Оценка эффективности управления трудовыми ресурсами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 11:46, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является проведение анализа и разработка рекомендаций по созданию эффективной системы мотивации персонала организации.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
1) определить роль мотивации и стимулирование трудовой деятельности персонала в повышении эффективности управления;
2) раскрыть сущность понятия мотивации и стимулирования работников организации;
3) провести анализ системы мотивации персонала на примере ООО ОООАЭГБ «Евразия»;
4) разработать мероприятия по улучшению системы мотивации ОООАЭГБ «Евразия».

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………………...2
1. Теоретические особенности системы мотивации персонала современного предприятия ………………………………………………………………………….....9
1.1. Понятие, сущность и содержание мотивационного процесса ……………...7
1.2. Сравнительный анализ традиционных и современных теорий мотивации…………………………………………………………………………...14
1.3. Зарубежный опыт создания материальных и моральных мотивов к труду………………………………………………………………………………...
2. Анализ и оценка системы мотивации на примере АЭГБ ООО «Евразия»……..44
2.1. Организационно-экономическая характеристика АЭГБ ООО «Евразия»…………………………………………………………………………...
2.1.1. Историческая справка АЭГБ ООО «Евразия» ……………………………..
2.1.2. Анализ организационной структуры управления АЭГБ ООО «Евразия» ……………………………………………………………………………
2.1.3. Анализ основных технико-экономических показателей деятельности АЭГБ ООО «Евразия» ……………………………………………………………..
2.2. Оценка эффективности управления трудовыми ресурсами на АЭГБ ООО «Евразия» ……………………………………………………………………………
2.3. Анализ системы мотивации на предприятии АЭГБ ООО «Евразия» ……...
2.3.1. Диагностика мотивационной структуры личности и оценка степени удовлетворенности выполняемой работой работников АЭГБ ООО «Евразия»……………………………………………………………………………68
2.3.2. Анализ основных приемов мотивации труда работников АЭГБ ООО «Евразия» ……………………………………………………………………………
3. Выводы и предложения………………………………………………………….…81
3.1. Выводы …………………………………………………………………………
3.2. Предложения …………………………………………………………………...
Заключение…………………………………………………………………………..98
Список литературы…………………………………………………………………..102
Приложение…………………………………………………………………………..107

Файлы: 1 файл

Диплом 1.docx

— 127.59 Кб (Скачать файл)

Сравнительно новой концепцией в рамках содержательного подхода  к мотивации считается концепция  ERG Альдерфера. Он также выделяет три группы потребностей. Во–первых, это потребности существования, примерно соответствующие двум нижним группам потребностей пирамиды Маслоу. Во–вторых, потребности связи, нацеленные на поддержание контактов, признание, самоутверждение, обретение поддержки, групповой безопасности, охватывающие третью, а также частично вторую и четвертую ее ступени. В–третьих, потребности роста, выражающиеся в стремлении человека к признанию и самоутверждению, в основном эквивалентные двум верхним ступеням пирамиды Маслоу.

Как и Маслоу, Альдерфер рассматривает потребности в рамках иерархии, однако в отличие от него считает возможным переход от одного их уровня к другому в различных направлениях. Например, при невозможности удовлетворить потребности высшего уровня человек вновь возвращается к низшему и активизирует свою деятельность здесь, что создает дополнительные возможности для мотивации [12, с. 393].

Еще одной концепцией в  рамках содержательного подхода  является двухфакторная модель Ф. Герцберга, разработанная им во второй половине 1950–х гг. Автор показал, что мотивацией на практике служат не только удовлетворенность, но и неудовлетворенность тех или иных потребностей. Причем нарастание одной и убывание другой являются самостоятельными процессами, а поэтому факторы, влияющие на один из них, совершенно не обязательно должны воздействовать на другой.

