Нематериальные активы предприятия. Пути повышения эффективности их использования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 14:05, курсовая работа

Описание работы

Эту информацию можно получить, произведя оценку имеющихся активов как материальных, так и нематериальных, с помощью независимых оценщиков, использующих в своей деятельности новейшие методы стоимостного анализа активов. Одним из принципиально новых объектов российского бухгалтерского учета являются нематериальные активы. С развитием рыночных отношений это понятие не только вошло в теорию, но и стало применяться на практике. Стало все более очевидным, что так называемые материальные активы не являются единственным фактором обеспечения доходности организации. Существуют и иные виды активов, которые не имеют такого классического признака, как вещественная субстанция, но могут играть важнейшую роль в процессе получения предприятием прибыли.

Содержание работы

1.Введение………………………………………………………………………3
2.Теоретическая часть………………………………………………………….5
2.1Нематериальные активы, их виды и характеристика……………………..5
2.2 Признание и оценка нематериальных активов…………………………..13
2.3 Пути повышения эффективности использования нематериальных активов………………………………………………………………………….18
3. Практическая часть………………………………………………………….22
4. Заключение…………………………………………………………………..48
5. Список литературы………………………………………………………….50

Файлы: 1 файл

Орлов.К.А. Курсовая.docx

— 102.96 Кб (Скачать файл)

Санкт-Петербургский  Государственный университет сервиса  и экономики

Тихвинский  филиал

 

                                   Кафедра «Экономика предприятия»

 

 

 

 

 

                                                   Курсовая работа

по курсу  «Экономика предприятия»

Тема: «Нематериальные активы предприятия. Пути повышения эффективности их использования»

 

Допущен к защите

Дата 

Подпись

Оценка

                                                                  Выполнил студент

                                                                  специальности 080100.62

                                                                  Орлов К.А.

                                                                  Проверила

                                                                  Никуленкова Н.А.

 

 

Г.Тихвин

2013

 

Содержание

1.Введение………………………………………………………………………3

2.Теоретическая часть………………………………………………………….5

2.1Нематериальные активы, их виды и характеристика……………………..5

2.2 Признание и оценка нематериальных активов…………………………..13

2.3 Пути повышения эффективности использования нематериальных активов………………………………………………………………………….18

3. Практическая часть………………………………………………………….22

4. Заключение…………………………………………………………………..48

5. Список литературы………………………………………………………….50

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Одним из главных показателей цивилизованного  общества во все времена было и  продолжает оставаться то, какое внимание уделяется в нем развитию науки, культуры и техники. От того, насколько  значителен интеллектуальный потенциал  общества и уровень его культурного  развития, зависит, в конечном счете, и успех решения стоящих перед  ним экономических проблем. В  свою очередь наука, культура и техника  могут динамично развиваться  только при наличии соответствующих  условий, включая необходимую правовую защиту и оценку интеллектуальной собственности.

На современном этапе развития отечественной экономики ключевым фактором успеха любой организации  является контроль над имеющимися в  её распоряжении активами. Для этого  руководству компании необходимо владеть  информацией о нынешней и прогнозной рыночной стоимости активов, о средней  отдаче по аналогичным активам и  прочей совокупностью технологической  информации. Только обладая подобной информацией в полном объёме, можно  эффективно управлять имущественным  комплексом предприятия, под которым  понимается совокупность таких действий, как модернизация, реконструкция, ликвидация, покупка, продажа активов в случае прогнозируемого негативного изменения  их стоимости и недостаточной  их отдачей.

Эту информацию можно получить, произведя  оценку имеющихся активов как  материальных, так и нематериальных, с помощью независимых оценщиков, использующих в своей деятельности новейшие методы стоимостного анализа  активов. Одним из принципиально  новых объектов российского бухгалтерского учета являются нематериальные активы. С развитием рыночных отношений  это понятие не только вошло в  теорию, но и стало применяться  на практике. Стало все более очевидным, что так называемые материальные активы не являются единственным фактором обеспечения доходности организации. Существуют и иные виды активов, которые не имеют такого классического признака, как вещественная субстанция, но могут играть важнейшую роль в процессе получения предприятием прибыли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Теоретическая часть.

2.1. Нематериальные активы, их виды и характеристика.

