Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 14:38, курсовая работа
Актуальность исследования обусловлена тем, что несмотря на то, что государство обычно действует в интересах создания условий для развития конкуренции, в национальной экономике в определенной мере присутствует и монополия. Она является полярной противоположностью совершенной конкуренции, которая считалась многими экономистами наиболее эффективной формой организации рынка. Но это всего лишь идеал, созданный экономистами прошлого. Оба крайних состояния рынка («чистая» монополия и «совершенная» конкуренция) в действительности весьма условны.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.Теоретические аспекты монополизма в рыночной экономике 5
1.1. Понятие, черты монополизма и его взаимосвязь с конкуренцией 5
1.2. Барьеры вхождения в монополистическую отрасль Виды и формы монополий 9
1.3. Понятие, функции и принципы антимонопольной политики 12
2. Сущность антимонопольной политики государства 17
2.1. Эволюция антимонопольного законодательства в зарубежных странах 17
2.3. Методы антимонопольной политики 23
3. Монополизм и антимонопольная политика в России 28
3.1. Особенности монополизма в России 28
3.2. Основные направления антимонопольной политики в России 29
3.3 Сравнительная эффективность монополизма 33
Заключение 37
Список литературы 40
Актуальность исследования обусловлена тем, что несмотря на то, что государство обычно действует в интересах создания условий для развития конкуренции, в национальной экономике в определенной мере присутствует и монополия. Она является полярной противоположностью совершенной конкуренции, которая считалась многими экономистами наиболее эффективной формой организации рынка. Но это всего лишь идеал, созданный экономистами прошлого. Оба крайних состояния рынка («чистая» монополия и «совершенная» конкуренция) в действительности весьма условны.
Монополия (происходит от слов «моно» — один и греч. «poleo» — продаю) представляет собой исключительное право в определенной области, которым может обладать государство, организация, фирма. В экономическом плане монополия означает существенную власть над рынком.
Она может базироваться на различных предпосылках: захват значительной доли отраслевого производства (концентрация и централизация производства и капитала), тайные или явные соглашения о разделе рынков и уровне цен, создание искусственного дефицита и др.
В итоге, у монополиста часто появляется, своего рода, соблазн устанавливать более высокие цены или производить меньший объем продукции и получать при этом прибыль выше нормальной (средней), что, в конечном итоге, сказывается и на общественном благосостоянии.
Отечественный и зарубежный опыт общественного развития продемонстрировали необходимость воздействия государства на экономические процессы для согласования интересов всех участников с целью поиска наиболее оптимальных путей прогресса общества. В части ограничения монополистической деятельности и обеспечения конкуренции это воздействие выражается в антимонопольной политике.
Под антимонопольной
политикой в современной
Цель работы состоит в том, чтобы на основе анализа сущности монополизма и особенностей его проявления определить наиболее эффективные пути его экономико-правового регулирования.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
- рассмотреть
понятие и эффективность
- определить
содержание, методы и особенности
антимонопольной политики в
- проанализировать
специфику монополизма и
Предметом исследования являются специфические черты монополизма, проявляющиеся в процессе экономики.
Объектом исследования - является система экономико-правовых отношений возникающих между государством, обществом и монополиями с целью их оптимизации.
Информационной основой
исследования послужили научные
труды отечественных и
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Монополизм – это
тип экономических отношений, при
котором отдельные
Монополизм проявляется через монополистическую практику хозяйствующих субъектов, становящихся в процессе реализации такой практики монополиями, и выражается посредством монополистических отношений между монополиями (монополией), с одной стороны, немонополиями (аутсайдерами), — с другой. Наличие монополистических отношений свидетельствует о неравноправии хозяйствующих субъектов в их производственной и коммерческой деятельности, о дискриминации одних субъектов другими, об отсутствии условий свободного участия каждого хозяйствующего субъекта в конкуренции.
Монополии стали образовываться в хозяйстве отдельных стран в конце XIX начале XX столетия. Причины возникновения монополий представлена на рис.1.
Рис.1. Причины возникновения монополий [9, с.31]
В условиях монополии потребителям противостоит единственный производитель - гигант, поэтому потребитель вынужден пользоваться продукцией монополиста и соглашаться на его ценовые условия, так как отсутствует конкуренция.
Монополия - исключительное право производства, промысла, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству. Это означает, что по своей природе монополия - прямая противоположность свободной конкуренции. В этом легко убедиться, если сопоставить основные параметры состояния свободной конкуренции и монополии, которые представлены в таблице 1.
Таблица 1.Сравнительные параметры монополии и свободной конкуренции [25]
Параметры |
Свободная |
Монополия |
Число продавцов |
Много |
Один |
Барьеры входа и выхода из рынка |
Нет |
Есть (нет вхождения) |
Дифференциация продукта |
Нет (одинаковые продукты одного вида) |
Нет (один продукт) |
Участие фирм в контроле над ценами |
Нет |
Полные контроль |
На первый взгляд может показаться, что конкуренция и монополия совершенно несовместимы друг с другом. Ведь монополизация способна в конечном счете устранить свободную конкуренцию, а последняя, в свою очередь, подрывает чье - либо господство на рынке.
Между тем монополия
находится в весьма сложной и
противоречивой взаимосвязи с конкуренцией.
