Нематериальные активы предприятия. Пути повышения эффективности их использования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 14:05, курсовая работа

Описание работы

Эту информацию можно получить, произведя оценку имеющихся активов как материальных, так и нематериальных, с помощью независимых оценщиков, использующих в своей деятельности новейшие методы стоимостного анализа активов. Одним из принципиально новых объектов российского бухгалтерского учета являются нематериальные активы. С развитием рыночных отношений это понятие не только вошло в теорию, но и стало применяться на практике. Стало все более очевидным, что так называемые материальные активы не являются единственным фактором обеспечения доходности организации. Существуют и иные виды активов, которые не имеют такого классического признака, как вещественная субстанция, но могут играть важнейшую роль в процессе получения предприятием прибыли.

Содержание работы

1.Введение………………………………………………………………………3
2.Теоретическая часть………………………………………………………….5
2.1Нематериальные активы, их виды и характеристика……………………..5
2.2 Признание и оценка нематериальных активов…………………………..13
2.3 Пути повышения эффективности использования нематериальных активов………………………………………………………………………….18
3. Практическая часть………………………………………………………….22
4. Заключение…………………………………………………………………..48
5. Список литературы………………………………………………………….50

Файлы: 1 файл

Орлов.К.А. Курсовая.docx

— 102.96 Кб (Скачать файл)

Полезная модель представляет собой  конструктивное выполнение из составных  частей. Отличительные признаки полезной модели - новизна и промышленная применимость. Правовая охрана полезной модели осуществляется при наличии  свидетельства, выдаваемого Патентным  отделом на срок до 10 лет и продлеваемого  по ходатайству патентообладателя на дополнительный срок до 3 лет.

Следующий вид нематериальных активов  по отраслям использования это активы, связанные с коммерческой деятельностью. К этому виду активов относятся  товарные знаки, наименование места  происхождения товара.

Фирменное наименование, являющееся коммерческим именем предприятия, неразрывно связано с его деловой репутацией. Под этим именем предприниматель  совершает сделки и иные юридические  действия, несет юридическую ответственность  и осуществляет свое права и обязанности, рекламирует и реализует произведенную  им продукцию и т.д. Фирменное  наименование, ставшее популярным у  потребителей и пользующееся доверием у деловых партнеров, приносит предпринимателю  не только немало дивидендов, но и заслуженное уважение в обществе и признание его заслуг. Использование фирменного наименования выполняет также существенную информационную функцию, поскольку доводит до сведения третьих лиц данные о принадлежности, типе и организационной форме предприятия.

Товарный знак и знак обслуживания, которыми маркируются производимые товары и оказываемые услуги, являются активным связующим звеном между  изготовителем и потребителем, выступая в роли безмолвного продавца. Наряду с отличительной функцией, популярный товарный знак вызывает у потребителей определенное представление о качестве продукции. Одной из важных функций  товарного знака является также  реклама выпускаемых изделий (отсюда второе название- рекламное обозначение), поскольку завоевавший доверие потребителей товарный знак способствует продвижению любых товаров, маркированных данным знаком. Известно также, что на мировом рынке цена изделий с товарным знаком в среднем на 15-20% выше, чем анонимных товаров. Наконец, товарный знак служит для защиты выпускаемой продукции на рынке и применяется в борьбе с недобросовестной конкуренцией.

Аналогичные функции выполняются  и таким средством обозначения  продукции, как наименование места  происхождения товара. Наряду с ними обозначение товара наименованием  места его происхождения выступает  как гарантия наличия в товаре особых неповторимых свойств, обусловленных  местом его производства.

«Ноу-хау» - информация технического, организационного, служебного или коммерческого  характера, имеющая действительную или потенциальную коммерческую ценность в связи с неизвестностью ее третьим лицам. К этой информации нет свободного доступа на законном основании, и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. В отличие от других объектов промышленной собственности «ноу-хау» не подлежит регистрации, а охраняется путем запрета на ее разглашение для лиц, имеющих доступ к этой информации. По договору о передаче «ноу-хау» передается само «ноу-хау», а не право пользования им. Обязательными элементами договора о передаче «ноу-хау» являются описание всех признаков передаваемого объекта, меры по охране конфиденциальности и содействия в практической осуществимости «ноу-хау».

Еще один виды нематериальных активов  это активы с правами пользования. К ним относятся права на изобретения, авторские права, права на пользование  земельными участками, природными ресурсами, лицензиями и др. связанные с правами  пользования.

Права пользования природными ресурсами  составляют право пользования земельным  участком, недрами (например, на добычу полезных ископаемых) и право на геологическую и другую информацию о недрах.

К прочим видам нематериальных активов  относят: гудвилл, интеллектуальная собственность и др.

