Оборотные средства и их использование на предприятие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 18:11, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ использования оборотных средств предприятия, а также конкретные рекомендации по улучшению их использования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть состав и структуру оборотных средств предприятия;
дать технико – экономическую характеристику предприятия;
по данным предприятия рассчитать экономические показатели и дать их оценку;
сделать выводы и внести предложения по улучшению использования оборотных средств предприятия.

Содержание работы

Введение 3
I Оборотные средства предприятия 5
1.1 Состав и структура оборотных средств предприятия 5
1.2 Нормирование оборотных средств 10
1.3 Современные особенности 12
II Оборотные средства ООО «Рэйд» 16
2.1 Технико – экономическая характеристика 16
2.1.1 Правовая и организационная формы организации 16
2.1.2 Характеристика структуры управления ООО «Рэйд» 17
2.1.3 Характеристика материально – технической базы предприятия 18
2.1.4 Взаимодействие с другими предприятиями 20
2.1.5 Основные показатели деятельности предприятия за 3 года (204 – 2006гг.) 20
2.1.6 Анализ показателей 24
2.2 Анализ оборотных средств 29
2.2.1 Анализ состава, структуры и динамики оборотных средств 29
2.2.2 Факторы, влияющие на оборотные средства предприятия 36
III Разработка мероприятий 39
Заключение 43
Список использованной литературы 46

Файлы: 1 файл

Экономика предприятия.doc

— 562.00 Кб (Скачать файл)

Заемные оборотные  средства – кредиты банка, кредиторская задолженность (коммерческий кредит) и прочие пассивы[8, с. 191].

Показатели  уровня использования оборотных  средств

      Важнейшими  показателями использования оборотных  средств на предприятие являются  коэффициент оборачиваемости оборотных  средств и длительность одного  оборота.

     Коэффициент оборачиваемости оборотных средств (Коб) показывает, сколько оборотов совершили оборотные средства за анализируемый период (квартал, полугодие, год). Он определяется  по формуле

Коб = Vp / Ocp , где

      Vp - объем реализации продукции за отчетный период;

      Ocp – средний остаток оборотных средств за отчетный период.

     Продолжительность одного оборота в днях (Д) показывает, за какой срок к предприятию возвращаются его оборотные средства в виде выручки от реализации продукции. Она определяется по формуле

Д = Е / Коб, или  Д = Т * Оср / Vр, где

      Т - число дней в отчетном периоде.

     Важным  показателем эффективного использования  оборотных средств является также коэффициент загрузки средств в обороте. Он характеризует сумму оборотных средств, авансируемых на 1 руб. выручки от реализации продукции. Иными словами, он представляет собой оборотную фондоемкость, т. е. затраты оборотных средств (в копейках) для получения 1 руб. реализованной продукции (работ, услуг). Коэффициент загрузки средств в обороте определяется по следующей формуле:

Кз = Оср / Vр * 100, где

     Кз – коэффициент загрузки средств в обороте, коп.;

     100 – перевод рублей в копейки.

      Коэффициент  загрузки средств в обороте  (Кз)  - величина, обратная коэффициенту оборачиваемости средств (Коб). Чем меньше коэффициент загрузки средств, тем эффективнее используются оборотные средства на предприятии, улучшается его финансовое положение.

       Управление оборотными средствами состоит в обеспечении непрерывности процесса производства и реализации продукции с наименьшим размером оборотных средств. Это означает, что оборотные средства фирмы должны быть распределены по всем стадиям кругооборота в соответствующей форме и в минимальном, но достаточном объеме. Оборотные средства в каждый момент всегда одновременно находятся на всех трех стадиях кругооборота и выступают в виде денежных средств, материалов, незавершенного производства, готовых изделий.

     В современных  условиях правильное определение  потребности в оборотных средствах имеет особое значение.

 

 

1.2 Нормирование оборотных средств

        Для определения потребности  предприятия в оборотных средствах  осуществляется нормирование оборотных  средств. Под нормированием оборотных  средств  понимается процесс  определения экономически обоснованной потребности предприятия в оборотных средствах, обеспечивающих нормальное протекание производственного процесса.

        В условиях рыночных отношений  значение нормирования оборотных  средств резко возрастает, так  как в конечном итоге это связано с платежеспособностью и финансовым состоянием предприятия.

      Общий  норматив оборотных средств (Нобщ) состоит из суммы частных нормативов:

Нобщ = Нп.з + Нн.п + Нг.п + Нб.р, где

      Нп.з – норматив производственных запасов;

      Нн.п – норматив незавершенного производства;

      Нг.п – норматив готовой продукции;

      Нб.р – норматив будущих расходов.