В условиях перехода к рыночной экономики  неотъемлемым фактором хозяйственной  деятельности, приносящей доход, являются нематериальные активы intangible assets (от латинского tangere - касаться, осязать).

Нематериальные активы представляют собой активы, не имеющие физической (натуральной формы), но приносящие предприятию дополнительный доход в течение длительного времени. Поэтому, неосязаемые активы включаются в средства при условии, что они были приобретены предприятием по измеряемой стоимости.

Учет материальных и нематериальных активов имеет значительное сходство. Однако трудности учета нематериальных активов состоят в идентификации, оценке срока полезного эксплуатирования, в частности отсутствие физического  содержимого затрудняет оценку периода  срока службы, который становится трудно определить.

Некоторые нематериальные активы могут  быть идентифицированы отдельно от других активов предприятия. Например; патенты, торговые марки и франшизы. Однако другие нематериальные активы не могут  быть идентифицированы отдельно, а  наоборот, их стоимость извлекается  из их взаимодействия с другими активами фирмы. Например, гудвилл, который основывается на доверии клиентов или на уровне квалификации сотрудников.

Нематериальный актив определяем, если его можно сдать в аренду, продать, обменять или если можно  определить и отнести ожидаемые  будущие экономические выгоды непосредственно  к данному активу.

Обосновать предполагаемые экономические  выгоды, связанные напрямую с данным нематериальным активом, можно в  случае, если:

1) будет определена роль нематериального  актива в увеличении будущих  экономических выгод;

2) есть способность и намерение  предприятия использовать данный  актив (эта способность и намерение  должны быть продемонстрированы  технико-экономическими обоснованиями,  бизнес-планами);

3) существуют адекватные технические,  финансовые и другие ресурсы,  позволяющие предприятию получить  ожидаемые будущие экономические  выгоды (имеются договора с кредитными  учреждениями, партнерами).

Согласно принципу стоимости нематериальные активы должны отражаться при приобретении по стоимости их приобретения. Стоимость  приобретения включает все затраты, понесенные в связи с приобретением  актива, в том числе цену покупки, затраты по перевозке и юридические  расходы и любые другие затраты, связанные с приобретением. Стоимость  приобретения - это текущая рыночная стоимость всех выплат или полученного  актива (в зависимости от того, что  наиболее достоверно определено).

Первоначальная стоимость нематериальных активов, приобретенных как часть  объединения организаций, признается по стоимости:

- реализации на дату совершения  сделки, которая достоверна только  при наличии активного рынка  для данного вида нематериальных  активов;

- установленной продавцом на  основании последней операции  купли (продажи) нематериального  актива аналогичного вида, если  до даты совершения данной  сделки экономические условия,  существовавшие в момент последней  операции купли (продажи) такого  вида нематериальных активов,  не изменились.

При объединении организации покупатель признает нематериальные статьи, которые  на дату совершения сделки соответствуют  определению и отвечают критериям  признания нематериальных активов, даже если они не признаны в качестве нематериальных активов в финансовой отчетности приобретаемого предприятия.

При отсутствии активного рынка  для нематериального актива, приобретенного как часть объединения организаций, т.е. его стоимость не может быть оценена достоверно, актив не признается как отдельный нематериальный актив, но включается в гудвилл.

В первоначальную стоимость нематериального  актива, приобретенного в кредит, вознаграждение (интерес), уплаченное за кредит, не включается и относится на расходы периода.

Первоначальная стоимость нематериальных активов, полученных от государства  бесплатно, за номинальную сумму  или приобретенных за счет государственной  субсидии признается по стоимости реализации, которая является достоверной, если она определена с учетом активного  рынка для данного вида нематериальных активов.

Иногда трудно оценить, соответствует  ли внутренне созданный нематериальный актив критериям признания. Часто  бывает трудно:

- установить, имеет ли и момент  времени появления идентифицируемого  актива, который будет создавать  вероятные будущие экономические  выгоды;

- надежно определить себестоимость  актива. В некоторых случаях себестоимость  внутренне создаваемого нематериального  актива нельзя отличить от  себестоимости поддержания или  увеличения внутренне создаваемой  деловой репутации или ведения  повседневных операций.

