Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 19:53, курсовая работа
Целью курсовой работы является освещение вопросов, касающихся понятия рентабельности, рентабельности продаж, анализ рентабельности продаж на условном примере.
В рамках заданной цели поставлены следующие задачи:
определить понятие рентабельности;
определение понятие рентабельности продаж по факторам;
провести анализ рентабельности продаж на условном примере;
определить какие факторы оказали влияние на изменение уровня рентабельности;
сделать краткие выводы.
Введение
В рыночной экономике предприятия
выступают, как самостоятельные
и равноправные субъекты экономической
деятельности и зависят, только от результатов
своей экономической
Непосредственным результатом коммерческой деятельности предприятия служит прибыль, но она приблизительно отражает эффективность предпринимательской деятельности. Более точную оценку функционирования организаций дает рентабельность. В отличие от прибыли, рентабельность характеризует эффективность финансовой деятельности любого конкретного экономического субъекта, относительно всех других (индивидуальных предпринимателей, организаций, регионов, отдельных стран и мира в целом), независимо от размеров и характера экономической деятельности. Данное качество придает рентабельности, с одной стороны, форму экономической категории, выражающей экономические отношения между экономическими субъектами по поводу результативности использования факторов капитала, а с другой – характер объекта и инструмента финансового менеджмента.
Рентабельность (нем. rentabel — доходный, полезный, прибыльный), относительный показатель экономической эффективности. Рентабельность комплексно отражает степень эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов, а также природных богатств1.
Рентабельность может быть представлено тремя группами показателей:
В данной курсовой работе будет подробно рассмотрена рентабельность продаж, как один из показателей эффективности работы предприятия. В современных рыночных условиях этот вопрос является наиболее актуальным, т.к. показывает финансовый результат деятельности организации.
Объектом исследования является анализ рентабельности производства и продаж на условном примере.
Предметом исследования является рентабельность продаж предприятия взятого из условного примера.
Целью курсовой работы является освещение вопросов, касающихся понятия рентабельности, рентабельности продаж, анализ рентабельности продаж на условном примере.
В рамках заданной цели поставлены следующие задачи:
Рентабельность – относительный показатель экономической эффективности. Рентабельность комплексно отражает степень эффективности использования материальных, трудовых и денежных и др. ресурсов. Коэффициент рентабельности рассчитывается как отношение прибыли к активам или потокам, её формирующим.
Показатели рентабельности можно условно разделить на две группы: рентабельность продаж и рентабельность активов.
Рентабельность продаж — коэффициент рентабельности, который показывает долю прибыли в каждом заработанном рубле. Обычно рассчитывается как отношение чистой прибыли (прибыли после налогообложения) за определённый период к выраженному в денежных средствах объёму продаж за тот же период.
Рентабельность продаж = Чистая прибыль / Выручка
Рентабельность продаж является индикатором ценовой политики компании и её способности контролировать издержки. Различия в конкурентных стратегиях и продуктовых линейках вызывают значительное разнообразие значений рентабельности продаж в различных компаниях. Часто используется для оценки операционной эффективности компаний.
В отличие от показателей
рентабельности продаж, рентабельность
активов считается как
Рентабельность активов (англ. return on assets, ROA) — относительный показатель эффективности деятельности, частное от деления чистой прибыли, полученной за период, на общую величину активов организации за период. Один из финансовых
коэффициентов, входит в группу коэффициентов рентабельности. Показывает способность активов компании порождать прибыль2.
Каждое предприятие
Наличие индивидуальных издержек,
порождает обособление другой части
стоимости продукции – прибыль,
а следовательно, и относительного
ее измерения – рентабельности.
Однако абсолютная величина прибыли не
дает представления об уровне и изменении
эффективности производства или торговли.
Сумма прибыли может увеличиваться, а
эффективность производства может оставаться
на прежнем уровне или даже снизиться.
Это происходит в том случае, если прирост
прибыли получен за счет экстенсивных
(количественных) факторов производства
– увеличения численности работников,
роста парка оборудования и т.д. Если же
при росте численности работников их производительность
осталась прежней или снизилась, то эффективность
производства соответственно не изменяется
или даже снижается.
