Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 14:56, дипломная работа
Проблема совершенствования системы мотивации и стимулирования персонала в организации разрабатывается в экономической науке давно. В ставших уже классическими работах М.Х. Мескона, М. Альберта, Ф. Хедоури, Г. Десслера, И. Ансоффа, У. Брэддика, Д. Грейсона-мл., К. О'Делла роль мотивации и стимулирования наемных работников рассматривается, как правило, для стабильных условий экономики и сложившихся условий жизнедеятельности людей.
В исследованиях российских ученых вопросы влияния мотивационных систем на эффективность управления персоналом получили дальнейшее развитие с учетом особенностей социально-трудовых отношений нашей страны.
Введение
Глава 1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования
1.1 Мотивация персонала: особенности, структура, управление
1.2 Мотивация к труду и профессиональная мотивация
1.3 Методы и способы деятельности менеджмента для повышения мотивации сотрудников
Выводы по первой главе
Глава 2 Логика эмпирического исследования
2.1 Организация, этапы, исследования, характеристика выборки
2.2 Методы и методики исследования
Глава 3. Исследование профессиональной мотивации у сотрудников
3.1 Исследование профессиональной мотивации
3.2 Рекомендации по повышению совершенствования профессиональной мотивации
Выводы по третьей главе
Заключение
Список использованной литературы
А что вообще побуждает человека
заниматься трудом? Первая причина - побуждения
общественного характера, вторая - получение
определенных материальных благ для
себя и своей семьи, третья - удовлетворение
потребности в
Мотивация к труду сотрудников организации неразрывно связана с развитием организационного климата организации. Согласно теории управления, выделяется четыре типа организационного климата:
1) Пассивно-личностный — ничего не менять и не "высовываться";
2) Активно-личностный — забота
о развитии и самореализации
личности с высокой
3) Пассивно-безличностный —
4) Активно-безличностный —
Очень важно создать условия, при
которых человек ощущает
Если выявить индивидуальные мотивы
сотрудников и адаптации
Каждый индивид сочетает в себе
характерные черты обоих
для люмпенизированного типа характерно отсутствие предпочтений к выполняемой работе, низкая квалификация, активность и ответственность, стремление к минимизации трудовых усилий.
Инструментальный тип
Профессиональный тип
Патриотический тип означает работу во имя идеи, здесь на первый план выходит общественное признание участия в успехе.
Хозяйский тип характеризуется
добровольным принятием ответственности,
обостренным стремлением к
Оценку персонала с точки зрения принадлежности к определенному мотивационному типу рекомендуется осуществлять посредством анкетирования.
Мотивирование предполагает, что индивид
реагирует на внешние стимулы
в соответствии со своим мотивационным
профилем. При этом реакция может
быть положительная, нейтральная или
отрицательная, что позволяет установить
связь между «чистыми»
В многочисленных исследованиях делается попытка установить приоритеты отдельных факторов мотивирования. Так, например, американский социолог Стивен Рейс считает, что жизненными желаниями человека руководят 16 мотивов, которые ранжируются в следующем порядке: 1) власть; 2) независимость; 3) любознательность; 4) одобрение; 5) порядок; 6) экономия; 7) честь; 8) идеализм; 9) общение; 10) семья; 11) положение в обществе; 12) месть; 13) любовные отношения; 14) еда; 15) физические упражнения; 16) спокойствие.
Статистические данные (табл. 1) свидетельствуют, что наиболее значимыми в мотивировании являются следующие факторы: результат работы, признание, процесс работы, ответственность и продвижение по службе, в сравнении с которыми уровень заработной платы существенно менее значим.
Таблица 1
Факторы мотивирования и их значимость для человека
Номер по порядку |
Наименование фактора мотивирования |
Удельный вес фактора, в процентах |
I. |
Результат работы |
23,4 |
2. |
Признание |
17,4 |
3. |
Процесс работы |
12,5 |
4. |
Ответственность |
12,0 |
5. |
Продвижение по службе |
7,1 |
6. |
Профессиональный рост |
4,3 |
7. |
Уровень заработной платы |
4,3 |
8. |
Отношения с руководством |
3,8 |
9. |
Отношения с коллегами |
2,7 |
10. |
Отношения с подчиненными |
2,7 |
11. |
Политика организации |
2,2 |
12. |
Качество контроля со стороны руководства |
2,2 |
13. |
Уровень деловых отношений |
1,6 |
14. |
Статус |
1,6 |
15. |
Личная жизнь |
1,1 |
16. |
Безопасность |
1,1 |
Менеджмент организации при создании системы мотивирования обычно исходит из принципа: «Мы сами знаем, что хотят работники». В результате работник получает далеко не то, что находится в сфере его мотивационных интересов, а иногда полученное поощрение вызывает даже психологическое отторжение. Методология поощрения должна быть честной, искренней и открытой в своих принципах для всего персонала, а реализация поощрения осуществляться вскоре после каждого факта одобрения поведения индивида. Следуя рекомендациям Американской ассоциации специалистов в области оплаты труда, все поощрения можно сгруппировать по следующим признакам:
– широко распространенные,
– хорошо видимые со стороны окружения;
– выражающие поддержку руководителем своих сотрудников;
– нетипичные виды поощрения.
