Монополизм и антимонопольная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 14:38, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования обусловлена тем, что несмотря на то, что государство обычно действует в интересах создания условий для развития конкуренции, в национальной экономике в определенной мере присутствует и монополия. Она является полярной противоположностью совершенной конкуренции, которая считалась многими экономистами наиболее эффективной формой организации рынка. Но это всего лишь идеал, созданный экономистами прошлого. Оба крайних состояния рынка («чистая» монополия и «совершенная» конкуренция) в действительности весьма условны.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1.Теоретические аспекты монополизма в рыночной экономике 5
1.1. Понятие, черты монополизма и его взаимосвязь с конкуренцией 5
1.2. Барьеры вхождения в монополистическую отрасль Виды и формы монополий 9
1.3. Понятие, функции и принципы антимонопольной политики 12
2. Сущность антимонопольной политики государства 17
2.1. Эволюция антимонопольного законодательства в зарубежных странах 17
2.3. Методы антимонопольной политики 23
3. Монополизм и антимонопольная политика в России 28
3.1. Особенности монополизма в России 28
3.2. Основные направления антимонопольной политики в России 29
3.3 Сравнительная эффективность монополизма 33
Заключение 37
Список литературы 40

Файлы: 1 файл

monopolizm_animonopol_smirnov_chistovik 25.doc

— 462.50 Кб (Скачать файл)

Искусственные монополии. Под этим условным названием (которое  отделяет эти организации от естественных монополий) имеются в виду объединения  предприятий, создаваемые ради получения монополистических выгод. Эти монополии преднамеренно меняют структуру рынка:

  • создают барьеры для вхождения на отраслевой рынок новых фирм
  • ограничивают аутсайдерам (предприятиям, которые не вошли в монополистическое объединение) доступ к источникам сырья и энергоносителям
  • создают очень высокий (по сравнению с новыми фирмами) уровень технологии
  • применяют более крупный капитал (дающий больший эффект от роста масштаба производства)
  • «забивают» новые фирмы хорошо поставленной рекламой

Искусственные монополии  образуют ряд конкретных форм: картель, синдикат, трест и концерн.

  • Картель — союз нескольких предприятий одной отрасли промышленности, в котором его участники сохраняют свою собственность на средства и продукты производства, а созданные изделия сами продают на рынке, договариваясь о квоте — доле каждого в общем выпуске продукции, продажных ценах, распределении рынков и др.
  • Синдикат — объединение ряда предприятий, изготавливающих однородную продукцию; здесь собственность на материальные условия хозяйствования сохраняется за участниками объединения, а готовая продукция сбывается как общее достояние через созданную для этого контору.
  • Трест — монополия, в которой создается совместная собственность данной группы предпринимателей на средства производства и готовую продукцию. Концерн — союз формально независимых предприятий (обычно из разных отраслей промышленности, торговли, транспорта и банков), в рамках которого головная фирма организует финансовый (денежный) контроль за всеми участниками. Консорциум — временное соглашение между несколькими банками или предприятиями о совместном проведении финансовых или коммерческих операций большого масштаба [8, с.236].

Сущность и особенности  всех видов монополистических объединений ярко проявляются в целях и характере их поведения.

1.3. Понятие, функции и принципы  антимонопольной политики

Конкуренция может оказаться  под угрозой, если власть и рычаги экономического воздействия на рынок будут сконцентрированы в руках небольшого количества его участников. Любые ограничения соревнования в условиях рыночной системы препятствуют свободному действию рыночных механизмов, ведут к диспропорции спроса и предложения, нерациональному использованию производственных мощностей и факторов развития и как результат, к снижению эффективности рыночной системы.

Эффективность функционирования общества формируется за счет результативности отдельных отраслей и эффективности правительственной политики. Виды инструментов государственной политики, направленной на корректирование экономического поведения и структуры рынка, разнообразны, среди которых особое положение занимает антимонопольная политика, призванная обеспечить такие условия функционирования рынка, при которых не возникает избирательного ущемления интересов конкурентов или нарушения прав потребителей.

Антимонопольная политика - комплекс мер, направленных на демонополизацию экономики, контроль и наблюдение за процессами концентрации на рынках, пресечение монополистических действий и недобросовестной конкуренции, обеспечение условий для развития конкуренции на рынке, а также пропаганда и распространение знаний, способствующих созданию равных условий для всех участников рынка и формированию общественного сознания в пользу развития рыночных сил.