     К нормируемым оборотным средствам относят все оборотные производственные фонды (производственные запасы, незавершенное производство и полуфабрикаты собственного производства, расходы будущих периодов) и готовую к реализации продукцию. Все остальные элементы оборотных средств называются ненормируемыми.

      К нормируемым относятся оборотные средства, которые обеспечивают текущие потребности хозяйственного оборота. Коммерческие организации в состав нормируемых оборотных средств традиционно включают товарные запасы текущего хранения, включая товары, находящиеся в пути; запасы сырья и материалов на предприятиях общественного питания; запасы денежных средств в пути и кассе на предприятиях розничной торговли и общественного питания; прочие активы. К прочим нормируемым активам относятся малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, расходы будущих периодов, упаковочные материалы, спецодежда, а также тара на предприятиях, не кредитующихся по товарообороту.

       К ненормируемым оборотным средствам относятся: денежные средства на расчетном счете в банке; товары отгруженные; товары на ответственном хранении; товары сезонного хранения; расчеты за товары, проданные в кредит; средства в дебиторской задолженности; запасы порожней тары и под товарами на предприятиях, кредитующихся по товарообороту.

        Размер оборотных средств предприятий и организаций устанавливается  посредством  нормирования.  Нормирование включает следующие процессы:

1) установление норм  оборотных средств в днях по  товарным запасам текущего хранения и денежным средствам в пути и в кассе;

2)  расчет норматива  оборотных средств в сумме  по каждому из элементов (товарным  запасам текущего хранения, денежным средствам в пути и кассе, прочим нормируемым активам) и в целом по предприятию;

3) определение норматива  собственных оборотных средств  предприятий и организаций.

          В журнале «Экономический анализ» кандидат технических наук и научный руководитель ООО «Норматив Консалтинг» Р.А. Радионов, выделил некоторые современные подходы к управлению и нормированию оборотных средств, которые заключаются в следующем:

  • утверждении руководством предприятия норм оборотных средств и норм производственных запасов должно осуществляться в пакетном варианте, т. е. руководство предприятия утверждает сводную норму оборотных средств для всего предприятия (в днях среднесуточного выпуска готовой продукции по производственной себестоимости), и в том числе нормы запасов по всем маркам материальных ресурсов (в днях среднесуточного расхода в натуральном выражении) и вложенные в них (запасы)  оборотные средства (в днях среднесуточного расхода в стоимостном выражении);
  • предлагается нормировать и управлять не только материальными, но и нематериальными оборотными средствами;
  • необходимо применять унифицированную методологию нормирования запасов (т. е. единый алгоритм для определения норм) для разных категорий запасов и различных видов материальных ресурсов (сырья, материалов, комплектующих изделий, запчастей и т. п.) и оборотных средств, вложенных в эти запасы;
  • определяемые специфицированные нормы   производственных запасов (СНПЗ) и специфицированные нормы  оборотных средств (СНОбс)  необходимо увязывать между собой, их следует рассчитывать на единой методологической основе в один прием;
  • при нормировании необходимо применять методы теории вероятностей, которые позволяют определить экономически обоснованные нормы для будущего (планового) периода на основе расчетной обработки данных отчетного года о движении каждой нормируемой марки материальных ресурсов;
  • перед началом проведения нормирования нужно в автоматизированном режиме (т. е. с помощью компьютерной программы) провести контроль исходной информации, используемой для расчета СНПЗ;
  • следует определить неоднозначную величину СНОбс (или СНПЗ), а ее функцию в зависимости от уровня надежности обеспечения Обс (или ПЗ, соответственно), что позволит установить нормы в условиях недостатка  собственных оборотных средств;
  • требуется определить и установить нормы Обс и запасов всем службам предприятия. Это позволит преодолеть извечный конфликт интересов различных служб предприятия.

      Все  нормы и их составляющие могут  быть рассчитаны с помощью  компьютерной программы по нормированию производственных запасов и оборотных средств, разработанной фирмой ООО «Норматив Консалтинг», и распечатаны в соответствующих выходных формах.

      По мнению  Р.А. Радионова,  применение вычислительным  норм в управлении не только  позволит избежать возникновения излишних запасов или дефицита материальных ресурсов, а даст возможность эффективно осуществлять управление запасами и оборотными средствами, и получить систему контроля, полностью интегрированную информационную систему предприятия [9, с.14].

