Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 11:46, дипломная работа
Целью данной работы является проведение анализа и разработка рекомендаций по созданию эффективной системы мотивации персонала организации.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
1) определить роль мотивации и стимулирование трудовой деятельности персонала в повышении эффективности управления;
2) раскрыть сущность понятия мотивации и стимулирования работников организации;
3) провести анализ системы мотивации персонала на примере ООО ОООАЭГБ «Евразия»;
4) разработать мероприятия по улучшению системы мотивации ОООАЭГБ «Евразия».
Введение ………………………………………………………………………………...2
1. Теоретические особенности системы мотивации персонала современного предприятия ………………………………………………………………………….....9
1.1. Понятие, сущность и содержание мотивационного процесса ……………...7
1.2. Сравнительный анализ традиционных и современных теорий мотивации…………………………………………………………………………...14
1.3. Зарубежный опыт создания материальных и моральных мотивов к труду………………………………………………………………………………...
2. Анализ и оценка системы мотивации на примере АЭГБ ООО «Евразия»……..44
2.1. Организационно-экономическая характеристика АЭГБ ООО «Евразия»…………………………………………………………………………...
2.1.1. Историческая справка АЭГБ ООО «Евразия» ……………………………..
2.1.2. Анализ организационной структуры управления АЭГБ ООО «Евразия» ……………………………………………………………………………
2.1.3. Анализ основных технико-экономических показателей деятельности АЭГБ ООО «Евразия» ……………………………………………………………..
2.2. Оценка эффективности управления трудовыми ресурсами на АЭГБ ООО «Евразия» ……………………………………………………………………………
2.3. Анализ системы мотивации на предприятии АЭГБ ООО «Евразия» ……...
2.3.1. Диагностика мотивационной структуры личности и оценка степени удовлетворенности выполняемой работой работников АЭГБ ООО «Евразия»……………………………………………………………………………68
2.3.2. Анализ основных приемов мотивации труда работников АЭГБ ООО «Евразия» ……………………………………………………………………………
3. Выводы и предложения………………………………………………………….…81
3.1. Выводы …………………………………………………………………………
3.2. Предложения …………………………………………………………………...
Заключение…………………………………………………………………………..98
Список литературы…………………………………………………………………..102
Приложение…………………………………………………………………………..107
Четвертая стадия – осуществление действия. На этой стадии человек затрачивает усилия для того, чтобы осуществить действия, которые в конечном счете должны предоставить ему возможность получения чего-то, чтобы устранить потребность. Так как процесс работы оказывает обратное влияние на мотивацию, то на этой стадии может происходить корректировка целей.
Пятая стадия – получение вознаграждения за осуществление действия. Проделав определенную работу, человек либо непосредственно получает то, что он может использовать для устранения потребности, либо то, что он может обменять на желаемый для него объект. На данной стадии выясняется то, насколько выполнение действий дало желаемый результат. В зависимости от этого происходит либо ослабление, либо сохранение, либо же усиление мотивации к действию.
Шестая стадия
– устранение потребности. В зависимости
от степени снятия напряжения, вызываемого
потребностью, а также от того, называет
устранение потребности ослабление
или усиление мотивации деятельности,
человек либо прекращает деятельность
до возникновения новой
Для того чтобы всесторонне раскрыть понятие мотивации, необходимо рассмотреть три аспекта этого явления:
– что в деятельности человека находиться в зависимости от мотивационного воздействия;
– каково соотношение внутренних и внешних сил;
– как мотивация соотносится с результатами деятельности человека [1, с.133].
Знание логики
процесса мотивации не дает существенных
преимуществ в управлении этим процессом.
Можно указать на несколько факторов,
которые усложняют и делают неясным
процесс практического
Еще одним фактором делающим мотивационный процесс каждого конкретного человека уникальным и не на сто процентов предсказуемым, является различие инновационных структур отдельных людей, разная степень влияния одинаковых мотивов на различных людей, различная степень зависимости действия одних мотивов от других. У одних людей стремление к достижению результата может быть очень сильным, у других же оно может быть относительно слабым. В этом случае данный мотив будет по-разному действовать на поведение людей. Возможна и другая ситуация: два человека имеют одинаково сильный мотив на достижение результата. Но у одного этот мотив доминирует над всеми другими, и он будет добиваться результата любыми способами. У другого же этот мотив соизмерим по силе действия с мотивом на соучастие в совместных действиях. В этом случае данный человек будет вести себя по-другому [11, стр. 17 - 18].
Считается, что если сотрудник чем-то неудовлетворен в своей работе и у него есть возможность улучшить свое положение (материальное, социальное), то это хороший стимул для его развития. Таким образом, лучше, если у сотрудника будет какая-то неудовлетворенная потребность. Задача руководителя в данном случае — грамотно управлять этой неудовлетворенностью, чтобы она не переросла в явное недовольство.
