Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 15:00, курсовая работа
Основной целью курсовой работы является разработка проек¬тных мероприятий по нахождению оптимального места расположения склада для торговой сети, для повышения эффективности доставки продукции в магазины со склада.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- анализ объекта исследования;
- изучение научно-методических источников различных авторов;
Введение
1 Анализ предприятия сеть киосков «Табакерка» 5
1.1 Краткая организационно-экономическая характеристика
объекта исследования 5
1.2 Анализ производственно-хозяйственной деятельности и
сис¬темы управления сети 5
1.3 Характеристика логистической системы предприятия 7
2 Склад, его функции, методы определения местоположения 9
2.1 Понятие склада, его функции 9
2.2 Методы определения оптимального местоположения склада 15
2.3 Пример решения проблемы нахождения оптимального
месторасположения склада 21
3 Определение оптимального местоположения склада 23
3.1 Предложенные мероприятия и методики 23
3.2 Оценка эффективности мероприятий 29
Заключение 31
Библиографический список 32
Приложение А. Метод нахождения склада центром тяжести 34
Приложение Б. Метод пробной точки 35
Приложение В. Метод частичного перебора 36
Суть метода состоит в последовательной проверке каждого отрезка обслуживаемого участка.
Введем понятие пробной точки отрезка, а также понятия левого и правого по отношению к этой точке объема завоза товаров.
Рисунок 4 – Определение оптимального места расположения склада на участке обслуживания методом пробной точки (числами указан грузооборот потребителей, тонн в месяц)
Левый по отношению к пробной точке объем завоза товаров — товаропоток к потребителям, расположенным на всем участке обслуживания слева от этой точки.
Правый от пробной точки объем завоза товаров — товаропоток к потребителям, расположенным справа от нее.
Участок обслуживания проверяют, начиная с крайнего левого конца. Вначале анализируют первый отрезок участка (в нашем случае — отрезок АВ). На данном отрезке ставится пробная точка и подсчитывается сумма объемов завоза товаров к потребителям, находящимся слева и справа от поставленной точки. Если объем завоза к потребителям, находящимся справа, больше, то проверяется следующий отрезок. Если меньше, то принимается решение о размещении склада в начале анализируемого отрезка.
Перенос пробных точек продолжается до тех пор, пока не появится точка, для которой сумма объемов завоза к потребителям с левой стороны не превысит сумму объемов завоза к потребителям с правой стороны. Склад может размещаться в начале этого отрезка, то есть слева от пробной точки. В нашем примере это точка F.
Рассмотрим вариант, представленный на рисунке 5, когда сумма объемов завоза слева и справа от пробной точки очередного отрезка становится одинаковой. Отметим начало этого отрезка — точку O — как первое из возможных мест расположения распределительного склада на участке обслуживания, и продолжим анализ до появления отрезка, для пробной точки которого значение левого объема завоза будет выше правого. Начало этого отрезка (точка P) определит последнее из возможных мест расположения распределительного центра на участке обслуживания. Распределительный центр может быть расположен в любой из точек отрезка OP участка обслуживания.
Рисунок 5 – Определение оптимального расположения склада при равенстве левого и правого грузооборотов пробной точки (числами указан грузооборот потребителей, тонн в месяц)
Для определения методом пробной точки оптимального узла транспортной сети прямоугольной конфигурации и размещения в нем распределительного склада следует нанести на карту района координатные оси, сориентированные параллельно дорогам. Определив координаты потребителей, необходимо на каждой координатной оси найти методом пробной точки оптимальное место расположения координаты Х и координаты Y искомого узла.
Факторы, которые необходимо учитывать при выборе участка под распределительный центр:
1) размер и конфигурация участка. Большое количество транспортных средств, обслуживающих входные и выходные материальные потоки, требует достаточной площади для парковки, маневрирования и проезда. Отсутствие таких площадей приведет к заторам, потере времени клиентов. Необходимо принять во внимание требования, предъявляемые службами пожарной охраны: на случай пожара к складам должен быть свободный проезд пожарной техники.
