Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 14:56, дипломная работа
Проблема совершенствования системы мотивации и стимулирования персонала в организации разрабатывается в экономической науке давно. В ставших уже классическими работах М.Х. Мескона, М. Альберта, Ф. Хедоури, Г. Десслера, И. Ансоффа, У. Брэддика, Д. Грейсона-мл., К. О'Делла роль мотивации и стимулирования наемных работников рассматривается, как правило, для стабильных условий экономики и сложившихся условий жизнедеятельности людей.
В исследованиях российских ученых вопросы влияния мотивационных систем на эффективность управления персоналом получили дальнейшее развитие с учетом особенностей социально-трудовых отношений нашей страны.
Введение
Глава 1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования
1.1 Мотивация персонала: особенности, структура, управление
1.2 Мотивация к труду и профессиональная мотивация
1.3 Методы и способы деятельности менеджмента для повышения мотивации сотрудников
Выводы по первой главе
Глава 2 Логика эмпирического исследования
2.1 Организация, этапы, исследования, характеристика выборки
2.2 Методы и методики исследования
Глава 3. Исследование профессиональной мотивации у сотрудников
3.1 Исследование профессиональной мотивации
3.2 Рекомендации по повышению совершенствования профессиональной мотивации
Выводы по третьей главе
Заключение
Список использованной литературы
Дипломная работа: Мотивация персонала на предприятии
Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования
1.1 Мотивация персонала:
1.2 Мотивация к труду и
1.3 Методы и способы деятельности
менеджмента для повышения
Выводы по первой главе
Глава 2 Логика эмпирического исследования
2.1 Организация, этапы,
2.2 Методы и методики исследования
Глава 3. Исследование профессиональной мотивации у сотрудников
3.1 Исследование профессиональной мотивации
3.2 Рекомендации по повышению
совершенствования
Выводы по третьей главе
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Введение
Характер мотивации (мотивы и цели,
направленность, широта и интенсивность)
обуславливается особенностями
этапов профессионально становления
субъекта - профессионального
Как известно, главным побудительным
мотивом трудовой деятельности является
стремление к удовлетворению потребностей,
необходимых для
Проблема совершенствования
В исследованиях российских ученых вопросы влияния мотивационных систем на эффективность управления персоналом получили дальнейшее развитие с учетом особенностей социально-трудовых отношений нашей страны.
Различным аспектам этой проблемы посвящены работы Волгина Н.А., Дятлова В.А., Кибанова А.Я., Кокорева И.А., Кулапова М.Н., Маусова Н.К., Одегова Ю.Г., Половинко B.C., Пушкарева Н.Ф., Руденко Г.Г., Русинова Ф.М., Соломанидиной Т.О., Травина В.В., Федченко А.А. и ряда других специалистов.
Однако комплексный: анализ результатов исследований российских и зарубежных ученых в совокупности с изучением деятельности служб управления персоналом на предприятиях, указывает на постоянное возникновение новых проблем в области именно профессиональной мотивации.
К проблемам такого рода следует
отнести: планирование кадровой политики
и ее основных направлений; обоснование
важнейших функций системы
Эволюция применения различных методов мотивации показала как положительные, так и отрицательные аспекты их применения, и это естественный процесс, так как в теории и практике управления нет идеальной модели стимулирования, которая отвечала бы разнообразным требованиям. Существующие модели мотивации весьма различны по своей направленности и эффективности.
В России существует множество проблем,
связанных с мотивационной
Актуальность проблем
Цель исследования: выявить особенности профессиональных мотивов у сотрудников и предложить методы совершенствования мотивации
Объект исследования: мотивационная сфера сотрудников
Предмет исследования: структура профессиональной мотивации сотрудников
Гипотеза исследования: Для эффективного формирования профессиональной мотивации, у сотрудников, нужно учитывать следующее, профессиональная мотивация сотрудников, характеризуется следующими особенностями:
1. обусловлена личными и групповыми потребностями
2. ориентирована на межличностную коммуникацию
3. характеризуется стремлением к власти
4. достижением успеха или неуспеха и избегания и не избегания неудач
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретическую литературу по проблеме развития мотивации труда
2. Определить мотивацию, как одного из важнейших мотивации в труде
3. Исследовать особенности профессиональных мотивов у сотрудников
4. Сформулировать выводы и практические рекомендации
Теоретико-методологическая основой исследования являются положения общенаучной методологии, психологические принципы единства деятельности, сознания и личности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн). Основу работы составили общепсихологические исследования мотивационных процессов (А. Бандура, Л.С. Выготский, Дж. Келли, У. Мишел, И.П. Павлов, Дж. Роттер, Б. Скиннер, Э.Торндайк, Дж. Уотсон, Л.Фестингер, Ф.Хайдер, X. Хекхаузен и др.), отечественные и зарубежные исследования в области мотивации трудовой деятельности (К. Альдерфер, Д. Барбуто, Г.П. Гагаринская, В.Н. Герчиков, Э.Деси, Ю.Д. Красовский, К. Левин, Э. Локе, Д. Мак-Грегор, Д. МакКлеланд, А.Маслоу, Ф. Херцберг и др.), организационной культуры (В.Н. Воронин, Р. Моран, Т. Парсонс, Т.Питерс, В. Сате, Р. Уотерман, Ф. Харрис и др.),
Научная новизна исследования состоит в следующем:
Проанализированы основные теоретические и методологические подходы к изучению социальной мотивации
Теоретическая значимость. Выявлены
особенности структуры
Практическая значимость. Полученные в результате исследования положения направлены на совершенствование и решение практических задач, возникающих в работе малого предприятия. Содержащиеся в исследовании выводы, обобщения и предложения могут быть использованы в организациях
Методы исследования: анализ литературы, наблюдение, беседа. Эмпирические методы.
