Методы ценообразования: сравнительный анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 21:51, курсовая работа

Описание работы

Ценообразование – установление цен, процесс выбора окончательной цены в зависимости от себестоимости продукции, цен конкурентов, соотношение спроса и предложения и других факторов.
Цель: исследовать методы ценообразования и их применение в Республике Беларусь.
Задачи:
Сформировать общие представления о цене как денежном выражении стоимости. Взаимосвязь со стоимостью. Её виды и функции;
Раскрыть методы ценообразования;
Показать проблемы и условия ценообразования.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….…3
Цена как денежное выражение стоимости
Понятие, сущность цены.
Стоимость. Её взаимосвязь с ценой…………………………...4
Виды цен и ценообразующие факторы………………………..8
Функции цены………………………………………………....16
Методы ценообразования
Методы издержек (полные, стандартные, прямые)………….18
Параметрические методы ценообразования………………….25
Проблемы и условия ценообразования…………………………....28
Заключение……………………………………………………………...33
Список использованных источников………………………………….34

Файлы: 1 файл

Курсовая по экономике.docx

— 565.83 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ГУО «МИНСКИЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  КОЛЛЕДЖ»

 

 

Предметная комиссия планово-экономических  дисциплин 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: Экономика организации

 

на тему: «Методы ценообразования: сравнительный анализ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил учащийся

2 курса, гр.1105    (подпись)  К.С.Козлов        (дата) 

 

 

Руководитель

Преподаватель  (отметка)  (подпись)        Д.И.Балашов

(дата)

 

 

 

 

МИНСК 2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………….…3

  1. Цена как денежное выражение стоимости
    1. Понятие, сущность цены.

Стоимость. Её взаимосвязь с ценой…………………………...4

    1. Виды цен и ценообразующие факторы………………………..8
    2. Функции цены………………………………………………....16
  1. Методы ценообразования 
    1. Методы издержек (полные, стандартные, прямые)………….18
    2. Параметрические методы ценообразования………………….25
  1. Проблемы и условия ценообразования…………………………....28

Заключение……………………………………………………………...33

Список использованных источников………………………………….34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Перед всеми коммерческими  и многими некоммерческими организациями  встает задача назначения цены на свои товары и услуги. В условиях рынка  ценообразование является весьма сложным процессом. От применяемых методов ценообразования во многом зависят достигнутые коммерческие результаты, а верная или ошибочная ценовая политика оказывает долговременное (положительное или отрицательное) воздействие на всю деятельность фирмы.

Ценообразование – установление цен, процесс выбора окончательной цены в зависимости от себестоимости продукции, цен конкурентов, соотношение спроса и предложения и других факторов.

Цель: исследовать методы ценообразования и их применение в Республике Беларусь.

Задачи:

  1. Сформировать общие представления о цене как денежном выражении стоимости. Взаимосвязь со стоимостью. Её виды и функции;
  2. Раскрыть методы ценообразования;
  3. Показать проблемы и условия ценообразования.

Лучше материалы предствлены  в учебнике Калинка А.А. Экономика  организации, с. 174-194, а также в  учебнике Ильина С.С. Ценообразование, с. 293-337.

 

  1. ЦЕНА КАК ДЕНЕЖНОЕ ВЫРАЖЕНИЕ СТОИМОСТИ
    1. Понятие, сущность цены

Цена – денежное выражение  стоимости товара, экономическая  категория, позволяющая косвенно измерить затраченное на производство товара необходимое рабочее время.

Цена является важнейшим  средством повышения эффективности  производства труда, которая непосредственно  влияет на производство, распределение, обмен и потребление.

Она выступает связующим звеном, при товарных отношениях, между производителем и потребителем, так как является механизмом, обеспечивающим равновесие между спросом и предложением.

Классическая модель спроса и предложения приводится на рис. 1, на которой Ц – цена, а К  – количество купленного / произведенного товара.


 


Спрос падает при росте  цен, а предложение – растет. Здесь  наглядно проявляется противоречивость интересов производителя и покупателя. Производитель через цену получает информацию о том, в какой степени  общество нуждается в его продукции. И если уровень цены, сложившийся  на рынке, возмещает затраты производителя  и обеспечивает получение желаемой прибыли, то это служит самым верным признаком целесообразности производства и соответствия спросу.