Если говорить о людях,
которые только начинают трудовой путь,
то рассуждать о положительном недовольстве
можно только в отношении зарплаты
и желания ее повысить. Если же говорить
о среднем менеджменте, то когда,
например, человек отработал 2-3 года,
ему уже хочется изменить и
что-то другое. Здесь положительное
недовольство вызвано не столько
материальными факторами, сколько
статусными. Поэтому таких людей
можно привлекать к принятию решений,
участию в различных
Однако, создавая определенный уровень мотивации сотрудника, нужно помнить о том, что на первом месте у него в голове все-таки стоит зарплата. Все остальное — дополнительная мотивация.
Помимо денег у работника существуют, конечно, и другие факторы. Человек как существо социальное пытается быть востребованным обществом. Когда у него ничего нет, он старается быть кому-то нужным. Потом, когда становится главным, он пытается сгруппировать людей вокруг себя. Естественно, в этом случае возникают разные «подковерные» махинации, интриги и т.д. Любой человек помимо хорошей зарплаты хочет, чтобы его работа была более или менее интересной. Должен быть сформирован интерес к жизни [9, стр. 20].
На специалистов-талантов действуют примерно такие же методы мотивации, как и на рядовых сотрудников, только в усиленной дозе. Например, для таланта очень важно постоянное движение вперед, саморазвитие, обучение. Таким образом, можно попытаться удержать своего специалиста, посулив ему всевозможные программы обучения, курсы и тренинги. Но и здесь не стоит переусердствовать. Если навыки, полученные на курсах, талант не сможет применять в работе, у него появится еще больше мотивации покинуть организацию. Хотя подстраховаться на этот счет можно – заключить ученический договор, в котором будет обозначено, что, пройдя те или иные курсы, ваш талант будет обязан проработать на предприятии, например, год. А поскольку предела совершенству нет, следует ориентироваться на собственный бюджет и потенциал фирмы. Что касается самого щепетильного вопроса любой работы, то здесь также можно придумать методы, позволяющие придержать специалистов-талантов на предприятии. Творчество творчеством, но ведь и им не чуждо все материальное. Если специалист получает в качестве заработной платы процент с продаж или проектов, нужно постараться сделать эту систему сложнее. Например, при достижении определенного плана, можно получать дополнительный бонус с прибыли организации. Сама шкала процентов также не должна быть одинаковой, нужно установить для специалистов-талантов свой процент и свой план продажи. Талантливые специалисты большие единоличники, и, подчеркнув эту черту, можно повысить их лояльность к организации. Кстати, участие в прибыли организации считается одним из самых хороших приемов в организациях развитых стран. По понятным причинам, участие абсолютно всех сотрудников в прибыли затруднительно, но хотя бы самых талантливых непременно нужно отметить таким подарком [2, стр.23].
Таким образом, можно сделать вывод, что характер мотивационного процесса зависит от того, какие потребности инициируют его. Однако сами потребности находятся между собой в сложном динамическом взаимодействии, зачастую противореча друг другу либо же, наоборот, усиливая действия отдельных потребностей - при этом составляющие этого взаимодействия могут меняться во времени, изменяя направленность и характер действия мотивов поэтому даже при самом глубоком знании мотивационной структуры человека, мотивов его действия могут возникать непредвиденные изменения в поведении человека и непредвиденная реакция с его стороны на мотивирующие воздействия.
1.2. Сравнительный анализ традиционных и современных теорий мотивации
Содержательные теории мотивации в первую очередь стараются определить потребности, побуждающие людей к действию, особенно при определении объема и содержания работы. При закладке основ современных концепций мотивации наибольшее значение имели работы трех человек: Абрахама Маслоу, Фредерика Герцберга и Дэвида Мак Клелланда.
В основе содержательных концепций
мотивации находятся
При осознании потребностей у человека возникает желание их удовлетворить, а, следовательно, интерес к тому, что позволит это сделать. Однако интерес становится мотивом для активных действий только в том случае, если человек уверен в том, что достичь желаемого ему по силам.
Первым представителем содержательного подхода к концепции мотивации, основанного на стремлении людей к удовлетворению своих потребностей, стал уже известный нам Ф. Тейлор, выступивший с ее классическим вариантом, а его основу он положил научно обоснованную систему норм расходования времени на каждый вид работ или выполнение тех или иных операций – так называемых квот, ориентированных на самых сильных, а главное, сноровистых работников.
При достижении более высокой производительности, чем та, которая требовалась в соответствии с квотой, работники оплачивались по повышенному тарифу и получали премии, что давало им возможность более полно удовлетворять свои потребности. В то же время невыполнение задания влекло за собой оплату по пониженным расценкам, заставлявшую большинство людей работать на пределе своих возможностей.