Конкурентная политика - более широкое явление, предполагающее комплекс пропагандистских и разъяснительных мероприятий по информированию субъектов рынка о своих правах и обязанностях перед обществом и рынком то, что в европейской практике получило название «адвокатирование конкуренции» [11, с. 52].

Рассматривая содержательную сущность антимонопольной политики любого государства, исповедующего  рыночные начала в экономике, в том  числе Российской Федерации, следует иметь в виду два уровня понимания. В узком смысле антимонопольную политику принято сводить к мероприятиям антимонопольных органов и органов по регулированию деятельности субъектов временных и естественных монополий в части осуществления государственного контроля соблюдения законов и иных нормативно-правовых актов, относящихся к системе конкурентного права.

В широком смысле государственная  антимонопольная (конкурентная) политика охватывает почти весь круг задач, направленных на развитие экономики, повышение конкурентоспособности продукции и услуг национальных производителей, обеспечение эффективной занятости. В этом смысле политика антимонопольного регулирования предопределяет широкое участие антимонопольных органов в выработке экономической политики государства в целом или, по крайней мере, тех ее направлений, которые могут непосредственно повлиять на конкурентную структуру рынка, деловую практику, хозяйственную деятельность субъектов рынка [18, с. 169].

Государство обязано  выполнять важные экономические, организационные, координирующие, информационные функции для обеспечения рыночных условий предпринимательской деятельности, развития частного сектора. Стратегическая задача государственной антимонопольной политики по отношению к отдельным рынкам (отраслям) состоит в сохранении баланса конкурентных и монопольно-регулирующих сил в рамках рабочей конкуренции.

В связи с этим основными  экономическими целями антимонопольной  политики являются действия, направленные на оптимизацию рыночной структуры, нейтрализацию монополистической власти и различных методов ее проявления, корректировку невыгодных для общества экономических результатов для решения двух задач: повышения качества жизни и обеспечения конкурентоспособности российской экономики. (рис.6).

Рис.6. Экономические цели политики антимонопольного                 регулирования [14, с.75]

Достижение этих целей  предполагает:

  • организацию наблюдения за основными экономическими тенденциями и структурными изменениями на товарных и финансовых рынках федерального и регионального уровня;
  • обеспечение единства экономического пространства страны посредством недопущения регионального сепаратизма посредством создания административных барьеров;
  • проведение мероприятий по демонополизации высокомоно-полизированных рынков и поддержки предпринимательства;
  • обеспечение «прозрачности» создания, слияния и присоединения коммерческих организаций, процедур, предусматривающих концентрацию активов и рыночной власти;
  • снижение барьеров входа на рынки новых экономических структур и обеспечение эффективного контроля за поведением доминирующих хозяйствующих субъектов;
  • активизацию работы по профилактике и пресечению недобросовестной конкуренции на товарных рынках;
  • упорядочение оказания государственной помощи;
  • организацию антимонопольного контроля за поведением субъектов естественных монополий;
  • пропаганду основных требований и норм антимонопольного законодательства, разработку мероприятий, направленных на адвокатирование конкуренции.

В качестве основных принципов  реализации антимонопольной политики

можно обозначить следующие  положения:

    1. Содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства, контроля за процессами концентрации.
    2. Предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
    3. Недопущение устранения конкуренции органами власти, предоставление ими государственной и муниципальной помощи, приносящей конкурентные преимущества отдельным субъектам рынка.
    4. Принцип разумного подхода при применении норм антимонопольного законодательства, направленных на эффективное функционирование товарных рынков и конкуренции.
    5. Законности, гласности и публичности в действиях антимонопольных органов.

2. СУЩНОСТЬ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

2.1. Эволюция антимонопольного законодательства в зарубежных странах

Вследствие «очевидных»  для большинства населения и  средств массовой информации негативных последствий монополизации правительство  берет деятельность монополий под  контроль.

При этом государство не стремится сделать все рынки совершенно конкурентными, а пытается устранить серьезные недостатки рынка. Оно создает среду, где поощряется конкуренция, а не монополизм, где первый вариант поведения выгоднее второго.

Антимонопольное регулирование  предусматривает эпизодическое вмешательство в структуру рынка и процесс экономического воспроизводства для внесения корректив в поведение нарушителей или поддержание такой структуры рынка, чтобы результативность дальнейшего поведения обеспечивалась далее автоматически [9, с.181].

