Общее понятие рентабельности организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 19:53, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является освещение вопросов, касающихся понятия рентабельности, рентабельности продаж, анализ рентабельности продаж на условном примере.
В рамках заданной цели поставлены следующие задачи:
определить понятие рентабельности;
определение понятие рентабельности продаж по факторам;
провести анализ рентабельности продаж на условном примере;
определить какие факторы оказали влияние на изменение уровня рентабельности;
сделать краткие выводы.

Файлы: 1 файл

Курсовая по рентабельности.docx

— 64.39 Кб (Скачать файл)

А.Д. Шеремет5 для анализа рентабельности продаж предлагает использовать следующие коэффициенты:

  1. Рентабельность продаж по прибыли от продажи: K1 = Ппр / Впр
  2. Рентабельность продаж по бухгалтерской (до налогообложения) прибыли: K2 = Пбп / Впр
  3. Рентабельность продаж по чистой прибыли: K3 = ЧП / Впр, где, Ппр - прибыль от продаж, Впр - выручка от продаж в отпускных ценах-нетто, Пбп - бухгалтерская прибыль, ЧП - чистая прибыль6.

В экономической литературе рентабельность продаж предлагается рассчитывать, как отношение прибыли от реализации продукции или чистой прибыли к сумме полученной выручки. Этот показатель определяется как в целом по предприятию, так и по отдельным видам продукции.

  • Рпр = Ппр / Впр ´ 100 %  (1)
  • Рпрч = ЧП / Впр ´ 100 % (2),

где Рпр – рентабельность продаж в целом по предприятию, рассчитанная по прибыли от продаж;

Ппр – прибыль от продаж;

Впр – выручка от продаж;

Рпрч – рентабельность продаж в целом по предприятию, рассчитанная по чистой прибыли;

ЧП – чистая прибыль.

При использовании формулы (1) рассчитывается рентабельность продаж как отношение прибыли от продаж, представляющей собой разницу между  выручкой от продаж и суммой затрат, которые относятся к реализованной  продукции, включая коммерческие и  управленческие расходы, к величине выручки от продаж. Рентабельность продаж, выраженная в процентах, отражает уровень прибыльности продаж, или  процент прибыли, содержащийся в  выручке от продаж. Если результат  формулы (1) выразить не в процентах, а в копейках, то он покажет, сколько копеек прибыли от продаж получено с каждого рубля выручки от реализации продукции (выручки от продаж).

Рентабельность обычной  деятельности можно определить по следующей  формуле:

  • Роб.д. = ЧП / (Впр + Доп + Двнер) ´ 100 % (3),

где Роб.д. – рентабельность обычной деятельности в целом  по предприятию;

Доп – доходы от операционной деятельности;

Двнер – доходы от внереализационной деятельности.

В свою очередь, чистая прибыль  – это сумма прибыли от продаж, прибыли от операционной деятельности и прибыли от внереализационной  деятельности за вычетом налога на прибыль. При этом прибыль от операционной деятельности представляет собой разницу  между доходами и расходами по операционной деятельности, то же можно  сказать и о прибыли от внереализационной  деятельности.

  • ЧП = Ппр + (Доп – Роп) + (Двнер – Рвнер) - Нпр (4),

где Роп – расходы по операционной деятельности;

Рвнер – расходы по внереализационной деятельности;

Нпр – налог на прибыль.

Безусловно, при расчете  рентабельности продаж в числителе  можно использовать маржинальную7 (валовую) прибыль, прибыль до налогообложения, прибыль от обычной деятельности. Однако рентабельность продаж по чистой прибыли выступает обобщающим показателем эффективности финансовой и производственной деятельности предприятия. С помощью данного показателя раскрывается удельный вес чистой прибыли в величине выручки от продаж за вычетом косвенных налогов. Иначе говоря, рентабельность продаж по чистой прибыли показывает величину конечного финансового результата (чистой прибыли), получаемого предприятием с каждого рубля реализованной продукции. При наличии у предприятия убытков показатель рентабельности является отрицательным числом и, по существу, должен называться показателем убыточности .

Рентабельность производственной деятельности рассчитывается путем  отношения прибыли от реализации или чистой прибыли к сумме  затрат по реализованной или произведенной  продукции:

  • Рд = Ппр / З ´ 100 % (5)
  • Рд = ЧП / З ´ 100 % (6),

где Рд – рентабельность производственной деятельности;

Ппр – прибыль от продаж;

ЧП – чистая прибыль;

З – затраты по реализованной  или произведенной продукции8.

В качестве числителя данного  показателя может быть использована также прибыль до налогообложения  и прибыль от обычной деятельности, как и при расчете рентабельности продаж. В последнем случае показатель будет называться рентабельностью обычной деятельности.

Показатель рентабельности производства может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным  его сегментам и видам продукции. Он показывает, сколько предприятие  имеет прибыли с каждого рубля  затраченного на производство и реализацию продукции. Показатель рентабельности производственной деятельности в значительной степени дублирует коэффициент  рентабельности продаж, то есть снижение значения показателя также свидетельствует  о росте затрат на производство реализуемой  продукции или о снижении цен  на нее, с той лишь разницей, что  рентабельность производственной деятельности более наглядно показывает влияние  роста или снижения затрат на производство.

