Международный опыт в области сертификации и управления качеством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 18:29, контрольная работа

Описание работы

В условиях усиления конкурентной борьбы предприятие вынуждено все больше обращать внимание на проблемы качества. Потребители выпускаемой продукции становятся более требовательными и ожидают высокий уровень качества по низким ценам. Им необходимо подтверждение и гарантия тому, что качество соблюдено. Таким видом гарантии становится сертификат, подтверждающий наличие на предприятии внедренной системы качества.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Международные стандарты ISO 9000/10000………………………………..5
Сертификация экспортируемой и импортируемой продукции…………..15
ГТК, Госстандарт РФ в системе управления качеством продукции……..21
Контроль и применяемые санкции…………………………………………22
Заключение……………………………………………………………………….23
Список литературы………………………………………………………………24

Файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 62.85 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

  1. Международные стандарты ISO 9000/10000………………………………..5
  2. Сертификация экспортируемой и импортируемой продукции…………..15
  3. ГТК, Госстандарт РФ в системе управления качеством продукции……..21
  4. Контроль и применяемые санкции…………………………………………22

Заключение……………………………………………………………………….23

Список литературы………………………………………………………………24

 

 

Введение

 

В условиях усиления конкурентной борьбы предприятие вынуждено все больше обращать внимание на проблемы качества. Потребители выпускаемой продукции становятся более требовательными и ожидают высокий уровень качества по низким ценам. Им необходимо подтверждение и гарантия тому, что качество соблюдено. Таким видом гарантии становится сертификат, подтверждающий наличие на предприятии внедренной системы качества. Согласно стандартам ИСО 9000 в системе качества предприятия свое отражение должны найти 20 элементов. Это минимальный набор элементов системы качества, который предприятию необходимо выполнить для доказательства своей способности производить качественный товар.

        Понятие стандартизация охватывает широкую область общественной деятельности, включающую в себя научные, технические, хозяйственные, экономические, юридические, эстетические, политические аспекты. Во всех странах развитие государственного хозяйства, повышение эффективности производства, улучшение качества продукции, рост жизненного уровня связаны с широким применением различных форм и методов стандартизации. Правильно поставленная стандартизация способствует развитию специализации и кооперирования производства.

        Реализация  принципа системности в стандартизации предполагает выявление и учет взаимосвязей между различными объектами стандартизации при их создании и применении и соответствующими требованиями к этим объектам, а также обеспечение на этой основе согласования взаимосвязанных требований по стандартизации, их рациональной унификации и исключения дублирования требований в различных нормативных документах по стандартизации. Соблюдение принципа системности предполагает также согласованность в организации работ по стандартизации по времени и последовательности планирования, проведения и реализации результатов взаимосвязанных работ.  Необходимо также отметить, что бессистемность в научно-методических основах и соответственно в практике стандартизации закономерно приводит к стихийности и хаотичности их развития. Указанное состояние в отечественной государственной и отраслевой стандартизации, к сожалению, наблюдается достаточно долгое время и есть опасения, что по достижении критических параметров приведет к необратимым негативным последствиям.  Анализ существующих систем (комплексов) стандартов и опыт работы по их созданию показывают, что при формировании таких систем (комплексов) должны разрабатываться соответствующие системообразующие стандарты, которые, как показывают проведенные исследования, должны устанавливать определение и назначение системы, ее структуру, границы, принципы построения и развития. При этом сразу же необходимо отметить, что рациональная структура системы стандартов и ее границы могут быть определены на основе четкого представления о видах, структуре и свойствах объектов стандартизации, охватываемых рассматриваемой системой, и о видах устанавливаемых к ним в данной системе требований по стандартизации.

 

 

 

1. Международные стандарты ISO 9000/10000

Международная организация ISO начала функционировать 23 февраля 1947 г. как добровольная, неправительственная  организация. Она была учреждена  на основе достигнутого на совещании  в Лондоне в 1946 г. соглашения между  представителями 25-ти индустриально  развитых стран о создании организации, обладающей полномочиями координировать на международном уровне разработку различных промышленных стандартов и осуществлять процедуру принятия их в качестве международных стандартов.

Стандарты ISO 9000 разработаны Международной  организации по стандартизации (International Standard Organization - ISO) и образуют основу нового подхода к вопросам качества. Стандарты изложены в форме требований (ISO 9001 - 9003) и общих рекомендаций (ISO 9000 и 9004). В стандартах отсутствует описание методов, с помощью которых изложенные требования и рекомендации могут быть реализованы. Разработчики стандартов полагаются на инициативу и творчество конкретных исполнителей, которые в своих специфических условиях применят требования и рекомендации стандартов.

Требования стандартов относятся к:

1.Наличию стандартного языка документирования процессов управления качеством.

2.Наличию системы отслеживания и получения подтверждения того, что процессы управления качеством применяются корректно на всем предприятии.

3.Наличию подтверждения - аудита, сертификации - от третьей стороны.

