Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 14:56, дипломная работа
Проблема совершенствования системы мотивации и стимулирования персонала в организации разрабатывается в экономической науке давно. В ставших уже классическими работах М.Х. Мескона, М. Альберта, Ф. Хедоури, Г. Десслера, И. Ансоффа, У. Брэддика, Д. Грейсона-мл., К. О'Делла роль мотивации и стимулирования наемных работников рассматривается, как правило, для стабильных условий экономики и сложившихся условий жизнедеятельности людей.
В исследованиях российских ученых вопросы влияния мотивационных систем на эффективность управления персоналом получили дальнейшее развитие с учетом особенностей социально-трудовых отношений нашей страны.
Введение
Глава 1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования
1.1 Мотивация персонала: особенности, структура, управление
1.2 Мотивация к труду и профессиональная мотивация
1.3 Методы и способы деятельности менеджмента для повышения мотивации сотрудников
Выводы по первой главе
Глава 2 Логика эмпирического исследования
2.1 Организация, этапы, исследования, характеристика выборки
2.2 Методы и методики исследования
Глава 3. Исследование профессиональной мотивации у сотрудников
3.1 Исследование профессиональной мотивации
3.2 Рекомендации по повышению совершенствования профессиональной мотивации
Выводы по третьей главе
Заключение
Список использованной литературы
Можно выделить следующие элементы или показатели удовлетворенности работой:
содержание и характер работы (ее интенсивность, значимость, результаты);
условия работы;
оплата труда, материальное вознаграждение;
степень престижности работы;
руководство (стиль управления, оценка труда, моральное стимулирование, система отбора и расстановка кадров);
карьера и развитие личности, перспективы повышения разряда, квалификации и т. п.;
окружение, психологический климат в коллективе.
Удовлетворенность содержанием и
характером работы занимает центральное
место. Интерес к процессу деятельности
может быть важным мотивирующим фактором.
Совокупность особенностей деятельности,
побуждающих человека к ее выполнению,
в психологии называют процессуально-содержательной
(или интринсивной) мотивацией. «Интринсивный
мотив — это всегда состояние
радости, удовольствия от своего дела»
[2]. О высокой процессуально-
Изучая людей, которые получают удовольствие от своей работы, ученые выделили следующие показатели процессуально-содержательной мотивации [2]:
ощущение полной включенности в деятельность;
полная концентрация внимания, мыслей и чувств на деле;
ощущение того, что четко знаешь, как следует действовать в тот или иной момент, четкое осознание целей;
отсутствие боязни возможных ошибок и неудач;
потеря обычного чувства осознания себя и своего окружения, как будто «растворение» в своем деле.
Ориентируясь на эти показатели, руководители, менеджеры могут корректировать как свои управленческие действия, так и процесс деятельности работников.
Американские ученые-
В соответствии с этими взглядами Т. Соломанидина и В. Соломанидин [1] приводят принципы проектирования работы с точки зрения удовлетворенности ее исполнителей. В такой перечень они включили следующие требования:
работа должна иметь цель, т. е. приводить к определенному результату;
работники должны оценивать работу как важную и заслуживающую быть выполненной;
работа должна давать возможность работнику принимать решения, необходимые для ее выполнения, т. е. быть автономной в установленных пределах;
выполняя обязанности, работник должен получать обратную связь, оцениваться в зависимости от эффективности труда;
работа должна приносить справедливое, с точки зрения работника, вознаграждение.
Выполняя соответствующую этим требованиям работу, человек испытывает приятные чувства, которые побуждают его работать хорошо. Такое включение в работу из-за положительных ощущений от качественного выполнения своих обязанностей, а не под влиянием внешних факторов американские ученые называют внутренней мотивацией . Это понятие совпадает с термином процессуально-содержательная мотивация , но в большей степени касается трудовой или профессиональной деятельности.
На основе представлений о позитивных психических состояниях , мотивирующих человека, американскими учеными Дж. Ричардом Хэкманом, Грегом Олдхэмом и др. [3] была разработана модель мотивационных характеристик работы ( рис. 1 ). В данной модели определенные параметры работы рассматриваются как источники или причины позитивных психологических состояний, чувств работников, что, в свою очередь, определяет различные стороны мотивации.
