Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2015 в 14:45, курсовая работа
Основной целью курсовой работы является определение основных факторов формирования мировых цен на нефть и установление зависимости российской экономики от мировых цен на нефть. Следовательно, объектом исследования является мировой рынок нефти. А предметом исследования, соответственно, принцип ценообразования нефтяной отрасли.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
· Выявить факторы, прямо или косвенно влияющие на установление цен на нефть.
· Провести анализ динамики цен на нефть в 2006-2009 годы.
· Исследовать роль нефтяного сектора в современной экономике России.
В современных условиях объем промышленного производства в структуре мирового ВВП - 60%, а промышленной продукции в структуре мировой торговли - 70%. Из этого видно, что развитие мировой экономики напрямую зависит от развития промышленности. При этом мировая промышленность зависит от нефти, как одного из самых дешевых и распространенных источников энергии на промышленных предприятиях. Нефть также имеет большое хозяйственное значение, от нее зависит работа автомобильного, воздушного, морского и значительной части железнодорожного транспорта. Поэтому можно смело говорить о том, что нефтяной фактор является существенным в поддержании стабильности функционирования мировой экономической системы.
Однако при всей значимости нефтяного фактора не каждая страна, добывающая данный вид сырья, может реально влиять на мировую экономику.
В настоящее время на мировом рынке нефти реальной силой, способной в полном объеме использовать данный фактор, является ОПЕК. Строго регулируя добычу и экспорт нефти, страны ОПЕК обладают действительной возможностью диктовать мировые цены на нефть с учетом в первую очередь своих национальных интересов. Такая возможность является следствием многих факторов.
Во-первых, страны, входящие в ОПЕК, обладают богатейшими запасами нефти, на их долю приходится более трех четвертей всех доказанных мировых запасов.
Во-вторых, на сегодняшний день ОПЕК добывает около 24 млн. баррелей сырой нефти в день, обеспечивая около 40% мирового предложения.
В третьих, себестоимость добычи нефти на месторождениях ОПЕК существенно ниже, чем в других регионах планеты, поэтому ОПЕК может довольно легко изменять уровень добычи нефти как в сторону уменьшения, так и увеличения.
Итак, ОПЕК действительно способна влиять на уровень цен на нефть, ее роль в мировой экономике сводится к поддержанию стабильности цен на нефть, уравновешиванию спроса и предложения посредством увеличения или уменьшения добычи нефти.
В настоящее время ОПЕК продолжает играть огромную роль в функционировании мирового хозяйства, но, очевидно, что ее роль на международной арене становится с каждым годом все ниже и ниже. Это объясняется многими факторами.
Вот основные из них.
Во-первых, вследствие того, что уже сегодня ОПЕК не в состоянии самостоятельно справиться с падением цен на нефть, ей приходится искать поддержки со стороны других стран экспортеров нефти, т.е. увеличивается ее зависимость от других стран.
Во-вторых, усилившаяся в последнее время рационализация в использовании природных ресурсов и переход к использованию альтернативных источников энергии, ведет к сокращению спроса на нефть. В этих условиях ОПЕК проводит политику сокращения добычи «черного золота». Но, при сокращении добычи нефти в странах - участницах ОПЕК, государства, не входящие в нее, наоборот, стремятся увеличить добычу, постепенно вытесняя ОПЕК с мирового рынка нефти. Так, например, уже в 2003 году Россия стала ведущим государством по добыче нефти, опередив Саудовскую Аравию.
В долгосрочной перспективе (80-100 лет) ОПЕК ждет куда более серьезная проблема: исчерпание природных ресурсов. Экономика большинства стран, входящих в ОПЕК, преимущественно зависит от нефтяного фактора. Большинство доходов эти государства получают от продажи нефти. Поэтому экономики данной группы стран должны быть в срочном порядке диверсифицированы, иначе при полном исчерпании природных богатств возникнет угроза их дальнейшему существованию.
Но крах экономик государств, зависящих более чем на 70% от нефти, произойдет намного раньше, чем фактическое исчерпание природных ресурсов. Объясняется это тем, что уже в скором времени (20-40 лет) нефть перестанет играть роль источника энергии. А в таком случае отпадет необходимость мирового рынка в жидком топливе. Сегодня мир на пороге революционных достижений в области разработки альтернативных источников энергии. Научные работы ведутся российскими, американскими, японскими и другими учеными в различных уголках земного шара.
