Нематериальные активы в деятельности торгового предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 11:17, курсовая работа

Описание работы

Проблема коммерческой оценки нематериальных активов как средств, представляющих собой будущие экономические выгоды, за которые была выплачена компенсация, давно назрела; нужна классификация нематериальных активов, принципы постановки на бухгалтерский учет, методы оценки и переоценки стоимости, анализ хозяйственной эффективности нематериальных активов, их правовая защищенность, порядок проведения экспертизы и т.д.
Все это превращает проблему нематериальных активов в одну из наиболее актуальных экономических и правовых проблем на данном этапе движения российской экономики в целом, сферы НИОКР и наукоемкого производства, в частности, к цивилизованным рыночным отношениям.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Оценка нематериальных активов предприятия…………………… 6
1.1. Нематериальные активы организации и их использование………….. 6
1.2. Цели и задачи оценки стоимости нематериальных активов…………..8
1.3. Методы оценки нематериальных активов…………………………… . 11
1.3.1. Доходный подход…..…………………………………………….......13
1.3.2. Сравнительный подход…..…………………………...……………...16
1.3.3. Затратный подход………..…………………………………………...16
Глава 2. Оценка нематериальных активов в деятельности торгового предприятия……………………………...………………………………………19
2.1 Сложность оценки объектов интеллектуальной собственности ……… 19
2.2. Учет нематериальных активов и их амортизация ООО «Юнидеф»…..…………………………….…………………………………….. 22
2.3. Оценка эффективности использования основных средств.………………………………………………………………….………..26
Глава 3 Методы по улучшению движения и использования нематериальных активов……………………………………………………………………………29
3.1 Оценка влияния использования основных средств и нематериальных активов на выручку от продаж…………………………………………………31
3.2 Пути улучшения использования основных фондов. ..................………33
Заключение……………………………………………………………………...37
Библиографический список…………………………………………………….40

Файлы: 1 файл

нематериальные активы в деят-ти торг.предпр.docx

— 129.35 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………..3Глава 1. Оценка нематериальных активов предприятия……………………   6 

    1.1. Нематериальные  активы организации и их использование………….. 6

    1.2. Цели и задачи  оценки стоимости нематериальных активов…………..8

    1.3. Методы оценки  нематериальных активов…………………………… . 11

      1.3.1. Доходный  подход…..…………………………………………….......13

      1.3.2. Сравнительный  подход…..…………………………...……………...16

      1.3.3. Затратный  подход………..…………………………………………...16

Глава 2.  Оценка нематериальных активов в деятельности торгового  предприятия……………………………...………………………………………19

2.1 Сложность оценки объектов интеллектуальной собственности ………   19

2.2. Учет нематериальных  активов и их амортизация ООО «Юнидеф»…..…………………………….…………………………………….. 22

2.3. Оценка эффективности использования основных средств.………………………………………………………………….………..26

Глава 3 Методы по улучшению движения и использования нематериальных активов……………………………………………………………………………29

3.1 Оценка влияния использования основных средств и нематериальных активов на выручку от продаж…………………………………………………31

3.2 Пути улучшения использования основных фондов. ..................………33

Заключение……………………………………………………………………...37

Библиографический список…………………………………………………….40

Приложения……………………………………………………………………...42

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в  имуществе предприятий неуклонно  возрастает роль нематериальных (неосязаемых) активов. Это обусловлено волной поглощения одних предприятий другими, быстротой и масштабами технологических  изменений, распространением информационных технологий, усложнением и интеграцией  финансового рынка России.

К нематериальным активам  относятся затраты предприятий  на нематериальные объекты, используемые в течение долгосрочных периодов хозяйственной деятельности и приносящие доход: право пользования земельными участками, природными ресурсами, патенты, лицензии, ноу-хау, программные продукты, монопольные права и привилегии, включая лицензии на определенные виды деятельности, организационные расходы (включая плату за государственную  регистрацию, брокерское место и  т.п.), торговые марки и товарные знаки. Цена фирмы возникает при покупке целых действующих предприятий. Обычно такие предприятия продаются и покупаются по рыночной цене исходя из их доходности, деловой репутации, престижности производимой ими продукции или оказываемых услуг и некоторых других факторов. Превышение покупной цены над балансовой стоимостью всех активов предприятия составляет цену деловой репутации фирмы и учитывается как нематериальный объект. Нематериальные активы переносят свою стоимость на издержки производства равномерно (ежемесячно) по нормам, определяемым на предприятии, исходя из установленного срока их использования. Срок полезного использования нематериальных активов можно определить следующими тремя способами:

