Общее понятие рентабельности организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 19:53, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является освещение вопросов, касающихся понятия рентабельности, рентабельности продаж, анализ рентабельности продаж на условном примере.
В рамках заданной цели поставлены следующие задачи:
определить понятие рентабельности;
определение понятие рентабельности продаж по факторам;
провести анализ рентабельности продаж на условном примере;
определить какие факторы оказали влияние на изменение уровня рентабельности;
сделать краткие выводы.

Файлы: 1 файл

Курсовая по рентабельности.docx

— 64.39 Кб (Скачать файл)

 

 

где DРд(DУД) - изменение уровня рентабельности производства за счет изменения структуры и ассортимента реализованной продукции;

Впрусл – выручка от продаж условная, рассчитанная при фактическом объеме продаж и плановых ценах;

Зусл – себестоимость реализованной продукции условная, рассчитанная при фактическом объеме продаж, плановых ценах на ресурсы, необходимых для производства продукции и плановом уровне затрат;

Впрпл – выручка от продаж плановая;

Зпл – себестоимость плановая.

Влияние второго фактора  – изменения цен на ресурсы, формирующие себестоимость, рассчитывается по формуле:

DРд(DЦрес) =

Впрусл - Зусл/

´ 100 %

-

Впрусл - Зусл

´ 100 %

(9)

Зусл /

Зусл



 


 

 

где DРд(DЦрес) - изменение уровня рентабельности производства за счет изменения цен на ресурсы;

Зусл/ - себестоимость реализованной продукции условная, рассчитанная при фактическом уровне продаж, фактических ценах на ресурсы и плановом уровне затрат.

Чтобы определить влияние изменения  уровня затрат на производство продукции  используют следующую формулу:

DРд(Dур.З) =

Впрусл - Зф

´ 100 %

-

Впрусл - Зусл/

´ 100 %

 

(10)

Зф

Зусл /




 


 

 

 

где DРд(Dур.З - изменение уровня рентабельности производства за счет изменения уровня затрат;

Зф – фактическая себестоимость, рассчитанная при фактическом уровне продаж, фактических ценах на ресурсы и фактическом уровне затрат.

Для того чтобы определить влияние изменения себестоимости  в целом на изменение уровня рентабельности производства, необходимо сравнить уровень  рентабельности производства, рассчитанный при фактическом уровне продаж, фактической  себестоимости и плановых ценах  реализации с уровнем рентабельности, рассчитанном при фактическом уровне продаж, плановой себестоимости и  плановых ценах реализации.

Влияние изменения цен  реализации определяют по следующей  формуле:

DРд(DЦ) =

Впрф - Зф

´ 100 %

-

Впрусл - Зф

´ 100 %

 

(11)

Зф

Зф



 


 

 

где DРд(DЦ - изменение рентабельности производства за счет изменения цен реализации;

Впрф – выручка от продаж, рассчитанная при фактическом объеме продаж и фактических ценах реализации.

Аналогичным образом проводится факторный анализ рентабельности продаж. Только вместо показателя себестоимости в знаменателе используется  показатель выручки от продаж. Детерминированная факторная модель рентабельности продаж, исчисленной в целом по предприятию, имеет следующий вид9:

Рпр =

П = f (VРПобщ ,УДii,Зедi)

Впр = f (VРПобщ ,УДii

     

(11)


 

 

Используя данные нашего примера, проведем факторный анализ рентабельности производства и продаж, рассчитанных по прибыли от продаж.

Пример 2. В отчетном году уровень рентабельности производства организации «Малютка», рассчитанной как отношение прибыли от продаж к полной себестоимости, увеличился по сравнению с предыдущим (плановым) годом на 8,14% (33,93 - 25,79 = 8,14 стр.12 таб.1). Уровень рентабельности продаж, рассчитанной также по прибыли от продаж увеличился на 4,83% (25,33 – 20,50 = 4,83 стр.16 таб.1).

На изменение уровня рентабельности производства и рентабельности продаж оказали влияние следующие факторы: изменение структуры реализованной  продукции, изменение ее себестоимости, которая складывается из цен на ресурсы  и уровня затрат и средних цен  реализации. Исходные и расчетные  данные для проведения факторного анализа  отразим в таблицах 2 и 3.

Таблица 2

Исходная информация для  определения влияния факторов на изменение уровня рентабельности производства и продаж

№ п/п

Наименование показателя

Себестоимость реализованной продукции, тыс.руб.

Объем продаж продукции, тыс.руб.

