Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 12:30, лекция
В мировой практике под недвижимостью понимается земельный участок и все, что находится под ним с проекцией к центру земли, и все, что находится над ним, продленное в бесконечность, включая постоянные объекты, присоединенные к нему природой (деревья, вода и др.) или человеком, а также права на эти объекты (многогранная пирамида). Т. е. понятие недвижимости можно представить в виде пяти блоков, четыре из которых отражают физический состав, а пятый – юридическое содержание:
земельный участок;
объекты над поверхностью участка;
имущество под поверхностью участка, в том числе полезные ископаемые;
воздушное пространство;
комплекс прав на объекты недвижимости.
Исторически сервейинг
впервые получил
Обеспечение системного
подхода к недвижимости, ее детальный
анализ, выработка эффективных
Поскольку главным в сервейинге является системный подход, то прежде всего необходимо охарактеризовать сервейинг в понятиях и категориях систем.
Под системой (от др.-греч. systerna — целое, составленное из частей, соединений) здесь и далее понимается упорядоченная совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которые образуют определенную целостность, единство. Наиболее существенной характеристикой системы является ее эмерджентность, под которой понимается несводимость свойств системы к свойствам входящих в ее состав элементов (показатели отдельных элементов объекта, как правило, не отражают свойств, которые присущи рассматриваемому объекту в целом). виды элементов и связей могут быть самые разные, а их выбор для анализа зависит от постановки конкретной проблемы. Система может состоять из различных субсистем, подсистем, а также сама являться подсистемой другой системы. Состав элементов и порядок связей между ними называется структурой системы (от лат. structura — строение). Элементы воздействуют на объекты при помощи ресурсов (потенциала). С точки рения сложности (вид, число элементов и связей) различают простые, ложные и сверхсложные системы. В зависимости от степени предсказуемости поведения системы делятся на: детерминированные (функциональные), все результаты, действия которых могут быть точно определены, и вероятностные (стохастические), для которых эти результаты могут быть лишь спрогнозированы в пределах какого-то диапазона возможных значений. В соответствии с этим делением существуют два вида связей — функциональные (каждому значению факторного признака соответствует вполне определенное неслучайное значение результативного признака) и стахостические (каждому значению факторного признака соответствует тожество значений результативного признака).
Различают абстрактные и конкретные системы. Абстрактная система представляет собой систему без входных и выходных потоков (например, система целей предприятия, математическая система уравнений и др.). Конкретная система построена на связях между элементами посредством процесса (действий) на входных и выходных потоках.
Состояние системы определяется совокупностью состояний всех ее элементов и связей, а оценивается система в зависимости от целевого назначения надежностью. Так, например, для оценки технических систем (машины, механизмы и т. п.) используется понятие технической надежности. Все субъекты предпринимательской деятельности по своему целевому назначению являются экономическими системами и, соответственно, оцениваются по экономической надежности. Под экономической надежностью конкретной системы подразумевается ее способность с помощью производственных, организационных, финансовых и других решений с заданной вероятностью обеспечивать достижение необходимого результата в условиях риска и некоторой неопределенности в заданных границах области эффективного сочетания основных параметров системы — ее доходности и устойчивости.
Если рассматривать
систему как
Целью управления производственной системой является обеспечение такого состояния системы, при котором будет получен максимально возможный выход с требуемыми качественными параметрами и необходимой экономической надежностью. Основа управления — планирование, в процессе которого создается модель состояния системы на предстоящий временной период или на весь период ее жизненного цикла.
Методология (от др.-греч. «methodos» — способ действия и «logos» — учение, наука) — учение о структуре, логической организации, способах и средствах деятельности. Наиболее важными точками приложения, практическими проявлениями методологии являются:
Теория (от др.-греч. theoria — рассматриваю, исследую) сервейинга представляет собой форму организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существующих связях по созданию, использованию и эксплуатации объекта недвижимости на всех этапах его жизненного цикла.
Сама разработка концепции сервейинга как системы является предметом метапланирования, включающего генеральное целевое планирование и планирование функциональных стратегий по становлению и развитию объектов недвижимости. Такой подход позволяет определять иерархию элементов системы, вид и число подсистем, их содержание, постоянные и временные взаимосвязи. При этом должны учитываться специфические особенности и возможности каждого объекта недвижимости в отдельности.
Сложность экономических, организационных и технических взаимосвязей между элементами систем и подсистем предопределяет необходимость учитывать при исследовании процесса функционирования сервейинга как системы специфические особенности недвижимости, а именно:
— во-первых, свойства системы не являются простой суммой свойств ее элементов, система обладает и другими свойствами, возникающими именно из-за наличия взаимосвязей между ее элементами (закон эмерджентности);
— во-вторых, сложность становления и развития недвижимости, как реально существующего объекта исследования, требует упрощения, отображения лишь важнейших, с точки зрения конкретной задачи исследования, свойств и взаимосвязей элементов и системы в целом;
— в-третьих, сервейинг как система не может функционировать вне взаимосвязей с внешней средой, оказывающей на условия и результаты становления и развития недвижимости весьма существенное влияние. Поэтому сервейинг является открытой системой, находящейся в непрерывном взаимодействии с другими системами, являясь подсистемой более общей (макроэкономической) системы.
