Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 09:44, курсовая работа
Предприятие - это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный в порядке, установленном законодательством, для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Предприятие, как правило, является юридическим лицом. Оно самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией и чистой прибылью.
I. Теоретические вопросы:
1.Предприятие: понятие, сущность и важнейшие условия его функционирования (экономические, специальные, юридические)__________3
2.Малый бизнес, как составная часть рыночной экономики и льготы его предприятиям._____________________________________________________4
3.Организация производства: производственный процесс и принципы его организации.______________________________________________________7
II.Оценка эффективности хозяйственной деятельности сельскохозяйственного предприятия и меры по ее повышению
(на материалах ООО «Константиновское»). Введение.________________________________________________________10
РАЗДЕЛ 1. Сущность, критерии и показатели эффективности хозяйственной деятельности предприятия.
1.1. Сущность и критерии экономической эффективности хозяйственной деятельности предприятия._________________________________________13
1.2. Показатели экономической эффективности деятельности предприятия и методика их определения.__________________________________________14
РАЗДЕЛ 2. Организационно-экономическая характеристика предприятия.
2.1. Место расположения, цели и задачи анализируемого предприятия, его производственная структура. _______________________________________19
2.2. Экономическая характеристика предприятия: специализация (размер и структура выручки от реализации продукции); численность и состав работников по категориям; землепользование и его структура по видам угодий; размеры основных фондов и их структура; валовая продукция и ее структура; производительность труда.________________________________20
2.3. Организация аналитической работы на предприятии________________25
РАЗДЕЛ 3. Экономическая эффективность деятельности предприятия.
3.1. Экономическая эффективность производства и реализации сельскохозяйственной продукции.___________________________________25
3.2. Экономическая эффективность производства прочих видов продукции, работ и услуг.____________________________________________________28
3.3. Финансовые результаты предприятия. ___________________________28
РАЗДЕЛ 4. Перспективы и основные меры по повышению экономической эффективности деятельности предприятия.
4.1. Основные экономические показатели предприятия на ближайшую перспективу._____________________________________________________33
4.2. Расчет поступления средств и результатов от реализации от реализации продукции._______________________________________________________35
4.3. Финансовые результаты от деятельности предприятия, валовой доход. 36
5 Выводы. _______________________________________________________36
6. Библиографический список. ____________________
Сопоставление ликвидных средств и обязательств позволяет нам сделать вывод, что данный баланс не ликвиден: А4П4. Однако следует отметить, что проводимый по изложенной схеме анализ ликвидности баланса является приближенным, более детальным является анализ платежеспособности при помощи финансовых коэффициентов.
1. Коэффициент текущей ликвидности показывает, достаточно ли у предприятия средств, которые могут быть использованы им для погашения своих краткосрочных обязательств в течение года. Это основной показатель платежеспособности предприятия. Коэффициент текущей ликвидности определяется по формуле:
К = (А1 + А2 + А3) / (П1 + П2)= 19942/26692=0,74
В мировой практике значение этого коэффициента должно находиться в диапазоне 1-2. Естественно, существуют обстоятельства, при которых значение этого показателя может быть и больше, однако, если коэффициент текущей ликвидности более 2-3, это, как правило, говорит о нерациональном использовании средств предприятия. Значение коэффициента текущей ликвидности ниже единицы говорит о неплатежеспособности предприятия.
2. Коэффициент быстрой ликвидности, или коэффициент «критической оценки», показывает, насколько ликвидные средства предприятия покрывают его краткосрочную задолженность. Коэффициент быстрой ликвидности определяется по формуле:
К = (А1 + А2) / (П1 + П2)=7257/26692=0,27
В ликвидные активы предприятия включаются все оборотные активы предприятия, за исключением товарно-материальных запасов. Данный показатель определяет, какая доля кредиторской задолженности может быть погашена за счет наиболее ликвидных активов, т. е. показывает, какая часть краткосрочных обязательств предприятия может быть немедленно погашена за счет средств на различных счетах, в краткосрочных ценных бумагах, а также поступлений по расчетам. Рекомендуемое значение данного показателя от 0,7-0,8 до 1,5.
3. Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, какую часть кредиторской задолженности предприятие может погасить немедленно. Коэффициент абсолютной ликвидности рассчитывается по формуле:
К = А1 / (П1 + П2)=113/26692=0,0042
Значение данного показателя не должно опускаться ниже 0,2.
