Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 00:17, курсовая работа
Автор ставит целью работы изучение организации оплаты труда на предприятии.
Для достижения поставленной цели в ходе исследования темы курсовой работы предполагается решение следующих задач:
1. выявить сущность заработной платы и поощрительных систем в рыночной экономике
2. исследовать формы и системы заработной платы
3. рассмотреть тарифную и бестарифную систему оплаты труда
4. изучить основные направления реформирования оплаты труда
5. выявить проблему уклонения от выплаты заработной платы
Введение 3
1. Материальное стимулирование труда работников предприятия 4
1.1 Сущность заработной платы и поощрительных систем в рыночной экономике -
1.2. Формы и системы заработной платы 6
1.3 Тарифная и бестарифная система оплаты труда 18
1.4 Фонд оплаты труда и его структура. 26
2. Заработная плата: проблемы и пути решения 28
2.1 Основные направления реформирования -
оплаты труда 28
2.2 Уклонение от выплаты заработной платы 32
Заключение 37
Список использованных источников 39
Включению в фонд заработной платы подлежат:
Порядок расчета фонда оплаты труда по категориям фонда следующий:
1. Определяется прямой (тарифный) фонд заработной платы.
2. Определяются выплаты, доплаты до часового, дневного и месячного фонда и премии в соответствии с системой оплаты труда.
3. Сумма прямого (тарифного) фонда зарплаты, доплат, выплат и премий характеризует основную зарплату (основной фонд оплаты труда).
4. Сумма основной зарплаты и дополнительной зарплаты
характеризует общий фонд оплаты труда.
Прямой (тарифный) фонд оплаты труда рассчитывается отдельно для сдельщиков и повременщиков.
Для сдельщиков фонд прямой (тарифный) определяется по формулам:
Зт.сд. = q × R × Кв.н;
Зт.сд. = Тпп × Сч × Кв.н.
Тарифный фонд повременщиков определяется по формуле
Зт.пов. = Сч × Фэ × N.
Фонд оплаты труда ИТР и служащих определяется на основе должностных окладов и числа работников (ИТР и служащих) каждой категории:
ФОТслуж.итр = Nслуж.итр × среднемесячный оклад × 12.
Расчет фонда зарплаты завершается определением средней зарплаты по предприятию (фирме).
Средняя заработная плата (Зг) определяется исходя из общего фонда оплаты труда работников списочного состава (включая совместителей) и средней списочной численности работающих:
Зг = 6
При исследовании вопросов 1 главы автор пришел к выводу: заработная плата является неотъемлемым компонентом трудовых отношений. Формы заработной платы делятся на повременную и сдельную. Тарифная система является связующим звеном между нормированием труда и зарплатой, представляя собой совокупность нормативов, при помощи которых осуществляются дифференциация и регулирование зарплаты в зависимости от сложности, условий труда, его народнохозяйственной значимости и особенностей труда. Бестарифная система позволяет преодолеть противоречие между интересами отдельного работника и всего коллектива. Фонд заработной платы включает: оплату отработанного времени, оплату неотработанного времени, единовременные поощрительные выплаты, выплаты на питание, жилье, топливо, выплаты социального характера.
Современный этап становления
социально ориентированной
Международный опыт свидетельствует о том, что формирование системы оплаты труда при заключении тарифных соглашений осуществляется с учетом стоимости рабочей силы, спроса и предложения, уровня безработицы, общественной производительности труда. При этом основным показателем выступает общественная производительность труда. Во многих странах рассчитывается и отслеживается динамика, так называемого, индекса стоимости заработной платы, характеризующего соотношение темпов роста оплаты и производительности труда.
Использование подобного подхода при заключении коллективных договоров и тарифных соглашений позволяет, с одной стороны, обеспечить опережающий рост производительности труда в сравнении с заработной платой, а с другой — усилить стимулирующую роль оплаты в повышении эффективности труда. Помимо этого, указанный подход может быть использован для обоснования повышения тарифной ставки первого разряда в зависимости от роста производительности труда на различных уровнях хозяйствования.
Универсального механизма регулирования оплаты труда не существует, несмотря на многочисленность зарубежных экономических моделей. Особенности национальной экономики предопределяют разработку концепций реформирования сферы трудовых отношений в увязке с традициями и спецификой.
Реформирование оплаты труда в условиях рыночных отношений предусматривает меры государственного воздействия на заработную плату на макроуровне на основе установления минимальной заработной платы, тарифной системы оплаты труда, индексации в зависимости от роста инфляции, нормативов распределения прибыли предприятий на оплату труда и накопление, гибкой политики налогообложения, участия в заключении генерального и отраслевых тарифных соглашений. При этом не исключена возможность регулирования на макроуровне (отрасль) и микроуровне (предприятие).