Исходя из своей модели, Герцберг предложил две своего рода «шкалы», на одной из которых изменение состояния потребности показывалось от удовлетворенности до полного отсутствия удовлетворенности, а на другой – от неудовлетворенности до полного отсутствия неудовлетворенности. Сами потребности Герцберг разбил на две группы: мотивационные (в признании, успехе, творческом росте, продвижении по службе и пр.) и «гигиенические», связанные с условиями труда (заработок, вознаграждение, состояние внутренней среды и т.п.) [4, с. 138].

Герцберг показал, что присутствие мотивационных факторов оказывает значительное стимулирующее воздействие на результативность труда, но при удовлетворении соответствующих потребностей это воздействие исчезает. В то же время отсутствие удовлетворения этих потребностей демотивирующим моментом не становится. С «гигиеническими» потребностями дело обстоит наоборот – их отсутствие или недостаточное развитие вызывает у людей значительную неудовлетворенность работой и резко снижает стимулы к активной деятельности, однако их присутствие еще означает появление удовлетворенности, поскольку этим лишь создаются предпосылки для нее. Таким образом, Герцберг сделал на первый взгляд парадоксальный вывод, что заработная плата не относится к мотивирующим факторам.

Поскольку «гигиенические»  факторы не мотивируют работников, а только предотвращают появление  у них чувства неудовлетворенности  своей деятельностью и ее условиями, для стимулирования трудовых усилий необходимо включение еще и мотивационных  факторов. Руководитель сначала должен снять имеющую место у работников неудовлетворенность в чем–то, а  потом уже добиваться удовлетворенности [4, с. 141].

В процессуальных теориях  мотивации анализируется то, как  человек распределяет усилия для  достижения различных целей и  как выбирает конкретный вид поведения. Процессуальные теории не оспаривают существование потребностей, но считают, что поведение людей определяется не только ими. Согласно этим теориям  поведение личности является также  функцией его восприятия и ожиданий, связанных с данной ситуацией, и  возможных последствий выбранного им типа поведения.

Имеется три основные процессуальные теории мотивации: теория ожиданий, теория справедливости и модель Портера–Лоулера.

Теория ожиданий. Приверженцы  теории ожиданий утверждают, что уровень  мотивации сотрудников зависит  от представлений индивидов относительно своих способностей к выполнению тех или иных задач и получению  желаемого вознаграждения. Большой  вклад в развитие теории внесли Виктор Врум и другие ученые.

В самом обобщенном виде теорию ожидания можно сформулировать как учение, описывающее зависимость  мотивации от двух моментов: как  много человек хотел бы получить и насколько возможно для него получить то, что он хотел бы получить, в частности, как много усилий он готов затрачивать для этого.

При анализе мотивации  к труду теория ожидания подчеркивает важность трех взаимосвязей: затраты  труда – результаты; результаты – вознаграждение и валентность (удовлетворенность вознаграждением). Ожидания в отношении затрат труда  – результатов (З–Р) – это соотношение  между затраченными усилиями и полученными  результатами. Так, например, коммивояжер может ожидать, что если он обзвонит на 10 человек больше в неделю, чем обычно, объем продаж возрастет на 15%. Если люди чувствуют, что прямой связи между затрачиваемыми усилиями и достигаемыми результатами нет, то, согласно, теории ожидания, мотивация будет ослабевать.

Ожидание в отношении  результатов – вознаграждений (Р–В) есть ожидания определенного вознаграждения или поощрения в ответ на достигнутый  уровень результатов. При повышении  объема продаж на 15% коммивояжер может  ожидать 10% премии или права вступить в привилегированный клуб. Если человек  не будет ощущать четкой связи  между достигнутым результатом  и желаемым поощрением или вознаграждением, мотивация трудовой деятельности будет  ослабевать. Так, например, если коммивояжер  будет уверен, что 10 дополнительных звонков в день действительно  приведут к увеличению объема продаж на 15%, то он может и не звонить, если считает, что вероятность адекватного  вознаграждения за достигнутые результаты достаточно мала. Аналогично, если человек  уверен, что достигнутые результаты будут вознаграждены, но при разумной затрате усилий ему этих результатов  не достичь, то мотивация в этом случае будет слабой [12, с. 416].

