Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 12:30, курсовая работа
Объектом моего курсового исследования выступает системный анализ; предметом является непосредственно сам научный инструментарий в исследовании социально – экономических и политических процессов и объектов.
Задачи исследования:
- раскрыть теоретические основы системного анализа;
- отразить необходимый исследователю понятийный аппарат;
- раскрыть суть и содержание самих методов системного анализа;
Введение 3
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА. 6
1.1 Становление системного подхода в развитии науки 6
1.2 Понятийный аппарат системного исследования 10
II. НАУЧНЫЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА 16
2.1 Неформальные методы 16
2.2 Графические методы 20
2.3 Количественные методы 23
2.3 Методы моделирования 27
Заключение 31
Список использованных источников 32
Итак,
как мы можем видеть, процесс становления
системного подхода в научном
развитии предполагал значительную
перестройку существовавших ранее
принципов и мировоззрений. Совершенствование
методологии открыло новые перспективные
отрасли науки, положило начало развитию
более совершенных способов миропонимания.
Дальнейшее развитие не должно предполагать
полного отказа от предшествующего опыта,
но необходимо разделять сферы его возможного
и невозможного, нецелесообразного и неуместного
применения. Рассмотрев истоки становления
науки, считаю возможным перейти к более
детальному изучению предмета и его базовых,
основополагающих понятий.
Понятийный аппарат должен быть достаточно общим, чтобы его можно было использовать во всех видах деятельности от начала до завершения решения любой проблемы. Можно выделить условно четыре этапа решения любой проблемы:
Задача системных исследований сводится в конечном счете к поиску простоты в сложном, поиску эффективных средств исследования и управления сложными экономическими и другими объектами. В основе нового научного подхода лежат понятие «система» и ряд связанных с ним системных понятий. Можно выделить четыре взаимно дополняющих понятия, вкладываемых в термин «система»:
Итак, понятийный аппарат — это комплекс взаимосвязанных понятий и правил обращения с ними на последовательных этапах человеческой деятельности в процессе решения проблем. Понятийным аппаратом системного исследования является теория систем, которая рассматривает то общее, что свойственно любым системам.2
Как уже можно было догадаться, в научной литературе имеется множество определений системы, относящихся как к общим системам, так и к конкретным системам различных классов. Отмечу, что в них общего и взаимно дополняющего, что можно использовать для определения наиболее широкого понятия системы:
Система есть некоторая целостность, отграниченная от «внешнего мира», некоторое единство объектов. Но эту целостность принято рассматривать как состоящую из частей, называемых элементами. Предел деления определяется постановкой задачи, решаемой наблюдателем над объектом, а масштаб измерения определяется инструментальными возможностями, т. е. языком наблюдателя.
Несомненно, необходимо дать определение такого немаловажного термина системного исследования, как «цель». Цель - это одна из центральных категорий теории систем и системного, анализа. Как и все абстрактные категории, она имеет весьма широкое толкование и разные интерпретации. Цели определяют как желаемое состояние системы, как определенную реакцию на выходе системы, как инвариант поведения системы (какое бы поведение ни осуществляла система, она стремится к определенной точке). Системный анализ — прежде всего практическая прикладная дисциплина, поэтому все исследователи в этой области постоянно подчеркивают, что цели неотделимы от средств их достижения. То, что является 'целями с одной точки зрения, является средствами— с другой. То, что целесообразно сделать, часто зависит от того, что возможно сделать.
Учитывая, следовательно, ряд терминов, можно дать иное определение системы:
При том огромном и ничем не ограниченном разнообразии задач, решаемых с помощью методов системного анализа, трудно было бы рассчитывать на выработку единого, пригодного для всех случаев инструментария. На разных стадиях исследования, которое продвигается от интуитивной и достаточно слабо сформулированной постановки проблемы до выбора оптимальных решений с помощью строгих математических методов, естественно, используется весьма разветвленный научный инструментарий, в конечном счете служащий центрально – значимой цели – структуризации(хотя бы слабой) неструктурированной, смутно определенной проблемы, а затем – сбору новой, дополнительной о ней информации с последующим установлением взаимосвязей составляющих, с возможной дачей количественных оценок и переводом проблемы в разряд структуризованных, к решению которых возможно приложить аппарат математического моделирования и выбора оптимальных решений.
Поэтому, считаю необходимым установить первоначально принципиальную последовательность этапов системного анализа, предлагаемую Ю.И Черняком, как наиболее полную и последовательную.
Ю. И. Черняк выделяет следующую последовательность:
Установление
этапов важно для более глубокого
понимания и обоснования
Системный анализ является прежде всего каркасом, объединяющим все необходимые научные знания, методы и действия для решения сложных проблем. Методы имеют далеко не равноценное значение и используются в разной степени. В своей классификации Ю.И. Черняк выделяет 4 группы, содержащих в свою очередь конкретные, применяемые методы. Итак, данную схему можно представить следующим образом:
Представляется верным, что раскрытие
содержания первой главы
Как уже было отмечено ранее, неформальные инструменты объединяют в себе несколько методов, которые я рассмотрю – метод сценариев, экспертных оценок (метод « Дельфи»), диагностические методы.
Метод сценариев является средством первичного упорядочения проблемы и средством получения и сбора информации о взаимосвязях проблемы с другими проблемами и о возможных и вероятных направлениях будущего развития. Метод назван по аналогии с хорошо известной и тщательно отработанной технологией написания киносценариев. Группа высококвалифицированных специалистов составляет план сценария, где стремится главным образом наметить области науки, техники, экономики, политики, которые не должны быть упущены из внимания при постановке и решении проблемы. Различные разделы сценария обычно пишутся разными группами специалистов или отдельными специалистами, где развертывается возможный, вероятный ход событий во времени, начиная от сложившейся к настоящему времени ситуации или от какого-нибудь значительного события в будущем, которое окажет влияние на постановку и решение проблемы или взаимосвязанного круга проблем. Использование широкого круга специалистов разных профилей в написании сценария обеспечивает многостороннее, разноаопектное рассмотрение проблемы, позволяет проследить ее ветвление, взаимосвязи с другими проблемами. Сценарии могут использоваться на самых различных этапах системного анализа, когда требуется собрать и упорядочить весьма разнородную и неструктуризованную информацию. Но главной областью применения этого инструмента являются этапы I и VII системного анализа.
Метод экспертных оценок («Дельфи»). Под данными методами понимают комплекс логических и математико – статических процедур, направленных на получение от специалистов(экспертов) информации, ее анализ и обобщение с целью подготовки и выбора рациональных решений.4В использовании экспертных оценок при постановке и анализе самых различных проблем нет в принципе ничего нового. Однако в этой весьма традиционной области научно-технической и экономической экспертизы произошел крупный сдвиг с изобретением и быстрым распространением так называемого метода «Дельфи». Он был разработан американским исследователем О. Хелмером для решения сложных стратегических проблем с целью получить более широкие источники чрезвычайно дефицитной информации о будущем, предельно устранить субъективный фактор в суждениях и оценках будущего, стимулировать способы мышления специалистов путем создания специальной информационной системы с обратными связями, устранить помехи в обмене информацией между специалистами, давление авторитета и другие формы давления, обеспечить повышение достоверности прогнозов путем специальных процедур количественной оценки мнений экспертов и их машинной обработки.5