Монополизм и антимонопольная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 14:38, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования обусловлена тем, что несмотря на то, что государство обычно действует в интересах создания условий для развития конкуренции, в национальной экономике в определенной мере присутствует и монополия. Она является полярной противоположностью совершенной конкуренции, которая считалась многими экономистами наиболее эффективной формой организации рынка. Но это всего лишь идеал, созданный экономистами прошлого. Оба крайних состояния рынка («чистая» монополия и «совершенная» конкуренция) в действительности весьма условны.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1.Теоретические аспекты монополизма в рыночной экономике 5
1.1. Понятие, черты монополизма и его взаимосвязь с конкуренцией 5
1.2. Барьеры вхождения в монополистическую отрасль Виды и формы монополий 9
1.3. Понятие, функции и принципы антимонопольной политики 12
2. Сущность антимонопольной политики государства 17
2.1. Эволюция антимонопольного законодательства в зарубежных странах 17
2.3. Методы антимонопольной политики 23
3. Монополизм и антимонопольная политика в России 28
3.1. Особенности монополизма в России 28
3.2. Основные направления антимонопольной политики в России 29
3.3 Сравнительная эффективность монополизма 33
Заключение 37
Список литературы 40

Файлы: 1 файл

monopolizm_animonopol_smirnov_chistovik 25.doc

— 462.50 Кб (Скачать файл)

 

                                                        СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования обусловлена тем, что несмотря на то, что государство обычно действует в интересах создания условий для развития конкуренции, в национальной экономике в определенной мере присутствует и монополия. Она является полярной противоположностью совершенной конкуренции, которая считалась многими экономистами наиболее эффективной формой организации рынка. Но это всего лишь идеал, созданный экономистами прошлого. Оба крайних состояния рынка («чистая» монополия и «совершенная» конкуренция) в действительности весьма условны.

Монополия (происходит от слов «моно» — один и греч. «poleo»  — продаю) представляет собой исключительное право в определенной области, которым может обладать государство, организация, фирма. В экономическом плане монополия означает существенную власть над рынком.

Она может базироваться на различных предпосылках: захват значительной доли отраслевого производства (концентрация и централизация производства и капитала), тайные или явные соглашения о разделе рынков и уровне цен, создание искусственного дефицита и др.

В итоге, у монополиста часто появляется, своего рода, соблазн устанавливать более высокие цены или производить меньший объем продукции и получать при этом прибыль выше нормальной (средней), что, в конечном итоге, сказывается и на общественном благосостоянии.

Отечественный и зарубежный опыт общественного  развития продемонстрировали необходимость  воздействия государства на экономические процессы для согласования интересов всех участников с целью поиска наиболее оптимальных путей прогресса общества. В части ограничения монополистической деятельности и обеспечения конкуренции это воздействие выражается в антимонопольной политике.

Под антимонопольной  политикой в современной научной  литературе понимается комплекс мер, направленных на демонополизацию экономики, контроль и наблюдение за процессами концентрации на рынках, пресечение монополистических  действий и недобросовестной конкуренции, устранение административных барьеров и обеспечение условий для развития конкуренции на рынке. Это понятие включает также адвокатирование конкуренции – то есть пропаганду и распространение знаний, способствующих созданию равных условий для всех участников рынка и формированию общественного сознания в пользу развития рыночных сил.

Цель работы состоит  в том, чтобы на основе анализа  сущности монополизма и особенностей его проявления определить наиболее эффективные пути его экономико-правового  регулирования.

Поставленная  цель предполагает решение следующих  задач:

- рассмотреть  понятие и эффективность монополизма  в рыночной экономике, его взаимосвязь  с конкуренцией;

- определить  содержание, методы и особенности  антимонопольной политики в зарубежных  странах;

- проанализировать  специфику монополизма и антимонопольной  политики в России.

Предметом исследования являются специфические черты монополизма, проявляющиеся в процессе экономики.

Объектом исследования - является система экономико-правовых отношений возникающих между государством, обществом и монополиями с целью их оптимизации.

Информационной основой  исследования послужили научные  труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов; учебные пособия  по экономической теории, материалы  специализированных журналов, электронные ресурсы сети Интернет по исследуемой теме.

Структура работы состоит  из введения, трех глав, заключения и  списка литературы.

 

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОНОПОЛИЗМА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

1.1. Понятие, черты монополизма и его взаимосвязь с конкуренцией

Монополизм – это  тип экономических отношений, при  котором отдельные предприниматели  могут навязывать собственные интересы своим конкурентам и обществу, игнорируя их действительные потребности  и возможности [8, с. 229].

