Организация управления персоналом предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 15:55, курсовая работа

Описание работы

Данная тема является, и всегда будет являться, актуальной и чрезвычайно важной для любой фирмы, как Российской, так и зарубежной. Актуальность данной темы обоснована тем, что без мотивации работника невозможно нормальное развитие фирмы. Используя наиболее современные и передовые методы стимулирования, и применяя теории мотивации, можно добиться значительного улучшения качества работы фирмы. Работники будут более качественно выполнять работу, увеличится общая производительность фирмы, грамотность и квалификация работников, уменьшится текучесть кадров.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РОЛИ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ 6
1.1. Понятие и сущность персонала 6
1.2. Принципы и критерии отбора персонала 9
1.3. Роль персонала в организации 18
2.МЕТОДОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ПРЕДПРИЯТИЯ 20
2.1. Субъекты, функции и методы управления персоналом 20
2.2. Проблемы кадрового менеджмента на предприятии 25
2.3 Методы мотивации персонала на предприятии 31
3.СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ
ПЕРСОНАЛОМ ПРЕДПРИЯТИЯ ЗАО «КУРСКИЙ ЗАВОД
АККУМУЛЯТОР» 35
3.1. Социально – экономическая характеристика ЗАО
«Курский завод аккумулятор» 35
3.2. Анализ системы трудовой мотивации и стимулирования
труда на предприятии ЗАО «Курский завод аккумулятор» 39
3.3. Совершенствование материальных методов стимулирования
труда на предприятии ЗАО «Курский завод аккумулятор» 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 49

Файлы: 1 файл

Организация управления персоналом предприятия.doc

— 275.50 Кб (Скачать файл)

1.3.Роль персонала в организации 
 

     Утверждение рыночных отношений сопровождалось созданием новой организационной  культуры, возникновением специфических  ценностных установок. В западных компаниях  кадровая политика всегда находилась в поле зрения их руководства и сегодня она остается одним из управленческих приоритетов. Сегодня общепризнано, что реализация планов организаций, ее успех, в значительной степени зависит от кадровой составляющей. Главная цель системы управления персоналом - создание результативных мотиваций, обеспечение компании высококлассными кадрами, их продуктивное использование, профессиональное и социальное развитие, удовлетворяющих и руководство предприятия, и самих работников.

     Управление  людьми представляет собой компонент управления любой организацией, наряду с управлением материальными и природными ресурсами. Однако по своим характеристикам люди существенно отличаются от любых других используемых организациями ресурсов, следовательно, кадровые службы организаций должны очень тщательно подходить к вопросу о найме персонала.  Одной из главных задач является выявление несоответствия между профессиональными знаниями и навыками (компетенциями), которыми должен обладать персонал организации для реализации ее целей (сегодня и в будущем), и теми знаниями, навыками и характеристиками которыми он обладает в действительности [4, C. 47].

     В итоге, работы кадровых служб организация  либо получает высококвалифицированный  персонал, либо безынициативных, серых  исполнителей.

     При переходе к рынку происходит медленный  отход от иерархического управления, жесткой системы административного  воздействия, практически неограниченной исполнительской власти к рыночным взаимоотношениям, базирующимся на экономических  методах. Становится необходимым принципиально новый подход к приоритетам. Главное внутри организации – работники, а за ее пределами – потребители продукции. Необходимо повернуть сознание работающего к потребителю, а не к начальнику; к прибыли, а не к расточительству; к инициативе, а не к бездумному исполнению. Следует перейти к социальным нормам, базирующимся на здравом экономическом смысле, не забывая о нравственности.

     Традиционно считалось, что основой развития предприятия являются капиталовложения, инвестиции, внедрение более совершенных технологий, а персоналу отводиться роль аккуратного исполнителя. Современная концепция развития производства заключается в том, что максимальная производительность, качество и конкурентоспособность могут быть достигнуты только  при участии каждого сотрудника в совершенствовании производственного процесса первоначально на своем рабочем месте, а в дальнейшем на предприятии в целом.

     Вовлечение  персонала в процесс совершенствования  производства создает творческую обстановку и является мощным мотиватором персонала к труду, что позволяет каждому сотруднику максимально реализовать свой опыт и творческие способности [14, C.93].

     Что же мы понимаем под определением персонал? Персонал – категория работников, объединенных по признаку принадлежности к организации (аппарату, отделу, службе и т.д.) или к профессии (управленческий, административный, инженерный, технический персонал и т.д.) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.МЕТОДОЛОГИЯ  ФОРМИРОВАНИЯ И  УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ       ПРЕДПРИЯТИЯ 
 

2.1. Субъекты, функции и методы управления персоналом 
 
 
 
 

      Вся деятельность по управлению персоналом осуществляется его субъектами –  должностными лицами и организациями, непосредственно занятыми этого  рода  деятельностью.

            Субъектами управления персоналом являются: руководители всех уровней, службы персонала (отделы кадров), трудовые коллективы и прежде всего их органы: советы трудовых коллективов, производственные советы, общие собрания членов трудовых коллективов: действующие на предприятии отделы качества, профсоюзные и женские организации, объединения рационализаторов, ветеранов и т.п.

