некоммерческая организация (бесприбыльная, non-profit) - организация, которая либо не получает прибыли от своей деятельности, либо получает, но использует ее на цели своего развития (уставную деятельность), а не распределяет ее в виде дивидендов среди своих членов (совладельцев, учредителей).

 Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Действительно, некоммерческие организации не ставят главной своей  целью извлечение прибыли. Однако законодательства многих стран, в том числе нашей, допускают возможность получения  прибыли некоммерческой организацией. Вместе с тем в рамках некоммерческого  сектора последняя носит ограниченный характер.

Во-первых, некоммерческая организация  может заниматься предпринимательством лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которой она создана; сама бизнес-деятельность должна соответствовать таким целям.

Во-вторых, возможная прибыль  полностью направляется на обеспечение  основного профиля некоммерческой организации и не может быть распределена среди ее участников. Например, прибыль  организаций здравоохранения используется на предоставление населению дополнительных видов медицинских услуг и  увеличение объема услуг уже существующих. Прибыль научных организаций  расходуется на осуществление новых  проектов, приобретение оборудования и сырья. Прибыль общественных организаций  и объединений идет на расширение спектра услуг, предоставляемых  их участникам, на совершенствование  материальной базы и т. д.

В общем, прибыль от предпринимательской  деятельности некоммерческих организаций  не распределяется среди их учредителей  и участников, а полностью реинвестируется  на развитие фундаментальных социальных сфер общества (просвещение, наука, культура, здравоохранение), на укрепление социальной защиты населения.

Некоммерческая организация  может быть создана в различных  организационно-правовых формах. Конкретный выбор формы зависит от целей, ради которых образуется некоммерческая организация, ее отношений с учредителями, возможных источников финансирования и др.

Некоммерческие организации  могут создаваться в форме  общественных или религиозных организаций (объединений), некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных  и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных  федеральными законами.

 

 

 

 

    1. Связи с общественностью в НКО.

Сегодня во всем мире, и в  частности, в России Public Relations применяются во всех сферах деятельности: не только в политике и бизнесе, но и в некоммерческом секторе. Рост значимости PR в XX веке обусловлен самим процессом формирования деловой среды, которая становится все более зависимой от общества, его мнения и поведения общества в отношении организации. Успех деятельности некоммерческой организации все больше зависит от позитивного отношения к ней окружающих– Goodwill (благорасположенность) приобретает статус неявного актива, а некоторыми организациями даже оценивается в стоимостном выражении и отражается в годовых отчетах. Таким образом, хорошо организованная, систематическая PR-деятельность становится стратегическим ресурсом некоммерческой организации.

В советское время существовало большое количество некоммерческих организаций, которые создавались  по инициативе государства и, соответственно, полностью финансировались из государственного бюджета.     

После распада СССР ситуация с НКО резко изменилась. Стали  появляться частные НКО. Это объясняет  позицию некоторых авторов, которые  считают, что первые общественные организации  граждан появились в 1987-1988 гг., на волне перестройки, — тогда их насчитывалось всего 30-40. Сейчас количество некоммерческих организаций в России более 300 тысяч. Несмотря на достаточно бурный рост, некоммерческий сектор остается узким сегментом общества. Основной вывод масштабного исследования, проведенного при поддержке российского представительства благотворительного фонда Charities Aid Foundation и Фонда Форда, заключается в том, что образ некоммерческого сектора в общественном сознании не сложился, он пока так и не занял свое место в картине страны и мира».

Создание положительного образа, формирование общественного  мнения, процесс информирования и  привлечение внимания СМИ и общественности – это направления работы СО-специалиста. Многие проблемы третьего сектора могут  быть решены СО-методами, а хорошо организованная, систематическая СО-деятельность может  стать стратегическим ресурсом некоммерческих организаций. Несмотря на неограниченные возможности профессионального  роста, раскрытия творческих способностей и реализации нестандартных идей и решений в некоммерческом секторе, большинство СО-специалистов на сегодняшний  день предпочитают работать в коммерческих компаниях или на политической арене. В силу этого российские некоммерческие организации практически не используют в своей деятельности возможности  СО. Согласно результатам опроса Института Гэллапа PR-программы осуществляют меньше половины некоммерческих организаций. Но если на Западе общественные организации все-таки составляют 13% клиентов агентов связей с общественностью, то у нас этот процент практически равен нулю.

Существующая ситуация обусловлена  особенностями социально-экономического и политического развития России в новейшей истории. Проникать в  социальную сферу связи с общественностью  стали позднее, чем в экономическую  или политическую жизнь, где постоянно  меняющиеся условия, высокая конкуренция, борьба за потребителей, необходимость  заботы об имидже изначально потребовали  традиционного инструментария СО. Более того, в России, где государство всегда доминировало и доминирует по отношению к обществу, которое в свою очередь индифферентно и не имеет классических гражданских институтов, социальная сфера всегда воспринималась как второстепенная и финансировалась по остаточному принципу.

Постепенно, по мере привлечения СО-специалистов в третий сектор ситуация будет меняться. Для обеспечения собственной жизнедеятельности в ситуации нарастающей конкуренции, в том числе и неценовой, ряд некоммерческих организаций занимается организованной деятельностью по связям с общественностью: оценкой реакций общественности на деятельность организации, установлением контактов, поддержанием репутации информационно разъяснительной работы и т.п.

Необходимость использования  технологий СО в некоммерческом секторе  очевидна, так как от эффективности  воздействия на целевые группы общественности и общества в целом зависит  количество и качество реализуемых  данной организацией социальных проектов. Ведь СО является неотъемлемой частью эффективного управления любой организованной формы деятельности: государственной и муниципальной, производственной, коммерческой, общественной и т.д., включающих в себя отношения внеценовой конкуренции (престиж, авторитет, репутация, доверие, взаимопонимание и т.д.).

Информация о работе Методика фандрайзинга как инструмента привлечения средств в некоммерческую организацию