Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 19:53, курсовая работа
Целью курсовой работы является освещение вопросов, касающихся понятия рентабельности, рентабельности продаж, анализ рентабельности продаж на условном примере.
В рамках заданной цели поставлены следующие задачи:
определить понятие рентабельности;
определение понятие рентабельности продаж по факторам;
провести анализ рентабельности продаж на условном примере;
определить какие факторы оказали влияние на изменение уровня рентабельности;
сделать краткие выводы.
где DРд(DУД) - изменение уровня рентабельности производства за счет изменения структуры и ассортимента реализованной продукции;
Впрусл – выручка от продаж условная, рассчитанная при фактическом объеме продаж и плановых ценах;
Зусл – себестоимость реализованной продукции условная, рассчитанная при фактическом объеме продаж, плановых ценах на ресурсы, необходимых для производства продукции и плановом уровне затрат;
Впрпл – выручка от продаж плановая;
Зпл – себестоимость плановая.
Влияние второго фактора – изменения цен на ресурсы, формирующие себестоимость, рассчитывается по формуле:
DРд(DЦрес) = |
Впрусл - Зусл/ |
´ 100 % |
- |
Впрусл - Зусл |
´ 100 % |
(9) |
Зусл / |
Зусл |
где DРд(DЦрес) - изменение уровня рентабельности производства за счет изменения цен на ресурсы;
Зусл/ - себестоимость реализованной продукции условная, рассчитанная при фактическом уровне продаж, фактических ценах на ресурсы и плановом уровне затрат.
Чтобы определить влияние изменения уровня затрат на производство продукции используют следующую формулу:
DРд(Dур.З) = |
Впрусл - Зф |
´ 100 % |
- |
Впрусл - Зусл/ |
´ 100 % |
(10) | |
Зф |
Зусл / |
где DРд(Dур.З - изменение уровня рентабельности производства за счет изменения уровня затрат;
Зф – фактическая себестоимость, рассчитанная при фактическом уровне продаж, фактических ценах на ресурсы и фактическом уровне затрат.
Для того чтобы определить
влияние изменения
Влияние изменения цен реализации определяют по следующей формуле:
DРд(DЦ) = |
Впрф - Зф |
´ 100 % |
- |
Впрусл - Зф |
´ 100 % |
(11) | |
Зф |
Зф |
где DРд(DЦ - изменение рентабельности производства за счет изменения цен реализации;
Впрф – выручка от продаж, рассчитанная при фактическом объеме продаж и фактических ценах реализации.
Аналогичным образом проводится факторный анализ рентабельности продаж. Только вместо показателя себестоимости в знаменателе используется показатель выручки от продаж. Детерминированная факторная модель рентабельности продаж, исчисленной в целом по предприятию, имеет следующий вид9:
Рпр = |
П = f (VРПобщ ,УДi,Цi,Зедi) Впр = f (VРПобщ ,УДi,Цi) |
(11) |
Используя данные нашего примера, проведем факторный анализ рентабельности производства и продаж, рассчитанных по прибыли от продаж.
Пример 2. В отчетном году уровень рентабельности производства организации «Малютка», рассчитанной как отношение прибыли от продаж к полной себестоимости, увеличился по сравнению с предыдущим (плановым) годом на 8,14% (33,93 - 25,79 = 8,14 стр.12 таб.1). Уровень рентабельности продаж, рассчитанной также по прибыли от продаж увеличился на 4,83% (25,33 – 20,50 = 4,83 стр.16 таб.1).
На изменение уровня рентабельности
производства и рентабельности продаж
оказали влияние следующие
Таблица 2
Исходная информация для определения влияния факторов на изменение уровня рентабельности производства и продаж
№ п/п |
Наименование показателя |
Себестоимость реализованной продукции, тыс.руб. |
Объем продаж продукции, тыс.руб. |
Расчет рентабельности по прибыли от продаж, % |
Факторы, влияющие на рентабельность производства и продаж | ||||||
Структура и ассортимент реализованной продукции |
Себестоимость реализованной продукции |
Цены на реализованную продукцию | |||||||||
Цены на ресурсы, формирующие себестоимость |
Уровень затрат | ||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 | |||
Рентабельность производства | |||||||||||
1 |
Предыдущий год |
34980 |
44000 |
9020 / 34980 ´ 100 = 25,79 |
Предыду щий год |
Предыду щий год |
Предыдущий год |
Предыдущий год | |||
2 |
Фактический объем продаж, цены на ресурсы и уровень затрат предыдущего года |
32726 |
40000 |
7274 / 32726 ´ 100 = 22,23 |
Фактически |
Предыдущий год |
Предыдущий год |
Предыдущий год | |||
3 |
Факт. объем продаж, цены на ресурсы фактические, уровень затрат предыдущего года |
72344 |
40000 |
-32344 / 72344 ´ 100 = -44,71 |
Фактически |
Фактически |
Предыдущий год |
Предыдущий год | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 | |||
4 |
Фактическая себестоимость, цены на продукцию предыдущего года |
71830 |
40000 |
-31830 / 71830 ´ 100 = -44,31 |
Фактически |
Фактически |
Фактически |
Предыдущий год | |||
5 |
Фактически за отчетный год |
71830 |
96200 |
24370 / 71830 ´ 100 = 33,93 |
Фактически |
Фактически |
Фактически |
Фактически | |||
Рентабельность продаж | |||||||||||
6 |
Предыдущий год |
34980 |
44000 |
9020 / 44000 ´ 100 = 20,50 |