Такой список поощрений должен отражать особенности организации и её персонала, но строится он на основе пожеланий самих работников. [17]
1.3 Методы
и способы деятельности
Мотивация профессиональной деятельности, подразумевает создание условий, когда у человека пробуждаются его собственные мотивы, потребности.
Таким образом, мотивация – учет потребностей работника в процессе реализации целей компании.
Мотивация – это создание таких условий, регулирующих трудовые отношения, в рамках которых у работника появляется потребность самоотверженно трудиться. Это создание условий отождествления интересов организации и работника, при которых то, что выгодно и необходимо одному, становилось столь же необходимым и выгодным другому.
В разработке системы мотивации встречается такое понятие как вознаграждение.
Вознаграждение – все то, что
представляет для работника ценность
или может оказаться ему
Вознаграждение бывает внутренним и внешним.
Внутреннее вознаграждение работника
– это психологическое
Внутреннее удовлетворение как результат такого вознаграждения может наступить в результате:
- признания заслуг работника и одобрения его деятельности в коллективе;
- осознания своей
- достижения грандиозной цели;
- принесения пользы обществу и т.п.
Внутреннее вознаграждение работника определяется мотивационной структурой индивида, его психологическими особенностями и установками.
Внешнее вознаграждение – все то, что в рамках системы мотивации может быть предложено компанией в качестве стимула к работе и имеет ценность для работника. Это:
- заработная плата;
- денежные выплаты;
- премии;
- социальные льготы и скидки и т.п.
Данное вознаграждение призвано компенсировать работнику затраты его труда в производственном процессе и получило название компенсационного пакета.[23]
Компенсационный пакет – система внешних вознаграждений наемному работнику за результаты труда в организации.
Как же выстроить систему мотивации
в организации? На этот вопрос невозможно
дать универсальный ответ. Разработка
системы мотивации нередко
Каждая организация уникальна, и разработка системы мотивации, прежде всего, предполагает:
1) выявление и анализ некоторых
особенностей корпоративной
2) анализ кадрового потенциала и должностных требований, соотношение этих параметров,
3) выявление демотивирующих
Данные, полученные в ходе экспертной оценки ситуации, позволяют опытному консультанту выявить факторы, снижающие желание сотрудников работать и проблемы, требующие безотлагательного разрешения, а также обнаружить неиспользуемые ресурсы организации.
Итак, система мотивации включает в себя как блок стимулирования (материальное и нематериальное), так и ценностный блок, включающий определение значимых для компании целей, мотивационного профиля компании и работников, соответствие ожиданий компании и работников, выявление демотивирующих факторов и т. п
Таким образом, многие компании разрабатывают
серьезные комплексные
1. Мотивировать человека, который ценит покой и стабильность, возможностью решать сложные задачи на свой страх и риск так же нецелесообразно, как и мотивировать активного предприимчивого человека надбавкой к зарплате за выслугу лет.
2. Ясно, что любые системы, в том числе и система мотивации, разрабатываются и внедряются в русле общей стратегии организации. Следует помнить, что сама стратегия реализуется на конкретных рабочих местах. Необходим баланс между интересами организации в целом и отдельных сотрудников.
3. Система мотивации должна корректироваться и доводиться до сведения каждого сотрудника линейными менеджерами. От подхода линейного менеджера во многом зависит, станет ли предлагаемая система мотивирующим или демотивирующим фактором.
4. Принципиальный подход: мы мотивируем людей не так, как мы считаем нужным, а так, как люди сами этого хотят.
Определив, какой тип работников преобладает в компании, можно выработать рекомендации по созданию оптимальных условий, при которых будет обеспечена максимальная отдача. Для различных типов работников в разной степени важны власть, авторитет, деньги, стабильность, общественное признание, наличие утвержденных процедур, сохранение статус-кво и т.п. Аналогично (от противного) мы можем оценить, насколько существующие условия являются демотивирующими. [17]
Говоря о системе мотивации,
характерной для нынешнего
Необходимо признать, что мотивирование персонала – это в определенном роде искусство, использовать которое может только человек с развитым чувством меры, гармонии, ориентированный на личность. Таким образом, квалифицированная работа организационных консультантов и специалистов в сфере человеческих ресурсов способна обеспечить мощное конкурентное преимущество компании за счет эффективного использования ее кадрового потенциала.
Бессмысленно искать выход из ситуации,
приглядываясь к системе
Таким образом, система мотивации
- это сугубо индивидуальный и уникальный
для любой организации
Связь мотивации и стимулирования труда играет исключительную роль в привлечении, мотивировании и сохранении на предприятии рабочей силы.
Эффективная система оплаты и стимулирования труда повышает производительность работников, направляет их деятельность в интересах предприятия, что повышает эффективность использования человеческих ресурсов. Экономическая эффективность деятельности человека во многом определена целями, которые ими преследуются, в их основе- потребности, интересы и стимулы субъектов труда.
В период экономического спада поведение многих предприятий определяет мотивация с отрицательной обратной связью (из-за снижения производственных результатов не только уменьшаются возможности удовлетворения потребностей, но и постоянно сокращается их объём). Поэтому руководители предприятий вынуждены пересматривать систему мотиваций на основе установления динамических положительных обратных связей.
Удовлетворенность работой тесно
связана с лояльностью