Нематериальные активы предприятия. Пути повышения эффективности их использования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 14:05, курсовая работа

Описание работы

Эту информацию можно получить, произведя оценку имеющихся активов как материальных, так и нематериальных, с помощью независимых оценщиков, использующих в своей деятельности новейшие методы стоимостного анализа активов. Одним из принципиально новых объектов российского бухгалтерского учета являются нематериальные активы. С развитием рыночных отношений это понятие не только вошло в теорию, но и стало применяться на практике. Стало все более очевидным, что так называемые материальные активы не являются единственным фактором обеспечения доходности организации. Существуют и иные виды активов, которые не имеют такого классического признака, как вещественная субстанция, но могут играть важнейшую роль в процессе получения предприятием прибыли.

Содержание работы

1.Введение………………………………………………………………………3
2.Теоретическая часть………………………………………………………….5
2.1Нематериальные активы, их виды и характеристика……………………..5
2.2 Признание и оценка нематериальных активов…………………………..13
2.3 Пути повышения эффективности использования нематериальных активов………………………………………………………………………….18
3. Практическая часть………………………………………………………….22
4. Заключение…………………………………………………………………..48
5. Список литературы………………………………………………………….50

Файлы: 1 файл

Орлов.К.А. Курсовая.docx

— 102.96 Кб (Скачать файл)

Основными путями повышения эффективности использования нематериальных активов хозяйствующего субъекта являются:

- анализ объема и динамики  нематериальных активов;

- анализ структуры и состояния  нематериальных активов по видам,  срокам полезного использования,  по степени правовой защищенности;

- анализ доходности (рентабельности) и фондоотдачи нематериальных  активов;

- анализ ликвидности нематериальных  активов.

Для целей учета, анализа и оценки нематериальных активов используется система экономических показателей, характеризующих состояние и  динамику изучаемого объекта.

Для управления хозяйствующим субъектом  особое значение имеют показатели эффективности  использования нематериальных активов, отражающее степень влияния их на финансовые результаты и финансовое состояние.

Информационной базой для анализа  нематериальных активов служит бухгалтерская  отчетность организации:

форма № 1 "Бухгалтерский баланс";

форма № 2 "Отчет о прибылях и  убытках";

форма № 3 "Отчет об изменениях капитала";

форма № 4 "Отчет о движении денежных средств";

форма № 5 "Приложение к бухгалтерскому балансу".

Пути анализа нематериальных активов  начинается с оценки их динамики в  разрезе классификационных групп, так как они неоднородны по своему составу, характеру использования  в процессе производства, по степени  влияния на финансовые результаты и  результаты хозяйственной деятельности.

Анализ и оценка нематериального  актива осуществляется:

- по видам;

- по источникам поступлений;

- по срокам полезного использования;

- по степени престижности;

- по степени ликвидности и  риска вложений капитала в  нематериальные активы;

- по направлениям выбытия;

- по степени использования в  производстве и реализации продукции.

Для анализа изменений структуры  нематериальных активов составляется таблица, в которой отражены нематериальные активы по видам за анализируемый  период в абсолютном и относительном  выражении, отражено относительное  и абсолютное отклонение, характеризующие  изменение за период по видам.

По результатам проведенных  расчетов нужно сделать выводы. Следует  учитывать, что благоприятное влияние  на финансовое состояние оказывает  повышение доли средств в объектах интеллектуальной собственности. Аналогичным  образом проводится анализ и оценка структуры нематериальных активов  по другим признакам группировки. Проводя  анализ динамики структуры нематериальных активов по источникам поступления, следует обратить внимание на изменение  доли нематериальных активов, полученных за счет средств, приобретенных за плату  или в обмен на другое имущество, внесенных учредителями, полученных безвозмездно от юридических и физических лиц, субсидий государственных органов.

При оценке динамики структуры по степени правовой защищенности следует  проанализировать изменение удельного  веса нематериальных активов, защищенных патентами и авторскими правами. По результатам проведенных расчетов дается оценка.

Для анализа структуры нематериальных активов по срокам полезного использования  составляется таблица, в которой  нематериальные активы ранжируются  по годам в течение десяти лет  и выше. Чем выше доля нематериальных активов с более длительным сроком использования, тем больше экономический эффект, полученный хозяйствующим субъектом.