4. Для комплексной оценки ликвидности баланса в целом рекомендуется использовать общий показатель ликвидности баланса предприятия, который показывает отношение суммы всех ликвидных средств предприятия к сумме всех платежных обязательств (краткосрочных, долгосрочных, среднесрочных) при условии, что различные группы ликвидных средств и платежных обязательств входят в указанные суммы с определенными весовыми коэффициентами, учитывающими их значимость с точки зрения сроков поступления средств и погашения обязательств. Общий показатель ликвидности баланса определяется по формуле:
К = (А1 + 0,5*А2 + 0,3*А3) / (П1 + 0,5*П2 + 0,3*П3)= (113+3572+3805,5)/(8066+9313+
Значение данного коэффициента должно быть больше или равно 1.Наряду с ликвидностью важным показателем, характеризующим финансовое состояние предприятия, является платежеспособность. Под платежеспособностью предприятия понимается его способность своевременно погашать платежи по своим краткосрочным обязательствам при бесперебойном осуществлении производственной деятельности. Различают текущую и перспективную платежеспособность. Для определения уровня текущей платежеспособности сопоставляют сумму платежных средств и сумму краткосрочных обязательств. К платежным средствам в данном случае относятся, денежные средства, краткосрочные финансовые вложения, дебиторская задолженность (за исключением сомнительной). Рекомендуемое значение коэффициента текущей платежеспособности. Другим показателем текущей платежеспособности может быть коэффициент текущей платежной готовности. Этот коэффициент характеризует возможность своевременного погашения кредиторской задолженности предприятия.
Для оценки уровня эффективности работы предприятия получаемый результат (валовой доход, прибыль) сопоставляется с затратами или используемыми ресурсами. Соотношение прибыли с затратами означает рентабельность или, точнее, норму рентабельности. На практике используются два варианта измерения нормы рентабельности. Это отношение прибыли к текущим затратам — издержкам предприятия (себестоимости) или к авансированным вложениям (основным производственным фондам и оборотным средствам). Оба измерителя связаны между собой показателем скорости оборота авансированных вложений:
где Р – прибыль;
— норма прибыли (первый и второй варианты);
Фа, Фз — фонды авансирования и фонды себестоимости.
Поскольку число оборотов
то
Норму рентабельности предприятия можно рассчитать по следующей формуле:
где Ц — цена единицы продукции;
С — себестоимость продукции;
П — объем продукции;
Фо — стоимость основных производственных фондов;
Фоб — объем оборотных средств.
В практике работы предприятий применяется ряд показателей рентабельности. Мы можем рассчитать общую рентабельность в целом по предприятию. Для этого сопоставим чистую прибыль и себестоимость продукции и сравним начало и конец анализируемого нами периода.
Об Р (2004 г.)= 4873\16703=0,3
Об Р (2005 г.)= 10569\28406=0,4
Мы видим, что и на начало и на конец рассматриваемого периода рентабельность менее единицы, хотя к концу периода незначительно увеличилась. Кроме того, рентабельность продукции можно рассчитать для нашего предприятия по отдельным ее видам. Она будет определяется как отношение прибыли от реализации продукции к затратам на ее производство и реализацию. Она зависит от цены, по которой продукция реализуется потребителю, и себестоимости по данному ее виду.
Р прод раст= 1275 (ф9 стр960)\18541 (ф9 стр290)=0,07
Р прод живот= 19128 (ф 13 стр750)\21098 (ф13 стр260)=0,9
Мы видим, что рентабельность растениеводства на предприятии равна 0,7, а рентабельность животноводства практически единице, т.е. близка к безубыточности. Если мы вспомним о том, что и фондоемкость в животноводстве меньше и фондоотдача больше, а также фондовооруженность труда выше, то можно сказать, что данному предприятию гораздо выгоднее заниматься животноводством.
Рентабельность производственных фондов (рентабельность производства) рассчитывается как отношение балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и материальных оборотных средств.
Р прф (2004г.)= 1314 \ 94124 = 0,00001
Р прф (2005г.)= 7473 \ 81186 = 0,09
Р прф раст= 1275 \ 94124 = 0,01
Р прф живот= 19128 \ 81186 = 0,2
Рассматривая показатели рентабельности производственных фондов нет необходимости делать развернутые выводы, поскольку нет возможности говорить о данной рентабельности как о таковой. Если рентабельность производственных фондов в животноводстве равная 0,2 незначительно приближается к единице позволяя, надеется на возможную безубыточность в последующих периодах, то остальные показатели данного вида рентабельности говорят, лишь об огромных убытках, которые несет данное предприятие.
РАЗДЕЛ 4. Перспективы и основные меры по повышению экономической эффективности деятельности предприятия.
4.1. Основные экономические показатели предприятия на ближайшую перспективу
Эффективность функционирования предприятия определяется многими обстоятельствами. Среди них: правильность установления "что, сколько, какого качества и к какому времени производить продукцию или оказывать услуги" с учетом спроса и предложения; выбор оптимальной технологии и организации производства; своевременное и рациональное ресурсное обеспечение; величина основного и оборотного капиталов; формы и методы реализации продукции и пр.