Третий фактор, определяющий мотивацию в теории ожиданий –  это валентность или ценность поощрения или вознаграждения. Валентность  – это предполагаемая степень  относительного удовлетворения или  неудовлетворения, возникающая вследствие получения определенного вознаграждения. Поскольку у различных людей  потребности и пожелания в  отношении вознаграждения различаются, то конкретное вознаграждение, предполагаемое в ответ на достигнутые результаты, может и не иметь для них  никакой ценности [12, с. 417].

Если значение любого из этих трех критически важных для определения  мотивации факторов мало, то будет  слабой мотивация и низки результаты труда. Соотношение этих факторов можно  выразить следующей формулой [12, с. 418]:

               Мотивация = З–Р * Р–В * валентность                                (1)

где     З – затраты  труда;

          Р – результаты;

          В – вознаграждение

Другое объяснение того, как люди распределяют и направляют свои усилия на достижение поставленных целей, дает теория справедливости. Теория справедливости постулирует, что люди субъективно определяют отношение  полученного вознаграждения к затраченным  усилиям и затем соотносят  его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную  работу. Если сравнение показывает дисбаланс и несправедливость, т.е. человек считает, что его коллега  получил за такую же работу большее  вознаграждение, то у него возникает  психологическое напряжение. В результате необходимо мотивировать этого сотрудника, снять напряжение и для восстановления справедливости исправить дисбаланс [12, с. 420].

Люди могут восстановить баланс или чувство справедливости, либо, изменив уровень затрачиваемых  усилий, либо пытаясь изменить уровень  получаемого вознаграждения. Таким  образом, те сотрудники, которые считают, что им недоплачивают по сравнению  с другими, могут либо начать работать менее интенсивно, либо стремиться повысить вознаграждение. Те же сотрудники, которые считают, что им переплачивают, будут стремиться поддерживать интенсивность  труда на прежнем уровне или даже увеличивать ее. Исследования показывают, что обычно, когда люди считают, что  им недоплачивают, они начинают работать менее интенсивно. Если же они считают, что им переплачивают, они менее  склонны изменять свое поведение  и деятельность. Основной вывод теории справедливости для практики управления состоит в том, что, до тех пор, пока люди не начнут считать, что они  получают справедливое вознаграждение, они будут стремиться уменьшать  интенсивность труда. Отметим, однако, что восприятие и оценка справедливости носят относительный, а не абсолютный характер. Люди сравнивают себя с другими сотрудниками этой же организации или с сотрудниками других организаций, выполняющих аналогичную работу. Поскольку производительность труда у сотрудников, оценивающих свое вознаграждение как несправедливое (из–за того, что другой человек, выполняющий аналогичную работу, получает больше), будет падать, им необходимо объяснить, почему существует такая разница. Надо пояснить, например, что более высокооплачиваемый коллега получает больше потому, что он обладает большим опытом, позволяющим ему производить больше. Если разница в вознаграждениях обусловлена разной эффективностью труда, то необходимо разъяснить сотрудникам, получающим меньше, что, когда их результативность достигнет уровня их коллег, они будут получать такое же повышенное вознаграждение [12, с. 422].

Модель Портера–Лоулера. Лайман Портер и Эдвард Лоулер разработали комплексную процессуальную теорию мотивации, включающую элементы теории ожиданий и теории справедливости. В их модели фигурирует пять элементов: затраченные усилия, восприятие, полученные результаты, вознаграждение, степень удовлетворения. Согласно их модели, достигнутые результаты зависят от приложенных сотрудником усилий, его способностей и характерных особенностей, а также осознания им своей роли. Уровень приложенных усилий будет определяться ценностью вознаграждения и степенью уверенности в том, что данный уровень усилий действительно повлечет за собой вполне определенный уровень вознаграждения. Более того, в теории Портера–Лоулера устанавливается соотношение между вознаграждением и результатами, то есть человек удовлетворяет свои потребности посредством вознаграждения за достигнутые результаты.