База исследования: Испытуемые –
сотрудники ОАО «Объединенная
Глава 1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования
1.1 Мотивация персонала:
особенности, структура,
стимулирование мотивация
Под мотивацией традиционно понимаются побуждения, вызывающие активность и определяющие ее направленность. Мотивация, обуславливая поведение и деятельность, оказывает влияние на профессиональное самоопределение, на удовлетворенность человека своим трудом.
Профессиональная мотивация - это действие конкретных побуждений, которые обусловливают выбор профессии и продолжительное выполнение обязанностей, связанных с этой профессией.
Основополагающими для изучения профессиональной мотивации спасателей являются теории мотивации, разработанные в направлениях когнитивной, психоаналитической и диспозиционной психологии.[15]
Диспозиционные теории мотивации исходят из важности самой работы и связанных с ней трудностей, которые приходится преодолевать человеку, возможностях его профессионального роста и выполнения им профессиональных обязанностей. Р. Кеттелл построил «динамическую решетку устремлений». Он выделил мотивационные диспозиции -«эрги», в которых видел биологически обусловленные влечения, и «энграммы», природа которых объясняется не биологической структурой, а историей жизни субъекта. В рамках диспозиционного направления сегодня существует пять моделей: теория потребности в достижениях, теория иерархии потребностей, теория ERG, двухфакторная теория мотивации и теория характеристик работы.
Когнитивные теории мотивации не связаны
непосредственно с работой как
таковой, они скорее исходят из когнитивных
процессов, лежащих в основе принимаемых
человеком решений о характере
и месте работы. У. Джемс в конце
прошлого века выделял несколько
типов принятия решения (формирования
намерения, стремления к действию) как
сознательного преднамеренного
мотивационного акта. Объекты мысли,
задерживающие окончательное
Психоаналитические теории мотивации
придавали большое значение в
организации поведения человека
бессознательному ядру его психической
жизни, образуемому мощными
Среди отечественных психологов начала XX века, поднимавших вопросы о мотивации поведения человека, следует отметить А. Ф. Лазурского, рассматривавшего вопросы борьбы мотивов и принятия решений и устойчивости намерений. Позднее появилось множество точек зрения, пытающихся объяснить природу потребностей, которые составляют основу мотивов человека: потребность как нужда (Д. Н. Узнадзе, 1966, 1969); потребность как предмет удовлетворения нужды (В. Г. Лежнев, 1939); потребность как отсутствие блага, как ценность (B.C. Магун, 1983;); потребность как необходимость (Б.Ф. Ломов, 1984; Б.И. До-донов, 1978, 1984; Д.А. Леонтьев, 1992); потребность как состояние напряжения (И.А. Джидарьян, В.Н. Мясищев, П.А. Рудик и др.); потребность «как исходное противоречие между реальным и необходимым, должным и сущным» (Б. Ф. Поршнев) и т. д. Несмотря на разнообразие мнений, авторы сходятся в том, что потребности являются источником активности индивида. Они лежат в основе направленности личности и побуждения ее поступков, стимулируют поведение, благодаря ним осуществляется регулирование поведения.
Трудовая среда (организация) призвана позволить человеку удовлетворить свои потребности путем эффективной работы по достижению целей организации. Эту задачу можно решить, лишь создав устойчивые мотивы трудовой деятельности человека. В психологии получил широкое распространение классический закон Йеркса-Додсона, в котором была установлена прямая зависимость эффективности деятельности от силы мотивации (чем выше сила мотивации, тем выше результативность деятельности). В этом плане в рамках психологии труда были проведены многочисленные исследования связи работоспособности человека и его трудовой мотивации. В них было показано, что при высокой трудовой мотивации период максимальной работоспособности длится дольше за счет появления периода устойчивой компенсации и уровень работоспособности в этот период выше. Но, следует отметить, что в трудовой деятельности, существует оптимальный уровень повышения мотивации для сохранения эффективности деятельности. Если, достигнув этого уровня, мотивация продолжает увеличиваться, то может наблюдаться снижение эффективности деятельности. [16]
Одним из основных положений психологии
труда является представление о
профессиональной специфике мотивации
к различным видам трудовой деятельности.
В.А. Ядовым и В.И. Ковалевым было
установлено, что она определяется
особенностями содержания трудовых
задач и условий их реализации,
что предъявляет различные
Важно разграничивать понятия «общетрудовая
мотивация», обуславливающую общую
диспозицию личности и ее отношение
к трудовой деятельности, и «профессиональная
мотивация», которая определяет направленность
на конкретную профессиональную деятельность.
Процесс профессионализации предполагает
формирование профессиональной мотивации
на основе общетрудовой, трансформацию
общих мотивов в конкретно-
На основании представления о векторе «мотив-цель» для раскрытия профессиональной специфики мотивации в условиях конкретной деятельности предпринята попытка спроецировать его на профессиональную деятельность путем изучения не только структуры целей для раскрытия содержания мотивов, но также условий и способов их реализации. Следовательно, мотивация рассматривается как многомерная по содержанию подсистема личности, единство соподчиненных компонентов. [32]
1.2 Мотивация к труду и профессиональная мотивация
Существуют различные