Интеллектуальная собственность  включает в себя несколько видов  прав на использование.

Патентное право охраняет содержание произведения. Для охраны изобретения, полезных моделей, промышленных образцов, фирменных наименований, товарных знаков, знаков обслуживания необходима их регистрация  по установленной процедуре в  соответствующих органах. Перечень объектов, охраняемых патентным правом, исчерпывающий.

Регистрация объектов, регулируемых авторским правом, не нужна. Автор  обязан выразить свое произведение в  любой объективной форме, позволяющей  воспроизводить указанный объект. Перечень объектов, регулируемых авторским правом, примерный и может быть расширен за счет создания новых произведений.

 

 

 

 

2.2. Признание и оценка нематериальных активов.

 Первоначальное признание

Нематериальные активы поступают  на баланс предприятия различными способами:

-  от учредителей в качестве  вкладов в уставный капитал;

-  путем приобретения;

-  при безвозмездной передаче  сторонними юридическими и физическими  лицами.

К статье приобретения нематериальных активов относиться получение патентов, приобретение промышленных образцов и  авторских прав.

Под патентами понимается свидетельство, грамота, документ, удостоверяющие государственное  признание технического решения  изображения и закрепляющиеся за лицом, которому он выдан, право на это  изобретение.

Действие патента распространяется на территории того государства, которым  он выдан. Срок действия патента устанавливается  законодательством - 10-15 лет. При выдаче патента взимается патентная  пошлина. Патентообладатель имеет право отчуждать свои права на изобретение и выдавать разрешения (лицензии) другим лицам на использование запатентованного изобретения.

Использование нового изобретения  позволяет извлекать повышенную прибыль (доход).

Патенты, в соответствии с действующим  законодательством, выдаются на подтверждение  исключительного права на использование промышленных образцов. К промышленному образцу относятся художественные и художественно-конструкторские решения, определяющие внешний вид изделия.

Промышленные образцы могут  быть объемными (модели), плоскостными (рисунки) или комбинированными. Промышленный образец признается новым, если совокупность существенных признаков не известна в Республике Казахстан или за рубежом до даты его приоритета. Использование промышленного образца  признается с введением в хозяйственные  и оборотные изделия, изготовленного с применением запатентованного промышленного образца.

По лицензионному договору патентообладатель (лицензиар) передает право на использование промышленного образца другому лицу (лицензиату), а последний принимает на себя обязанность вносить лицензиару платежи и осуществлять другие действия, предусмотренные договором.

Авторские права - это права на издание, исполнение, показ и т.д. произведений науки, литературы, искусства, т.е. результат  творческой деятельности людей в  этих областях. Авторские права приобретают также изобретатели на зарегистрированные в установленном порядке изобретения (обычно их оформляют в форме патентов на изготовление). В целях ликвидации вакуума в области авторского права принят в РК "Закон об авторских правах".

Учет авторских прав, патентов промышленных образцов ведется на счете 2733 "Патенты".

В ноябре 2006 года предприятием ТОО  «Эгофом» был приобретен патент на производство поролона. Данная операция была отражена в бухгалтерском учете следующей корреспонденцией счетов (таблица 1).

Таблица 1. Корреспонденция счетов по учету приобретения патента

№п/п

Наименование операции

Сумма

Дебет

Кредит

1

Приобретен патент на производство поролона

485520

2733

3311

2

Отражена сумма НДС

72828

1420

3310

3

Оплачен счет за патент

558348

3310

1040

4

Зачтен НДС

72828

3310

1420


 

Еще одним видом нематериальных активов является лицензионное соглашение.

Лицензия - это разрешение, выдаваемое компетентными государственными органами на осуществление вне торговых операций (ввоз, вывоз или транзит определенного  количества товаров, свободный ввоз и вывоз или транзит которых  не допускается).

При помощи лицензирования осуществляется государственный контроль над экспортом  и импортом товаров и одновременно расходованием валютных средств. В  странах с развитыми рыночными  отношениями выдача лицензий преследует цель ограничения, вплоть до полного  сокращения торговли с какой-либо страной, защиты национальной промышленности от иностранной конкуренции, контроля за расходованием валюты, а также пополнение доходов государственного бюджета путем взимания лицензионных оборотов за выдачу разрешения на экспорт-импорт.

В развивающихся странах выдача лицензий используется в первую очередь  для закрепления национальной экономики  против иностранных монополий.

Лицензии могут быть простыми, исключительными  и полными.

Простая лицензия - владелец патента  предоставляет лицензиату право  использовать изобретение в установленных  договором пределах, не сохраняет  за собой право применять его  на той же территории, а также  предоставлять лицензию на тех же условиях неограниченному кругу  лиц.