1.3 Факторы, влияющие на формирование цен на нефть
Цены в нефтегазовом комплексе складываются под влиянием большого количества внешних и внутренних факторов: издержек, баланса спроса и предложения, мер государства по регулированию деятельности энергетических предприятий, цен мирового рынка, инвестиционной политики, состоянием мировой экономики, курсом валюты, за которую продается нефть и др. По мере развития рыночных отношений круг регулируемых государством цен сужается и увеличивается роль свободных цен. Цены во все большей степени формируются в результате конкуренции как между отдельными нефтегазовыми компании, так и между отдельными нефтеперерабатывающими предприятиями.
Цены внутреннего рынка естественным образом зависят от изменения уровня вывозных таможенных пошлин, сезонных колебаний спроса на отдельные нефтепродукты (бензины, дизтопливо - летом; мазут - в осенне-зимний период) и иных рыночных факторов (например, сокращения предложения в связи с выводом в ремонт нефтеперерабатывающих заводов).
В России ВИНК (вертикально-интегрированные нефтяные компании) в большинстве своем рассматривают нефтепереработку как часть системы нефтяного холдинга, а не как самостоятельный бизнес. Это подтверждают сохранившиеся в ряде ВИНК давальческие схемы переработки нефти на собственных заводах, относительно малая доля инвестиций, направленных в последние годы на повышение глубины переработки и качества производимой продукции. В результате, возросший спрос на высокооктановые бензины в связи с увеличением автопарка в стране за последние годы не обеспечен адекватным ростом предложения. Это является существенным фактором роста цен на бензины в периоды сезонного увеличения спроса (весной-летом).
Формирование цен на нефтепродукты происходит следующим образом: отпускные цены нефтеперерабатывающих заводов увеличиваются компаниями - перепродавцами на размер снабженческо-сбытовой наценки, а затем на размер торговой наценки при реализации продуктов в розницу. На уровень и динамику цен на нефтепродукты влияют монополизм в нефтяном секторе, налогообложение, динамика мировых цен на нефть. Вертикально интегрированные компании ориентированы на мировые рынки нефти и существующую там систему цен. При благоприятной мировой конъюнктуре импорт российской нефти увеличивается, что приводит к дефициту сырья на внутреннем рынке, росту отпускных цен нефтеперерабатывающих заводов. Вследствие этого на внутреннем рынке возрастают цены на нефтепродукты и возникает ситуация дефицита углеводородов. Фактический монополизм на рынке нефти порождает ценовую дискриминацию третьего типа, которая проявляется в том, что монополии, продукция которых оказалась высококонкурентной на мировом рынке, стремятся не только довести цены на внутреннем рынке до мировых, но и повысить их по сравнению с мировыми тем более, чем ниже эластичность остаточного спроса на товар на внутреннем рынке.
Поскольку спрос на нефтепродукты на региональных рынках неэластичен по цене, а в последние годы увеличивается из-за роста промышленного производства, то вертикально интегрированные нефтяные компании резко повышают цены на свою продукцию. Таким образом, необходимо ограничение со стороны государства темпов роста цен на нефтепродукты на внутреннем рынке.
Уровень цен на энергоносители находится также под влиянием налогового бремени на организации ТЭК. Так, доля акциза в розничной цене автомобильного бензина А-76 составляет 17,1%, А-92 - 22%; доля акциза с НДС в цене бензина колеблется от 32 до 37%. Кроме этих налогов, в цене бензина перекладывается на покупателя налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), и др. налоговые платежи, относящиеся к себестоимости продукции. Платежи НДПИ «привязаны» к мировым ценам на нефть, в связи с чем рост мировых цен на нефть сопровождается увеличением цен на топливо и электроэнергию на внутреннем рынке. К тому же, по мнению экспертов, НДПИ не стимулирует разработку новых месторождений и соблюдение технологических норм добычи. В результате резко упали разведанные запасы сырья. Поэтому необходимо комплексное изменение действующего механизма расчета НДПИ, введение поправочных коэффициентов, учитывающих индивидуальные особенности месторождений, возможности и условия поставки нефти на внешний и внутренний рынок, что будет способствовать сдерживанию цен на нефтепродукты на внутреннем рынке.
Существуют затратные и рыночные методы расчета цены на нефтепродукты. Подробно рассмотрим затратный метод.
К затратным методам относятся метод затрат и агрегатный. Схематично затратный метод представлен на рис. 2.
Рисунок 2 - Схематично затратный метод
Метод затрат предполагает последовательное определение и суммирование всех элементов цены: себестоимости, прибыли, налога на добавленную стоимость, торгово-сбытовой надбавки (скидки), налога с продаж. Цена при применении этого метода определяют по формуле:
Ц = С + П + НДС + Тн, (1)
где Ц - цена;
С - себестоимость производства изделия;
П - прибыль;
НДС - налог на добавленную стоимость;
Тн - торгово-сбытовая надбавка.