Уже тот факт, что производство
и реализация какого-либо продукта
захвачены монополистической
В современных условиях
крупные капиталистические
В развитых капиталистических и развивающихся странах, достигших значительного индустриального уровня, имеет место внутриотраслевая конкуренция, прежде всего между монополиями, производящими инородные продукты. В такую борьбу ввязываются сильные иностранные соперники. Конкуренция ведется и внутри каждой монополии, особенно при распределении прибыли. Особым «фронтом» столкновения является соперничество монополии и немонополизированными предприятиями.
Высокие цены, по которым
в отрасли сбывается основная
масса выпущенной монополиями продукции,
позволяют и
Как показывает практика, в реальной жизни условия, присущие совершенной конкуренции и чистой монополии, редко соблюдаются. Чистую монополию и совершенную конкуренцию можно рассматривать как идеальные рыночные структуры, находящиеся на противоположных полюсах. Реальные же рыночные структуры занимают промежуточное положение, совмещая в себе отдельные черты и чистой монополии, и совершенной конкуренции. Одна из таких рыночных структур — монополистическая конкуренция. Монополистическая конкуренция — рыночная структура, где превалируют черты совершенной конкуренции и имеются отдельные элементы, характерные для чистой монополии.
В целом можно выделить следующие черты монополизма (рис.2):
Рис.2. Черты монополизма [15, с.5]
Таким образом, монополизм – это господство на рынке товаров и услуг одного производителя, продавца или сравнительно небольшой группы производителей, продавцов, объединившихся в целях захвата рынка, вытеснения конкурентов, продающих данный или аналогичный товар, контроля цен.
Возникновение и существование чистых монополий обычно объясняется наличием барьеров для вступления в отрасль. Способствующие формированию таких барьеров факторы и порождают монопольную власть на рассматриваемых рынках. Все барьеры можно разделить на две группы — естественные и искусственно создаваемые.
Все барьеры можно разделить на две группы — естественные и искусственно создаваемые (таблица 2).
Таблица 2. Барьеры вхождения в монополистическую отрасль [24]
Вид |
Тип |
Характеристика |
Естественные барьеры |
1. Экономические |
отдельные фирмы за счет
постоянного совершенствования
технологических процессов |
Технологические |
связаны с существованием предприятий местного коммунального хозяйства. Современный уровень техники и технологии делает здесь конкуренцию очень затруднительной или просто невозможной. Например, нет смысла для осуществления конкуренции проводить к каждому дому несколько водопроводов. | |
3. Финансовые |
монополизированные отрасли имеют обычно значительный объем выпуска, поэтому новой фирме для входа в отрасль нужно осуществить большие инвестиции, подготовить квалифицированные кадры и т. д., что сопряжено со значительными затратами и блокирует вход в отрасль. | |
4. Собственность на некоторые виды ресурсов. |
Фирма, владеющая или контролирующая сырье, необходимое в производстве данного материального блага, может препятствовать возникновению конкурирующих фирм на рынке этого товара, на котором сама обычно выступает как монополист. | |
Искусственные барьеры |
1. Юридические |
гарантирование патентных прав на изобретения, предоставление особых привилегий в виде лицензий на выпуск и реализацию продукции, обеспечение секретности некоторых отдельных разработок со стороны правительства могут привести к сосредоточению в руках одной фирмы основной массы патентов и лицензий на производимые в отрасли товары. |
2.Методы недобросовестной конкуренции |
такая организация конкуренции, при которой хозяйствующие субъекты прибегают к недозволенным методам воздействия на конкурентов: распространение ложных сведений о конкуренте; использование системы демпинговых цен, когда с целью разорить конкурента или вытеснить его с рынка на непродолжительное время устанавливается цена ниже величины средних издержек; криминальные и прочие методы. |
Перечисленные выше барьеры, блокирующие вход на монополизированный рынок, определяются факторами, обеспечивающими рыночную масть того единственного производителя, который действует в данной отрасли. Множественность этих факторов порождает существование нескольких типов монополий:
В экономической литературе дается следующая классификация видов монополий.
1. С учетом степени охвата экономики выделяются такие виды монополистических организаций.
В масштабе определенной отрасли — абсолютная (полная) монополия. В этом случае действует один продавец, доступ на рынок для возможных конкурентов закрыт, продавец имеет полный контроль над количеством товаров, предназначенных для продажи, и их ценой.
В масштабе национального хозяйства также образуется абсолютная монополия. Она находится в руках государства или его хозяйственных органов (например, государственная монополия внешней торговли и т.п.).
Монопсония (абсолютная) — один покупатель ресурсов, товаров.
2. В зависимости от
характера и причин
Естественная монополия. Ею обладают собственники и хозяйственные организации, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные участки под виноградники). Сюда также относятся целые отрасли инфраструктуры, имеющие особо важное и стратегическое значение для всего общества (железнодорожный транспорт, военно-промышленный комплекс и т.п.). Существование естественных монополий оправдывается тем, что они дают огромный экономический выигрыш от больших масштабов производства. Здесь создают товары с меньшими затратами по сравнению с расходами ресурсов, которые были бы на множестве аналогичных фирм [8, с.235].
Легальные (от лат. legalis — законный) монополии образуются на законном основании. К ним можно причислить такие формы монополистических организаций:
Информация о работе Монополизм и антимонопольная политика государства