Особенностью рынка свободной  конкуренции является то, что при  определенном количестве предложенной продукции он как бы сам по себе стремится к равновесию. Если производитель  предлагает свой товар по цене выше точки равновесия (точка Цр). Покупатели считают такую цену слишком высокой, поэтому какое-то количество продукции не находит покупателя. В этом случае образуется превышение предложения над спросом. Рынок перенасыщается данным товаром, и производитель вынужден снизить цену, чтобы устранить излишки нереализованной продукции. Одновременно сокращается ее выпуск, так как производство при снижающейся цене невыгодно. Цена смещается по кривой предложения вниз; но новой цене соответствует больший спрос, и тогда цена перемещается по кривой спроса вверх. Указанный процесс продолжается до тех пор, пока спрос и предложение не уравновесятся в точке Цр, соответствующей цене равновесия. Если результаты исследования рынка показывают, что в недалеком будущем ожидается повышение спроса на тот или иной товар, то производитель имеет все основания на увеличение его выпуска в надежде на последующее увеличение прибыли.

Однако эта модель ценообразования  разработана для рынков совершенной  конкуренции и основана на множестве  допущений, которые касаются прежде всего количества участников рынка, их целей, видов продуктов и т.д. Многие из этих допущений далеки от реальности.

Данная модель не учитывает  любые личные, временные или пространственные предпочтения. Это означает, что  затраты на доставку во всех случаях  одинаковы, а стоимость удовлетворения потребности соответствует рыночной цене товара (не учитывается цена потребления). Политика цен понимается здесь в  широком смысле и рекомендации из теории равновесных цен могут  служить лишь общим ориентиром в  процессе ценообразования.

С помощью цен соизмеряются затраты и результаты хозяйственной  деятельности  предприятия, экономически обосновываются наиболее выгодные варианты осуществления капитальных вложений, стимулируются производство и потребление, а также качество товара.

Стоимость – сумма денег, которую гипотетический покупатель готов заплатить за какой-либо предмет  или объект.

Согласно теории трудовой стоимости (К. Маркс) стоимость товара представляет овеществленный в нем  труд товаропроизводителей, т. е. стоимость  определяется количеством труда, необходимого для производства товара. Количество содержащегося в товаре труда  определяет потребительскую ценность товара, а процесс обмена трансформирует потребительскую стоимость в  меновую.

Отношение стоимостей различных  товаров отражает отношение представленных в них величин абстрактного труда, которые определяют необходимые  пропорции купли-продажи товаров. Цена – денежное выражение стоимости  товара. Стоимость – объективная  основа цены. Ценность измеряется в  ценах, которые покупатели готовы платить  за продукт. Сумма денег, которую  они готовы заплатить, зависит от ожидаемой прибыли или от преимуществ, которые они могут получить от потребления или обладания предметом.

Согласно стоимостной  теории цены (А. Смит, Д. Риккардо) стоимость товара определяется количеством труда, необходимого для его производства.

Трудовая теория стоимости  – впервые разработанная А. Смитом экономическая теория, согласно которой  стоимость любого товара определяется количеством труда, затраченного на его производство. С практической точки зрения трудовая теория стоимости  имеет ограниченные возможности  полезного применения.

Д. Риккардо доказал, что  стоимость товаров, единственным источником которой является труд рабочего, лежит  в основе доходов различных классов буржуазного общества – заработной платы, прибыли, процента и ренты.

Отличие цены от стоимости: стоимость имеет вероятностную  природу, не отражая факта уже  состоявшейся сделки, а цена отражает именно конкретный факт уже состоявшейся сделки по аналогичным объектам и  фиксируется в системе бухгалтерского учета.

Закон стоимости – экономический  закона товарного производства –  побуждает производителей считаться  с общественно необходимыми затратами  труда и добиваться их снижения, регулирует распределение общественного  труда и средств производства между отраслями народного хозяйства. Действует в обстановке конкурентной борьбы.

По теории спроса и предложения  стоимость товара может проявиться только в цене, т. е. в денежном выражении, цена определяется соотношением спроса и предложения. По теории предельной полезности стоимость товара зависит  от его предельной полезности: чем  больше товара конкретного вида на рынке, тем меньше его ценность, и  наоборот. Рыночная стоимость представляет собой наиболее вероятную цену, по которой данный объект может быть продан на открытом рынке. Стоимость  воспроизводства – затраты на воспроизводство точной копии предприятия  или актива.