Первоначальная стоимость нематериального  актива, созданного самим предприятием, признается по сумме фактически прямых затрат и накладных расходов, которые  могут быть разнесены на разумной основе на создание и подготовку актива к использованию по назначению, понесенных с момента соответствия нематериальной статьи определению и критериям  признания нематериальных активов.

Для того чтобы оценить, соответствует  ли внутренне созданный нематериальный актив критериям признания, предприятие  классифицирует создание актива на:

- фазу исследований;

- фазу разработок.

Исследования (Researches) - это оригинальные, спланированные исследования, проводимые в целях получения новых научных и технических знаний, которые, возможно, будут полезны при разработке новых продуктов, услуг. Исследования бывают базовые (не ориентированные изначально на получение каких-либо практических результатов) и прикладные (направленные на получение определенного практического результата).

Разработки (developments) - это применение полученных результатов исследований или существующих знаний и опыта для производства новых или качественно улучшенных материалов, приспособлений, продуктов, технологий, систем или услуг до начала их коммерческого производства или использования.

Нематериальный актив, возникающий  из разработок (или из фазы разработок внутреннего проекта), должен признаваться тогда, и только тогда, когда компания может продемонстрировать следующее:

1) техническую осуществимость завершения  нематериального актива так, чтобы  он был доступен для использования  или продажи;

2) свое намерение завершить нематериальный  актив и использовать или продать  его;

3) свою способность использовать  или продать нематериальный актив;

4) то, как нематериальный актив  будет создавать вероятные будущие  экономические выгоды. Среди прочего,  компания должна продемонстрировать  наличие рынка для результатов  нематериального актива или самого  нематериального актива или, если  предполагается его внутреннее  использование, полезность нематериального  актива;

5) доступность достаточных, технических,  финансовых и других ресурсов  для завершения разработки и  для использования или продажи  нематериального актива;

6) способность надежно оценить  затраты, относящиеся к нематериальному  активу, в ходе его разработки.

Существует определенное разделение нематериальных активов по отраслям их использования. Одной из этих отраслей является производство.

На производстве, как правило, используются такие виды активов, как лицензионное соглашение, на программное обеспечение, используемое на высокотехнологических  станках под управлением программ; «Ноу-хау», организационные расходы, промышленные образцы и др. так  или иначе связанные с производством.

Лицензионным называют соглашение о передаче прав на использование  лицензий, "ноу-хау", товарных знаков и др. лицензионное соглашение, и  может предусматривать передачу патентной лицензии; комплексную  передачу нескольких патентов и связанного с ними "ноу-хау"; растет также  число лицензионных соглашений на использование "ноу-хау" без патентов на изобретение. лицензионные соглашения последних двух типов предусматривают помимо передачи технических знаний оказание лицензиаром (владельцем патента) сопутствующих инжиниринговых услуг по организации лицензионного производства (см. Инжиниринг), а также соответствующие поставки оборудования, исходного сырья, отдельных узлов и т.п. лицензионные соглашения различаются: в зависимости от того, разрешают они экспорт лицензионной продукции, полностью исключают его или частично ограничивают; наличием или отсутствием в них обязательства лицензиара в течение срока действия соглашения предоставлять лицензиату (покупателю лицензии) информацию о новых усовершенствованиях лицензионной техники; по способу передачи технологии, т.е. лицензия предоставляется независимо или одновременно с заключением контракта на строительство объекта, поставку комплектного оборудования и оказание инжиниринговых услуг (самостоятельные или сопутствующие лицензионные соглашения).

Изобретение подлежит правовой охране, если оно является новым, имеет изобретательский уровень и промышленно применимо (устройство, способ, вещество, штамм, микроорганизм, культуры клеток растений и животных) или является известным устройством, способом, веществом, но имеет новое  применение. Патент на изобретение выдается сроком до 20 лет и удостоверяет приоритет изобретения, авторство, а также исключительное право на его использование.

Промышленный образец - художественно-конструкторское  решение изделия, определяющее его  внешний вид. Отличительными признаками патентоспособности промышленного  образца являются его новизна, оригинальность и промышленная применимость. Патент на промышленный образец выдается на срок до 10 лет и может быть продлен  еще на срок до 5 лет.

Информация о работе Нематериальные активы предприятия. Пути повышения эффективности их использования