Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 13:28, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является системное и комплексное ис-следование теоретических и практических вопросов организации снабженче-ско-сбытовых функций предприятия и поиск путей их совершенствования на примере ОАО «Барановичихлебопродукт».
Цель курсовой работы конкретизирована следующими задачами:
- изучение и анализ литературных источников по проблеме экономиче-ской эффективности снабжения сырьем и материалами, сбытом продукции;
- изучение и анализ эффективности функционирования отделов снабже-ния и сбыта на ОАО «Барановичихлебопродукт»;
- основываясь на полученных результатах, разработка рекомендаций по повышению эффективности обеспечения сырьем и сбыт продукции организации.
Введение 3
1. Анализ теории и практики организации материально-технического снабжения и сбыта продукции на предприятии 5
2.Организационно-экономическая характеристика
ОАО «Барановичхлебопродукт» 9
3.Экономическая эффективность снабжения сырьем и материалами,
сбыт готовой продукции на ОАО «Барановичхлебпродукт» 15
3.1 Ассортимент выпускаемой продукции 15
3.2 Организация снабжения сырьем и материалами 21
3.3 Сбыт готовой продукции на ОАО «Барановичихлебопродукт» 24
Выводы и предложения 30
Список используемых источников 33
- торговая сеть представлена: ЧТУП «Зернопродукты», СООО «Гаспадар» в г.Минске;
- вспомогательные службы: ремонтно-механический
участок, ремонтно-
ОАО «Барановичхлебопродукт» является коммерческой организацией – юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, печать, штампы, бланки со своим наименованием, товарный знак (знак обслуживания), расчетный и иные счета в учреждениях банков.
Управление ОАО «Барановичихлебопродукт» осуществляют:
Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью осуществляет ревизионная комиссия.
Компетенция органов управления и контроля ОАО «Барановичихлебопродукт», порядок принятия ими решений определены Уставом.
Управление предприятием осуществляется в соответствии с действующим законодательством и Уставом предприятия на основе сочетания прав и интересов трудового коллектива и собственника имущества.
Среднесписочная численность работников ОАО «Баранович-хлебопродукт» на 2011 год составила 404-е человека (таблица 2.1).
Таблица 2.1. Среднесписочная численность работников
Категория работников |
Годы |
Темп роста, % | |||
2009 |
2010 |
2011 |
2010/2009 |
2011/2010 | |
Среднесписочная численность работников, чел. |
411 |
408 |
404 |
99,3 |
99,0 |
Производственный персонал, чел. |
404 |
401 |
397 |
99,0 |
99,0 |
В т.ч. рабочие |
290 |
288 |
286 |
99,3 |
99,3 |
ИТР и служащие |
114 |
113 |
111 |
99,1 |
98,2 |
Непроизводственный персонал |
7 |
7 |
7 |
100,0 |
100,0 |
Проанализировав данные таблицы 2.1. можно сделать следующие выводы: на предприятии наблюдается тенденция к снижению среднесписочной численности работников за счет снижения количества производственного персонала (рабочих и ИТР) в среднем на 1% в год. Это происходит из-за выхода на пенсию работников пенсионного возраста.
В целом комбинат осуществляет политику, направленную на рациональное сочетание возрастных групп работников, на то, чтобы среди них преобладали молодые люди.
Все работники предприятия работают в соответствии с коллективным договором и контрактами, с учетом уровня образования руководящих работников, специалистов и профессиональной подготовкой рабочих.
Предприятие заинтересовано в высококвалифицированных специалистах, поэтому ведется активная политика по подготовке кадров и повышению квалификации.
С этой целью осуществляется переподготовка и повышение квалификации. Специалисты обучаются на курсах повышения квалификации в учреждении образования «Учебный центр» Департамента по хлебопродуктам при Минсельхозпроде РБ, в Могилевском филиале Белорусского национального технического университета, ГУО «Учебный центр Могилевского облсельхозпрода», в Могилевском филиале УО «Государственный институт повышения квалификации и переподготовки кадров в области газоснабжения «ГАЗ-институт».
Состав затрат, относимых на себестоимость продукции, определен в соответствии с «Основными положениями по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), утвержденными Министерством экономики, Министерством финансов, Министерством труда и социальной защиты от 30.10.2008 № 210/161/151 и отраслевыми методическими рекомендациями по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции. Затраты на производство продукции на предприятии представлены в таблице 2.2.
