Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 19:53, курсовая работа
Целью курсовой работы является освещение вопросов, касающихся понятия рентабельности, рентабельности продаж, анализ рентабельности продаж на условном примере.
В рамках заданной цели поставлены следующие задачи:
определить понятие рентабельности;
определение понятие рентабельности продаж по факторам;
провести анализ рентабельности продаж на условном примере;
определить какие факторы оказали влияние на изменение уровня рентабельности;
сделать краткие выводы.
А.Д. Шеремет5 для анализа рентабельности продаж предлагает использовать следующие коэффициенты:
В экономической литературе рентабельность продаж предлагается рассчитывать, как отношение прибыли от реализации продукции или чистой прибыли к сумме полученной выручки. Этот показатель определяется как в целом по предприятию, так и по отдельным видам продукции.
где Рпр – рентабельность продаж в целом по предприятию, рассчитанная по прибыли от продаж;
Ппр – прибыль от продаж;
Впр – выручка от продаж;
Рпрч – рентабельность продаж в целом по предприятию, рассчитанная по чистой прибыли;
ЧП – чистая прибыль.
При использовании формулы
(1) рассчитывается рентабельность продаж
как отношение прибыли от продаж,
представляющей собой разницу между
выручкой от продаж и суммой затрат,
которые относятся к
Рентабельность обычной деятельности можно определить по следующей формуле:
где Роб.д. – рентабельность обычной деятельности в целом по предприятию;
Доп – доходы от операционной деятельности;
Двнер – доходы от внереализационной деятельности.
В свою очередь, чистая прибыль – это сумма прибыли от продаж, прибыли от операционной деятельности и прибыли от внереализационной деятельности за вычетом налога на прибыль. При этом прибыль от операционной деятельности представляет собой разницу между доходами и расходами по операционной деятельности, то же можно сказать и о прибыли от внереализационной деятельности.
где Роп – расходы по операционной деятельности;
Рвнер – расходы по внереализационной деятельности;
Нпр – налог на прибыль.
Безусловно, при расчете рентабельности продаж в числителе можно использовать маржинальную7 (валовую) прибыль, прибыль до налогообложения, прибыль от обычной деятельности. Однако рентабельность продаж по чистой прибыли выступает обобщающим показателем эффективности финансовой и производственной деятельности предприятия. С помощью данного показателя раскрывается удельный вес чистой прибыли в величине выручки от продаж за вычетом косвенных налогов. Иначе говоря, рентабельность продаж по чистой прибыли показывает величину конечного финансового результата (чистой прибыли), получаемого предприятием с каждого рубля реализованной продукции. При наличии у предприятия убытков показатель рентабельности является отрицательным числом и, по существу, должен называться показателем убыточности .
Рентабельность
где Рд – рентабельность производственной деятельности;
Ппр – прибыль от продаж;
ЧП – чистая прибыль;
З – затраты по реализованной или произведенной продукции8.
В качестве числителя данного
показателя может быть использована
также прибыль до налогообложения
и прибыль от обычной деятельности,
как и при расчете
Показатель рентабельности
производства может рассчитываться
в целом по предприятию, отдельным
его сегментам и видам
Анализ рентабельности производства и продаж обычно начинается с изучения ее фактического уровня за отчетный (анализируемый) период в сравнении с рентабельностью продаж и производства за предыдущие годы, с данными бизнес-плана, с аналогичными показателями предприятий, выпускающих однородную с анализируемым предприятием продукцию, со средними значениями рентабельности продаж по данным видам деятельности, отраслями хозяйства в отечественной экономике и в других странах.
Чаще всего сравнивают показатели предыдущих и отчетных периодов, отслеживая изменения финансовых результатов. Соответственно так выявляются плюсы и минусы в управлении компанией. Также широко распространено сравнение плановых показателей с фактическими. Это дает возможность оценить выполнение поставленных задач .
2 Глава. Анализ рентабельности от продаж по фактору на условном примере
2.1 Анализ рентабельности производства и продаж по различным составляющим прибыли предприятия
Рассмотрим методику и
последовательность проведения анализа
рентабельности производства и продаж
на условном примере. При этом возьмем
универсальную ситуацию, когда рентабельность
финансово-хозяйственной
Пример 1. Организация "Малютка" производит и реализует детское туалетное мыло и пену для душа. Руководство организации осталось довольно тем, как фирма поработала в 2010 году. Поэтому оно поставило задачу добиться таких же результатов и за 2011 год. Исходные данные и расчет рентабельности производства и продаж приведены в таблице 1.