В условиях рыночной системы хозяйствования использование этих факторов чрезвычайно велико. Поэтому каждое предприятие должно стремиться к их оптимальному сочетанию. Это предполагает планирование производственной и хозяйственной деятельности. Однако, планирование будет действенным только в том случае, если оно будет отвечать следующим требованиям:
Во-первых, планирование должно отвечать на вопросы: что, когда и как может произойти, т.е. предприятию необходимо наличие грамотного маркетолога или аналитика, которые на ООО «Константиновское» не имеются вовсе. В силу различий в характере проявления факторов производства и задач, вытекающих из отдельных направлений деятельности предприятия, планирование подразделяется на долгосрочное и краткосрочное. Так, вопросы, связанные с приобретением оборудования и характером его использования, кадровой политикой, определением ассортимента продукции и рынка сбыта требуют их рассмотрения на долговременный период. В то же время вопросы, касающиеся текущего обеспечения предприятия сырьем и материалами, платы за энергию, воду, необходимо рассматривать на краткосрочный период.
Во-вторых, планирование процесс непрерывный, в ходе которого устанавливаются и уточняются по времени цели и задачи развития предприятия в связи с изменениями, происходящими вокруг него, и определяются ресурсы для их выполнения.
В-третьих, планирование следует осуществлять по принципу, согласно которому функционирование предприятия должно быть рентабельно и обеспечивать денежные поступления и прибыль в объеме, удовлетворяющем заинтересованные в результатах работы предприятия группы лиц (собственников, учредителей, коллектива, государство и т.п.). На данный момент, исходя из рассчитанных нами коэффициентов, мы видим, что данное предприятие совершенно не рентабельно и необходимо срочно принимать меры по повышению последней.
Планирование играет огромную роль и имеет большое значение в деле развития экономики предприятия в условиях рынка как средства, позволяющего найти наиболее эффективные пути увязки и развития возможностей предприятия со спросом и предложением на товары или услуги, производимые им.
Как мы говорили ранее экономическая эффективность — это соотношение результатов хозяйственной деятельности и затрат живого и овеществленного труда и ресурсов. Экономическая эффективность зависит от экономического эффекта, а также от затрат и ресурсов, которые вызвали данный эффект. Таким образом, экономическая эффективность — величина относительная, получаемая в результате сопоставления эффекта с затратами и ресурсами.
С переходом к рыночным отношениям система показателей как в части их расчета и учета, так и роли в обосновании решений претерпела и претерпевает определенные изменения. Так, если в условиях плановой системы хозяйствования в оценке деятельности предприятия важную роль играли такие показатели, как выполнение плана, объем товарной продукции, объем валовой продукции, то в условиях рынка на первое место выдвигаются показатели: объем продаж, прибыль, рентабельность.
Следовательно, мы имеем дело с разнообразными и разнородными показателями, причем в одном и том же случае одни из них могут улучшаться, а другие ухудшаться. Например, увеличение прибыли при продажах в кредит (в случае задержки с выплатами) ведет одновременно и к уменьшению наличности, что имеет место и на рассматриваемом нами предприятии.
Для определения эффективности хозяйственной деятельности предприятия нами были рассчитаны показатели:
Фондоотдача
Фондоемкость
Фондовооруженность труда
Рентабельность общая
Рентабельность растениеводства
Рентабельность животноводства
Причем, по всем рассчитанным показателям получается, что для данного предприятия было бы более выгодно сосредоточиться на животноводстве.
В условиях рынка важное значение имеют показатели качества продукции или оказываемых услуг, так как качество продукции сильно влияет как на повышение конкурентоспособности товаров, так и на повышение продажной цены. Последнее увеличивает объем продаж, а, следовательно, и рост прибыли. К сожалению, у нас нет возможности рассчитать данные показатели в силу отсутствия необходимых данных
4.2. Финансовые результаты от деятельности предприятия, валовый доход.
Прибыль — конечный финансовый результат производственно-хозяйственной деятельности предприятия, показатель ее эффективности, источник средств для осуществления инвестиций, формирования специальных фондов, а также платежей в бюджет. Получение прибыли — цель деятельности любой коммерческой организации.
На ООО «Константиновское» выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг в т.ч. продажи сельскохозяйственной продукции составила в 2004 году 15389тыс. руб., а в 2005 году - 20933тыс. руб., но себестоимость в теже периоды была еще выше: 16703тыс. руб. и 28406тыс. руб. соответственно.
Происхождение прибыли от реализации связано с получением валового дохода предприятием от реализации своей продукции (работ, услуг) по ценам, складывающимся на основе спроса и предложения.
Валовой доход предприятия — выручка от реализации продукции (работ, услуг) за вычетом материальных затрат — представляет собой форму чистой продукции предприятия, включает в себя оплату труда и прибыль. Связь между ними показана на рис. 1.
Материальные затраты
| Валовой доход | |
Оплата труда
| Прибыль
| |
Издержки производства (себестоимость) | Чистый доход | |
Объем реализации
|