Анализ рентабельности производства и продаж обычно начинается с изучения ее фактического уровня за отчетный (анализируемый) период в сравнении с рентабельностью  продаж и производства за предыдущие годы, с данными бизнес-плана, с  аналогичными показателями предприятий, выпускающих однородную с анализируемым  предприятием продукцию, со средними значениями рентабельности продаж по данным видам  деятельности, отраслями хозяйства  в отечественной экономике и  в других странах.

Чаще всего сравнивают показатели предыдущих и отчетных периодов, отслеживая изменения финансовых результатов. Соответственно так выявляются плюсы  и минусы в управлении компанией. Также широко распространено сравнение  плановых показателей с фактическими. Это дает возможность оценить  выполнение поставленных задач .

 

 

 

 

2 Глава. Анализ  рентабельности от продаж по фактору на условном примере

2.1 Анализ рентабельности  производства и продаж по различным составляющим прибыли предприятия

Рассмотрим методику и  последовательность проведения анализа  рентабельности производства и продаж на условном примере. При этом возьмем  универсальную ситуацию, когда рентабельность финансово-хозяйственной деятельности компании за отчетный период запланирована  равной показателям предыдущего  года.

Пример 1. Организация "Малютка" производит и реализует детское туалетное мыло и пену для душа. Руководство организации осталось довольно тем, как фирма поработала в 2010 году. Поэтому оно поставило задачу добиться таких же результатов и за 2011 год. Исходные данные и расчет рентабельности производства и продаж приведены в таблице 1.

Таблица 1

Исходные данные и расчет рентабельности производства и продаж по различным составляющим прибыли предприятия( перенос )

Показатели

Предыдущий  год 2010

(план)

Отчетный  год в фактически действующих  ценах

Отчетный  год 2011 в ценах предыдущего

года

Отклонения  от плана (+,-)

В абсолютной сумме

В % к плану столб.4/2*100

1

2

3

4

5

6

1. Выручка  от продажи продукции, тыс.руб.

44000

96200

40000

- 4000

90,91

2. Себестоимость  реализованной продукции, включая  коммерческие и управленческие  расходы, тыс.руб.

34980

71830

32726

-2254

93,56

3. Прибыль  от продаж, тыс.руб.

9020

24370

7274

-1746

80,64

4. Сальдо  операционных доходов и расходов, тыс.руб.

200

500

250

50

125

5.  Сальдо внереализационных доходов  и расходов, тыс.руб.

-100

300

150

250

250

6.  Прибыль до налогообложения, тыс.руб.

9120

25170

7674

- 1446

84,14

7.Налог  на прибыль, тыс.руб.

2189

6041

1842

-347

84,15

8. Экономические  санкции за счет прибыли, тыс.руб.

600

300

300

-300

50

9. Прибыль  от обычной деятельности, тыс.руб.

6331

18829

5532

- 799

87,38

10. Сальдо  чрезвычайных доходов и расходов, тыс.руб.

-51

-

-

-

-

11. Чистая  прибыль, тыс.руб.

6280

18829

5532

-748

88,09

12. Рентабельность  производства по прибыли от  продаж, %

(стр.3 / стр.2 ´ 100)

25,79

33,93

22,23

-3,56

-

13. Рентабельность  производства по прибыли до  налогообложения, %

(стр.6 / стр.2 ´ 100)

26,07

35,04

23,45

-2,62

-

14. Рентабельность  производства по прибыли от  обычной деятельности, %

(стр.9 / стр.2 ´ 100)

18,10

26,21

16,90

-1,2

-

15. Рентабельность  производства по чистой прибыли, %

(стр.11 / стр.2 ´ 100)

17,95

26,21

16,90

-1,05

-

16. Рентабельность продаж по  прибыли от продаж, %

(стр.3 / стр.1 ´ 100)

20,50

25,33

18,19

-2,31

-

17. Рентабельность продаж по  прибыли до налогообложения, %

(стр.6 / стр.1 ´ 100)

20,73

26,16

19,19

-1,54

-

18. Рентабельность продаж по  прибыли от обычной деятельности, %

(стр.9 / стр.1 ´ 100)

14,39

19,57

13,83

-0,56

-

19. Рентабельность  продаж по чистой прибыли, %

(стр.11 / стр.1 ´ 100)

14,27

19,57

13,83

-0,44

-




 

Краткие выводы по таблице 1:

При сравнении показателей  предыдущего и отчетного года необходимо использовать показатели, рассчитанные в сопоставимых (базисных) ценах.