Таблица 2.2. Затраты на производство продукции в ОАО «Барановичхлебопродукт»
Статьи затрат |
Издержки в стоимостном выражении, млн.руб. |
Структура затрат, % | ||||
2009 |
2010 |
2011 |
2009 |
2010 |
2011 | |
Полные издержки на произведенную продукцию (работы, услуги), всего: |
64 392 |
63 750 |
68 861 |
100 |
100 |
100 |
в том числе: |
||||||
Материальные затраты |
39 891 |
51 957 |
55 817 |
62,0 |
81,5 |
81,0 |
Расходы на оплату труда |
2 963 |
3 459 |
4 477 |
4,6 |
5,4 |
5,7 |
Отчисления на социальные нужды |
1 055 |
1 143 |
1 535 |
1,6 |
1,8 |
1,9 |
Амортизация ОС и немат. активов |
1 087 |
1 045 |
1 675 |
1,7 |
1,6 |
2,1 |
Прочие затраты |
19 395 |
6 146 |
5 357 |
30,1 |
9,6 |
6,8 |
Из полных издержек |
100% |
100% |
100% |
- |
- |
- |
постоянные, % |
5,7 |
11,3 |
8,9 |
- |
- |
- |
переменные, % |
94,3 |
88,7 |
91,1 |
- |
- |
- |
Проанализировав данные таблицы 2.2. можно сделать следующие выводы: в структуре издержек на произведенную продукцию основную долю составляют материальные затраты, удельный вес которых составил в 2011 году 81,0%. Это говорит о значительной зависимости себестоимости выпускаемой продукции от роста цен на сырье.
Рост удельного веса расходов на оплату труда в 2010 и 2011гг обусловлен постоянным ростом заработной платы на предприятии.
Кроме затрат на производство продукции в структуру себестоимости включены также налоговые и неналоговые платежи, платежи по
страхованию, проценты по полученным кредитам, лизинговые платежи, другие затраты.
Что касается постоянных издержек в общей структуре полных издержек, то их значения колеблются по годам как в сторону увеличения
(в 2010г – на 5,6% по сравнению с 2009г), так и в сторону снижения (на
2,4% в 2011г по сравнению с уровнем 2010г).
Выручка ОАО «Барановичхлебопродукт» формируется на основе поступления денежных средств от реализации продукции предприятия, как на внутреннем рынке, так и экспортируемой в страны ближнего зарубежья (масло рапсовое, мука ржаная обдирная, мука ржаная сеяная, мука пшеничная).
Анализ выручки от реализации продукции представлен в таблице 2.3.
Таблица
2.3. Выручка от реализации
Показатели |
Годы |
Темп роста 2010/2009, % |
Темп роста 2011/2010, % | ||
2009 |
2010 |
2011 | |||
Выручка от реализации продукции, млн.р. |
85 043 |
87 306 |
95 327 |
102 |
109 |
Выручка от реализации продукции (за минусом НДС и других обязательных платежей), млн.р. |
73 713 |
75 009 |
87 638 |
102 |
117 |
Удельный вес в объеме оплаченной выручки неденежных форм расчета, % |
44,2 |
39,3 |
37,2 |
89 |
95 |
Проанализировав данные, представленные в таблице 2.3 видно, что поступление выручки от реализации продукции имеет положительную динамику по годам в абсолютном выражении. Так, выручка от реализации продукции в 2010 году выросла на 2% к уровню 2009 года, в 2011 году - на 17% к уровню 2010 года.
Также произошло увеличение удельного веса денежной формы расчетов (в 2009г она составила 55,8%, в 2010г - 60,7%, в 2011г – 62,8%).
Таблица 2.4. Прибыль от реализации продукции в ОАО «Барановичхлебопродукт»
Показатели |
Годы |
Темп роста 2010/2009, % |
Темп роста 2011/2010, % | ||
2009 |
2010 |
2011 | |||
Прибыль от реализации, млн.р. |
7 785 |
8 650 |
9 106 |
110 |
105 |
Чистая прибыль, млн. р. |
3 057 |
3 397 |
3 567 |
110 |
105 |
Проанализировав данные таблицы 2.4. вытекают следующие выводы: динамика прибыли от реализации продукции на протяжении горизонта расчета свидетельствует о постоянном увеличении (на 5-10% по годам).