1) срок полезного использования  совпадает со сроком действия  того или иного вида нематериальных  активов, который предусмотрен  соответствующим договором;

2) предприятия самостоятельно  устанавливают срок полезного  использования нематериальных активов.  Основным фактором, влияющим на  обоснование нормы амортизационных  отчислений, должен быть срок, в  течение которого предприятие  собирается использовать данный  вид активов с выгодой для  себя. Точно установить длительность  такого периода практически невозможно, поэтому на принятие решения  по данному вопросу может повлиять  и величина первоначальной стоимости  нематериальных активов, и величина  себестоимости выпускаемой продукции;

3) не представляется возможным  установить срок полезного использования,  тогда действующее законодательство  предусматривает установление срока  полезного использования, равного  сроку существования предприятия.

Вопросы методики и организации  учета данного вида имущества  активно обсуждаются во всем мире. Можно смело сказать, что нематериальные активы – один из самых проблемных в настоящее время вопросов российской методологии бухгалтерского учета. Проблема коммерческого использования результатов деятельности объектов нематериальных активов в современной практике — комплексная, многогранная проблема, включающая в себя правовые, технологические, экономические, производственные, социальные и психологические вопросы.

Проблема коммерческой оценки нематериальных активов как средств, представляющих собой будущие экономические  выгоды, за которые была выплачена  компенсация, давно назрела; нужна  классификация нематериальных активов, принципы постановки на бухгалтерский  учет, методы оценки и переоценки стоимости, анализ хозяйственной эффективности  нематериальных активов, их правовая защищенность, порядок проведения экспертизы и  т.д.

Все это превращает проблему нематериальных активов в одну из наиболее актуальных экономических  и правовых проблем на данном этапе  движения российской экономики в целом, сферы НИОКР и наукоемкого производства, в частности, к цивилизованным рыночным отношениям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Теоретические основы оценки нематериальных активов предприятия.

1.1. НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ  ОРГАНИЗАЦИИ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ.

В соответствии с п.3 ПБУ 14/2000 к нематериальным активам относят  имущество, которое одновременно отвечает следующим условиям:

- не имеет материально-вещественной структуры;

- может быть идентифицировано от другого имущества;

- предназначено для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;

- используется в течение длительного времени (свыше 12 месяцев или в течение обычного операционного цикла, если он превышает 12 мес.);

- не предполагается последующая перепродажа данного имущества;

- способно приносить организации экономическую выгоду;

- имеются надлежащие оформленные документы, подтверждающие существование самого актива и исключительные права организации на результаты интеллектуальной деятельности.

В соответствии с перечисленными условиями к нематериальным активам  относят следующие объекты интеллектуальной собственности:

- исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель;

- авторское право на программы для ЭВМ, базы данных;

- имущественное право автора или иного правообладателя на топологии интегральных микросхем;

- исключительное право владельца на товарный знаки знак обслуживания, наименование места происхождения товаров;

- исключительное право патентообладателя на селекционные достижения

В составе нематериальных активов учитываются также деловая  репутация организации и организационные  расходы (расходы, связанные с образованием юридического лица, признанные в соответствии с учредительными документами частью вклада участников в уставный капитал).

В состав нематериальных активов  не включаются интеллектуальные и деловые  качества персонала организации, их квалификация и способность к  труду, поскольку они неотделимы от своих носителей и не могут  быть использованы без них.

Практическое использование  нематериальных активов в экономическом  обороте предприятий есть, по сути, процесс коммерциализации инновационной  сферы, который условно можно  свести к следующим стадиям 

 Первая стадия - это  грамотная классификация объектов  интеллектуальной собственности,  на базе которой должна формироваться  предварительная оценка их рыночной  стоимости. Однако в настоящее  время предприятия либо ее  не выполняют, либо делают это  по-дилетантски. Поэтому необходима  профессиональная разработка базовых  методологических и методических  рекомендаций.