  • Таким образом, сопоставляя данные отчетов о прибылях и убытках за отчетный и предыдущий год в сопоставимых ценах, можно увидеть, что выручка от продажи продукции  в отчетном году уменьшилась на 4000 тыс.руб. или на (4000/44000)*100% = 9,09% (стр.1 таб.1), а себестоимость реализованной продукции – на 2254 тыс.руб. или на (2254/34980)*100% =  6,44% по сравнению с предыдущим годом.
  • Рентабельность производственной деятельности, рассчитанная как отношение прибыли от продаж к себестоимости реализованной продукции, в предыдущем году (по плану) составляла 25,79%, а в отчетном году снизилась на 3,56% и соответственно составила 22,23% (стр.12 таб.1).
  • Рентабельность производства по прибыли до налогообложения уменьшилась по сравнению с предыдущим годом на 2,62% и составила в отчетном году 23,45% (стр.13 таб.1). Здесь надо отметить, что рентабельность производства как в отчетном, так и в предыдущем году, рассчитанная по прибыли до налогообложения превышает рентабельность производства, рассчитанную по прибыли о продаж. На это увеличение повлияли конечные результаты операционной и внереализационной деятельности предприятия.
  • Рентабельность производства, рассчитанная по прибыли от обычной деятельности в предыдущем году составляла 18,10%, а в отчетном – 16,90%, то есть снизилась на 1,2% (стр.14 таб.1). Значения рентабельности производства по прибыли от обычной деятельности ниже значений рентабельности производства по прибыли до налогообложения, причиной чего является налог на прибыль(20%) и имеющиеся у предприятия экономические санкции (стр.8).
  • Рентабельность  производства по чистой прибыли в предыдущем году составляла 17,95%, а в отчетном периоде значение данного показателя уменьшилось до 16,90%, то есть рентабельность производства в отчетном году снизилась на 1,05% (стр.15 таб.1).
  • Рентабельность продаж, рассчитанная как отношение прибыли от продаж к выручке от продаж, в предыдущем году составляла 20,5%, а в отчетном значение этого показателя стало меньше в сравнении с предыдущим годом на 2,31% и составило 18,19% (стр.16 таб.1).
  • Показатель рентабельности продаж по прибыли до налогообложения в предыдущем году был равен 20,73%, а в отчетном году – 19,19%, то есть его значение в сравнении с предыдущим годом уменьшилось на 1,54% (стр.17 таб.1). Конечные результаты операционной и внереализационной деятельности в прошедшем году привели к росту рентабельности продаж по прибыли до налогообложения на 0,23%, а в отчетном году их положительное влияние на этот показатель составило 1%.
  • Рентабельность продаж по прибыли от обычной деятельности в предыдущем году составляла 14,39%, а в отчетном – 13,83%, то есть значение этого показателя уменьшилось по сравнению с предыдущим годом на 0,56% (стр.18 таб.1). Значение рентабельности продаж по прибыли от обычной деятельности также меньше рентабельности продаж по прибыли до налогообложения в результате уплаты налога на прибыль и экономических санкций.
  • Рентабельность продаж по чистой прибыли в предыдущем году составляла 14,27%, а в отчетном – 13,83%, что ниже рентабельности продаж в предыдущем году на 0,44% (стр.19 таб.1). Значение рентабельности продаж по чистой прибыли ниже значений рентабельности продаж по прибыли от обычной деятельности, поскольку в предыдущем году предприятие имело убыток по чрезвычайным операциям. В отчетном году значения вышеназванных показателей совпадают, так как чрезвычайных доходов и расходов не было.

Полученные данные свидетельствуют  об ухудшении эффективности хозяйственной  деятельности предприятия в отчетном году в сравнении с предыдущим годом. Это говорит о том, что:

  • поставленные  руководством перед компанией задачи не были выполнены, при этом больше всего уровень снижения рентабельности производства и продаж по прибыли от продаж.

 

Таким образом, необходимо продолжить анализ, рассмотрев факторы, которые повлияли на изменение рентабельности производства и продаж по прибыли  от продаж.

2.2 Факторный анализ  рентабельности производства и  продаж

Уровень рентабельности  производственной деятельности находится  под воздействием тех же факторов, которые влияют на изменение прибыли, кроме роста объема продаж. К этим факторам относятся: изменение структуры и ассортимента реализованной продукции, ее себестоимости, которая в свою очередь складывается из цен на ресурсы и уровня затрат и средних цен реализации. Факторная модель этого показателя имеет следующий вид:

Рд =

П (при VРПобщ ,УДii,Зедi)

   

(7)

З (при Удобщ,Зедi)

   

 

 

  • Рд – рентабельность производственной деятельности;
  • П – прибыль от продаж;
  • VРПобщ – общий объем продаж продукции за отчетный год;
  • УДi – структура продукции;
  • Цi – уровень среднереализационных цен;
  • Зедi – себестоимость единицы реализованной продукции.

Расчет влияния вышеуказанных факторов на изменение уровня рентабельности производства в целом по предприятию можно выполнить методом цепных подстановок.

При этом расчет влияния первого фактора - изменения структуры и ассортимента реализованной продукции выполняют, используя следующую формулу:

 

 

DРд(DУД) =

Впрусл - Зусл

´ 100 %

-

Впрпл - Зпл

´ 100 %

(8)

Зусл

Зпл

Информация о работе Общее понятие рентабельности организации