Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 13:48, курсовая работа
Цель данной работы – ознакомиться с экономической сущностью и спецификой сделок, связанных со слиянием компаний, проанализировать структуру и динамику сделок по слияниям в России.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи исследования:
- определить экономическую сущность и специфику, связанных со слиянием компаний;
- изучить классификации этих сделок по разным критериям;
- проанализировать мотивы, которые побуждают компании вступать в подобные сделки;
- дать оценку особенностям развития сделок, связанных со слиянием компаний в России;
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЛИЯНИЯ КОМПАНИЙ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ 5
1.1 Понятие и особенности слияния компаний 5
1.2 Цели и мотивы осуществления сделок слияний, выбор объектов 8
1.3 Классификация типов слияний компаний 13
2 АНАЛИЗ ПРОЦЕССА СЛИЯНИЯ КОМПАНИЙ ЮКОС И СИБНЕФТЬ
2.1 Первая попытка слияния…………………………………………..18
2.2 Вторая попытка слияния…………………………………………..20
3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СЛИЯНИЯМ В РОССИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
3) слияние
может оказаться
6) повышение
качества управления. Устранение
неэффективности. Слияния и
7) налоговые мотивы. Действующее налоговое законодательство стимулирует порой слияния и поглощения, результатами которых являются снижение налогов или получение налоговых льгот. Например, высокоприбыльная фирма, несущая высокую налоговую нагрузку, может приобрести компанию с большими налоговыми льготами, которые будут использованы для созданной корпорации в целом.
8) диверсификация производства. Возможность использования избыточных ресурсов. Диверсификация помогает стабилизировать поток доходов, что выгодно и работникам данной компании, и поставщикам, и потребителям (через расширение ассортимента товаров и услуг). Этот мотив связан с надеждами на изменение структуры рынков или отраслей, с ориентацией на доступ к новым важным ресурсам и технологиям;
Для последующего анализа эффективности слияний и поглощений целесообразно выделить типы инвесторов которые изначально ставят перед собой разные цели (таблица 1.1).
слияние поглощение Таблица 1.1 Цели и мотивы инвесторов
Цели |
Мотивы |
Объекты |
Участники |
Примеры |
Приобретение активов в спекулятивных интересах |
Быстрая перепродажа более крупному финансовому или статегическому инвестору |
Неодоцененный актив; неэффективная запутаная структура собственности;обремененное долгами или проходящее процедуру банкротства; находящееся в сфере интересов крупных ФПГ |
Мелкие фонды, инвестиционные компании, специализированные подразделения, созданные для этих целей российскими ФПГ. («Альфа-Эко», «Ринако», «Тройка Диалог», «Атон», Millhouse Capital |
«Адамант»: приобретение и перепродажа медийных активов фонду Warburg Pincus;«Базовый элемент» - Мillhouse Capital -«Нафта- Москважпоку прка и перепродажа СК «Россия» ИК «Атон» |
Недружествен ные поглощения, использование корпоративного шантажа и конфликтных ситуаций |
Дешевый способ получения контроля над интересующими активами; получение операционного контроля |
Компании с запутанной структурой собств-сти; обремененные долгами или проходящие процедуру банкротства |
ФПГ, крупные компании, инвестиционные банки, специализированные компании |
«Базовый Элемент» - «Илим Палл Энтер-прайз» |
Помимо традиционных мотивов интеграции могут встречаться и специфические. Так, слияния для российских компаний представляют собой один из немногих способов противостояния экспансии на российский рынок более мощных западных конкурентов.
Более наглядно
место слияний и поглощений в
корпоративной стратегии
В финансовом менеджменте можно выделить множество разнообразных типов слияния компаний. Считаем, что в качестве наиболее важных признаков классификации этих процессов можно назвать:
Остановимся на наиболее часто встречающихся типах слияния компаний. В зависимости от характера интеграции компаний целесообразно выделять следующие типы:
В свою очередь можно выделить три разновидности конгломератных слияний:
- слияния с расширением продуктовой линии, т.е. соединение не конкурирующих продуктов, каналы реализации и процесс производства которых похожи. В качестве примера можно привести приобретение компанией Procter & Gamble, ведущим производителем моющих средств, фирмы Clorox - производителя отбеливающих веществ для белья;
- слияния с расширением рынка, т.е. приобретение дополнительных каналов реализации продукции, например, супермаркетов, в географических районах, которые ранее не обслуживались;
- чистые конгломератные слияния, не предполагающие никакой общности.
