Монополизм и антимонопольная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 14:38, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования обусловлена тем, что несмотря на то, что государство обычно действует в интересах создания условий для развития конкуренции, в национальной экономике в определенной мере присутствует и монополия. Она является полярной противоположностью совершенной конкуренции, которая считалась многими экономистами наиболее эффективной формой организации рынка. Но это всего лишь идеал, созданный экономистами прошлого. Оба крайних состояния рынка («чистая» монополия и «совершенная» конкуренция) в действительности весьма условны.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1.Теоретические аспекты монополизма в рыночной экономике 5
1.1. Понятие, черты монополизма и его взаимосвязь с конкуренцией 5
1.2. Барьеры вхождения в монополистическую отрасль Виды и формы монополий 9
1.3. Понятие, функции и принципы антимонопольной политики 12
2. Сущность антимонопольной политики государства 17
2.1. Эволюция антимонопольного законодательства в зарубежных странах 17
2.3. Методы антимонопольной политики 23
3. Монополизм и антимонопольная политика в России 28
3.1. Особенности монополизма в России 28
3.2. Основные направления антимонопольной политики в России 29
3.3 Сравнительная эффективность монополизма 33
Заключение 37
Список литературы 40

Файлы: 1 файл

monopolizm_animonopol_smirnov_chistovik 25.doc

— 462.50 Кб (Скачать файл)

Перечисленные меры направлены на содействие создания конкурентной среды на российском рынке. И здесь стоит сказать еще о диверсификации производства, т. е. о расширении ассортимента и номенклатуры выпускаемой монополистами продукции. Это обеспечивает расширение потребительского выбора и сокращает возможности монополистических злоупотреблений.

В России главным органом, реализующим антимонопольную политику, является Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Ее права и полномочия достаточно широки. Деятельность ФАС регламентируют 49 правовых актов. Наиболее важными из них являются законы, определяющие функции государства в сфере защиты конкуренции, в сфере рекламы и естественных монополий.

История антимонопольного регулирования началась 22 марта 1991 г., после принятия Закона РФ «О конкуренции  и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» [4], в котором в наиболее концентрированном виде были определены основные задачи государственной конкурентной политики: содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства; предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; государственный контроль соблюдения антимонопольного законодательства.

К 2005 г. стало очевидно, что положения действующего Закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» не в должной пере стали отвечать экономическим и правовым реалиям России и современным международным правовым нормам конкурентного законодательства. В течение двух лет осуществлялась разработка принципиально нового Закона «О защите конкуренции», который был принят в июле 2006 года [5].

Новый Закон «О защите конкуренции» разработан в целях  совершенствования законодательства о конкуренции, в том числе  путем создания единых правовых основ  для развития и защиты конкуренции на товарных и финансовых рынках. Претерпела изменения и структура Закона. Особенностью является включение непосредственно в его фабулу порядка рассмотрения антимонопольным органом ходатайств и уведомлений. Появились два новых раздела, включающих антимонопольные требования к торгам и организации государственной и муниципальной помощи.

Одной из основных задач  при формировании данного закона стало закрепление в нем комплекса  норм, направленных на эффективную  реализацию права физических и юридических лиц на получение товаров и услуг по справедливой рыночной цене и права хозяйствующих субъектов на ведение своей деятельности в условиях стремящихся к справедливой конкуренции.

В 2006-2009 гг. российское конкурентное законодательство подверглось существенной модернизации. Был реализован целый ряд законодательных инициатив, направленных на повышение эффективности регулирования конкурентных отношений. Вступил в силу и реализовывается Федеральный Закон от 26 июля 2006 года № 135 -ФЗ «О Защите конкуренции». Закон разработан с учетом потребностей российской экономики и общих тенденций конкурентного законодательства, учитывает нормы европейского конкурентного права. Разрабатывая его представители ФАС России провели консультации с ведущими экспертами Комиссии ЕС [20].

В соответствии с положениями  данного Закона достигнуто существенное снижение административного бремени  при осуществлении антимонопольного контроля за сделками концентрации для  бизнес-сообщества, при одновременном  ужесточении санкций за совершение антиконкурентных действий. В рамках первого антимонопольного пакета в 2007 г. был принят Федеральный закон № 45-ФЗ от 9 апреля 2007 г «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», ужесточающий наказание за нарушение антимонопольного законодательства.

Кроме того, отдельные  поправки и изменения были внесены  в статьи Федерального закона "О  рекламе" (21 июля 2007 г), в Федеральный  закон № 295 - ФЗ «О недрах» ( 1 декабря 2007 г.)

Следует отметить, что  работа по совершенствованию российского конкурентного законодательства продолжается и в течение 2008-2009 гг. Регулирование конкурентных отношений и одновременное обеспечение национальной безопасности на рынках стратегически важных отраслей реализуется в Федеральных законах:

  • № 118 - ФЗ «Об Электроэнергетике» от 14 июля 2008 года;
  • № 58 - ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» от 22.04.08.