Для получения сертификата необходимо создать на предприятии систему управления качеством и выполнить ряд условий, в том числе, пройти аудиторскую проверку организации, которая будет выдавать сертификат. После получения сертификата такие проверки (наблюдательный аудит) будут проводиться регулярно для подтверждения сертификации.

Согласно практике международной и национальной стандартизации стандарты ISO 9000 вводятся в практику национальной стандартизации методом "смены обложки", то есть международный стандарт переводится и получает новое наименование в национальной системе стандартизации. В России эти стандарты введены как серия стандартов ГОСТ Р ИСО 9000 - 96.

Основополагающим  стандартом серии стандартов качества является документ ISO 9000 "Стандарты  на управление качеством и обеспечение  качества. Руководящие положения  по выбору и применению". Он определяет основные принципы политики руководства организаций в области обеспечения качества, описывает три возможных модели управления, устанавливает и разъясняет взаимосвязь между различными понятиями в области качества. Стандарт устанавливает новое для экономических процессов понятие "степень подтверждения", определяющее представление потребителю (заказчику) доказательств того, что система управления качеством и продукция изготовителя (поставщика) соответствует установленным в договорах техническим требованиям. В стандарте ISO 9004 "Система качества. Элементы системы управления качеством. Руководящие положения" рассматриваются 20 элементов системы управления качеством на предприятии и их применение. На основе рекомендаций этого стандарта руководитель предприятия может выбрать соответствующие элементы управления, отвечающие специфике организации. Используя рекомендации стандарта при проектировании системы управления качеством можно сократить затраты и одновременно, за счет применения уже апробированного опыта, повысить экономический эффект от проектируемой системы.

Три модели обеспечения качества, входящие в состав стандартов серии ISO 9000, отражают различные виды (сочетания) производственных этапов предприятия, которые могут  быть сертифицированы. Они позволяют  сделать обоснованный выбор заказчику и поставщику продукции, а также корректно зафиксировать взаимные обязательства в договоре (контракте) на разработку, поставку или испытание продукции.

Первая  модель - стандарт ISO 9001 "Система качества. Модель обеспечения качества на стадиях разработки (проектирования, производства, монтажа и обслуживания)". Он используется тогда, когда изготовитель (поставщик) должен обеспечить соответствие продукции установленным требованиям на всех стадиях жизненного цикла продукции - от проектирования до обслуживания. Область организационного применения - договор (контракт) на поставку, включающий проведение опытно-конструкторских работ. Требования к продукции выражаются в основном с позиций эксплуатационных характеристик. Данная первая модель качества содержит наиболее полный набор требований при строгом соблюдении всех элементов управления качеством.

Вторая  модель - стандарт ISO 9002 "Система качества. Модель обеспечения качества на стадиях производства и монтажа". Стандарт применяется в условиях, когда требования к продукции устанавливаются с точки зрения уже разработанного проекта. В этих случаях необходимо подтвердить возможности изготовителя (поставщика) в части производства и монтажа продукции. Хотя в договоре (контракте) рекомендуется использовать полный набор требований, строгость соблюдения некоторых из элементов управления качеством может быть ослаблена.

Третья  модель - стандарт ISO 9003 "Система качества. Модель обеспечения качества на стадии контроля и испытания готовой продукции". Эта модель устанавливает возможности и обязанности изготовителя (поставщика) в части контроля и испытания поставляемой продукции. Третья модель качества может содержать полный набор требований или только часть наиболее важных элементов.

Процедура получения сертификата ISO 9000 является трудоемкой, дорогостоящей и длительной. Поэтому, прежде чем начинать процесс  подготовки к получению сертификата, целесообразно понять, насколько  он необходим предприятию. Несмотря на то, что применение стандартов ISO 9000 становится все более распространенным, оно является добровольным, то есть, не существует ни национальных, ни международных юридических требований по их обязательному применению. Однако, сертификат ISO 9000 необходим предприятиям:

1.Работающим  на международных рынках или с международными поставщиками, которые требуют наличия такого сертификата;

2.Работающим  в секторах экономики, регулируемых  правительством, или с правительственными  организациями стран, в которых  наличие сертификата ISO 9000 является  обязательным;

3.Совершенствующим  свои системы управления качеством,  например, внедряющим cистему тотального  управления качеством (Total Quality Management - TQM) .

В некоторых странах предприятия  должны иметь сертификат ISO 9000 для  того, чтобы предлагать свою продукцию не только правительственным организациям, но и потребителям определенных сегментов.

Поскольку стандарты ISO 9000 касаются двух классов  задач - документирования процессов, обеспечивающих качество, и документирования подтверждения  выполнения процессов, обеспечивающих качество, то, естественно, путь к получению сертификата начинается также с документирования.

