Организация управления качеством на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 00:06, курсовая работа

Описание работы

Качество продукции в условиях современного производства – важнейшая составляющая эффективности, рентабельности предприятия, поэтому ему необходимо уделять постоянное внимание. Заниматься качеством должны все участники производственного процесса – от директора предприятия – до конкретного исполнителя любой операции.
Улучшение качества продукции – важнейшее направление интенсивного развития экономики, источник экономического роста, эффективности общественного производства. В этих условиях возрастает значение комплексного управления качеством продукции и эффективностью производства.

Файлы: 1 файл

КУРСОВИК.doc

— 202.50 Кб (Скачать файл)

Всю совокупность показателей качества продукции можно классифицировать по различным признакам:

                  количеству характеризуемых свойств (единичные и комплексные);

                  отношению к различным свойствам продукции (показатели надежности‚ технологичности‚ эргономичности и др.);

                  стадии определения (проектные‚ производственные и эксплуатационные);

                  методу определения (расчетные‚ экспериментальные‚ экспертные);

                  характеру использования для оценки уровня качества (базовые и относительные);

                  способу выражения (показатели, выраженные безразмерными единицами измерения, например баллами‚ процентами‚ и размерные);

В настоящее время кроме перечисленных выше традиционных групп показателей при оценке технического уровня и качества продукции используются также экологические показатели‚ показатели безопасности и транспортабельности продукции‚ показатели однородности продукции и др. [6, с. 156].

§3. Факторы и пути повышения качества продукции

На каждом предприятии на качество продукции влияют самые разнообразные факторы, как внутренние, так и внешние.

К внутренним факторам относятся такие, которые связаны со способностью предприятия выпускать продукцию надлежащего качества, т.е. зависят от деятельности самого предприятия. Они многочисленны, и их целесообразно классифицировать в следующие группы: технические, организационные, экономические, социально-психологические.

Технические факторы самым существенным образом влияют на качество продукции. Поэтому внедрение новой техники и технологии, применение новых материалов, более качественного сырья — материальная основа для выпуска конкурентоспособной продукции.

Организационные факторы связаны с совершенствованием организации производства и труда, повышением производственной дисциплины и ответственности за качество продукции, обеспечением культуры производства и соответствующего уровня квалификации персонала, внедрением системы управления качеством и его сертификации, улучшением работы службы ОТК и другими организационными мероприятиями.

Экономические факторы обусловлены затратами на выпуск и реализацию продукции, затратами па обеспечение необходимого уровня качества продукции, политикой ценообразования и системой экономического стимулирования персонала за производство высококачественной продукции.

Социально-психологические факторы в значительной мере влияют на создание здорового социально-психологического климата в коллективе, нормальных условий для работы, воспитание персонала в духе преданности и гордости за марку своего предприятия, моральное стимулирование работников за добросовестное отношение к работе — все это важные составляющие для выпуска конкурентоспособной продукции.

Внешние факторы в условиях рыночных отношений способствуют формированию качества продукции (если предприятие не является монополистом). К ним в первую очередь относятся: требования рынка, т.е. покупателей; конкуренция: нормативные документы в области качества продукции; необходимость завоевания достойного места, как на внутреннем, так и на внешнем рынке; обеспечение имиджа фирмы в среде покупателей, деловых людей и др.

В основном все факторы, как внутренние, так и внешние, тесно связаны между собой, и все они влияют на качество продукции. Всегда необходимо помнить, что на каждом этапе развития предприятия степень влияния этих факторов неодинакова. Поэтому соответствующие службы предприятия должны их ранжировать по степени влияния и отдавать предпочтение тем из них, которые в наибольшей степени влияют на качество продукции.

Это позволит с меньшими затратами и более эффективно управлять качеством продукции.[15, с. 67].

За последние годы во многих странах мира стали переходить от системы качества к системе менеджмента качества. Высокое качество  продукции может быть достигнуто, прежде всего, благодаря продуманной и хорошо организованной системе управления качеством – целевой подсистеме управления предприятием. Основная цель данной системы – создание условий для обеспечения требуемого уровня качества объекта производства, его поддержание и повышение в течение всего периода изготовления при минимальных издержках. Что касается отдельных российских предприятий, то они ста­ли также осуществлять переход от системы качества по ГОСТ Р ИСО 9001-96 к системе менеджмента качества по ГОСТ Р ИСО 9001-2001.