1.3 Современные особенности

       Государственную  экономическую политику в России  сегодня определяют силовики  и фискалы. Сверхзадача этой  привилегированной касты чиновников  формулируется просто: собрать как можно больше денег. Так, по мнению некоторых специалистов, проект введения спецсчетов для уплаты налога на добавленную стоимость (НДС – косвенный налог на товары и услуги, базой которого служит стоимость, добавленная на каждой стадии производства и реализации товара. Объектами налогообложения являются : а) обороты по реализации на территории Российской Федерации товаров, выполненных работ и оказанных услуг; б) товары, ввозимые на территорию Российской Федерации.) может подстегнуть затихшую было инфляцию…

         По мнению некоторых экономистов,  осенью нас ждет крайне неприятный сюрприз в виде новых нулей на магазинных ценниках. При этом повышение цен никак не будет связано с колебаниями курса рубля. Наоборот, по сравнению с американской валютой наш «деревянный» только укрепится: сдерживая рост инфляции, Центробанк «отпустит» курс стремительно дешевеющего доллара. Население, разочаровавшись в заокеанской валюте, примется лихорадочно  скупать товары длительного пользования. А увеличение спроса позволит предпринимателям еще раз повысить цены. Оценить размах нового витка инфляции, вызванного распоряжением правительства о введении специальных счетов для налога на добавленную стоимость (НДС), пока трудно, но прогнозы неутешительны. Так, в интервью информационному агентству «РБК» Александр Лившиц сказал, что введение НДС-счетов – это «дикая мера», которая приведет к «сумасшедшему резонансу в мире, так как подобные меры предпринимаются обычно накануне катастрофы». Впрочем, вероятность именно такого сценария развития экономики правительственные чиновники и экономисты считают весьма низкой. По словам премьера Касьянова, правительство не считает, что введение спецсчетов для НДС как-то повлияет на рост цен [11].

      На самом  деле проект больше напоминает  очередную бюрократическую игру. С первого июля каждый налогоплательщик будет обязан открыть хотя бы один специальный счет для НДС. В результате, по мысли авторов проекта, упорядочится сбор этого налога, а поскольку уклоняться от него станет труднее, пополнится бюджет.

      Опасность введения спецсчетов понимают не только аналитики, но и представители Министерства экономического развития. «Если эффекта от этой системы не будет, то будут потери для бюджета. Если будут потери для бизнеса, бизнес найдет схемы, как не платить», - заявил недавно замглавы МЭРТ Аркадий Дворкович.

       Дворкович уверен, что собираемость НДС нужно повышать не путем введения жестких репрессивных мер, а расширяя долю легального сектора в экономике. Гораздо лучше на состоянии экономики сказалась бы отмена избыточных, необоснованных налоговых льгот. По мнению Дворковича, именно такие решения помогли бы увеличить собираемость НДС на те самые 30 миллиардов рублей, за которые бьются налоговики. А если уж вводить систему спецсчетов для уплаты НДС, то необходимо снижать ставку этого налога, чтобы компенсировать рост издержек от ужесточения государственного регулирования.

      Что  же ожидает бизнес и население  в результате введения спецсчетов? Крупным экспортерам переживать особо не о чем. Деньги, которые придется платить за модернизацию бухучета, в масштабах любой нефтяной компании  - копейки. А вот у представителей малого и среднего бизнеса возникнет масса проблем.

       В  первую очередь в результате  введения спецсчетов заметно  снизится объем оборотных средств.  По оценкам замминистра финансов  Сергея Шаталова, в целом по стране будет заморожено около 100 миллиардов рублей. Чтобы решить эту проблему, Шаталов предлагает предпринимателям «привлекать дополнительные кредитные ресурсы»[11].

      В итоге  можно ожидать, как уже выше  говорилось, рост цен. Естественно, любое предприятие захочет компенсировать издержки. Следовательно, скачком вырастет инфляция в потребительском секторе экономики. Стоит также учесть и психологический фактор: многие бизнесмены повышают цены непропорционально росту своих издержек.

       Дмитрий Белоусов, ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), дал свой комментарий по этому поводу:

- Ужесточение администрирования  в налоговой сфере выглядит  обоснованным. Здесь элементарно  не хватает порядка, и введение системы спецсчетов, в принципе, способно на некоторое время его внести. Другое дело, что эта мера, естественно, вызовет негативный эффект для бизнеса. Основных аспектов два: замораживание оборотных средств и затруднение администрирования. Обе эти проблемы не слишком серьезны для крупных компаний, зато для малого и среднего бизнеса, производящего товары и услуги с высокой добавленной стоимостью – это серьезный удар. Сокращение оборотных средств – только надводная часть айсберга. Замораживание НДС на спецсчетах естественным образом приведет к ухудшению многих финансовых показателей малых предприятий, в том числе ликвидности. Естественно, это понизит себестоимость продукции. Переложить их на конечного потребителя малый бизнес едва ли сможет: высокая конкуренция будет сдерживать масштабный рост цен. Конечно, возможен разовый скачок цен на отдельных рынках, но не более. Проблем будет больше не у населения, а у бизнеса.

Информация о работе Оборотные средства и их использование на предприятие