В основе политики антимонопольного регулирования, реализуемой в 120 странах  мира лежат законодательство о конкуренции  и антимонопольное законодательство, ставящие перед собой цель - содействие развитию рыночных структур в рамках отдельного государства или группы государств и ограничение монопольной власти одного или нескольких субъектов, а так же регулирование отношений между участниками рынка в различных государствах.

В настоящее время  можно выделить 5 этапов развития антимонопольного законодательства и практики теории антимонопольного регулирования (рис. 5). Каждый из обозначенных этапов имеет свое историческое место, содержание и тактику реализации основных положений и производен от важнейших теоретических и концептуальных этапов развития экономической теории [6].

 

 

Рис.5. Этапы развития антимонопольного регулирования в зарубежных странах [23, с.42]

Рассмотрим американскую и европейскую модель антимонопольного регулирования.

 

Соединенные Штаты Америки имеют  богатейший опыт в области проведения антитрестовской политики. Юридическую основу этой политики составляют три федеральных закона: закон Шермана (1890), Клейтона (1914) и закон о Федеральной комиссии по торговле (1914).

В условиях экономических депрессий, скандальных финансовых сделок, в  которых участвовали тресты, общественность требовала уничтожения трестов законодательным путем. К 1889 г. в Конгрессе обе партии представили жестко сформулированные антимонополистические положения, а в 1890 г. принимается законодательный акт Шермана.

Основная экономическая цель закона - создание условий в пользу свободного предпринимательства и ничем не ограничиваемой конкуренции, а также политическое намерение правительства повысить благосостояние потребителей, предотвратить несправедливое перераспределение благ от потребителей к производителям, поддержание жизнеспособности демократических институтов [2.3].

Глава первая закона содержит запрет объединения в форме треста, тайные сговоры или иные действия, ограничивающее торговлю или коммерцию между штатами.

Глава вторая запрещает монополизацию, попытки ее осуществления, вступление в сговор или соглашение с целью монополизации. Каждое лицо, вступившее в соглашение или осуществляющее деятельность незаконной в отношении конкуренции, совершает уголовное преступление и наказывается штрафом или тюремным заключением сроком на три года.

Глава седьмая (позже ее заменила глава четвертая закона Клейтона) разрешает частным лицам, которым был нанесен убыток в результате нарушения этого закона, обращаться с иском в суд и требовать возмещения убытков в трехкратном размере. Возможность получения компенсации в трехкратном размере — исключение по сравнению с положением дел в других странах и серьезное препятствие к нарушению закона [10, с. 71].

Несмотря на тот факт, что закон  Шермана был задуман для распространения на весьма широкий спектр различных видов деятельности, он был введен все же не сразу. Закон рассматривал главным образом поведение в сфере торговли и при первоначальном толковании не распространялся на сферу промышленности. В случае судебного расследования необходимо было доказать наличие мотивов к ограничению конкуренции и монополизации рынка, если фабула дела касалась производства товаров.

В 1914 г. Конгресс принял Закон Клейтона, расширивший охват антитрестовского законодательства и распространенный на другие возможные схемы поведения, которые могли привести к ограничению торговли.

Глава вторая закона Клейтона (позже исправленная законом Робинсона — Патмана) запрещает дискриминацию в сфере цен, ведущую к ограничению торговли и монополизации рынка, а глава третья запрещает заключение связывающих договоров, предоставляющих исключительные права, которые могут ограничить конкуренцию. Закон Клейтона ограничивает также возможности создания некоторых структурных предпосылок, направленных против поведения конкурентов: глава седьмая запрещает слияния, которые привели бы к снижению конкуренции, а глава восьмая — перекрестное участие руководства в правлении различных компаний-конкурентов.

Вильсон также настоял на создании административного органа (Федеральной торговой комиссии), цель которого - создание благоприятных условий для добросовестной конкуренции и запрет «нечестных методов конкуренции» в сфере бизнеса и торговли, которые противоречили целям социальной политики и наносили убытки потребителям.

Закон о Федеральной коммерческой комиссии был принят с тем, чтобы  оказать помощь в рассмотрении направлений  действия других антитрестовских законов. Министерство юстиции — основное федеральное учреждение, проводящее в жизнь эти законы и наделенное широкими полномочиями. Закон о Федеральной коммерческой комиссии создал эту комиссию как административное учреждение для выполнения особых задач, лежащих в сфере бизнеса и торговли, и наделил квазиправовой властью в области применения антитрестовских законов.

Информация о работе Монополизм и антимонопольная политика государства