Закономерно повышение интереса к различным моделям уп­равления, в том числе системам менеджмента качества. Известный специалист в области качества Ю.П. Адлер назвал стандарты, устанавливающие требования к системам менедж­мента качества (стандарт ИСО серии 9000), «советами бывалых людей, как вести бизнес». Не случайно эти стандарты попали в книгу рекордов Гиннеса как самые используемые из всех имею­щихся стандартов.

Система менеджмента качества разрабатывается исходя из следующих принципов: лидерство руководителя; ориентация на потребителя; вовлечение работников; процессный подход; сис­темный подход к менеджменту; взаимовыгодные отношения с поставщиками; принятие решений, основанных на фактах, и др.

Все перечисленные принципы важны, но особенно сущест­венными, основополагающими являются первые два: лидерство руководителя и ориентация на потребителя.

Любая система управления, в том числе и система менедж­мента качества, не может эффективно функционировать без за­интересованности и лидерства руководителя.

Что касается значимости принципа «ориентация на потреби­теля», то в настоящее время следует учесть, что под давлением потребительского спроса наблюдается переход от массового про­изводства к производству небольших партий продукции. В ре­зультате рынок производителя уступает место рынку потребите­ля. Именно потребитель начинает определять, что производить. В этих условиях производителю необходимо научиться слышать «голос потребителя» и переводить его требования в инженерные характеристики для разработки нового поколения продукции. Для этой цели используется метод структурирования функций качества (СФК), разработанный в середине прошлого века в Японии и применяемый сегодня ведущими компаниями во всем мире.

Внедрение системы менеджмента качества позволяет решить на предприятии следующие задачи:

        обеспечить стабильный выпуск высококачественной продук­ции;

        увеличить объем производства и найти рынки для ее реали­зации;

        повысить возможные продажи продукции по более высоким ценам;

        решить проблему конкурентоспособности продукции и ус­тойчивого финансового положения.

Данные системы позволяют вносить необходимые корректи­ровки в процесс управления предприятием на стадии как «жиз­ненного цикла» продукции, так и товара.

Различают следующие этапы «жизненного цикла» продук­ции:

        первый этап - исследование и проектирование;

        второй этап - изготовление продукции;

        третий этап - обращение и реализация;

        четвертый этап - эксплуатация продукции.

На всех стадиях требуется свой подход, чтобы обеспечить не­обходимый уровень качества выпускаемой продукции. Но этого мало. На предприятии необходимо систематически отслеживать, на какой стадии «жизненного цикла» находится тот или иной то­вар, так как от этого зависят конкретные действия предприятия.

Выделяют четыре стадии «жизненного цикла» товара: внедре­ние, рост, зрелость, спад. Некоторые специалисты вводят еще од­ну стадию - насыщение рынка (перед спадом).

Внедрение - период появления нового товара на рынке и пос­тепенного увеличения объема его продаж. Прибыли от сбыта то­вара в это время практически нет либо она очень мала вследствие больших издержек производства (которое тоже еще не стало мас­совым), а также расходов на рекламу и продвижение товара, мар­кетинговые мероприятия.

Рост - период признания товара рынком (потребителем), ког­да объем продаж (и производство) заметно увеличивается, товар начинает приносить прибыль.

Зрелость - период, когда рост объема продаж замедляется или стабилизируется, а прибыль достигает максимального значения. Однако удается далеко не всегда поддержать высокий уровень прибыли, так как начинают возрастать затраты на поддержание конкурентоспособности данного товара и создание (продвиже­ние на рынок) тех, которые придут ему на смену.

Спад - это период резкого снижения объема продаж и раз­мера прибыли. Производитель принимает решение об уходе с рынка либо остается на нем на какое-то время, если это еще выгодно.

Для типичного товара самой короткой признается стадия внедрения, а наиболее длительной во времени - стадия спада. Концепция «жизненного цикла» товара имеет большое значение для определения поведения фирмы на рынке, а для этого фирма должна отслеживать и знать, на какой стадии находится тот или иной ее товар. Если товар находится на последней стадии, то не­обходимо принимать срочные меры по модернизации данного товара или по выпуску нового.