Очевидно, что даже простое описание существующей на предприятии системы управления качеством в соответствии с требованиями стандарта ISO 9000, представляет собой  объемную задачу. Если же такую систему  предстоит создавать или дорабатывать, то задача усложняется многократно. В сущности, речь идет о перестройке предприятия с созданием новых (или серьезной реорганизацией существующих) структурных подразделений и видов деятельности. К ним могут относиться: службы контроля качества и подготовки персонала, разработка стратегии и политики предприятия в области качества, создание или реорганизация службы маркетинга, изменение учетной политики с целью контроля затрат на обеспечение качества, прослеживаемость и идентификация продукции, применение инструментов отслеживания качества на всех участках деятельности и т.д.

Госстандарт является национальным членом ISO от России. С 15 августа 2001 г в нашей  стране действует аутентичная стандартам ISO 900х:2000 серия отечественных стандартов ГОСТ Р ИСО 900х-2001. Существенным моментом в них стала легитимизация  термина «менеджмент» и таких  производных от него словосочетаний, как «менеджмент качества», «система менеджмента качества» и «всеобщий  менеджмент качества». По своей сути, ГОСТ является переводом ISO и имеет очень незначительные непринципиальные отличия от оригинала. Однако, отечественные сертифицирующие организации проводят свои сертификационные аудиты и оформляют сертификаты на соответствие ГОСТ Р ИСО 9001:2001, а зарубежные организации – свои, по ISO 9001:2000. Различия заключаются в следующем. В России имеются законодательные решения о необходимости сертификации на соответствие ГОСТ Р ИСО 9001:2001 (в частности, в соответствии с Постановлением Правительства №113 от 02.02.1998, наличие данного сертификата является одним из условий получения Госзаказа). Однако, наш отечественный сертификат не является действительным за пределами России. Для признания мировым сообществом необходимо сертифицироваться по ISO 9001:2000, у соответствующего органа, например Bureau Veritas Quality International (BVQI, Франция), SGS (Швейцария), Lloyd's Register Quality Assurance (Великобритания), Det Norske Veritas (DNV, Норвегия), TUV (Германия), ABS Quality Evaluations (США) и др. (сегодня в России представлены все ведущие сертифицирующие организации). Наличие международного сертификата необходимо тем отечественным компаниям, которые производят продукцию на экспорт, и зарубежным партнерам которых нужны гарантии качества. Если же некая организация, скажем, производит продукцию за счет средств госбюджета и отправляет её на экспорт, то ей потребуются оба сертификата.

 

ISO 10000:2007 "Менеджмент качества - Удовлетворенность потребителя".

 

ISO 10001:2007 Quality management - Customer Satisfaction - Guidelines for codes of conduct for organizations. "Менеджмент качества - Удовлетворенность потребителя - Руководящие указания по кодексам поведения организаций".

Стандарт обеспечивает руководство  по планированию, проектированию, разработке, внедрению, поддержанию и улучшению  кодексов поведения в целях удовлетворенности  потребителей. Стандарт применим к  кодексам, связанным с продукцией, в части содержания обещаний, данных потребителям организацией и касающихся ее поведения. Такие обещания и связанные  с ними положения (условия) нацелены на усиление удовлетворенности потребителей. В приложении "А" даны упрощенные примеры компонентов кодексов для  различных организаций.

Стандарт ИСО 10001:2007 предназначен для использования любыми организациями  вне зависимости от типа, размера  и поставляемой продукции, включая  организации, которые разрабатывают  кодексы поведения в отношении  удовлетворенности потребителей для  использования другими организациями. В приложении "С" дано специальное  руководство для малого бизнеса.

Стандарт не предписывает сущностное содержание кодексам поведения  по отношению к удовлетворенности  потребителей, не адресуется к другим типам кодексов поведения, таким, как  те, что связаны с взаимоотношениями  организации со своим персоналом или с ее поставщиками.

Стандарт не предназначен для целей сертификации и контрактных  целей, а также не предназначен для  изменения каких-либо прав или обязательств, обеспеченных законодательными или  регулирующими требованиями.

ISO 10002:2004 Quality management - Customer Satisfaction - Guidelines for complaints handling in organizations. "Менеджмент качества - Удовлетворение потребителя - Руководство по подходу к претензиям, поступающим в адрес организаций".

Стандарт содержит разъяснения  для организаций, в случаях когда  потребитель неудовлетворен качеством  продукции или услуг - это руководство  по подходу к претензиям, которое  в конечном счете дает оптимальные  результаты как для организации, так и для "обиженного" потребителя. Он разъясняет процесс рассмотрения претензий и может быть легко  внедрен совместно с системой менеджмента качества, основанной в  соответствии с требованиями стандарта ISO 9001. Требования ISO 10002 ориентируют  высшее руководство компаний сфокусировать  внимание на удовлетворении потребителей и постоянном улучшении управления организацией.

ISO 10003:2007 Quality management - Customer Satisfaction - Guidelines for dispute resolution external to organizations. "Менеджмент качества - Удовлетворенность потребителей - Руководящие указания по разрешению внешних споров организации".

Информация о работе Международный опыт в области сертификации и управления качеством