Анализ структуры выбытия нематериальных активов осуществляется по следующим  направлениям:

- списание после окончания срока  службы;

- списание ранее установленного  срока службы;

- продажа исключительного права;

- безвозмездная передача нематериальных  активов.

Анализ по степени ликвидности  осуществляется следующим образом:

- нематериальные активы разбиваются  на три группы: высоколиквидные,  среднеликвидные, низколиквидные.

- определяется удельный вес  каждой группы в общей величине  нематериальных активов.

- дается оценка нематериального  актива по степени ликвидности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Практическая часть.

Задача 1.

Исходные данные:

         Для ведения бизнеса по договору франчайзинга создается ООО "Интеллект". Расчет эффективности провести из расчета 5 лет работы фирмы. Условно считается, что создание фирмы и формирование имущества проводится в конце года, а текущая деятельность начинается с начала следующего года.

Уставный капитал общества формируется двумя учредителями. Первый предоставляет необходимые основные фонды и его доля составляет 52%. Второй учредитель вносит свою долю денежными средствами. Недостающая  для начала деятельности сумма берется в банке в кредит на 2 года под (17)% годовых.

Франчайзинговый договор предусматривает:

  1. разовую выплату франшизы (нематериальный актив);
  2. ежемесячные платежи (роялти) в составе текущих расходов;
  3. обязательное наличие аттестованных специалистов (затраты на аттестацию и обучение специалистов у фирмы-франчайзера учесть в составе инвестиций в оборотный капитал).

 

До начала деятельности необходимо произвести следующие расходы (инвестиции в создание предприятия из которых  образуется имущество предприятия):

  1. Зарегистрировать фирму. Для регистрации данного предприятия учредители пользуются услугами юридической фирмы, которая проводит все необходимые действия по формированию пакета учредительных документов и регистрации предприятия. Стоимость ее услуг составляет 10 тыс. руб.
  2. Заключить франчайзинговый договор и выплатить франшизу в сумме 12 тыс. руб.
  3. Провести обучение и сертификацию персонала у франчайзера  
    (7 специалистов по 20 тыс.руб. на каждого).
  4. Внести предоплату аренды помещения в сумме 520 тыс.руб.
  5. Выполнить ремонт помещений – 70 тыс.руб.
  • Необходимое имущество со сроком службы более 1 года:

    вид ОФ

    кол-во, шт.

    цена за 1 шт., тыс. руб.

    сервер

    2

    20

    мини АТС с телефонными аппаратами

    1

    22

    персональные ЭВМ

    34

    25

    факс

    5

    4

    принтер

    4

    5

    сканер

    1

    5

    рабочее место

    12

    5

    учебное место

    22

    2

    машина

    1

    75

    оборудование для кухни**

    1

    10





    Закупить  необходимое имущество.

     

    1. Создать запасы товаров, комплектующих, инструмента и запасных частей. Закупка товаров для перепродажи осуществляется у франчайзера в кредит со сроком оплаты в течение месяца. Первую закупку всех запасов осуществляют в сумме равной плановому нормативу. При расчете нормативов месяц считать за 30 дней, год – 360 дней. Страховой запас всех видов 2 дней.

     

    Вид запаса

    Планируемый годовой расход

    Интервал между закупками

    товары

    1440 тыс.руб.

    1 раз в 2 месяца

    комплектующие

    5040 тыс.руб.

    1 раз в месяц

    запчасти и инструмент

    1440 тыс.руб.

    2 раза в год


     

    1. Провести рекламную компанию, в т.ч.
      • реклама в газетах 20 тыс. руб.
      • печать и распространение рекламных буклетов 17 тыс.руб.
      • оформление и установка рекламных щитов  2 штук по 5 тыс. руб.
    2. Предусмотреть наличие денежных средств на непредвиденные            расходы в сумме 4 тыс.руб.

     

           Предприятие работает  по упрощенной системе налогообложения  и платит единый налог –  15% от превышения доходов над  расходами.