Для определения величины
минимальной заработной платы необходимо
определение нижней границы цены
рабочей силы. Она должна обеспечивать
вознаграждение за работу наименьшей
сложности, выполняемую в нормальных
для здоровья условиях. По нормативам
Международной организации
При заключении коллективных договоров и тарифных соглашений на различных уровнях хозяйствования при необходимости установления более высокого, чем официальный, уровня тарифной ставки первого разряда важно учитывать:
При формировании рыночных отношений механизм индексации может быть применен, с одной стороны, как стабилизационная мера направленная на профилактику социальных проблем и защиту низкооплачиваемых работников, а с другой стороны, в рамках антиинфляционных мероприятий.
Практическая реализация индексации базируется на определенном механизме, основными элементами которого являются: индекс потребительских цен, периодичность, масштабы и система индексации.
При разработке механизма индексации следует учитывать:
Многовариантность механизма индексации оплаты труда следует рассматривать в зависимости от особенностей каждого этапа экономической реформы и баланса интересов работников и работодателей.
Механизм установления нормативов формирования фонда заработной платы призван выполнять стимулирующую и регулирующую функции, способствовать наращивание объемов деятельности, сглаживанию необоснованной дифференциации в оплате труда, инвестированию производства. Мотивация высокопроизводительного труда может быть обеспечена на основе индивидуальной заработной платы, широкого вовлечения работников в принятие производственных решений на основе бригадной формы оплаты труда, применения действенных систем премирования, стимулирующих рост как объемных, так и качественных показателей деятельности организаций (доходов, прибыли), развития коллективной заинтересованности в успехе предприятия на основе участия в прибылях и акциях.
Эффективность всей структуры
системы регулирования
Таким образом, основными направлениями реформирования оплаты труда являются следующие меры: установления минимальной заработной платы, тарифной системы оплаты труда, индексации в зависимости от роста инфляции, нормативов распределения прибыли предприятий на оплату труда и накопление, гибкой политики налогообложения, участия в заключении генерального и отраслевых тарифных соглашений. Эти меры необходимы, во-первых, для воспроизводства рабочей силы и обеспечения семьи работника, во-вторых, для самого предприятия, заинтересованного в поддержании своей эффективной деятельности.
Ипотечный кризис, начавшийся в США в 2006 г., в 2008 г. приобрел глобальный характер, что проявилось в снижении объемов мирового производства, спроса и цен на сырье, росте безработицы. В декабре 2008 г. по отношению к аналогичному периоду 2007 г. падение промышленного производства в нашей стране составило 10,3%, что стало самым глубоким спадом за последнее десятилетие.
Экономический кризис отразился и
на сфере трудовых отношений. На 1 ноября
2009 г. суммарная задолженность по
заработной плате по кругу наблюдаемых
видов экономической
Возросшие зарплатные долги, невыполнение работодателями обязательств по социальным гарантиям, необходимость сокращения штатов в связи с уменьшением объемов производства приводят к массовым высвобождениям. В 2008 г. численность безработных в стране составила 5289,2 тыс. человек.
В общей численности выбывших работников
64% составляют уволившиеся по собственному
желанию , 8,2% - по соглашению сторон, 5,7%
- в связи с сокращением
Любой из работодателей заинтересован
в минимизации негативных последствий,
связанных с увольнением
Работодателю наиболее выгодно увольнение по собственному желанию, поскольку в этом случае социальные гарантии, которые он обязан предоставить своему бывшему работнику, минимальны.
Сокращение штата - гораздо более тяжкое для него бремя, что обусловлено необходимостью реализации преимущественного права работника на оставление на работе (ст.179 ТК РФ), обеспечения высвобождаемым ряда гарантий и компенсаций (ст.180 ТК РФ), выполнения требований, установленных Законом «О занятости населения в РФ». Соответственно каждый работодатель стремится уволить сотрудника ”по собственному желанию”, а точнее - принудить его написать заявление с просьбой об увольнении с такой мотивировкой.
Меры воздействия на работника в таких случаях достаточно разнообразны. Самая распространенная - шантаж невыплатой ему полной зарплаты в случае, если ее часть он получает неофициально (в конверте), лишением премии, если часть заработной платы на постоянной основе выплачивается в такой форме. И здесь работнику сложно противостоять работодателю: доказать случаи выплаты «серой» зарплаты и ее действительные размеры порой очень сложно.
В последнее время нередко
Методы ухода от погашения задолженности по заработной плате, которые используются в качестве крайнего средства в случае наличия большой задолженности как по заработной плате, так и по иным платежам, - банкротство и реорганизация компании.