Основными отличительными
признаками рентабельности в системе
торговых и производственных отношений
являются следующие:
- отношение прибыли к
издержкам производства, характеризующие
уровень прибыльности текущих
затрат (на приобретение сырья,
материалов, топлива, на амортизацию
средств труда, расходы по
- отношение прибыли к
среднегодовой стоимости
Задачами проведения анализа рентабельности являются несколько положений:
По значению уровня рентабельности
можно оценить долгосрочное благополучие
предприятия, т.е. способность предприятия
получать достаточную прибыль на
инвестиции. Для долгосрочных кредиторов
инвесторов, вкладывающих деньги в
собственный капитал
Устанавливая связь между суммой прибыли и величиной вложенного капитала, показатель рентабельности можно использовать в процессе прогнозирования прибыли.
Уровень рентабельности отраслей промышленности находится в прямой зависимости от рентабельности объединений, предприятий.
Чем выше рентабельность объединений,
предприятий, тем выше уровень рентабельности
промышленности и всего народного хозяйства
в целом.
Фактическая общая рентабельность определяется
отношением балансовой прибыли к фактической
среднегодовой стоимости производственных
основных фондов и нормируемых оборотных
средств, не прокредитованных банком.
Фактические остатки нормируемых
оборотных средств
Уровень рентабельности зависит не только
от суммы прибыли, но и от фондоемкости
производства. На предприятиях, объединения
тяжелой промышленности с высокой фондоемкостью3 производства уровень рентабельности
по отношению к производственным фондам
ниже, чем в объединениях, на предприятиях
легкой и особенно пищевой промышленности.
С увеличением суммы прибыли
и уменьшением стоимости
Расчетная рентабельность представляет собой отношение балансовой прибыли за вычетом платы за производственные фонды, фиксированных платежей, процентов за банковский кредит, прибыли целевого назначения (прибыль от реализации товаров широкого потребления, новых товаров бытовой химии и т. п.), а также прибыли, полученной по причинам, не зависящим от деятельности объединения, предприятия, к среднегодовой стоимости основных производственных фондов (за вычетом основных фондов, по которым предоставлены льготы по плате) и нормируемых оборотных средств.
При анализе работы объединений, предприятий, особенно при планировании и оценке рентабельности изделия, важное значение имеет рентабельность отдельных видов продукции определяемая как отношение суммы прибыли к полной себестоимости, реализованной продукции. Показатель рентабельности по изделиям отражает эффективность затрат живого и овеществленного труда на производство продукции.
В машиностроении и других
обрабатывающих отраслях промышленности
рентабельность определяют как отношение
прибыли к себестоимости за вычетом
стоимости использованного
Использование показателя нормативной
расчетной рентабельности в обрабатывающих
отраслях промышленности обусловлено
высоким удельным весом в себестоимости
продукции этих отраслей материальных
затрат, значительными их колебаниями
в себестоимости отдельных
При определении норматива
расчетной рентабельности к себестоимости
продукции за вычетом стоимости
использованных материальных затрат исключаются
из себестоимости продукции в
калькуляционном разрезе только
прямые статьи затрат. Так, в машиностроении
из себестоимости продукции
Основные пути роста рентабельности производства
— развитие наиболее прогрессивных отраслей,
рациональное размещение объединений,
предприятий, повышение удельного веса
специализированного производства, применение
современные методов организации производства
и труда в соответствии с требованиями
научно-технического прогресса, ускорение
внедрения и освоения новой, более прогрессивной
техники, повышение производительности
труда, снижение себестоимости продукции,
улучшение ее качества, усиление режима
экономии в расходовании материальных,
трудовых и финансовых ресурсов и повышение
материальной заинтересованности работников
в результатах4.
1.2 Показатели рентабельности, их характеристика и определение
Рентабельность производства
(окупаемость затрат) и рентабельность
продаж являются одними из универсальных
и самых распространенных показателей,
которые позволяют сделать
С помощью первого показателя можно оценить эффективность производственной деятельности компании. Когда этот показатель высокий – деятельность уже эффективна. Если же при этом компания получает низкую прибыль, значит, у нее слишком большие непроизводственные расходы. Тем предприятиям, которые выпускают несколько наименований продукции, необходимо рассчитывать рентабельность производства каждого из товаров. Это позволит определить наиболее выгодную продукцию. Увеличив ее выпуск, компания увеличит и прибыль. Коэффициент рентабельности продаж отражает долю прибыли компании в каждом заработанном рубле. Естественно, он нужен для выводов об эффективности предпринимательской деятельности предприятия.
Информация о работе Общее понятие рентабельности организации