Исключительная лицензия "предоставляет  исключительное право на использование  приобретения в установленных договором  пределах; владелец патента отказывается от самостоятельного его применения и предоставления лицензии другим лицам. При полной лицензии предоставляется  право использовать основное на патенте  право в течение срока действия патента.

В Республике Казахстан отношения, связанные с государственным  лицензированием деятельности или  определенных действий, подлежащих лицензированию, регулируются Указом Президента РК, имеющим  силу Закона, "О лицензировании" от 17 апреля 1995 года №2200 (с изменениями  и дополнениями).

Лицензии выдаются по следующим  признакам:

По предприятиям:

1. Выдаваемые физическим и юридическим  лицам Республики Казахстан.

2. Выдаваемые иностранным юридическим лицам, иностранным физическим лицам, лицам без гражданства.

3. Международным организациям.

По объему деятельности подразделяются на генеральные и разовые. Генеральные - на занятие определенным видом деятельности. Разовые - на совершение определенной хозяйственной операции в пределах разрешенного объема, веса или количества.

По времени действия - на постоянные и временные. Постоянные - выдаваемые без ограничения срока. Временные - выдаваемые на определенный срок.

Выдача лицензии, в том числе  и в форме патентов, на занятие  определенным видом деятельности, независимо от предприятий, свидетельствующих  о такой деятельности, производится одним органом. К таким видам  деятельности относятся:

- банковская деятельность;

- производство операций с иностранной  валютой;

- аудиторская деятельность;

- страховая деятельность;

- профессиональная деятельность  на рынке ценных бумаг;

- деятельность фондовых бирж;

- туристическая деятельность;

- деятельность учебных заведений  и др.

К нематериальным активам ТОО «Эгофом» относится программное обеспечение «Windows XP Professional» для станка с программным управлением, регулирующее технологический процесс производства поролона.

Данное программное обеспечение  было приобретено ТОО «Эгофом» за 24620 тенге (в том числе НДС). Кроме того, ТОО «Эгофом» были понесены дополнительные расходы, связанные с установкой и приведением программного обеспечения в состояние готовности к использованию, в сумме 6500 тенге. Таким образом, первоначальная стоимость компьютерного программного обеспечения составила 31120 тенге (24620+6500).

Данная операция была отражена в  бухгалтерском учете предприятия  следующей корреспонденцией счетов (таблица 2).

 

Корреспонденция счетов по учету приобретения программного обеспечения

Таблица 2.

п/п

Наименование операции

Сумма

Дебет

Кредит

1

Приобретено ПО

21409

2732

3312

2

Отражена сумма НДС

3211

1420

3310

3

Понесены расходы по установке

6500

2732

3312

4

Зачтен НДС

3211

3310

1420


 

Таким образом, ТОО «Эгофом» приобретает нематериальные активы в результате покупки их у поставщиков. Государственных субсидий, а также безвозмездной передачи нематериальных активов на данном предприятии не происходило. Срок полезной службы нематериального актива в ТОО «Эгофом» - не менее года. В учете ТОО «Эгофом» нематериальные активы отражаются по сумме выплаченных денег на его приобретение, с включением туда всех затрат, прямо связанных с приведением актива в состояние готовности к его использованию.

2.3. Пути повышения эффективности использования нематериальных активов.

Нематериальный актив стоимость эффективность.

Хозяйствующему субъекту любой  формы собственности необходимо уметь грамотно анализировать ситуацию на рынке продукции (услуг), вести  учет тенденций спроса на свои разработки или продукцию (услуги), закреплять за собой рыночную «нишу» и быть серьезно подготовленным в области  предпринимательской деятельности, маркетинга, знать правовые, юридические  основы отношений с партнерами.

Тактика игнорирования подобных действий неизбежно обернется для предприятий  в будущем полной потерей конкурентной способности их продукции на внешних  и внутренних рынках.

Практическое же использование  нематериальных активов в экономическом  обороте предприятий, превращение  их в конкретный механизм для коммерческой оценки результатов интеллектуального  труда, интеллектуальной собственности  дает возможность современному предприятию (фирме):

- изменить структуру своего  производственного капитала за  счет увеличения доли нематериальных  активов в стоимости новой  продукции и услуг, увеличив  их наукоемкость, что сыграет определенное значение для повышения конкурентной способности продукции и услуг;

- экономически эффективно и  рационально использовать незадействованные  и лежащие «мертвым грузом»  нематериальные активы, которыми  все еще располагают многие  предприятия, фирмы, НИИ, КБ, научно-исследовательские  лаборатории и т.д.

Информация о работе Нематериальные активы предприятия. Пути повышения эффективности их использования