 

Мировой опыт управления качеством сконцентрирован в пакете международных стандартов ИСО–9000, принятых международной организацией по стандартизации (International Standard Organization —ISO) в марте 1987 года и обновленных в 1994 году.

Стандарт ИСО серии 9000 «Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качеством» содержит руководящие указания по выбору и использованию стандартов в соответствии с конкретной ситуацией в деятельности предприятия.

Главная цель международных стандартов ИСО серии 9000 – установление единого, признанного во всем мире подхода к договорным условиям по оценке систем обеспечения качеством и регламентация отношений между покупателем продукции и ее поставщиком по вопросам обеспечения качества продукции. При этом должна обеспечиваться жесткая ориентация на требования потребителя и заканчиваться удовлетворением этих требований.[13, с. 47].

Стандарт — нормативный документ по стандартизации, разработанный, как правило, на основе согласия, характеризующийся отсутствием возражений, но существенным вопросам у большинства заинтересованных сторон и утвержденный признанным органом (или представителем), в котором могут устанавливаться для всеобщего и многократного использования правила, общие принципы, характеристики, требования и методы, касающиеся определенных объектов стандартизации, и который направлен на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области (ГОСТ Р 1.0 - 92).[10, с. 89].

Оценка эффективности представляет собой процедуру установления экономического преимущества конкретного типа или вида продукции, либо отдельного единичного изделия по сравнению с аналогичными действующими или вновь создаваемыми.  

Сравнение может осуществляться по отношению к достигнутому или нормативному уровню эффективности.

Методы оценки определяют эффективность в статистике, в зафиксированных значениях параметров качества на конкретный момент времени. Однако они не дают представления о возможных  вариантах динамики процесса создания и применения продукции, не позволяют, определять технико-экономические последствия, связанные с изменением качества.

Исследование эффективности включает в себя определение уровня эффективности, выявление причин и факторов, обусловливающих этот уровень, изучение возможностей и резервов, а также способов и путей повышения эффективности путём улучшения качества продукции тем или иным способом.[17, с. 323].

В процессе исследования разрабатывается, решается и анализируется круг взаимосвязанных проблем и вопросов, что позволяет глубже проникнуть в природу создаваемых изделий и выявить условия их функционирования, возможные изменения эффективности и определить целесообразность этих изменений.

Исследовать эффективность качества можно на разных стадиях жизненного цикла – при проектировании, изготовлении, эксплуатации. Каждая стадия имеет свои особенности, которые стоит учитывать. Однако в них можно выделить ряд общих методологических принципов.

Переход от оценки эффективности улучшения или ухудшения качества к исследованию эффективности качества имеет принципиальное значение. На этом пути сочетаются,  объединяются идеи и методы оценки эффективности, моделирования и исследования операций.[4, с. 200].

Процесс улучшения качества и его преобразований под влиянием особенностей стадий жизненного цикла продукции является типичным объектом исследования операций.

Политика предприятия должна изначально иметь целью высокое качество продукции. Однако брак, являющийся его противоположностью, может возникнуть на любом предприятии. Его необходимо учитывать.
Брак может быть обнаружен на самом предприятии - производителе и за его пределами. Проявившийся в сфере реализации или в процессе использования продукции брак свидетельствует как о плохом ее качестве, так и о качестве работы предприятия. Он называется рекламацией. Рекламации сравнивают по стоимости и по количеству с прошлым периодом. Их рассчитывают на 100, 1000, 10000 изделий в зависимости от объема производства. Появление рекламации наносит производителю не только материальный, но и моральный ущерб, сказываясь на его репутации. При анализе брака рассчитывают абсолютные и относительные показатели. Абсолютный размер брака представляет собой сумму затрат на окончательно забракованные изделия и расходов на исправление исправимого брака. Абсолютный размер потерь от брака получают вычитанием из абсолютного размера брака стоимости брака по цене использования, суммы удержаний с лиц-виновников брака и суммы взысканий с поставщиков за поставку некачественных материалов.
Относительные показатели размера брака и потерь от брака рассчитывают процентным отношением абсолютного размера брака или потерь от брака соответственно к производственной себестоимости товарной продукции.
Анализ брака, обнаруженного на предприятии, и анализ рекламаций следует начинать с изучения причин их возникновения. Это позволит более точно определить размер израсходованных средств и пути снижения затрат на обеспечение качества продукции.

Информация о работе Организация управления качеством на предприятии