Организация слияния компаний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 13:48, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – ознакомиться с экономической сущностью и спецификой сделок, связанных со слиянием компаний, проанализировать структуру и динамику сделок по слияниям в России.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи исследования:
- определить экономическую сущность и специфику, связанных со слиянием компаний;
- изучить классификации этих сделок по разным критериям;
- проанализировать мотивы, которые побуждают компании вступать в подобные сделки;
- дать оценку особенностям развития сделок, связанных со слиянием компаний в России;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЛИЯНИЯ КОМПАНИЙ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ 5
1.1 Понятие и особенности слияния компаний 5
1.2 Цели и мотивы осуществления сделок слияний, выбор объектов 8
1.3 Классификация типов слияний компаний 13
2 АНАЛИЗ ПРОЦЕССА СЛИЯНИЯ КОМПАНИЙ ЮКОС И СИБНЕФТЬ
2.1 Первая попытка слияния…………………………………………..18
2.2 Вторая попытка слияния…………………………………………..20
3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СЛИЯНИЯМ В РОССИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

курс.docx

— 172.29 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Кубанский государственный  университет»

Филиал в  г.Горячий Ключ

 

 

 

                                                      Курсовая работа

 

На тему

«Организация  слияния компаний»

 

 

Работу выполнил: Алейников Е.В.

                            Студент 3 курса              

 

Специальность         080504 Государственное и муниципальное  управление

Работу проверил: Педанов Борис Борисович

                                                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Горячий Ключ 2012

 

 

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЛИЯНИЯ КОМПАНИЙ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ 5

1.1 Понятие и особенности слияния компаний 5

1.2 Цели и мотивы осуществления сделок слияний, выбор объектов 8

1.3 Классификация типов слияний компаний 13

2 АНАЛИЗ ПРОЦЕССА СЛИЯНИЯ КОМПАНИЙ ЮКОС И СИБНЕФТЬ

    2.1 Первая попытка слияния…………………………………………..18

    2.2 Вторая попытка слияния…………………………………………..20

3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СЛИЯНИЯМ В  РОССИИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность  исследований какого-либо экономического явления во многом определяется его  ролью в развитии экономики в  целом, причем важно объективно оценить  его значимость не только на сегодняшний  день, но и в дальнейшей перспективе.

На определенном этапе любой хозяйствующий субъект  сталкивается с необходимостью реорганизации  бизнеса в ответ на изменения  внешней среды функционирования. Внешняя экспансия в настоящее  время становится основным путем  развития компаний.

В современных  условиях характерной чертой становится слияние не только компаний (фирм) разных стран, но и транснациональных компаний (ТНК). Учитывая количество, стоимость  и распространение сделок, можно  говорить, как считают международные  эксперты, о появлении рынка фирм, на котором фирмы продаются и  покупаются. Появление нового рынка  компаний в дополнение к региональным и глобальным рынкам продукции и  услуг приводит к возникновению  интернациональной производственной системы.

В настоящее  время проблема слияний разных компаний по-прежнему актуальна. Это обусловлено  следующими причинами:

- сделки по слияниям  оказывают глобальное воздействие  на мировую экономику и на  экономику отдельных стран. Укрупнение  бизнеса делает его более влиятельным,  менее подвластным регулированию  и контролю не только со  стороны национальных правительств, но и со стороны международных  экономических организаций. Поэтому  актуально рассмотрение тенденций  и динамики сделок по слияниям. Данный факт свидетельствует  о противоречивости подобных  сделок.

- тенденции слияний быстрыми  темпами распространяются и в  России. Причем Российские компании  участвуют в международных сделках,  как в качестве приобретаемых  компаний, так и наоборот.

- рынок слияний в 2011 г. испытывал серьезные трудности, количество сделок значительно сократилось. Однако рост активности на рынке слияний в ближайший год прогнозируют 79% российских экспертов. А значит востребованность профессий, относящихся к четвертичному сектору экономики (планированию и организации бизнеса), сохранится. Будут востребованы и специалисты по M&A (слияние и поглощение).

Цель  данной работы – ознакомиться с  экономической сущностью и спецификой сделок, связанных со слиянием компаний, проанализировать структуру и динамику сделок по слияниям  в России.