В зависимости от национальной принадлежности объединяемых компаний можно выделить два вида слияния компаний:
а) национальные слияния - объединение компаний, находящихся в рамках одного государства;
б) транснациональные слияния - слияния компаний, находящихся в разных странах, приобретение компаний в других странах.
Учитывая глобализацию хозяйственной деятельности, в современных условиях характерной чертой становится слияние и поглощение не только компаний разных стран, но и транснациональных корпораций.
В зависимости
от отношения управленческого
а) дружественные слияния - слияния, при которых руководящий состав и акционеры приобретающей и приобретаемой (целевой, выбранной для покупки) компаний поддерживают данную сделку;
б) враждебные слияния - слияния и поглощения, при которых руководящий состав целевой компании (компании-мишени) не согласен с готовящейся сделкой и осуществляет ряд противозахватных мероприятий. В этом случае приобретающей компании приходится вести на рынке ценных бумаг действия против целевой компании с целью ее поглощения.
В зависимости от способа объединения потенциала можно выделить следующие типы слияния:
a) корпоративные альянсы - это объединение двух или нескольких компаний, сконцентрированное на конкретном отдельном направлении бизнеса, обеспечивающее получение синергетического эффекта только в этом направлении, в остальных же видах деятельности фирмы действуют самостоятельно. Компании для этих целей могут создавать совместные структуры, например, совместные предприятия;
б) корпорации - этот тип слияния имеет место тогда, когда объединяются все активы вовлекаемых в сделку фирм.
В свою очередь, в зависимости от того, какой потенциал в ходе слияния
объединяется, можно выделить:
- производственные слияния - это слияния, при которых объединяются производственные мощности двух или нескольких компаний с целью получения синергетического эффекта за счет увеличения масштабов деятельности;
- чисто финансовые слияния - это слияния, при которых объединившиеся компании не действуют как единое целое, при этом не ожидается существенной производственной экономии, но имеет место централизация финансовой политики, способствующая усилению позиций на рынке ценных бумаг, в финансировании инновационных проектов.
Слияния могут осуществляться на паритетных условиях («пятьдесят на пятьдесят»). Однако накопленный опыт свидетельствует о том, что «модель равенства» является самым трудным вариантом интеграции. Любое слияние в результате может завершиться поглощением.
В зарубежной практике можно выделить также следующие виды слияний компаний:
В своей курсовой работе я решил рассмотреть именно это слияние потому, что оно встречалось мне в книгах и показалось наиболее интересным. Оно показывает отношение власти и бизнеса на тот момент, раскрывает загадочную историю самого знаменитого в нашей стране заключенного - Ходорковского М.Б.
Первая попытка слияния происходила в 1998 г., когда 19 января в Москве руководители компаний "ЮКОС" и "Сибнефть" подписали меморандум об объединении своих производственных мощностей и структур управления. Объединенная компания получила название "ЮКСИ". В новый холдинг фактически объединились 4 российских нефтяных компании - "ЮКОС", "Восточная нефтяная компания", чей контрольный пакет находится у "ЮКОСа", "Сибнефть" и "Восточно-Сибирская нефтегазовая компания", контролируемая "Сибнефтью". На момент создания "ЮКСИ" занимала третье-четвертое места среди нефтяных гигантов мира и первое - среди российских компаний. Президентом "ЮКСИ" был назначен Михаил Ходорковский, председатель правления "ЮКОСа". Первым вице-президентом "ЮКСИ" по финансам стал Евгений Швидлер, занимавший аналогичную должность в "Сибнефти". Михаил Ходорковский говорил тогда о больших международных перспективах объединенной компании, о возможностях привлечения денег для крупных проектов. Но роскошным планам участников слияния не суждено было сбыться.