     

                         Результаты хозяйственной деятельности  предприятия:

     

    1 год работы

    2-5 год работы

    Доходы

    4 млн.руб.

    на 15% больше, чем в 1 году

    Расходы

    2 млн. руб

    на 10% больше, чем в 1 году (без учета процентов по кредиту)


    В расходы первого и второго  года работы необходимо добавить проценты по кредиту банка.

    1.Сущность франчайзинга.

    Франчайзинг1 – это такая организация бизнеса, в которой компания (франчайзер) передает независимому предпринимателю или компании (франчайзи) право на продажу продукта и услуг этой компании.

    Франчайзер – это компания, которая выдает лицензию или передает в право пользования свой товарный знак, ноу-хау и операционные системы. Франчайзер исследует, и развивает бизнес, тратит деньги на продвижение бизнеса, создает хорошую репутацию и узнаваемый имидж (брэнднэйм). Франшиза – это полная бизнес система, которую франчайзер продает франчайзи. При заключении контракта франшизополучатель должен, как правило, уплатить разовый или вступительный взнос (первоначальный платеж) за франчайзинговый пакет (франшизу), в который входят многочисленные компоненты: услуги по дизайну, право пользования торговой маркой, рекламный оригинал-макет, консультационные услуги, оборудование, мебель, аксессуары, услуги по контролю, учебные и обучающие материалы, вознаграждение за помощь в управлении, меню, диалоговые консультации (оперативные подсказки), справочное руководство, рекламные материалы, плата за возможность продления контракта, программное обеспечение, посуда, плата за услуги предварительного заказа, передача ноу-хау, услуги по организации офиса и др.

    Франчайзи – это человек или компания, которая покупает возможность обучения и помощь при создании бизнеса у франчайзера и выплачивает сервисную плату (роялти) за использование товарного знака, ноу-хау и системы ведения работ франчайзера. Франчайзи обязуется продавать этот продукт или услуги по заранее определенным  законам и правилам ведения бизнеса, которые устанавливает франчайзер. В обмен на осуществление всех этих правил франчайзи получает разрешение использовать имя компании, ее репутацию, продукт и услуги, маркетинговые технологии, экспертизу, и механизмы поддержки.

    Франчайзи сам оплачивает затраты на создание бизнеса, делает первоначальный взнос франчайзеру, а затем выплачивает ежемесячные взносы (роялти), сумма которых оговаривается во франчайзинговом договоре (контракте). Работая под определенным контролем он, тем не менее, осуществляет самостоятельную предпринимательскую деятельность и остается независимым участником бизнеса. Франчайзи может быть предпринимателем без образованию юридического лица (ПБОЮЛ) или юридическим лицом.

    2. Определение величины инвестиций  
    на формирование основных средств предприятия.

    Основные средства представляют собой  стоимостную оценку основных фондов предприятия. Основные фонды (ОФ) –  средства производства, участвующие  в нескольких производственных циклах, не меняющие свою натурально вещественную форму и переносящие свою стоимость  на стоимость готовой продукции  в виде амортизационных отчислений. В бухгалтерском учете к ним  относят материальное имущество, используемое для производственной деятельности, со сроком службы более 1 года. К ним  относятся здания, сооружения, машины, оборудование, транспортные средства, инструменты и хозяйственный  инвентарь и прочее.

    Расчет необходимых средств  для приобретения основных фондов заключается  в определении количества необходимого оборудования и составления сметы  затрат на его приобретение (см. табл. 4).

    Таблица 4

    Расчет  стоимости основных фондов.

    Вид ОФ

         Кол-во, шт.

          Цена за 1 шт.,

     тыс. руб.

    Стоимость,

     тыс. руб.

    Сервер

                     2

    20

    40

       мини АТС с телефонными аппаратами

    1

    22

    22

    персональные ЭВМ

    34

    25

    850

    Факс

    5

    4

    20

    Принтер

    4

    5

    20

    Сканер

    1

    5

                        5

    рабочее место

    12

    5

    60

    учебное место

    22

    2

    44

    Машина

    1

    75

    75

    оборудование для кухни

    1

    10

    10

    Итого

       

    1146

    Информация о работе Нематериальные активы предприятия. Пути повышения эффективности их использования