Для достижения поставленной цели определены следующие  задачи исследования:

- определить экономическую сущность и специфику, связанных со слиянием компаний;

- изучить классификации этих сделок по разным критериям;

- проанализировать мотивы, которые побуждают компании вступать в подобные сделки;

- дать оценку особенностям развития сделок, связанных со слиянием компаний в России;

В первой части данной работы будут рассмотрены теоретические  аспекты, связанные со слиянием компаний. Во второй части я рассмотрю в качестве примера попытки слияния нефтяных компаний Юкос и Сибнефть, ну а в третьей части я напишу рекомендации по слияниям в России.

Курсовая  работа написана на основе книг российских и зарубежных авторов, известных специалистов в области слияний компаний. В ней также использованы материалы периодических изданий, данные статистических сборников и ресурсы сети Интернет.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ СЛИЯНИЯ КОМПАНИЙ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

1.1 Понятие и особенности слияния компаний

Рассмотрим  теоретическую сущность таких процессов, как слияние и поглощение. Реорганизация  предприятия может быть осуществлена в форме слияния предприятий.

Слиянием  предприятий признается создание нового предприятия с передачей ему  всех прав и обязанностей двух или  нескольких предприятий и прекращением деятельности последних. Реорганизация  в форме слияния предприятий  считается завершенной с момента  государственной регистрации вновь  возникшего предприятия - правопреемника. С этого момента, создавшие его  предприятия считаются прекратившими  свое существование.

Слияние предприятий как способ реорганизации  предприятий означает укрупнение вновь  возникающего субъекта гражданского права  за счет прекращения нескольких предприятий, вследствие слияния. При этом все  права и обязанности каждого  из них суммируются предприятием, возникающей в результате слияния, в соответствии с передаточным актом.

На совместном собрании учредителей всех участвующих  в слиянии предприятий принимаются  решения о составе учредителей, о размере уставного капитала и его распределении среди  учредителей, об утверждении Устава нового предприятия, а также об избрании исполнительных органов создаваемого предприятия.

При слиянии  предприятий все права и обязанности  каждого из них переходят к  вновь возникшему предприятию в  соответствии с передаточным актом.

При процессе поглощения происходит сохранение как  минимум одного юридического лица и  переходом к нему прав собственности  остальных.

Целью слияний  и поглощений является увеличение благосостояния акционеров и достижение конкурентных преимуществ на рынке.

На самом  деле любое акционерное общество, функционирующее в условиях нормальной цивилизованной рыночной экономики  должно ставить эти цели перед собой в качестве приоритетных целей своей деятельности. При этом эти цели могут достигаться компанией с помощью использования как внутренних методов (повышение эффективности управления, использование более современных способов ведения бизнеса, новых технологий, повышение производительности труда и т.д.), так и внешних методов, к которым относится деятельность по слияниям и поглощениям.

На пути к достижению указанных выше целей  компания разрабатывает конкретную стратегию своей деятельности. В  этом свете компания постоянно оценивает  свое положение на рынке, свои сильные  и слабые позиции, ищет такие направления  своей деятельности, следуя которым  она добьется наибольших конкурентных преимуществ.

Исходя  из этого компанией могут быть выбраны следующие основные стратегии, или концепции, своего развития:

  1. усиление основных направлений своей деятельности;
  2. диверсификация деятельности;
  3. отказ (продажа) от неосновных направлений деятельности.

Деятельность  по слияниям и поглощениям является одним из основных методов реализации перечисленных стратегий развития фирмы. В частности:

  1. если фирма занимает удачное положение на рынке, находясь в отрасли, обещающей ей хорошие перспективы развития, однако ей требуется усиление своих позиций для достижения конкурентных преимуществ в отрасли, то, используя механизм слияния и поглощений, она может достигнуть своей цели, объединяясь или приобретая компании того же сегмента рынка;
  2. часто компания может осуществлять слияния и поглощения фирм из других сегментов рынка для снижения риска своей деятельности (что достигается, например, через выпуск разнородной продукции, продукции находящейся на различных этапах своего жизненного цикла, через географическую диверсификацию в сбыте продукции - то есть, другими словами, через диверсификацию производства), для расширения сферы своего присутствия;
  3. если компания пересматривает свои позиции на рынке, находит новые приоритеты, выделяет для себя основные направления своей деятельности, освобождаясь от неосновных, проблемных направлений, и, наконец, если компания просто испытывает недостаток в деньгах, то она может эффективно использовать механизм слияний и поглощений для продажи или выделения отдельных подразделений, дочерних компаний.