Приняты изменения и дополнения в Федеральный закон № 70 «О рекламе» от 13 мая 2008 года.

Активизация законотворческих инициатив ФАС России с июля 2008 г. получила название «второй антимонопольный  пакет». Подготовлены и проходят стадию активного обсуждения поправки, дополнения и изменения в Федеральный закон 135-ФЭ «О защите конкуренции», в законы биржевой торговле, оперативно-розыскной деятельности, естественных монополиях, о недрах, в закон о концессионной деятельности, а также в Лесной, Земельный, Водный и Градостроительный кодексы. Кроме того, предполагается ужесточение санкций за нарушение антимонопольного законодательства, которые планируется прописать в поправках в Уголовный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях. Предлагаемые ФАС России меры должны способствовать формированию конкурентной среды и недопустимости осуществления действий, носящих характер ограничительной деловой практики.

Эволюция системы антимонопольного законодательства в России доказывает, что антимонопольная политика представляет не разовые мероприятия, а постоянно действующие и гибко меняющиеся в зависимости от экономической обстановки меры, осуществляемые государством в области регулирования экономикой. Речь идет не о непосредственном вмешательстве государственных органов в экономику предприятий, а о корректировках государством отклонений в саморегулирующихся процессах развития с помощью экономических методов и юридических норм.

3.3. Сравнительная эффективность  монополизма

Рассмотрим последствия  существования монополий. Здесь уместно провести сравнительный анализ экономической эффективности совершенной конкуренции и чистой монополии. В условиях совершенной конкуренции выполняются оба требования экономической эффективности, т. е. эффективности в сфере производства (Рх= min АТС) и эффективности в сфере распределения ресурсов (Рх= МС). В условиях чистой монополии ни один из этих критериев не выполняется. Как видно на рисунке, для фирмы-монополиста условие производственной эффективности не выполняется, поскольку фирма функционирует не в нижней точки параболы АТС, а в точке В, которая расположена выше точки минимума средних валовых издержек.

Кроме того, монополист реализует  свою продукцию по цене РА, при этом его предельные издержки составляют величину МСE, а РА > МСЕ. Значит, не выполняется и критерий эффективности распределения экономических ресурсов, требующий равенства этих двух показателей. Характер самого неравенства PA > MCE свидетельствует о недопроизводстве монопольного продукта.

Рис.3. Экономические последствия  чистой монополии [26]

Если предположить, что  рассматриваемый рынок является рынком совершенной конкуренции, то ситуация характеризовалась бы точкой пересечения графиков Dx и Sx, т. е. точкой I и ее параметрами — Рх и Qx (SX для случая совершенной конкуренции частично совпадает с графиком предельных издержек МС. А сама кривая Sx является горизонтальной суммой кривых предельных издержек всех фирм в отрасли). Конкурентная отрасль, таким образом, предлагает больший объем продукции, чем монопольный рынок, (Q1 >QA) и при более низкой цене (P1<PA).

Проведенные выше сопоставления  возможны только при допущении, что структура издержек производства в конкурентной отрасли и структура издержек монополиста идентичны. В реальной ситуации это встречается крайне редко. Очень часто на практике издержки монополиста оказываются ниже издержек конкурентной фирмы, так как монополия представляет собой достаточно большое производство, для которого характерен положительный эффект масштаба.

На рисунке ниже видно, что положительный эффект масштаба производства позволяет монополии иметь издержки на уровне, близком к минимальному (СM). Конкурентная же фирма чаще всего небольшая по размерам (т. е. ее Qx невелик), поэтому здесь уровень издержек (СK) выше (См< CK).

Рис.4. Издержки производства конкурентной фирмы и фирмы монополиста [26]

Издержки монополиста, однако, могут оказаться выше, чем  у конкурентного продавца. Подобная ситуация обычно называется Х-неэффективностью, когда издержки монополии больше, чем они могли бы быть, и точка, в которой функционирует монополист, находится над кривой LA тс, например точка в и соответствующий ей уровень издержек Св. При этом Ск < Св, что связано с некачественным использование ресурсов и, как показывает практика, чаше присуще именно монополии, так как она существует вне конкурентной среды и у нее нет серьезных стимулов к снижению издержек. Кроме того, у монополиста всегда возрастают издержки, что связано с затратами, необходимыми для поддержания своего монопольного положения (скупка патентов, лицензий, относящихся к рынку ее продукции). Сравнение издержек монополии и конкурентной фирмы, таким образом, не дает однозначного ответа о преимуществах той или иной рыночной структуры.

