Организационно-экономическая характеристика ОАО «Барановичхлебопродукт»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 13:28, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является системное и комплексное ис-следование теоретических и практических вопросов организации снабженче-ско-сбытовых функций предприятия и поиск путей их совершенствования на примере ОАО «Барановичихлебопродукт».
Цель курсовой работы конкретизирована следующими задачами:
- изучение и анализ литературных источников по проблеме экономиче-ской эффективности снабжения сырьем и материалами, сбытом продукции;
- изучение и анализ эффективности функционирования отделов снабже-ния и сбыта на ОАО «Барановичихлебопродукт»;
- основываясь на полученных результатах, разработка рекомендаций по повышению эффективности обеспечения сырьем и сбыт продукции организации.

Содержание работы

Введение 3
1. Анализ теории и практики организации материально-технического снабжения и сбыта продукции на предприятии 5
2.Организационно-экономическая характеристика
ОАО «Барановичхлебопродукт» 9
3.Экономическая эффективность снабжения сырьем и материалами,
сбыт готовой продукции на ОАО «Барановичхлебпродукт» 15
3.1 Ассортимент выпускаемой продукции 15
3.2 Организация снабжения сырьем и материалами 21
3.3 Сбыт готовой продукции на ОАО «Барановичихлебопродукт» 24
Выводы и предложения 30
Список используемых источников 33

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ Экономическая эффективность2.docx

— 107.03 Кб (Скачать файл)

 

Основными функциями отдела маркетинга являются:

- организация выполнения планов  реализации продукции и поступления  платежей за отгруженную продукцию;

- обеспечение производства заказами  на выработку продукции;

- заключение договоров с потребителями  и контроль за их выполнением по срокам, ассортименту, качеству продукции;

- планирование и регулирование  запасов готовой продукции на  складе;

- проведение маркетинговых исследований;

- проведение рекламных компаний, участие в выставках и ярмарках;

Основными видами продукции ОАО «Барановичхлебопродукт» являются: комбикорм, мука и мучные смеси, масло рапсовое, мясная продукция.

Технологическая потребность в комбикормах Брестской области со-

ставляет 550 800 тонн в год. Комбикорм в Республике Беларусь выпускают комбикормовые заводы и комбинаты хлебопродуктов. Эти предприятия подотчетны Департаменту по хлебопродуктам.

Кроме белорусских  производителей, на рынке присутствуют комбикорма российского производства, реализуют которые индивидуальные предприниматели.

Качество продукции ОАО «Барановичхлебопродукт» по сравнению с качеством продукции конкурентов выше, так как вся продукция вырабатывается согласно требованиям ГОСТов и ТУ.

Реализация  комбикормов происходит на внутреннем рынке.

Потребителей  комбикормов можно сегментировать следующим образом:

1. сельскохозяйственные организации;

2. животноводческие комплексы;

3. птицефабрики;

4. прочие сельскохозяйственные предприятия;

5. предприятия торговли.

Доставка  комбикорма осуществляется на условиях самовывоза.

Анализ реализации комбикорма по рынкам сбыта представлен на рис. 3.3.2.

  

Рисунок 3.3.2. Структура реализации комбикорма по потребителям в 2011г

ОАО «Барановичхлебопродукт» также реализует муку пшеничную, муку ржаную, крупу ячневую, гречневую, овсяную, перловую и т.д.

Основными производителями мукомольной продукции  являются предприятия, относящиеся к Департаменту по хлебопродуктам, на долю которых приходится около 97% всего белорусского рынка муки. Зерноперерабатывающая отрасль в Беларуси представлена 40 производителями. Основными игроками мукомольной промышленности являются пятнадцать крупных заводов и несколько небольших частных мельниц. Рынок имеет жесткую региональную структуру, когда в каждом регионе республике расположены несколько производителей муки, которые работают в основном на местном сырье и поставляют продукцию для местного рынка.

Из пшеничной  муки Беларусь импортирует муку из твердой пшеницы. Именно эта мука обладает высоким содержанием клейковины и необходима для производства макарон  и выпечки качественного хлеба. Основным импортером пшеничной муки в Республику Беларусь является Россия. Ее доля в структуре экспорта за последние пять лет составила 95%. Среди остальных стран присутствуют Украина, Литва, Финляндия, Венгрия и др.

Мука, включая  хлебные продукты, относится к  товарам повседневного спроса. Потребителями  является все население страны. Мука является идентичным продуктом, отличаясь, прежде всего, свойством клейковины,

помолом. Спрос  на муку эластичен для людей с  низким доходом, и не обладает эластичностью  в высокодоходных группах населения.