Рентабельность характеризует эффективность работы предприятия, так как отражает эффективность получения доходов на рубль вложенного капитала. Рентабельность реализованной продукции показана в таблице 2.5.
Таблица 2.5. Рентабельность основных видов продукции
в ОАО «Барановичхлебопродукт»
Вид продукции |
Уровень рентабельности, % |
Отклонение, +/- | |||
2009 |
2010 |
2011 |
2010г к |
2011г к | |
2009г |
2010г | ||||
Рентабельность продаж |
9,1 |
9,9 |
9,6 |
- |
-0,3 |
Рентабельность всей реализованной продукции |
12,0 |
13,5 |
13,2 |
+0,5 |
-0,3 |
В т.ч. по основным видам продукции: |
|||||
Комбикорм |
8,7 |
8,9 |
8,1 |
+0,2 |
-0,8 |
Мука |
12,4 |
8,7 |
9,6 |
-3,7 |
+0,9 |
Рапсовое масло |
- |
15 |
12 |
- |
-3 |
Из приведенных в таблице 2.5. данных видно, что рентабельность реализованной продукции в 2011 год составила 11,5%, что говорит о стабильной работе предприятия. Наиболее рентабельным видом продукции является масло рапсовое. Его производство с 2010 года позволило увеличить прибыль предприятия и рентабельность реализованной продукции. К наименее рентабельным видам продукции можно отнести комбикорм.
3. Экономическая эффективность снабжения сырьем и материалами,
сбыт готовой продукции на ОАО
«Барановичхлебпродукт»
3.1 Ассортимент выпускаемой продукции
Специфика ОАО «Барановичхлебопродукт» заключается, прежде всего, в законченном цикле производства продукции. Начиная с выращивания зерна, его уборки, хранения на элеваторах, предусматривающих качественную сохранность зерна, переработку зерна на муку и комбикорма, и заканчивая использованием комбикормов на собственном животноводческом комплексе и молочно-товарных фермах для кормления животных и последующей переработки готового мяса для поставки в собственную торговую сеть. Структура производимой продукции представлена в таблице 3.1.1.
Таблица 3.1.1. Ассортимент основных видов производимой продукции и их объем производств на ОАО «Барановичхлебопродукт»
Вид продукции |
Годы |
Темп роста, % | |||
2009 |
2010 |
2011 |
2010/2009 |
2011/2010 | |
Комбикорм, т В том числе: |
90,5 |
94,6 |
100,3 |
105 |
106 |
Комбикорм для птицы, тыс.т. |
6 |
6,1 |
5,2 |
98 |
85 |
Комбикорм для свиней, тыс.т. |
59 |
59,3 |
64,5 |
101 |
111 |
Комбикорм для КРС, тыс.т. |
25 |
28,4 |
29,3 |
114 |
103 |
Прочие виды комбикормов (для собак, карповых рыб и т.д.), тыс.т. |
0,5 |
0,8 |
1,3 |
160 |
162 |
Мука пшеничная «Гаспадар», тыс.т. |
31,8 |
31,3 |
33,5 |
98,4 |
107 |
Мука ржаная «Гаспадар», тыс.т. |
19,3 |
18,9 |
20,9 |
98 |
111 |
Отруби пшеничные пищевые, тыс.т |
12,2 |
11,8 |
12 |
97 |
102 |
Отруби ржаные, тыс.т. |
9 |
8,7 |
9,1 |
97 |
105 |
Крупка пшеничная дробленая, т |
5,2 |
4,8 |
5,7 |
92 |
119 |
Хлопья зародышевые пшеничные, т |
26,9 |
25,4 |
27,6 |
94 |
109 |
Клетчатка пшеничная, т |
3,4 |
3,1 |
3,6 |
91 |
116 |
Мука для блинов и оладий высшего сорта, т |
- |
12 |
27 |
- |
225 |
Полуфабрикаты, т |
- |
8 |
23 |
- |
288 |
Сухие смеси (для кекса, пиццы, пончиков), т |
- |
16 |
34 |
- |
213 |
Масло рапсовое, тыс.т. |
- |
13 |
12 |
- |
92 |
Жмых рапсовый, тыс.т. |
- |
22 |
21 |
- |
95 |
Информация о работе Организационно-экономическая характеристика ОАО «Барановичхлебопродукт»