 Вторая стадия - это  включение стоимости объектов  нематериальных активов в состав  имущества предприятий по бухгалтерскому  счету 04 «Нематериальные активы».  В соответствии с законодательством  РФ эти средства подлежат амортизации: ежемесячно относятся на себестоимость продукции (работ, услуг) по нормам, которые рассчитывает предприятие (фирма), исходя из первоначальной стоимости и срока их полезного использования, но не более срока деятельности самого предприятия, затем реализуются и оседают на расчетном счете предприятия. В дальнейшем они используются исключительно на развитие данного производства, на вознаграждение авторам разработок, и потому не должны облагаться налогами.

 Третья стадия - коммерциализации  нематериальных активов заключается: 

• в активном выходе предприятий  на рынок научно-технической продукции;

• в умении найти своего покупателя, овладевать искусством предпринимателя, т.е. самому искать заказчика (потребителя) для своей идеи или разработки;

• в умении рекламировать  их;

• в умении писать в журналы, пробиваться на телевидение и  т.д.

 

1.2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОЦЕНКИ  СТОИМОСТИ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ     АКТИВОВ

  Нематериальные активы  должны быть приведены в соответствие  со стратегией, чтобы успешно  создавать ценность (см. Приложение 1,рис 1.1)

     Хозяйствующему  субъекту любой фирмы собственности  необходимо уметь грамотно анализировать  ситуацию на рынке продукции  (услуг), вести учет тенденций  спроса на свои разработки  или продукцию (услуги), закреплять  за собой рыночную «нишу» и  быть серьезно подготовленным  в области предпринимательской  деятельности, маркетинга, знать правовые, юридические основы отношений  с партнерами 

Тактика игнорирования подобных действий неизбежно обернется для  предприятий в будущем полной потерей конкурентной способности  их продукции на внешних и внутренних рынках.

Практическое же использование  нематериальных активов в экономическом  обороте предприятий, превращение  их в конкретный механизм для коммерческой оценки результатов интеллектуального  труда, интеллектуальной собственности  дает возможность современному предприятию (фирме):

• изменить структуру своего производственного капитала за счет увеличения доли нематериальных активов  в стоимости новой продукции  и услуг, увеличив их наукоемкость, что сыграет определенное значение для повышения конкурентной способности продукции и услуг;

• экономически эффективно и рационально использовать незадействованные  и лежащие «мертвым грузом» нематериальные активы, которыми все еще располагают  многие предприятия, фирмы, НИИ, КБ, научно-исследовательские  лаборатории и т.д.

Можно привести наиболее характерные  случаи, когда становится явной потребность  в оценке нематериальных активов  предприятия, а также всего имущества  предприятия в целом:

Купля-продажа акций предприятия  на рынке ценных бумаг. Покупка предприятия, находящегося в акционерной собственности, есть покупка всех акций, эмитированных  данным предприятием. Чтобы держать  предприятие под контролем, можно  не скупать все его акции, а  купить только контрольный пакет  акций. Но независимо от того, покупается ли контрольный или неконтрольный (миноритарный) пакет акций, инвестор тогда уверен в своем решении, когда знает стоимость предприятия  и долю этой стоимости, приходящуюся на контрольный пакет акций.

Купля-продажа доли (вклада) в уставном капитале товарищества или  общества с ограниченной ответственностью. В отличие от предыдущего случая доля оценивается не числом акций, а  в денежных единицах.

 Передача всего предприятия  в аренду. Оценка стоимости важна  для назначения арендной платы  и осуществления последующего  выкупа арендатором (если это  предусмотрено договором аренды).Реорганизация (слияние, разделение, поглощение и т.п.) и ликвидация предприятия, проводимые как по решению собственников предприятия, так и при решении арбитражного суда при банкротстве предприятия.

Продажа предприятия целиком  на аукционе или по конкурсу, осуществляемая при процедуре банкротства или  при приватизации государственного предприятия.

Осуществление инвестиционного  проекта развития предприятия, когда  для его обоснования необходимо знать исходную стоимость имущества. В частности, такая проблема возникает  перед инвестором при проведении санации несостоятельного предприятия 

Получение кредита под  залог всего имущества предприятия (ипотека).

Оценка стоимости фирменного товарного знака или других средств  индивидуализации предприятия и  его продукции (услуг) производится:

-при их перекупке, приобретении  другой фирмой;

-при предоставлении франшизы  новым компаньонам, когда расширяется  рынок сбыта и увеличивается  объем продаж;

-при определении ущерба, нанесенного деловой репутации  предприятия незаконными действиями  со стороны других предприятий;

Информация о работе Нематериальные активы в деятельности торгового предприятия