Использование муки происходит в следующих сегментах:

           - производство хлебобулочных изделий

           - производство макаронных изделий

           - производство мучных кондитерских  изделий

           - производство полуфабрикатов (пельмени, детское питание)

           - пункты общественного питания

           - спецпотребители (армия, детские сады, школы)

           - бытовое потребление населением.

По результатам  маркетинговых исследований, емкость  белорусского рынка муки по потреблению  составляет 700 тыс. т.

Емкость рынка  пшеничной муки по производству составляет более 440 тыс.т.

Для достижения узнаваемости товара и стимулирования покупательского спроса была разработана  и активно рекламирована в  СМИ торговая марка «Гаспадар».

Сбыт  муки пшеничной происходит преимущественно  на внутреннем рынке (см. рис.3.3.3.). Это предприятия хлебопечения, кондитерские, макаронные предприятия и торговля. Доставка продукции осуществляется как транспортом предприятия, так и покупателей.

          

Рисунок 3.3.3. Структура реализацияи муки по рынкам сбыта на ОАО «Барановичхлебопродукт» за 2011 год.

В связи  с неблагоприятными погодными условиями  в 2011 году (повсеместная засуха), многие регионы РФ и страны СНГ получили низкий урожай зерновых культур, что в свою очередь способствовало повышению спроса со стороны потребителей этих государств на муку белорусского производства. Однако, учитывая большое «транспортное плечо» и национальные особенности выпечки хлебобулочных изделий преимущественно из ржаной муки (Грузия, Армения, Азербайджан, Таджикистан и др.), особой популярностью на внешнем рынке пользуется мука ржаная обдирная и сеяная. Мука пшеничная лишь в небольшом количестве поставляется на внешний рынок (в основном из-за низкой цены, мука пшеничная 1 сорта, 2 сорта).

Продукция поставляется в основном автотранспортом, часть отгружается железнодорожным.

В странах  ЕС с целью защиты собственных производителей аналогичных товаров введена пошлина на ввоз сельскохозяйственной продукции, в т.ч. из Республики Беларусь, в размере до 30% от стоимости товара, что делает белорусскую продукцию неконкурентоспособной по цене.

Ограничению реализации муки пшеничной на внешний  рынок способствует также факт установления Министерством сельского хозяйства и продовольствия индикативных (предельных) цен, ниже которых субъекты хозяйствования, подчиненные Департаменту по хлебопродуктам Минсельхозпрода, не имеют права продавать продукцию на внешний рынок.

            Реализация мучных смесей, крупы, полуфабрикатов и др. происходит на внутреннем рынке преимущественно в фасованном виде в торговых предприятиях Республики Беларусь (в основном, в  Брестской области).

 Несмотря  на относительно недавнее начало  производства, свою нишу заняло рапсовое масло и жмых рапсовый. Рапсовое масло реализуется таким предприятиям, как ОАО «Гродноазот», ОАО «Белшина», ОАО «Минский маргариновый завод», а также всем птицефабрикам Брестской области. Жмых рапсовый ОАО «Барановичихлебопродукт» продает комбикормовым

заводам, птицефабрикам, а также использует для собственных  целей (для

ввода в комбикорм).

Мясная  продукция и изделия из мяса реализуется  в собственную торговую сеть и торговую сеть г. Барановичи.

Таким образом, сбытовая деятельность ОАО «Барановичихлебопродукт» характеризуется разнонаправленностью в связи с диверсификацией производства. Отдел маркетинга осуществляет реализацию продукции как на внутреннем рынке, так и за рубежом. Это позволяет минимизировать риск снижения общего объема производства и недополучения прибыли от реализации.

Выводы  и предложения

В данной курсовой работе был проведен анализ экономической эффективности, сбытовой и снабженческой деятельности ОАО «Барановичхлебопродукт». По результатам анализа были сделаны соответствующие выводы:

  1. В целом можно отметить, что предприятие работает стабильно прибыльно, объем производства продукции растет, рентабельность реализованной продукции находится в пределах 13-14%;
  2. Что касается ассортиментного перечня, то он постоянно расширяется, вводятся новые виды продукции;
  3. Организация снабжения сырьем и материалами в ОАО «Барановичхлебопродукт» находится на достаточно высоком уровне, однако следует отметить недостаточную работу в области оплаты за приобретаемое сырье, в поиске альтернативных поставщиков сырья уже имеющимся на предприятии, в области интеграции с непосредственными производителями сырья, как на внутреннем рынке, так и за рубежом, т.д.
  4. Сбытовая деятельность находится не на должном уровне: не осуществляется доставка некоторых видов продукции, система распределения работает неэффективно, не используются возможности дилерской и дистрибьютерской сети, не разработано положение о скидках с целью стимулирования сбыта и т.д.