Любой распределительный центр, являясь элементом некоторой логистической системы, разворачивается в сложную систему. Складские помещения распределительного центра — только один из элементов этой системы. Для эффективного функционирования распределительного центра на отведенном для него участке необходимо организовать функционирование всех остальных элементов, так как недооценка любого из них может отрицательно сказаться на работе всего центра. В частности, на отводимой территории необходимо разместить:
- административно-бытовые помещения, включающие центральный офис, столовую, санитарно-бытовые помещения для рабочих;
- пост охраны;
- устройства для сбора и обработки отходов;
2) транспортная доступность местности. Значимой составляющей издержек функционирования любого распределительного центра являются транспортные расходы. Поэтому при выборе участка необходимо оценить ведущие к нему дороги, ознакомиться с планами местной администрации по расширению сети дорог. Предпочтение необходимо отдавать участкам, расположенным на главных (магистральных) трассах. Кроме того, требует изучения оснащенность территории другими видами транспорта, в том числе и общественного, от которого существенно зависит доступность распределительного центра, как для собственного персонала, так и для клиентов;
3) планы местных властей. Выбирая участок, необходимо ознакомиться с планами местной администрации по использованию прилегающих территорий и убедиться в отсутствии факторов, которые впоследствии могли бы оказать сдерживающее влияние на развитие распределительного центра;
4) местное законодательство. Необходимо учесть местные правила строительства, безопасности, высоту зданий, ограничения на типы зданий и др.;
5) строительные факторы. Следует учесть общепринятые стандарты для аналогичных сооружений, то есть расстояния между зданиями, подъезд к ним и т.п.
Кроме перечисленных факторов при выборе конкретного участка под распределительный центр необходимо проанализировать расходы по облагораживанию территории, оценить уже имеющиеся на участке строения (если они есть), учесть возможность привлечения местных инвестиций, ознакомиться с ситуацией на местном рынке рабочей силы.
В качестве примера того, как были учтены различные факторы при выборе места расположения распределительного центра на обслуживаемой территории, рассмотрим задачу размещения оптового продовольственного рынка на территории обслуживаемого населенного пункта. Размещение оптовых рынков требует учета большого числа факторов. При этом основными из них являются:
- размер зоны обслуживания, в границах которой находится достаточное количество потенциальных пользователей услугами оптового рынка;
- наличие развитой транспортной инфраструктуры: автодороги, железные дороги, аэропорты, водные магистрали,
- возможность расширения участка земли в связи с ростом торговой активности рынка.
2.3 Пример решения проблемы нахождения оптимального месторасположения склада
Например, при размещении тольяттинского оптового рынка было оценено несколько возможных вариантов. Один из них предполагал размещение оптового рынка на свободной от застроек площадке, месторасположение которой позволяло бы потенциальным покупателя добираться до рынка в приемлемое время. Однако экономические расчеты показали, что затраты на проводку основных коммуникаций и прокладку дороги, соединяющей рынок с городской транспортной системой, не окупаются ожидаемыми поступлениями от арендной платы. Предпочтение было отдано варианту размещения оптового продовольственного рынка на площадке с уже имеющимися коммуникациями и зданиями. Рынок был размещен в центральной части города на территории бывшей овощной базы, при этом часть ее персонала была принята на работу. Выбор варианта был обусловлен его экономическими преимуществами, удобным для посетителей местом расположения рынка, а также умением персонала работать с продовольственной группой товаров6.
Изучив предложенные методики, можно приступать к непосредственному решению главной проблемы курсовой работы, нахождение оптимального места расположения склада для сети киосков «Табакерка». Раскрывая задачу, нужно конкретно определить узел транспортной сети прямоугольной конфигурации распределительного склада, который обеспечит минимум грузооборота транспорта по доставке грузов в обслуживаемую сеть. Работа будет заключаться в применении трех методик поочередно. Это метод нахождения склада центром тяжести, метод пробной точки и метод частичного перебора. Вкупе три метода позволят выявить наиболее точное место, где можно будет разместить будущее складское помещение.
3 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОПТИМАЛЬНОГО МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ СКЛАДА
3.1 Предложенные мероприятия и методики
Как уже говорилось выше, работа будет заключаться в применении трех методик поочередно. Это метод нахождения склада центром тяжести, метод пробной точки и метод частичного перебора.
Итак, первый метод – метод нахождения склада центром тяжести. На карту города Благовещенска, указанную в приложении А, нанесем места расположения киосков в сети. Всего получится 59 точек по всему городу. Так же нанесем на карту координатную плоскость для определения координат места положения каждого киоска. Далее нужно заполнить таблицу 2, в которой будут указаны все точки на карте, их координаты и месячный грузооборот.