На систему постоянно воздействуют разнонаправленные силы: с одной стороны, имеет место стремление системы к самосохранению, проявляющееся в том, что любая экономическая система (например, предприятие по изготовлению строительных материалов) предпочитает не изменять налаженный ритм производства, сохранять как можно дольше сложившийся ассортимент товарной строительной продукции и т. п., поскольку при прочих равных условиях это способствует снижению издержек и максимизации прибыли и, кроме того, функционирование такого предприятия становится более предсказуемым и стабильным. Однако, одновременно на предприятие воздействуют «возмущающие» факторы, объективно побуждающие предприятие к изменениям (изменение конъюнктуры рынка, появление новых технологий и т. д.). Первые из указанных факторов являются внутренними, они направлены на сохранение системы в существующем виде. При этом более высокой способностью к самосохранению обладает та система, связи между элементами которой являются более прочными и тесными (например, система массовой застройки жилья).
Вторые факторы, воздействующие на систему, являются внешними. Они вызывают изменения, преодоление которых возможно за счет совершенствования структуры, гибкости, замены элементов и изменения связей между ними. Соотношение между свойствами сохраняемости и изменчивости в каждой системе должно быть таким, чтобы обеспечивалось наиболее эффективное и устойчивое ее функционирование с сохранением необходимой экономической надежности. На рис. 1 представлена концептуальная модель экономики и управления недвижимостью, где недвижимость выступает как экономическое благо, товар и источник получения дохода.
Управление определяется как процесс волеобразования и реализации воли, то есть это не что иное, как процесс решения проблем по достижению поставленных целей. Важнейшими целями экономики недвижимости являются: стоимостные (денежные) цели — ожидаемые в будущем финансовые результаты (прибыль, ценность капитала, доходность, поток денежных поступлений, наличие оборотных средств и др.); потребительские цели — достижение определенных материальных целей посредством реализации производственных задач (жилищное строительство, реконструкция зданий и сооружений, коммерческая недвижимость, недвижимость для временного проживания, сооружения смешанного назначения и др.); социальные цели — социальная обязанность субъекта предпринимательской деятельности перед обществом (разработка проекта и его реализация в соответствии с социальной и исторической установкой общества, задачи по защите окружающей среды, ландшафтно-композиционные особенности территории, использование материалов и конструкций с учетом запросов местных заказчиков, оплата налогов и др.)
Стоимостные и социальные цели реализуются только через потребительские цели.
Внешние факторы |
||||||||
Управление недвижимостью |
||||||||
Интересы |
||||||||
Государства |
Кредитров |
Потребителей |
||||||
Труд |
||||||||
Капитал |
Недвижимость как: |
|||||||
Земля |
Товар |
|||||||
Предпринимательство |
Экономическое благо |
|||||||
Информация |
Источник получения доходов |
Земля, объекты недвижимости (здания, строения, сооружения) | ||||||
Затраты |
Процесс становления (производство) |
Расширение, инновация, услуги | ||||||
Реализация |
Эксплуатация | |||||||
Интересы субъектов
предпринимательской | ||||||||
Стоимостные цели |
Потребительские цели |
Социальные цели | ||||||
Экономическая надежность | ||||||||
Устойчивость |
||||||||
Риск |
Доходность | |||||||
Рис. 1.. Концептуальная модель экономики и управления недвижимостью |
Управление недвижимостью является постоянным и коммуникационным процессом и в широком смысле может быть представлено как процесс планирования со следующими последовательными этапами:
В узком смысле управление может быть представлено как процесс реализации проекта, включающий этапы:
проведение в жизнь выбранной альтернативы;
становление и контроль;
процесс эксплуатации с этапами функционирования и развития объекта недвижимости.
Планирование в теории сервейинга занимает центральное место и представляет собой регулярно повторяющийся процесс принятия решений, в котором имеют место различные виды управленческой деятельности.
Реализация есть часть процесса планирования, состоящего из этапов разработки детального плана реализации, самой реализации и контроля, включающего комплекс мероприятий по анализу вероятных отклонений от запланированных показателей.
Под управлением как деятельностью понимается процесс решения проблем в ходе достижения целей, выражающийся в получении, переработке и передаче информации.
Функция принятия решений есть постоянно выполняемая задача в процессе управления системой сервейинга. Задача принятия решения в условиях риска применительно к системе сервейинга состоит из последовательности этапов, процедур и направлена на решение проблемной ситуации.
В процессе принятия решений формируются альтернативные (взаимоисключающие) варианты решений и оценивается их предпочтительность. Оценка альтернатив по степени достижения ими важнейших целей предусматривает:
Конечным результатом
задачи принятия решения является выбор
альтернативы, требующей реализации
и определения его
Решение называется допустимым,
если оно удовлетворяет ограничениям