Согласно модели, результаты, достигнутые сотрудником, зависят  от трех переменных: затраченных усилий, способностей и характерных особенностей человека, а также от осознания  им своей роли в процессе труда. Уровень  затрачиваемых усилий в свою очередь  зависит от ценности вознаграждения и того, насколько человек верит  в существование прочной связи между затратами усилий и возможным вознаграждением. Достижение требуемого уровня результативности может повлечь внутреннее вознаграждения, такие, как чувство удовлетворения от выполненной работы, чувство компетентности и самоуважения, а также внешние вознаграждения, такие, как похвала руководителя, премия, продвижение по службе [12, с. 424].

Один из наиболее важных выводов Портера и Лоулера состоит в том, что результативный труд ведет к удовлетворению. Они полагают, что чувство выполненной работы ведет к удовлетворению и, по–видимому, способствует повышению результатов.

Модель Портера–Лоулера внесла основной вклад в понимание мотивации. Она показала, в частности, что мотивация не является простым элементом в цепи причинно–следственных связей. Эта модель показывает также, насколько важно объединить такие понятия как усилия, способности, результаты, вознаграждения, удовлетворение и восприятие в рамках взаимоувязанной системы [12, с. 425].

Одним из современных подходов в теории и практике процесса управления является системный подход. Так как  мотивация это функция управления, то важно рассмотреть системный  подход к мотивации персонала. Системный  подход к мотивации персонала  основан на всестороннем учете психологических  принципов мотивационного процесса индивидуальной и групповой деятельности, а также методах мотивации  привлечения, удержания и эффективного труда. Системный подход к мотивации  включает управление мотивацией работников на всех уровнях - личностном, групповом  и организационном; с использованием всех видов мотивации: в зависимости  от временных рамок - долгосрочной, среднесрочной, краткосрочной и  сиюминутной; в зависимости от стимулов - материальной и нематериальной, денежной и неденежной. [25]

На личностном уровне осуществляется долгосрочная, среднесрочная, краткосрочная  и сиюминутная мотивация каждого  работника. Здесь действуют все три типа мотивации: привлечения, удержания и эффективного труда. Основными принципами мотивации на личностном уровне являются своевременность, дифференцированный подход и связь с интересами работника. Особенность мотивации на личностном уровне определяется: потребностями работников продать свои способности и умения для обеспечения материальных условий и жизнедеятельности; потребностями работодателя в привлечении, удержании и использовании работников для достижения оргцелей; потребностями работника реализовать другие ожидания в рамках оргдеятельности, и возможностями работодателя удовлетворять не только материальные потребности работников. И работник, и работодатель заинтересованы в том, чтобы вложить меньше, а получить больше. Именно материальные стимулы являются определяющими в мотивации привлечения и удержания персонала. [25]

Помимо нахождения баланса  материальных интересов работника  и работодателя, системный подход на личностном уровне включает: обеспечение  результативности деятельности работника, своевременную оценку руководства  и адекватное вознаграждение успехов  и неудач работника, соответствие вознаграждения за труд ожиданиям работника.

Важными факторами эффективной  мотивации на организационном уровне являются имидж организации и  репутация топменеджеров, а также ее адекватность стратегическим целям и изменяющейся оргсреде. Принципами организационной мотивации являются ответственность, управляемость, сбалансированность интересов всех категорий работников. Объединение сотрудников и групп в единое целое является обязательным условием для успешного управления и достижения стратегических целей и предполагает создание целостной системы. На организационном уровне актуальны проблемы долгосрочной и среднесрочной мотивации привлечения, удержания и эффективной работы персонала. [25]

Важной особенностью мотивации  на организационном уровне является необходимость регулярной коррекции  действующей совокупности материальных и нематериальных стимулов в соответствии с проводимыми оргизменениями, независимо от их характера и направленности. [25]

Элементами системного подхода  к мотивации персонала являются: управление по целям, изменение поведения  и ожиданий работников, развитие содержания работы. (Рис. 2).

Управление по целям

Изменение поведения  работников

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА

Перестройка и  обогащение содержания работы

Информация о работе Оценка эффективности управления трудовыми ресурсами