Работа, отвечающая всем описанным
требованиям, вызывает чувство удовлетворенности
содержанием работы, мотивирует работников,
дает чувство сопричастности. Такая
работа или профессиональная деятельность,
по мнению авторов этой модели, обладает
высоким мотивационным
На основе модели мотивационных
характеристик работы авторы концепции
предложили технологию обогащения работы
, которая представляет совокупность
методов совершенствования
С целью повышения разнообразия
используемых умений и навыков возможно
совмещение определенных функций или
дополнение теми, которые ранее работником
не выполнялись. Повышение целостности
работы может быть достигнуто добавлением
заключительных операций, в процессе
выполнения которых работник будет
иметь дело с видимым результатом
деятельности. Однако следует помнить,
что добавление рабочих операций
более низкого уровня, которые
не делают работу более ценной, обычно
вызывает у работника чувство
неудовлетворенности и снижает
уровень мотивации. Увеличение важности
работы связано с информированием
работника о том, как конкретно
будут использованы результаты его
труда. При формулировании любого задания
психологи рекомендуют
Наиболее устойчивой и оптимальной является система мотиваций, базирующаяся на личных, коллективных и общественных интересах работников предприятия. В данной системе трудовой мотивации учитываются не только коллективные (престиж предприятия, повышения конкурентоспособности, решение социальных, трудовых и экологических проблем) и личных (рост доходов работника, уважение в коллективе, возможность карьерного роста, повышение квалификации и т. п.), но и общественные интересы (производство качественной, эффективной и доступной по цене продукции)[5].
Причем действительность учета
каждого из интересов легко определить
с помощью обычных
Основное значение системы мотивации
заключается в том, чтобы стимулировать
производственное поведение работников
предприятия, направив его на достижение
стоящих перед ним
Выводы по первой главе
Проведённый теоретический анализ литературы, посвящённой проблеме трудовой мотивации, даёт основание для следующих выводов:
Состояние трудовой мотивации можно
охарактеризовать следующими основными
признаками: общая трудовая пассивность,
низкая значимость мотивов труда, служебного,
профессионального и
Таким образом, мотивация труда – важнейший фактор результативности работы, и в этом качестве она составляет основу трудового потенциала работника, т. е. всей совокупности свойств, влияющих на производственную деятельность.
Очевидно, что связь мотивации,
стимулирования труда и результатов
труда опосредствована
Следовательно, основное значение системы
мотивации заключается в том,
чтобы стимулировать
Глава 2 Логика эмпирического исследования
2.1 Организация, этапы, исследования, характеристика выборки
Предлагаемое исследование, посвященное особенностям мотивации карьерных ориентаций деятельности работников с точки зрения гендерного подхода.
Исследование проводилось на базе предприятия ОАО «Объединенная энергетическая компания» (ОАО «ОЭК») было создано во исполнение Распоряжения Правительства Москвы от 12 ноября 2004 г. № 2276-РП «О создании открытого акционерного общества «Объединенная энергетическая компания».
Реформа электроэнергетической отрасли,
высокая степень
Кроме того, характерной особенностью
проблемной сферы мотивации к
труду на сегодняшний день является
сочетание повышенного интереса
к ней с отсутствием
В нашем исследовании: испытуемые в количестве 40 человек. Испытуемые являются членами одного трудового коллектива стаж совместной работы составляет более 1 года.
В выборку вошли как рядовые сотрудники так и представители среднего руководящего звена в количестве 7 человек.
Для стимулирования труда на данном предприятии используются различные системы премирования и вознаграждения нашедшие отражение в Концепция корпоративной системы оплаты труда работников. Премии выплачиваются за инициативу, высокие достижения, влияющие на рост доходов и снижение производственных издержек, улучшение качества выполняемых работ, рост производительности труда и другое.
Психологическое тестирование осуществляли
в соответствии с нормами профессиональной
этики для разработчиков и
пользователей
Тестирование проводили в
Для получения сопоставимых результатов психологическое тестирование проводили в условиях, одинаковых для всех.
2.2 Методы и методики исследования
В своем исследовании мы использовали следующие методики:
Методика №1 Опросник «Якоря карьеры» Э. Шейна
Ценностные ориентации в карьере
1. Профессиональная
Прежде всего, они ориентированы на развитие своих способностей и навыков в областях, непосредственно связанных с их специальностью. Важнейшими критериями карьеры для них является постоянное совершенствование их опыта и знаний и признание их профессионализма. Вряд ли их заинтересует даже значительно более высокая должность, если она не связана с их профессиональными компетенциями. Так как они талантливы и любят, что к ним относятся как к знатокам своего дела, люди этой категории испытывают чувство причастности, возникающее из содержания их работы, развивают и совершенствуют свои навыки.
2. Менеджмент
Эти люди рассматривают свою специализацию
как ловушку и признают, что
важно знать несколько
3. Автономия (независимость).
Люди данной категории испытывают трудности, связанные с ограничением, установленными правилами, процедурами, рабочим днем, дисциплиной и т.д. Они любят выполнять работу своим способом, темпом и по собственным стандартам. Они не любят, когда работа вмешивается в их частную жизнь, поэтому предпочитают делать независимую карьеру собственным путем. Они скорее выберут низкосортную работу, чем откажутся от автономии и независимости. Для них первоочередная задача развития карьеры - получить возможность работать самостоятельно, самому решать, как, когда и что делать для достижения тех или иных целей. Карьера для них - это, прежде всего, способ реализации их свободы, поэтому любые рамки и строгое подчинение оттолкнут их даже от внешне привлекательной позиции.