С грузооборотом в сети тоже есть некоторые особенности. Он различается по районам, где находятся киоски, максимальная сумма грузооборота достигается в магазинах, расположенных в центре города, и равна четырем тоннам в месяц. Даже не смотря на высокую плотность и концентрацию киосков в данном районе, 4 тонны – это стабильное количество груза, поставляемого сюда. В центре расположено 14 киосков.
Следующий по концентрации и по грузообороту зона, это восточная часть города; здесь располагается 14 киосков, и в них завозится по 3 тонны груза в месяц. Далее западная часть – 10 киосков и 2,8 тонн груза в каждый. Микрорайон, КПП и Ж/Д вокзал – 16 киосков, в каждом по 2,5 тонн груза. В северной части города и в Чигирях расположено 5 киосков, по 2,2 тонны в месяц доставляется в каждый. Всего 59 киосков.
Таблица 2 – Грузооборот сети «Табакерка»
Точка |
Грузооборот, тонн |
Координата Х |
Координата Y | ||
Расстояние |
Произведение |
Расстояние |
Произведение | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
А |
4 |
9,9 |
39,6 |
4,8 |
19,2 |
Продолжение таблицы 2 | |||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Б |
4 |
10,7 |
42,8 |
5,2 |
20,8 |
В |
4 |
11,3 |
45,2 |
5,6 |
22,4 |
Г |
4 |
12,2 |
48,8 |
4,7 |
18,8 |
Д |
4 |
12,5 |
50 |
6,4 |
25,6 |
Е |
4 |
11,5 |
46 |
7,3 |
29,2 |
Ж |
4 |
10,8 |
43,2 |
6,6 |
26,4 |
З |
4 |
9,8 |
39,2 |
6,7 |
26,8 |
И |
4 |
9,1 |
36,4 |
6,9 |
27,6 |
К |
4 |
8,1 |
32,4 |
6,4 |
25,6 |
Л |
4 |
8,1 |
32,4 |
5,4 |
21,6 |
М |
4 |
8,7 |
34,8 |
8 |
32 |
Н |
4 |
9 |
36 |
9,5 |
38 |
О |
4 |
8,8 |
35,2 |
6 |
24 |
П |
2,8 |
6,8 |
19,04 |
6,8 |
19,04 |
Р |
2,8 |
5 |
14 |
6,8 |
19,04 |
С |
2,8 |
3,8 |
10,64 |
7 |
19,6 |
Т |
2,8 |
2,8 |
7,84 |
7,1 |
19,88 |
У |
2,8 |
6,8 |
19,04 |
9 |
25,2 |
Ф |
2,8 |
4,9 |
13,72 |
9,1 |
25,48 |
Х |
2,8 |
5,7 |
15,96 |
9,7 |
27,16 |
Ц |
2,8 |
5,1 |
14,28 |
10,1 |
28,28 |
Ч |
2,8 |
1,9 |
5,32 |
10,9 |
30,52 |
Ш |
2,8 |
6,3 |
17,64 |
5,2 |
14,56 |
Щ |
3 |
13,5 |
40,5 |
6,6 |
19,8 |
Э |
3 |
15 |
45 |
4,5 |
13,5 |
Ю |
3 |
16,6 |
49,8 |
3 |
9 |
Я |
3 |
17,4 |
52,2 |
3,9 |
11,7 |
АА |
3 |
15,8 |
47,4 |
5 |
15 |
АБ |
3 |
15 |
45 |
5,2 |
15,6 |
АВ |
3 |
16 |
48 |
6,8 |
20,4 |
АГ |
3 |
16,9 |
50,7 |
5,9 |
17,7 |
АД |
3 |
15,2 |
45,6 |
7,3 |
21,9 |
Продолжение таблицы 2 | |||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
АЕ |
3 |
16,4 |
49,2 |
7,9 |
23,7 |
АЖ |
3 |
14 |
42 |
7,5 |
22,5 |
АЗ |
3 |
13,1 |
36,3 |
8 |
24 |
АИ |
3 |
13,6 |
40,8 |
8,8 |
26,4 |
АК |
3 |
14,8 |
44,4 |
8,7 |
26,1 |
АЛ |
2,5 |
8,1 |
20,25 |
14,5 |
36,25 |
АМ |
2,5 |
9,3 |
23,25 |
15,6 |
39 |
АН |
2,5 |
17,4 |
43,5 |
15,7 |
39,25 |
АО |
2,5 |
6 |
15 |
16,2 |
40,5 |
АП |
2,5 |
4,8 |
12 |
16,6 |
41,5 |
АР |
2,5 |
8,1 |
20,25 |
16,7 |
41,75 |
АС |
2,5 |
8,1 |
20,25 |
17,7 |
44,25 |
АТ |
2,5 |
6,3 |
15,75 |
18 |
45 |