Предыду щий год |
Предыду щий год |
Предыдущий год |
Предыдущий год | |||
7 |
Фактический объем продаж, цены на ресурсы и уровень затрат предыдущего года |
32726 |
40000 |
7274 / 40000 ´ 100 = 18,19 |
Фактически |
Предыдущий год |
Предыдущий год |
Предыдущий год | |||
8 |
Фактический объем продаж, цены на ресурсы фактические, уровень затрат предыдущего года |
72344 |
40000 |
-32344 / 40000 ´ 100 = -80,86 |
Фактически |
Фактически |
Предыдущий год |
Предыдущий год | |||
9 |
Фактическая себестоимость, цены на продукцию предыдущего года |
71830 |
40000 |
-31830 / 40000 ´ 100 = -79,58 |
Фактически |
Фактически |
Фактически |
Предыдущий год | |||
10 |
Фактически за отчетный год |
71830 |
96200 |
24370 / 96200 ´ 100 = 25,33 |
Фактически |
Фактически |
Фактически |
Фактически |
Таблица 3
Расчет влияния факторов на изменение уровня рентабельности производства и продаж
№ п/п |
Наименование фактора |
Номер строк в таблице 2 |
Расчет влияния фактора |
Величина показателя, % |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Рентабельность производства | ||||
1 |
Структура и ассортимент реализованной продукции |
Стр.2 – Стр.1 |
22,23 – 25,79 |
– 3,56 |
2 |
Цены на ресурсы, формирующие себестоимость реализованной продукции |
Стр.3 – Стр.2 |
– 44,71 – 22,23 |
– 66,94 |
3 |
Уровень затрат |
Стр.4 – Стр. 3 |
– 44,31 + 44,71 |
+ 0,4 |
4 |
Цены реализации продукции |
Стр.5 – Стр.4 |
33,93 + 44,31 |
+ 78,24 |
5 |
Суммарное влияние факторов |
Стр.5 – Стр.1 |
33,93 – 25,79 |
+ 8,14 |
Рентабельность продаж | ||||
6 |
Структура и ассортимент реализованной продукции |
Стр.7 – Стр.6 |
18,19 – 20,50 |
–2,31 |
7 |
Цены на ресурсы, формирующие себестоимость реализованной продукции |
Стр.8 – Стр.7 |
– 80,86 – 18,19 |
– 99,05 |
8 |
Уровень затрат |
Стр.9 – Стр.8 |
– 79,58 + 80,86 |
+ 1,28 |
9 |
Цены реализации продукции |
Стр.10 – Стр.9 |
25,33 + 79,58 |
+104,91 |
10 |
Суммарное влияние факторов |
Стр.10 – Стр.6 |
25,33 – 20,50 |
+ 4,83 |
На основе исходных данных и расчетов, представленных в таблицах 2 и 3, проанализируем влияния факторов на изменение уровня рентабельности производства и продаж. Информация, требующаяся для анализа, представлена в таблице 2. С помощью метода цепных подстановок в этой таблице рассчитано влияние каждого из анализируемых факторов. Исследование продолжается в таблице 3, с использованием данных таблицы 2. Здесь осуществлен расчет изменения уровня рентабельности производства и рентабельности продаж за счет каждого из анализируемых факторов. Изучим более подробно данные, отраженные в таблицах 2 и 3:
По строке 1 в графах 3 и
4 таблицы 2 раскрыта информация о себестоимости
реализованной продукции и
Показатели, аккумулированные
в строке 3 таблицы 2, раскрывают данные
о себестоимости и стоимости
реализованной продукции на уровне
фактического объема продаж. Расчет рентабельности
производства осуществлен при условии,
что объем продаж и ассортимент
реализованной продукции
Исходные показатели и
расчет рентабельности производства по
строке 4 приведены, основываясь на
том, что ассортимент и объем
продаж даны фактические, также в
фактической оценке находятся цены
на ресурсы, формирующие себестоимость
реализованной продукции и
Рассмотрим расчет рентабельности производства, произведенный на основе допущения, что все показатели даны в фактической оценке (стр.5 табл.5). результаты сравнения данных расчета рентабельности по стр.5 с данными стр.4 говорят о том, что рост цен реализации оказывает очень благоприятное действие на рост рентабельности производства – за счет изменения этого фактора уровень рентабельности производства повысился на 78,24%.Аналогично проводится факторный анализ рентабельности продаж. Исходные данные и расчет влияния изменения факторов на этот показатель приведены также в таблице 2 (строки 6-10). Завершающий этап анализа влияния факторов на изменение уровня рентабельности производства и продаж проведен в таблице 3.
Таким
образом, анализируя данные таблиц 2 и
3 можно сделать следующие
За счет изменения структуры и ассортимента реализованной продукции уровень рентабельности производства снизился на 3,56% (стр.1, гр.5, табл.3). Уровень рентабельности продаж также снизился – на 2,31% (стр.6, гр.5, табл.3).
За счет изменения цен
на ресурсы, формирующие себестоимость
реализованной продукции
Изменение уровня затрат повлияло на уровень и рентабельности производства и рентабельности продаж не очень существенно. Уровень рентабельности производства повысился на 0,4% (стр.3, гр.5, табл.3), а уровень рентабельности продаж – на 1,28% (стр.8, гр.5, табл.3).
В целом изменение себестоимости
реализованной продукции
За счет повышения цен реализации продукции произошло существенное повышение уровня рентабельности. Уровень рентабельности производства повысился на 78,24% (стр.4, гр.5, табл.3), а рентабельности продаж – на 104,91% (стр.9, гр.5, табл.3).
Информация о работе Общее понятие рентабельности организации