 

 

      1. Виды цен и ценообразующие факторы

 

  1. В сфере товарного обслуживания цены бывают:

- оптовые, цены, по которым предприятие реализует в больших объемах продукцию промышленно-технического и потребительского назначения. При наличии большой сети потребления товара, посреднические оптовые фирмы или организации (например, товарные биржи), помогают оптимизировать продажу продукции. Если в посредниках нет необходимости, то поставщики и потребители устанавливают прямые хозяйственные связи;

- розничные, те цены, по  которым товары реализуются в  основном населению, но в ограниченном количестве;

- закупочные, государство приобретает продукцию у сельскохозяйственных предприятий (фермеров);

- цены и тарифы на  услуги. Тарифы, которые могут относиться  как к оптовой (например, грузовые, транспортные тарифы) так и розничной (пассажирские тарифы, тарифы на жилищно-коммунальные услуги) торговле;

- цены франко-отправления (на товары ограниченного производства и разветвленной сети потребления), которые включают транспортные издержки до пункта магистрального транспорта (порта, железнодорожной станции и др.); прочие расходы на остальной путь покрывает покупатель;

- цены франко-назначения, те цены, которые включают все транспортные расходы до места (пункта) назначения.

  1. По формам продаж цены делятся на:

- контрактные. Их еще  называют договорные цены, то  есть цены фактической договоренности между продавцом и покупателем;

- биржевые котировки.  Это уровень цены товара, реализуемого  через биржу. Эта цена биржевого  товара складывается из биржевой  котировки, надбавки за качество  и удаленность от места поставки;

- цены ярмарок и выставок (в большинстве случаев товар  отпускается по льготным ценам);

- аукционные цены, показывают  ход продаж на аукционах (различают  стартовые и продажные цены).

  1. Цены по стадиям продажи:

- цены предложения (цены  продавца, или стартовые). Цены, по  которым продавец желает продать  свою продукцию. Для некоторых  товаров (машина, оборудование) цены  предложения – единственный источник  информации об уровне цен на  рынке;

- цены спроса. Цены, по  которым покупатель заинтересован  купить товар;

- цены реализации (сделки, продажи, покупки) – фактические, или номинальные цены. Их следует отличать от реальных, соотнесенных с уровнем дохода общества или общим уровнем цен.

  1. По степени регулирования цены подразделяются на:

- жестко фиксированные цены. Этот тип цен является основным в условиях административно-командной экономики;

- регулируемые (допускаются  изменения в определенных пределах; устанавливаются государством, как  правило, на продукты повышенного  социального назначения);

- свободные (не подвержены прямому вмешательству; формируются в соответствии с конъюнктурой рынка).

  1. По степени устойчивости во времени цены бывают:

- твердые цены, устанавливаются при заключении договора на весь срок действия;

- подвижные. Зафиксированная в договоре цена меняется в момент поставки, если изменилась рыночная цена товара, установленная по оговоренному в контракте источнику;

- скользящие цены. В договоре устанавливается исходная цена и оговаривается порядок внесения поправок в случае изменения стоимости ценообразующих факторов. Скользящие цены применяются к товарам, требующим длительного срока изготовления;

В качестве базовой цены, ориентира для внесения поправок или фиксации уровня цены при заключении сделки используются:

1. Расчетные цены, которые  обосновываются поставщиком для  каждого конкретного заказа с  учетом его технических и коммерческих условий;

2. Справочные цены, публикуемые  в справочниках, каталогах, периодических  изданиях. Как правило, это средние  цены фактических сделок за  определенный период, экспертные  оценки, биржевые котировки, цены предложений крупных фирм;

3.  Цены прейскурантов  и ценников. Прейскуранты выпускаются,  как правило, производителем для  готовых изделий. Прейскуранты  рассылаются клиентам и включают  цены для конечных пользователей,  стабильные скидки в разрезе  всей или части товарной номенклатуры  фирмы. При необходимости частого  изменения цен прейскуранты дополняются  вкладышами с коэффициентами  изменений. 

Информация о работе Методы ценообразования: сравнительный анализ