Другим вариантом
В соответствии с этой концепцией люди постоянно испытывают различные потребности, которые можно объединить в группы, находящиеся в иерархическом отношении друг к другу. Маслоу выделил пять таких групп и расположил их в виде структуры, графически изображаемой как пирамида. Она показана на рис. 1. Модель Маслоу имеет форму пирамиды, поскольку, чем более высокое место занимают потребности в иерархии, тем для меньшего числа людей они становятся реальными мотиваторами поведения [4, с. 169].
Неудовлетворенные потребности, по мнению Маслоу, побуждают людей к активным действиям, а удовлетворенные перестают мотивировать, и их место занимают другие неудовлетворенные потребности. При этом потребности, находящиеся ближе к основанию пирамиды, требуют первостепенного удовлетворения, и лишь после того, как оно будет в основном достигнуто, начинают действовать потребности следующего уровня, удовлетворить которые можно гораздо более разнообразными способами.
К первому уровню потребностей Маслоу отнес физиологические, удовлетворение которых обеспечивает человеку элементарное выживание – в пище, жилье, отдыхе и пр. Для этого необходим минимальный уровень заработной платы и сносные условия труда.
Ко второму уровню были
причислены потребности в безопасности
и уверенности в будущем, удовлетворяемые
с помощью заработной платы, превышающей
минимальный уровень, которая уже
позволяет приобретать
Без удовлетворения потребностей первого и второго уровня, которые можно считать первичными, невозможна нормальная жизнедеятельность практически ни одного человека.
На третьем уровне Маслоу поместил социальные потребности в поддержке со стороны окружающих, признании заслуг человека, принадлежности к той или иной общности. Для их удовлетворения необходимо его участие в групповой работе, коллективном творчестве, внимание со стороны руководителя, уважение товарищей.
Рис. 1. «Пирамида» А. Маслоу
Четвертый уровень образуют
потребности в самоутверждении,
признании со стороны окружающих.
Они удовлетворяются путем
Наконец, на пятую ступень иерархии Маслоу поставил потребности в самовыражении, реализации своих потенциальных возможностей, причем относительно независимо от внешнего признания. Для удовлетворения таких потребностей человек должен иметь максимальную свободу творчества, выбора средств и методов для решения стоящих перед ним задач.
В концепции Маслоу имеется ряд слабых мест. Он не учитывал влияния, которое оказывают на потребности ситуационные факторы; настаивал на жесткой последовательности при переходе от одного уровня потребностей к другому только в направлении снизу – вверх; считал, что удовлетворение потребностей верхней группы приводит к ослабеванию их воздействия на мотивацию.
Теория Маслоу внесла исключительно важный вклад в понимание того, что лежит в основе стремления людей к работе. Руководители различных рангов стали понимать, что мотивация людей определяется широким спектром их потребностей. Для того чтобы мотивировать конкретного человека, руководитель должен дать ему возможность удовлетворить его важнейшие потребности посредством такого образа действий, который способствует достижению целей всей организации [12, с. 392].
В ряде случаев положения теории Маслоу оспариваются другими сторонниками содержательного подхода, среди которых, например, Д. Мак–Клелланд, выдвинувший теорию. В ней по–своему представлены высшие уровни приобретенных потребностей, потребностей Маслоу, причем уже без иерархичности. Автор выделяет три их вида: в успехе, во власти и в причастности.
Потребность в успехе проявляется, как стремление человека достигать поставленных целей более эффективно, чем прежде. Эти цели многие люди предпочитают ставить самостоятельно, причем таким образом, чтобы они были реально достижимыми, и в случае если будет гарантировано получение конечного результата и общий успех, с удовольствием берут на себя персональную ответственность и готовы отвечать на брошенный вызов.
Потребность в причастности реализуется через поиск и установление хороших отношений с окружающими, получение от них поддержки. Для удовлетворения этой потребности, обладателям её необходимы постоянные широкие контакты, обеспеченность информацией и пр.
Потребность во власти состоит в стремлении оказывать влияние на поведение людей, брать на себя ответственность за их действия. Однако в данном случае речь идет не только об административной власти, но и власти авторитета, власти таланта и т.п. Как мы уже видели, одни люди ищут власть ради самой власти, ради того, чтобы командовать окружающими, самоутверждаясь, таким образом, в собственных глазах; другим нужна власть для решения назревших проблем организации, которые они понимают лучше других и готовы взять на себя все связанные с этим тяготы. Именно последнюю форму потребности Мак–Клелланд считает главной для менеджера.
Информация о работе Оценка эффективности управления трудовыми ресурсами