Монополизм проявляется  через монополистическую практику хозяйствующих субъектов, становящихся в процессе реализации такой практики монополиями, и выражается посредством монополистических отношений между монополиями (монополией), с одной стороны, немонополиями (аутсайдерами), — с другой. Наличие монополистических отношений свидетельствует о неравноправии хозяйствующих субъектов в их производственной и коммерческой деятельности, о дискриминации одних субъектов другими, об отсутствии условий свободного участия каждого хозяйствующего субъекта в конкуренции.

Монополии стали образовываться в хозяйстве отдельных стран  в конце XIX начале XX столетия. Причины возникновения монополий представлена на рис.1.

Рис.1. Причины возникновения  монополий [9, с.31]

В условиях монополии потребителям противостоит единственный производитель - гигант, поэтому потребитель вынужден пользоваться продукцией монополиста и соглашаться на его ценовые условия, так как отсутствует конкуренция.

Монополия - исключительное право производства, промысла, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству. Это означает, что по своей природе монополия - прямая противоположность свободной конкуренции. В этом легко убедиться, если сопоставить основные параметры состояния свободной конкуренции и монополии, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1.Сравнительные параметры монополии и свободной конкуренции [25]

 

Параметры 
состояния рынка

Свободная 
конкуренция

Монополия

Число продавцов

Много

Один

Барьеры входа и выхода из рынка

Нет

Есть (нет вхождения)

Дифференциация продукта

Нет (одинаковые продукты одного вида)

Нет (один продукт)

Участие фирм в контроле над ценами

Нет

Полные контроль


 

На первый взгляд может  показаться, что конкуренция и  монополия совершенно несовместимы друг с другом. Ведь монополизация  способна в конечном счете устранить  свободную конкуренцию, а последняя, в свою очередь, подрывает чье - либо господство на рынке.

Между тем монополия  находится в весьма сложной и  противоречивой взаимосвязи с конкуренцией. Уже тот факт, что производство и реализация какого-либо продукта захвачены монополистической группой  крупных предпринимателей, получающих от этого большую выгоду, вызывает острое соперничество - стремление других бизнесменов получать тот же выигрыш. С другой стороны, внутренняя логика рыночного состязания ведет к монополии. Если предприниматель стремится победить своих соперников, то он, добившись такой цели, начинает господствовать на рынке. Одним словам, монополия порождает конкуренцию, а конкуренция монополию.

В современных условиях крупные капиталистические объединения  не уничтожили конкуренцию, а сосуществуют вместе с ней. Это обостряет и углубляет общее соперничество. Противоречивая связь «конкуренция - монополия» напоминает спортивную борьбу, известную под названием «перетягивание каната», в которой меряются силами противостоящие друг другу группы людей. Имеется значительное число предприятий, которые не входят в монополистические объединения и ведут тяжелое противоборство с ними. В каждой стране монополии встречаются в числе конкурентов иностранных компаний, проникающих на внутренний рынок. Стало быть, за небольшим исключением монополизация не приводит к сосредоточению всего производства и сбыта какого - либо товара в руках единственной фирмы.

В развитых капиталистических  и развивающихся странах, достигших  значительного индустриального  уровня, имеет место внутриотраслевая конкуренция, прежде всего между монополиями, производящими инородные продукты. В такую борьбу ввязываются сильные иностранные соперники. Конкуренция ведется и внутри каждой монополии, особенно при распределении прибыли. Особым «фронтом» столкновения является соперничество монополии и немонополизированными предприятиями.

Высокие цены, по которым  в отрасли сбывается основная масса выпущенной монополиями продукции, позволяют и немонополизированным предприятиям часто реализовывать  свои изделия по столь выгодным ценам. В итоге как соперничество между монополиями, так и конкуренция между последними и немонополизированными предприятиями ведут к некоторому снижению цен [14, с.67].

Как показывает практика, в реальной жизни условия, присущие совершенной конкуренции и чистой монополии, редко соблюдаются. Чистую монополию и совершенную конкуренцию можно рассматривать как идеальные рыночные структуры, находящиеся на противоположных полюсах. Реальные же рыночные структуры занимают промежуточное положение, совмещая в себе отдельные черты и чистой монополии, и совершенной конкуренции. Одна из таких рыночных структур — монополистическая конкуренция. Монополистическая конкуренция — рыночная структура, где превалируют черты совершенной конкуренции и имеются отдельные элементы, характерные для чистой монополии.

В целом можно выделить следующие черты монополизма (рис.2):

Рис.2. Черты монополизма [15, с.5]

Таким образом, монополизм – это господство на рынке товаров  и услуг одного производителя, продавца или сравнительно небольшой группы производителей, продавцов, объединившихся в целях захвата рынка, вытеснения конкурентов, продающих данный или аналогичный товар, контроля цен.