Таблица 1
Исходные данные и расчет рентабельности производства и продаж по различным составляющим прибыли предприятия( перенос )
Показатели |
Предыдущий год 2010 (план) |
Отчетный год в фактически действующих ценах |
Отчетный год 2011 в ценах предыдущего года |
Отклонения от плана (+,-) | |
В абсолютной сумме |
В % к плану столб.4/2*100 | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. Выручка от продажи продукции, тыс.руб. |
44000 |
96200 |
40000 |
- 4000 |
90,91 |
2. Себестоимость
реализованной продукции, |
34980 |
71830 |
32726 |
-2254 |
93,56 |
3. Прибыль от продаж, тыс.руб. |
9020 |
24370 |
7274 |
-1746 |
80,64 |
4. Сальдо
операционных доходов и |
200 |
500 |
250 |
50 |
125 |
5.
Сальдо внереализационных |
-100 |
300 |
150 |
250 |
250 |
6.
Прибыль до налогообложения, |
9120 |
25170 |
7674 |
- 1446 |
84,14 |
7.Налог на прибыль, тыс.руб. |
2189 |
6041 |
1842 |
-347 |
84,15 |
8. Экономические
санкции за счет прибыли, тыс. |
600 |
300 |
300 |
-300 |
50 |
9. Прибыль от обычной деятельности, тыс.руб. |
6331 |
18829 |
5532 |
- 799 |
87,38 |
10. Сальдо
чрезвычайных доходов и |
-51 |
- |
- |
- |
- |
11. Чистая прибыль, тыс.руб. |
6280 |
18829 |
5532 |
-748 |
88,09 |
12. Рентабельность производства по прибыли от продаж, % (стр.3 / стр.2 ´ 100) |
25,79 |
33,93 |
22,23 |
-3,56 |
- |
13. Рентабельность производства по прибыли до налогообложения, % (стр.6 / стр.2 ´ 100) |
26,07 |
35,04 |
23,45 |
-2,62 |
- |
14. Рентабельность производства по прибыли от обычной деятельности, % (стр.9 / стр.2 ´ 100) |
18,10 |
26,21 |
16,90 |
-1,2 |
- |
15. Рентабельность
производства по чистой (стр.11 / стр.2 ´ 100) |
17,95 |
26,21 |
16,90 |
-1,05 |
- |
16. Рентабельность продаж по прибыли от продаж, % (стр.3 / стр.1 ´ 100) |
20,50 |
25,33 |
18,19 |
-2,31 |
- |
17. Рентабельность продаж по прибыли до налогообложения, % (стр.6 / стр.1 ´ 100) |
20,73 |
26,16 |
19,19 |
-1,54 |
- |
18. Рентабельность продаж по
прибыли от обычной (стр.9 / стр.1 ´ 100) |
14,39 |
19,57 |
13,83 |
-0,56 |
- |
19. Рентабельность продаж по чистой прибыли, % (стр.11 / стр.1 ´ 100) |
14,27 |
19,57 |
13,83 |
-0,44 |
- |
Краткие выводы по таблице 1:
При сравнении показателей предыдущего и отчетного года необходимо использовать показатели, рассчитанные в сопоставимых (базисных) ценах.
Полученные данные свидетельствуют
об ухудшении эффективности
Таким образом, необходимо продолжить анализ, рассмотрев факторы, которые повлияли на изменение рентабельности производства и продаж по прибыли от продаж.
2.2 Факторный анализ рентабельности производства и продаж
Уровень рентабельности производственной деятельности находится под воздействием тех же факторов, которые влияют на изменение прибыли, кроме роста объема продаж. К этим факторам относятся: изменение структуры и ассортимента реализованной продукции, ее себестоимости, которая в свою очередь складывается из цен на ресурсы и уровня затрат и средних цен реализации. Факторная модель этого показателя имеет следующий вид:
Рд = |
П (при VРПобщ ,УДi,Цi,Зедi) |
(7) | ||
З (при Удобщ,Зедi) |
Расчет влияния вышеуказанных факторов на изменение уровня рентабельности производства в целом по предприятию можно выполнить методом цепных подстановок.
При этом расчет влияния первого фактора - изменения структуры и ассортимента реализованной продукции выполняют, используя следующую формулу:
DРд(DУД) = |
Впрусл - Зусл |
´ 100 % |
- |
Впрпл - Зпл |
´ 100 % |
(8) |
Зусл |
Зпл |
Информация о работе Общее понятие рентабельности организации