Интеграционные  процессы могут пройти благополучно и стать значимыми для участников при условии соблюдения десяти правил успешных слияний и поглощений:

  1. сделку следует начинать не с оценки бизнеса, а с выяснения целей акционеров этого бизнеса, определения будущей структуры акционеров, контроля и разработки механизмов выхода из бизнеса. Точное понимание истинных целей акционеров обеих сторон полезно при ведении переговоров о цене и структуре сделки.
  2. если покупка не вписывается в стратегию и формат основного бизнеса, от нее стоит отказаться независимо от финансовых условий.
  3. необходимо до переговоров определить «точку отказа» по всем основным пунктам переговоров, если условия продавцов или новая информация ухудшают привлекательность сделки.
  4. консервативно подходить к оценке синергии и затрат, которые возникнут при совершении сделки.
  5. наибольший риск в сделках связан с действиями партнера, так как оценить в расчетах степень влиятельности акционеров и их совместимости, влияния корпоративной культуры и мотивации ключевых менеджеров сложнее всего.
  6. за переговоры и сделку с каждой стороны должны отвечать одни и те же люди. В противном случае договоренности, достигнутые одной командой, могут быть отвергнуты второй, что приведет к потере времени и репутации;
  7. не стоит экономить время и ресурсы для заключения договора  и проработки документов сделки.
  8. не нужно объявлять о сделке публично до ее окончания, так как публичность значительно снижает переговорную гибкость, и утечка информации довольно часто приводит к прекращению переговоров.
  9. план интеграции и перехода контроля от одного владельца бизнеса к другому должен быть подготовлен до окончания сделки: после подписания документов каждый менеджер с обеих сторон должен знать, как ему действовать.
  10. не стоит спешить изменять все процессы в приобретаемой компании «под себя». Для начала следует внимательно оценить опыт и процессы покупаемой сети, завоевать доверие и поддержку персонала и только после тщательного планирования и подготовки переходить к интеграции.

Теория  и практика современного корпоративного менеджмента выдвигает достаточно много причин для объяснения слияний  компаний. Выявление мотивов слияний  очень важно, именно они отражают причины, по которым две или несколько  компаний, объединившись, стоят дороже, чем по отдельности. А рост капитализированной стоимости объединенной компании является целью большинства слияний.

1.2 Цели и  мотивы осуществления сделок  слияний

Теория  и практика современного менеджмента  выдвигает достаточно много причин для объяснения слияний компаний. Выявление мотивов слияний очень  важно, именно они отражают причины, по которым две или несколько  компаний, объединившись, стоят дороже, чем по отдельности. А рост капитализированной стоимости объединенной компании является целью большинства слияний компаний.

Анализируя  мировой опыт и систематизируя его, можно выделить различные основные мотивы слияний и поглощений компаний (рисунок 1.1)

Рисунок 1.1 Основные мотивы слияний и поглощений компаний

1) получение синергетического эффекта. Основная причина реструктуризации компаний в виде слияний и поглощений кроется в стремлении получить и усилить синергетический эффект, т.е. взаимодополняющее действие активов двух или нескольких предприятий, совокупный результат которого намного превышает сумму результатов отдельных действий этих компаний. Синергетический эффект в данном случае может возникнуть благодаря:

  1. экономии, обусловленной масштабами деятельности;
  2. комбинирования взаимодополняющих ресурсов;
  3. финансовой экономии за счет снижения трансакционных издержек;
  4. возросшей рыночной мощи из-за снижения конкуренции (мотив монополии);
  5. взаимодополняемости в области НИОКР;

2) экономия, обусловленная масштабами, достигается тогда, когда средняя величина издержек на единицу продукции снижается по мере увеличения объема производства продукции. Один из источников такой экономии заключается в распределении постоянных издержек на большее число единиц выпускаемой продукции. Основная идея экономии за счет масштаба состоит в том, чтобы выполнять больший объем работы на тех же мощностях, при той же численности работников, при той же системе распределения и т.д. Иными словами, увеличение объема позволяет более эффективно использовать имеющиеся в наличии ресурсы. Однако надо помнить, что существуют определенные пределы увеличения объема производства, при превышении которых издержки на производство могут существенно возрасти, что приведет к падению рентабельности производства.

Информация о работе Организация слияния компаний