Используя информацию, полученную в  ходе анализа, автор разработал следующие предложения по совершенствованию эффективности деятельности предприятия в снабженческо-сбытовой системе ОАО «Барановичихлебопродукт»:

  1. Комбинату необходимо внедрить систему распределительных центров (складов), которые будут способствовать своевременной доставке продукции покупателю в соответствии с заказом;
  2. Необходимо создать парк собственных транспортных средств для доставки продукции от места производства напрямую покупателю, что в свою очередь обеспечит своевременное выполнение заказа и будет способствовать увеличению прибыли за счет включения затрат на доставку в отпускную цену продукции;
  3. Рассмотреть вопрос об увеличении объема поставки продукции железнодорожным транспортом, о возможности использования морского транспорта, контейнерных перевозок при отгрузке товаров на внешние рынки;
  4. Создать сбытовую сеть, привлекать дилеров, крупные оптовые компании, которые смогут обеспечить постоянство в объемах реализации продукции и дадут возможность охватить больший географический сегмент рынка;
  5. Вести постоянный мониторинг оперативной информации о рынке для осуществления мобильности в реализации продукции;
  6. Организовать эффективную обратную связь от потребителя к производству, включая рассмотрение претензий потребителей, с тем, чтобы совершенствовать свои товары, тем самым увеличивая объем сбыта;
  7. Для стимулирования работников сбытовой службы, руководству предприятия внедрить в отделе маркетинга систему оплаты труда в зависимости от объемов реализованной продукции;
  8. Создать за рубежом торговые представительства (для реализации муки), что позволит проводить актуальный мониторинг внешнего рынка и увеличить объем продаж продукции на экспорт;
  9. Для увеличения объемов реализации комбикорма (в основном населению) разработать товарный знак, товарную марку;
  10. Отделу маркетинга проводить постоянный анализ удовлетворенности потребителей, выявлять запросы и потребности, на основании которых разрабатывать новые виды продукции, востребованные на рынке;
  11. Больше внимания уделять рекламе продукции на телевидении и в СМИ, выделять на рекламу до 5% стоимости реализованной продукции;
  12. Отделу маркетинга и отделу снабжения ежемесячно разрабатывать план мероприятий в области снабженческо-сбытовой деятельности с указанием непосредственных исполнителей, в конце месяца подводить итоги проделанной работы для более качественной организации работы в отделах;
  13. Отделу снабжения вести постоянный поиск альтернативных поставщиков сырья, чтобы обеспечить собственное производство качественным сырьем по минимальным ценам , необходимым для снижения себестоимости продукции;
  14. С целью недопущения роста дебиторской задолженности, увеличения оборачиваемости оборотных средств предприятия, отделу маркетинга реализовывать продукцию на условиях 100% предоплаты, отделу снабжения приобретать сырье и материалы с максимальной отсрочкой платежа;
  15. Постоянно проводить обучение сотрудников отдела маркетинга и отдела снабжения более эффективной работы в современных рыночных условиях;
  16. С целью обеспечения бесперебойных поставок сырья на предприятии предусмотреть более тесную интеграцию непосредственно с производителями. Одновременно вести поиск новых поставщиков сырья и потребителей готовой продукции как на территории Республики Беларусь, так и за ее пределами.
  17. Использовать различные формы стимулирования сбыта: разработать систему скидок в зависимости от объемов и условий покупки, разработать более красочную упаковку, участвовать в различных выставках и ярмарках не только на внутреннем рынке, но и за рубежом.

Применение на предприятии всех вышеперечисленных мер, на мой взгляд, будут способствовать более глубокому  внедрению на рынок, более качественному обеспечению производства сырьем, более эффективному использованию имеющихся резервов и, как следствие, получению большей прибыли.

 

 

 

 

 

Список используемых источников

  1. Абчук В.А. Азбука менеджмента. – СПб.: СОЮЗ, 1998 – 272с
  2. Гордон М.П. материально – техническое снабжение: перестройка организации управления. М.: Экономика 1998-142с
  3. Котлер Ф., Амтронг Г. Основы маркетинга, 9-е издание: Пер с англ. -М.: Издательский дом «Вильямс», 2003, -С. -392
  4. Дурович А.П. Основы маркетинга:Учеб.пособие – М.: Новое знание, 2004. – 512 с.
  5. Обеспечение материальными ресурсами и коммерческая деятельность предприятия. Учеб. пособ. для вузов / М. И. Балашевич, И.М. Баско и др.-Мн.: Высш. шк. 1991- 214с
  6. <http://gaspadar.by/>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Организационно-экономическая характеристика ОАО «Барановичхлебопродукт»