1.2. Барьеры вхождения в монополистическую отрасль.Виды и формы монополий

Возникновение и существование  чистых монополий обычно объясняется  наличием барьеров для вступления в  отрасль. Способствующие формированию таких барьеров факторы и порождают монопольную власть на рассматриваемых рынках. Все барьеры можно разделить на две группы — естественные и искусственно создаваемые.

Все барьеры можно  разделить на две группы — естественные и искусственно создаваемые (таблица 2).

Таблица 2. Барьеры вхождения  в монополистическую отрасль [24]

Вид

Тип

Характеристика

Естественные барьеры

1. Экономические

отдельные фирмы за счет постоянного совершенствования  технологических процессов могут  достичь наименьших издержек выпуска  при производстве очень значительного объема продукции (положительный эффект масштаба производства). Это приводит к тому, что только одна или несколько крупных фирм могут иметь низкие издержки производства в расчете на единицу продукции. Остальные фирмы вытесняются из отрасли, и возникает естественная монополия. Естественные барьеры возникают также тогда, когда внутренний рынок какой-либо страны относительно невелик, а экономически в данной отрасли эффективны только крупные предприятия, поэтому одна фирма охватывает практически всю отрасль.

Технологические

связаны с существованием предприятий местного коммунального хозяйства. Современный уровень техники и технологии делает здесь конкуренцию очень затруднительной или просто невозможной. Например, нет смысла для осуществления конкуренции проводить к каждому дому несколько водопроводов.

3. Финансовые

монополизированные отрасли  имеют обычно значительный объем выпуска, поэтому новой фирме для входа в отрасль нужно осуществить большие инвестиции, подготовить квалифицированные кадры и т. д., что сопряжено со значительными затратами и блокирует вход в отрасль.

4. Собственность на некоторые виды ресурсов.

Фирма, владеющая или контролирующая сырье, необходимое в производстве данного материального блага, может препятствовать возникновению конкурирующих фирм на рынке этого товара, на котором сама обычно выступает как монополист.

Искусственные барьеры

1. Юридические

гарантирование патентных  прав на изобретения, предоставление особых привилегий в виде лицензий на выпуск и реализацию продукции, обеспечение секретности некоторых отдельных разработок со стороны правительства могут привести к сосредоточению в руках одной фирмы основной массы патентов и лицензий на производимые в отрасли товары.

2.Методы недобросовестной конкуренции

такая организация конкуренции, при которой хозяйствующие субъекты прибегают к недозволенным методам воздействия на конкурентов: распространение ложных сведений о конкуренте; использование системы демпинговых цен, когда с целью разорить конкурента или вытеснить его с рынка на непродолжительное время устанавливается цена ниже величины средних издержек; криминальные и прочие методы.


 

Перечисленные выше барьеры, блокирующие вход на монополизированный рынок, определяются факторами, обеспечивающими рыночную масть того единственного производителя, который действует в данной отрасли. Множественность этих факторов порождает существование нескольких типов монополий:

В экономической литературе дается следующая классификация видов монополий.

1. С учетом степени  охвата экономики выделяются  такие виды монополистических  организаций.

В масштабе определенной отрасли — абсолютная (полная) монополия. В этом случае действует один продавец, доступ на рынок для возможных  конкурентов закрыт, продавец имеет  полный контроль над количеством товаров, предназначенных для продажи, и их ценой.

В масштабе национального  хозяйства также образуется абсолютная монополия. Она находится в руках государства или его хозяйственных органов (например, государственная монополия внешней торговли и т.п.).

Монопсония (абсолютная) — один покупатель ресурсов, товаров.

2. В зависимости от  характера и причин возникновения  различают следующие виды монополий.

Естественная монополия. Ею обладают собственники и хозяйственные организации, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные участки под виноградники). Сюда также относятся целые отрасли инфраструктуры, имеющие особо важное и стратегическое значение для всего общества (железнодорожный транспорт, военно-промышленный комплекс и т.п.). Существование естественных монополий оправдывается тем, что они дают огромный экономический выигрыш от больших масштабов производства. Здесь создают товары с меньшими затратами по сравнению с расходами ресурсов, которые были бы на множестве аналогичных фирм [8, с.235].

Легальные (от лат. legalis — законный) монополии образуются на законном основании. К ним можно причислить такие формы монополистических организаций:

  • а) патентная система. Под патентом подразумевается свидетельство, выданное правительством страны гражданину на право исключительного пользования сделанным изобретением. Патентом также именуется документ, дающий право на занятие промыслом, торговлей
  • б) авторские права, согласно которым интеллектуальные собственники получают исключительное право продавать или размножать свои произведения в течение всей жизни или какого-то периода
  • в) торговые знаки — специальные рисунки, названия, символы, которые позволяют идентифицировать (отождествить) товар, услугу или фирму (конкурентам запрещается использовать зарегистрированные торговые знаки)

Информация о работе Монополизм и антимонопольная политика государства