АУ |
2,5 |
11,1 |
27,75 |
10,8 |
27 |
АФ |
2,5 |
11,4 |
28,5 |
11,8 |
29,5 |
АХ |
2,5 |
11,8 |
29,5 |
12,5 |
31,25 |
АЦ |
2,5 |
12,3 |
30,75 |
11,9 |
29,75 |
АЧ |
2,5 |
12,1 |
30,25 |
14 |
35 |
АШ |
2,5 |
12,3 |
30,75 |
14,5 |
36,25 |
АЩ |
2,5 |
11,6 |
29 |
15,4 |
38,5 |
АЭ |
2,5 |
12,2 |
30,5 |
16,5 |
41,25 |
АЮ |
2,2 |
14,7 |
32,34 |
21,4 |
47,08 |
АЯ |
2,2 |
17,7 |
38,94 |
22,8 |
50,16 |
БА |
2,2 |
13,2 |
29,04 |
24,2 |
53,24 |
ББ |
2,2 |
8,5 |
18,7 |
24,5 |
53,9 |
БВ |
2,2 |
8,8 |
19,36 |
25,6 |
56,32 |
Итого |
177 |
628,7 |
1882,01 |
617,2 |
1710,76 |
Теперь можно вычислить координаты примерного расположения будущего складского помещения. Для этого нужно воспользоваться формулами 1 и 2.
, (1)
где Xc – координата склада по оси абсцисс;
∑ XiГi – сумма произведений грузооборота на расстояние;
∑ Гi – сумма грузооборота.
, (2)
где Yс – координата склада по оси ординат;
∑ XiГi – сумма произведений грузооборота на расстояние.
Рассчитаем:
;
;
Получаем координаты места расположения склада, назовем эту точку С (10,63; 9,67) и нанесем на карту.
Точа для будущего строительства склада найдена, но есть еще две методики для более точного определения этой точки.
Второй метод – метод пробной точки. По этому методу находится зона на карте, на которой возможно размещение склада.
Здесь необходимо спроецировать
каждую точку, обозначающую магазин, на
оси абсцисс и ординат
Выпишем получившийся ряд значений грузооборота по оси абсцисс: 2,5; 2,5; 2,5; 2,5; 2,8; 2,5; 2,8; 2,8; 2,5; 2,8; 2,5; 2,8; 2,5; 2,8; 2,8; 2,8; 2,5; 2,5; 2,5; 4; 4; 2,2; 4; 2,2; 4; 4; 2,5; 4; 4; 4; 4; 2,5; 4; 4; 2,5; 2,5; 4; 2,5; 2,5; 4; 2,5; 4; 2,2; 3; 3; 3; 3; 2,2; 3; 3; 3; 3; 3; 3; 3; 3; 3; 3; 2,2.
Проведя расчет, получаем, что отрезок, от которого слева и справа сумма грузооборота примерно одинакова, заключен между точками Б и Ж. Далее нужно провести две перпендикулярные линии от оси абсцисс, проходящие через эти точки, приложение В.
Теперь надо выписать получившийся ряд значений грузооборота по оси ординат: 3; 3; 3; 3; 4; 4; 4; 3; 4; 3; 4; 4; 4; 2,8; 4; 4; 2,8; 4; 2,8; 4; 3; 3; 2,8; 3; 4; 3; 4; 2,8; 2,8; 4; 3; 3; 2,8; 3; 3; 2,8; 2,8; 2,8; 2,5; 2,5; 2,5; 2,5; 2,5; 2,5; 2,5; 2,5; 2,5; 2,5; 2,5; 2,5; 2,5; 2,5; 2,5; 2,5; 2,2; 2,2; 2,2; 2,2; 2,2.
Отрезок заключен между точками Н и Ф. проведя перпендикуляр, получаем сектор, происходящий из пересечений всех четырех перпендикуляров.
Рассчитывая место положения склада по двум методам, определили точку и участок в городе, где строительство стало бы оптимальным решением для сети. Возникает вопрос, в каком именно месте данного участка города строить склад. Для решения вопроса предложим строительство в противоположной части участка. После это нужно рассчитать количество транспортной работы для каждого из складов, второй склад назовем С1.