Расчет рентабельности по прибыли от продаж, %

Факторы, влияющие на рентабельность производства и продаж

Структура и ассортимент реализованной продукции

Себестоимость реализованной продукции

Цены на реализованную продукцию

Цены на ресурсы, формирующие себестоимость

Уровень затрат

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Рентабельность производства

1

Предыдущий год

34980

44000

9020 / 34980 ´ 100 = 25,79

Предыду щий год

Предыду щий год

Предыдущий  год

Предыдущий  год

2

Фактический объем продаж, цены на ресурсы и уровень затрат предыдущего  года

32726

40000

7274 / 32726 ´ 100 = 22,23

Фактически

Предыдущий год

Предыдущий год

Предыдущий год

3

Факт. объем продаж, цены на ресурсы  фактические, уровень затрат предыдущего  года

72344

40000

-32344 / 72344 ´ 100 = -44,71

Фактически

Фактически

Предыдущий год

Предыдущий год

1

2

3

4

5

6

7

8

9

4

Фактическая себестоимость, цены на продукцию  предыдущего года

71830

40000

-31830 / 71830 ´ 100 = -44,31

Фактически

Фактически

Фактически

Предыдущий год

5

Фактически за отчетный год

71830

96200

24370 / 71830 ´ 100 = 33,93

Фактически

Фактически

Фактически

Фактически

Рентабельность продаж

6

Предыдущий год

34980

44000

9020 / 44000 ´ 100 = 20,50

Предыду щий год

Предыду щий год

Предыдущий  год

Предыдущий  год

7

Фактический объем продаж, цены на ресурсы и уровень затрат предыдущего  года

32726

40000

7274 / 40000 ´ 100 = 18,19

Фактически

Предыдущий год

Предыдущий год

Предыдущий год

8

Фактический объем продаж, цены на ресурсы фактические, уровень затрат предыдущего года

72344

40000

-32344 / 40000 ´ 100 = -80,86

Фактически

Фактически

Предыдущий год

Предыдущий год

9

Фактическая себестоимость, цены на продукцию  предыдущего года

71830

40000

-31830 / 40000 ´ 100 = -79,58

Фактически

Фактически

Фактически

Предыдущий год

10

Фактически за отчетный год

71830

96200

24370 / 96200 ´ 100 = 25,33

Фактически

Фактически

Фактически

Фактически


 

 

Таблица 3

Расчет влияния факторов на изменение уровня рентабельности производства и продаж

№ п/п

Наименование  фактора

Номер строк в таблице 2

Расчет  влияния фактора

Величина  показателя, %

1

2

3

4

5

Рентабельность производства

1

Структура и ассортимент реализованной  продукции

Стр.2 – Стр.1

22,23 – 25,79

  – 3,56

2

Цены на ресурсы, формирующие себестоимость  реализованной продукции 

Стр.3 – Стр.2

  – 44,71 – 22,23

  – 66,94

3

Уровень затрат

Стр.4 – Стр. 3

  – 44,31 + 44,71

+ 0,4

4

Цены реализации продукции

Стр.5 – Стр.4

33,93 + 44,31

+ 78,24

5

Суммарное влияние факторов

Стр.5 – Стр.1

33,93 – 25,79

+ 8,14

Рентабельность продаж

6

Структура и ассортимент реализованной  продукции

Стр.7 – Стр.6

18,19 – 20,50

–2,31

7

Цены на ресурсы, формирующие себестоимость  реализованной продукции 

Стр.8 – Стр.7

– 80,86 – 18,19

  – 99,05

8

Уровень затрат

Стр.9 – Стр.8

  – 79,58 + 80,86

+ 1,28

9

Цены реализации продукции

Стр.10 – Стр.9

25,33 + 79,58

+104,91

10

Суммарное влияние факторов

Стр.10 – Стр.6

25,33 – 20,50

+ 4,83

         

 

На основе исходных данных и расчетов, представленных в таблицах 2 и 3, проанализируем влияния факторов на изменение уровня рентабельности производства и продаж. Информация, требующаяся для анализа, представлена в таблице 2. С помощью метода цепных подстановок в этой таблице рассчитано влияние каждого из анализируемых  факторов. Исследование продолжается  в таблице 3, с использованием данных таблицы 2. Здесь осуществлен расчет изменения уровня рентабельности производства и рентабельности продаж за счет каждого  из анализируемых факторов. Изучим более подробно данные, отраженные в таблицах 2 и 3:

По строке 1 в графах 3 и 4 таблицы 2 раскрыта информация о себестоимости  реализованной продукции и объеме ее продаж за предыдущий год в базисной оценке. Прибыль от продаж рассчитываемая как разница между объемом  продаж и себестоимостью реализованной продукции представляет собой числитель формулы расчета рентабельности производства в предыдущем (плановом) периоде. Наименования факторов, изменение которых оказывает влияние на изменение уровня рентабельности производства в отчетном периоде, отражены по графам 6,7,8 и 9. По строке 1 значения перечисленных факторов  (структуры и ассортимента выпуска продукции, цен на ресурсы, формирующие себестоимость, уровня затрат, цен на реализованную продукцию) дано на уровне предыдущего года. Следовательно, влияние данных факторов на изменение рентабельности на первом шаге расчета отсутствует. Фактическая себестоимость и стоимость реализованной продукции в ценах предыдущего года отражена по строке 2 таблицы 2 в графах 3 – 9. Использование этих показателей требуется для определения величины условной прибыли от продаж, отраженной в числителе расчета условной рентабельности производства в графе 5. С помощью этого расчета выясняется влияние изменения структуры и ассортимента выпуска продукции в отчетном периоде в сравнении с предыдущим годом на изменение уровня рентабельности производства. Условия расчета таковы: ассортимент и количество реализованной продукции фактические, цены же на потребленные ресурсы, нормы их расхода и цены реализации выражены в ценах предыдущего года. Результаты расчета (стр.2, гр.5, табл.2) позволяют сделать вывод о снижении рентабельности производства по сравнению с предыдущим годом, что в свою очередь говорит о неблагоприятном влиянии изменений произошедших в структуре реализованной продукции в отчетном году по сравнению с предыдущим.

Показатели, аккумулированные в строке 3 таблицы 2, раскрывают данные о себестоимости и стоимости  реализованной продукции на уровне фактического объема продаж. Расчет рентабельности производства осуществлен при условии, что объем продаж и ассортимент  реализованной продукции фактические, цены на ресурсы также фактические, цены реализации продукции и уровень  затрат – базисные. Расчет условной рентабельности производства (стр.3, гр.5, табл.2) показывает отрицательное влияние  изменения цен на ресурсы, потребленные при производстве реализованной  продукции. До действия этого фактора  значение показателя рентабельности производства составляло 22,23%, а после его действия весьма существенно ухудшилось. Показатель стал отрицательным числом со значением, равным – 44,71%. Следовательно, действие только этого фактора при отсутствии влияния остальных факторов, привело бы к убыточности производства.

Исходные показатели и  расчет рентабельности производства по строке 4 приведены, основываясь на том, что ассортимент и объем  продаж даны фактические, также в  фактической оценке находятся цены на ресурсы, формирующие себестоимость  реализованной продукции и нормы  расхода, а стоимость реализации определена в ценах базисного  периода. Анализ условных показателей  рентабельности производства (стр.3 и 4 табл.2) показывает, что изменение  уровня затрат при производстве реализованной  продукции оказало небольшое, но благоприятное воздействие на рентабельность производства +0,4%.

Рассмотрим расчет рентабельности производства, произведенный на основе допущения, что все показатели даны в фактической оценке (стр.5 табл.5). результаты сравнения данных расчета  рентабельности по стр.5 с данными  стр.4 говорят о том, что рост цен  реализации оказывает очень благоприятное  действие на рост рентабельности производства – за счет изменения этого фактора  уровень рентабельности производства повысился на 78,24%.Аналогично проводится факторный анализ рентабельности продаж. Исходные данные и расчет влияния  изменения факторов на этот показатель приведены также в таблице 2 (строки 6-10). Завершающий этап анализа влияния  факторов на изменение уровня рентабельности производства и продаж проведен в  таблице 3.

Таким образом, анализируя данные таблиц 2 и 3 можно сделать следующие выводы:

За счет изменения структуры  и ассортимента реализованной продукции  уровень рентабельности производства снизился на 3,56% (стр.1, гр.5, табл.3). Уровень  рентабельности продаж также снизился – на 2,31% (стр.6, гр.5, табл.3).

За счет изменения цен  на ресурсы, формирующие себестоимость  реализованной продукции уровень  рентабельности производства существенно  снизился – на 66,94% (стр.2, гр.5, табл.3). Аналогично снизился и уровень рентабельности продаж – на 99,05% (стр.7, гр.5, табл.3).

Изменение уровня затрат повлияло на уровень и рентабельности производства и рентабельности продаж не очень  существенно. Уровень рентабельности производства повысился на 0,4% (стр.3, гр.5, табл.3), а уровень рентабельности продаж – на 1,28% (стр.8, гр.5, табл.3).

В целом изменение себестоимости  реализованной продукции оказало  очень существенное отрицательное  влияние как на уровень рентабельности производства, так и на уровень  рентабельности продаж.

За счет повышения цен  реализации продукции произошло  существенное повышение уровня рентабельности. Уровень рентабельности производства повысился на 78,24% (стр.4, гр.5, табл.3), а рентабельности продаж – на 104,91% (стр.9, гр.5, табл.3).

Информация о работе Общее понятие рентабельности организации