И еще один аспект, на который нужно обратить внимание при Сравнительном анализе экономической эффективности чистой монополии и совершенной конкуренции, — восприимчивость к достижениям НТП (научно-технического прогресса). Сама среда функционирования конкурентной фирмы заставляет ее развивать и внедрять достижения НТП, но экономические прибыли от внедрения новшеств недолговечны и поэтому материальные стимулы к внедрению для этих фирм невелики. Теперь о чистой монополии. С одной стороны, отсутствие конкурентной среды минимизирует стимулы к внедрению достижений НТП. С другой стороны, внедрение новшеств обычно уменьшает издержки и способствует закреплению барьеров для вступления в отрасль, т. е. усилению рыночной власти фирмы-монополиста. А это является для монополиста побудительным мотивом к внедрению новшеств. Общая практика в целом носит сложный характер, но обычно доминирует мнение о том, что все-таки монополия менее восприимчива к НТП по сравнению с конкурентной фирмой.

Обобщенно сравнительные  параметры эффективности монополизма  в экономике представлены в таблице 3.

Таблица 3. Положительное и негативное виляние монополизма на экономику [17]

Положительное

Негативное

Прогнозируемость рынка, ограничено банкротство фирм;

Возможность государства  осуществлять гос. контроль и регулирование  деятельностью предприятия (отрасли

Государству легче выстроить свои отношения с одним предприятием- отраслью, чем с большим числом компаний, конкурирующих на рынке;

Государство может переложить часть своих расходных функций  на предприятие - монополиста на взаимовыгодных договорных условиях;

Информационная прозрачность, прогнозируемость и управляемость рынка.

Активная благотворительная  деятельность, участие в мероприятиях социального характера, более тесные связи с общественностью ради престижа и создания благоприятного имиджа;

Предоставление высоких заработных плат, значительных социальных гарантий и создание хороших условий труда для многочисленного персонала компании.

Существуют экономические, технологические и организационные  условия для реализации открытий и нововведений

Возможность сращивания монополии с государством;

Деятельность монополий  усиливает дифференциацию доходов, чревата социально- политическими  конфликтами;

Стремление монополии  к повышению цен стимулирует  импорт и ухудшает условия торговли для отечественного бизнеса;

Низкая скорость обращения капитала, замедленная оборачиваемость;

Монопольная цена превышает  предельные издержки, что провоцирует  постоянный нерегулируемый рост цен;

Высокие монопольные  прибыли провоцируют неэффективное  распределение ресурсов общества всех видов;

Слабо стимулирует прогресс, инновации, развитие экономики;, за исключением случаев государственной поддержки ;

Часть необходимой обществу продукции не производится, что сокращает  возможность выбора в целом;

Компания монополист формирует рынок, а соответственно и спрос, что ведет к неэффективному формированию импульсов от спроса к производству;


Заключение

На основании проведенного в данной работе исследования можно  сделать следующие выводы.

Монополизм  как экономическая категория отражает экономические отношения между хозяйствующими субъектами различных уровней, возникающие на всех фазах воспроизводственного процесса, состоящие в сохранении и упрочении монопольных позиций в целях реализации функции - получения монопольной прибыли.

Элементами категории   монополизма  как системы являются хозяйствующие субъекты, экономические отношения между ними, монополистическая политика, отражающая цели и методы взаимодействия, экономические преимущества субъекта монополии.  

Конкуренция и монополизм – это не две различные взаимоотрицающие экономические силы, а две стороны одного и того же рыночного взаимодействия.

Монополии  различаются по степени охвата рыночной экономики наибольшей степени охвата достигает абсолютная (полная)  монополия, которая может распространяться на рыночные сделки в масштабе как отдельных частей рыночного пространства (местных  и  отраслевых рынков); так  и  всей страны. Абсолютной может быть монопсония – хозяйственная организация; скупающая у продавцов всю товарную продукцию. В зависимости от характера  и  причин возникновения  монополии  делятся на легальные; естественные  и  искусственные.

Монополизм имеет двойственную природу: с одной стороны,  монополизм  выступает фактором усиления организующей и регулирующей роли по внедрению инноваций с целью доминирования в отрасли и на рынке, а с другой - ведет к экономическому застою, перераспределению ресурсов и благ в пользу субъектов, обладающих властными полномочиями.

Антимонопольное регулирование  направлено на недопущение монополизации  рынка и поддержку конкуренции. Опыт законодательства промышленно развитых стран свидетельствует о различных источниках правового регулирования пресечения недобросовестной конкуренции и монополистической деятельности: отдельно принятые антимонопольные законы и законы о пресечении недобросовестной конкуренции (Австрия, Испания, Канада, ФРГ, Швейцария); антимонопольные законы и общие нормы гражданского права в области пресечения недобросовестной конкуренции (Италия, Франция); антимонопольные или антитрестовские законы и т.д.

Проблема монополизированности экономики России состоит в том, что абсолютно конкурентных отношений на рынке не может быть в принципе. Это связано и с наследством сложившихся с социалистических времен способов ведения хозяйствования, и с нецелесообразностью разукрепления отдельных отраслей имеющих стратегическое для страны значение. В связи с этим, задача стоящая перед государством - создание конкурентного рынка, не решается самими рыночными агентами, так как чрезмерная власть ведет к обратным последствиям - монополизации, а регулируется государственными антимонопольными органами.

Информация о работе Монополизм и антимонопольная политика государства