Таблица 2 - Исходные данные по ОАО «Лукойл»
Себестоимость (руб.) |
6 |
|
Прибыль (руб.) |
4 |
|
Акциз |
3,9 |
|
НДС (18%) |
2,45 |
|
Ц= 6+4+3,9+2,45=16,35 руб.,
где Ц - цена 1 литра бензина (АИ-92).
Ставка акциза на бензин в 2009 г. составляет 3900 руб. за 1 тонну.
Торговая надбавка 25% от цены изготовителя без НДС.
Тогда розничная цена составит:
Ц = 16,35+3,745 (торговая надбавка)=20,1 руб.
В соответствии со статьей 342 Налогового Кодекса налоговая ставка НДПИ составляет 419 руб. за 1 тонну добытой нефти.
Область применения агрегатного метода относительно невелика, поскольку для определения цены на готовую продукцию необходимо иметь цены на отдельные конструктивные элементы, что на практике бывает редко. Другими недостатками агрегатного метода являются: ошибки в ценах на отдельные конструктивные элементы, полностью воспроизводимые в цене готового изделия; отсутствие стимулирующего воздействия на повышение потребительских параметров изделия и экономию затрат на его производство.
1.4 Анализ динамики цен на нефть в 2006-2010 гг.
Нефть - важнейший источник энергии для человечества, в основном потому, что это топливо для транспортных средств. Неудивительно, что цены на нефть находятся под столь пристальным вниманием не только профессиональных участников рынка, но и широкой общественности.
Существуют разные сорта нефти, это связано с разностью состава нефти. Стандартом для цен служит нефть сорта Brent. Чтобы упростить экспорт, были придуманы некие стандартные сорта нефти, связанные с месторождением. Для России - это тяжелая Urals и легкая Siberian Light.
Дешевая нефть закончилась в принципе, считают эксперты. Другое дело, что цены могут варьироваться в разумных пределах 50-60 долларов за баррель. И то при условии, что ни ОПЕК, ни независимые экспортеры не будут снижать объемы экспорта «черного золота». Дешевле 40 долларов за баррель нефть не будет стоить уже никогда.
Рисунок 3 - Динамика мировых цен на нефть марки Brent (IPE)
Проведем краткий анализ динамики цен на нефть в период с 2006 по 2010 год. В июле 2006 г. цена превысила отметку в 70 долларов за баррель. Это объясняется в первую очередь попытками урегулирования ядерного кризиса вокруг Ирана. В начале августа цены на нефть начали опускаться до уровня 50 долларов за баррель. Это произошло в результате увеличения объема добычи нефти странами ОПЕК и коммерческих запасов сырой нефти в странах ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития). Кроме того, в США с приближением зимы сезонные запасы нефтепродуктов достигли своего самого высокого уровня с 1999 г. К тому же в мире ослабело геополитическое напряжение. Но 9 августа 2006 г. произошла авария на трубопроводе в Америке, происходит повышение цен до 73,38 долл./барр. Затем сново падение цен. В конце октября 2006 года министры нефти стран ОПЕК приняли решение сократить совокупное производство нефти, чтобы остановить падение цен ниже коридора 50-55 долл./барр. Причиной понижения цен явился рост запасов котельного топлива США.
В 2007 г. цены на нефть возрастают. Цена барреля нефти поднималась до 90 долларов за баррель. Одна из причин роста цены на нефть - слабеющий доллар (Причина: ослабление инфляционного давления в США, признаки замедления американской экономики.)
В 2008 г. цена на нефть достигла исторического максимума - 130 долларов за баррель. Резкий рост объясняется увеличением спроса со стороны новых растущих великанов - Индии и Китая.
2009 год. И вновь, перевалив через
вершину, цены рухнули вниз до
отметки 40 долларов за баррель. И
здесь были свои объективные
обоснования, например, в России
случился первый за
Конец 2009 г. - постепенный рост цен.
Нефть - особый товар, цены на который могут на порядок «отклониться» от реальных издержек производства и других объективных составляющих стоимости. До сих пор не удалось создать целостную систему регулирования нефтяного рынка, и прогнозирование в данной отрасли не всегда является реалистичным.
2. Россия на рынке нефти
2.1 Роль нефтяного сектора
в экономическом развитии
Информация о работе Мировые цены на нефть и развитие российской экономики