            Функции управления персоналом представляют собой направления  этого рода деятельности, ориентированные  на удовлетворение определенных потребностей предприятия.

            Существует несколько  методов определения функций управления персоналом, их значимости и удельного веса в управлении.

            Более точный, но в  тоже время и более дорогостоящий  метод определения функций и  задач в области управления персоналом – фиксация  их перечня и затрачиваемого времени  посредством наблюдения  за работой  менеджеров. Этот метод предполагает наличие  специально подготовленных профессионалов-наблюдателей, изучение деятельности многих менеджеров  и требует больших финансовых и временных затрат.

            Выделяют следующие  функции управления персоналом:

      1. Планирование персонала (включая  стратегическое планирование), определение  потребности в количестве и  качестве сотрудников, а также  времени их использования. 

      2. Маркетинг персонала. Он направлен  на обеспечение спроса на рабочие  места на данном предприятии со стороны лучшим образом подготовленных людей, в первую очередь высококвалифицированных специалистов и менеджеров.

      3. Подбор, оценка, отбор и принятие на работу сотрудников. Важность этой функции определяется растущей стоимостью рабочей силы и повышения требований к работнику.

      4.Адаптация, обучение и повышение квалификации работников, их развитие.

      5. Мотивация персонала. Мотивация достигается прежде всего через обеспечение совпадения организационных и личных целей.

      6. Руководство персоналом. Данная функция призвана объединять, координировать, взаимосвязывать и интегрировать все прочие функции в единое целое.

      7. Организация рабочего места. Эта функция учитывает различные факторы, влияющие на экономическую и социальную эффективность работника: его квалификацию и индивидуальные качества, техничку и технологию, служебное помещение, всю рабочую ситуацию.

      8. Оценка результатов деятельности и трудового потенциала персонала. На этой функции базируется стимулирование, развитие и использование кадров, а также контроль за ними.

      9. Контроль за персоналом, обеспечение дисциплины и организационного порядка.

      10. Участие в разработке стратегии компании и, в частности, в стратегическом планировании. В передовых компаниях персонал рассматривают как важнейший ресурс предприятия. Поэтому представляющие управление персоналом руководители непосредственно участвуют в определении наиболее важных, перспективных целей и задач компании[11,  C.36].

      Перечисленные функции не исчерпывают всего  их перечня. Однако их перечисление дает представление о содержании управления персоналом как специфического вида управленческой деятельности и о предмете науки управления персоналом.

            Управление персоналом как специфическая деятельность осуществляется  с помощью разных методов, т.е. способов воздействия на сотрудников.

      Методы  управления персоналом – это способы воздействия на коллективы и отдельных работников с целью осуществление координации их деятельности в процессе функционирования организации.

      Для эффективного управления организацией, и в частности персоналом предприятия, в научном и практическом плане выработаны три группы методов:

    1. Административные.
    2. Экономические.
    3. Социально-психологические.

      1. Для административных методов характерно прямое централизованное воздействие субъекта на объект управления. В систему административных методов входят:

  • Организационно-стабилизирующие методы (федеральные законы, указы, уставы, правила, госстандарты и др.), т.е. правовые нормы и акты, утвержденные государственными органами для обязательного выполнения.
  • Методы организационного воздействия (регламенты, инструкции, организационные схемы, нормирование труда) действующие внутри организации. Эти документы регламентируют состав, содержание и взаимосвязи всех подсистем организации.
  • Распорядительные методы (приказы, распоряжения) используемые в процессе оперативного руководства;
  • Дисциплинарные методы (установление и реализация форм ответственности).

      2. С помощью экономических методов  управление осуществляется путем  материального стимулирования коллектива и отдельных работников. Эти методы являются элементами экономического механизма с помощью которых обеспечивается прогрессивное развитие организации. Экономические методы делятся на две группы:

  • Методы, используемые федеральными и региональными органами управления (налоговая система, кредитно-финансовый механизм страны в целом и регионов), для  стимулирования населения страны к эффективному труду (с 2001 г в России действует самая низкая в мире ставка НДФЛ – 13%).
  • Методы, используемые организацией (экономические нормативы функционирования организации, система материального поощрения работников, система ответственности за качество и эффективность работы, участие в прибылях и капитале)

      3. Социально-психологические методы  связаны с социальными отношениями  в коллективе, с моральным и психологическим воздействием на работников.  С их помощью ценностные ориентации  людей регулируются через мотивацию, нормы поведения, социально-психологический климат, моральное стимулирование, а также определяется социальная политика в организации.  Данные методы включают в себя:

  • Формирование коллективов с учетом типологии личности и характера, творческого атмосферы. Особое внимание руководители должны обращать внимание на такие параметры личности, как интроверсия и экстраверсия (характеристика индивидуально-психологических особенностей личности в зависимости от ее направленности - либо на мир внешних объектов, либо на явления собственного субъективного мира).
  • Личный пример руководителя своим подчиненным. Во-первых, это имидж менеджера, который оказывает мотивационное воздействие на сотрудников в плане их самовыражения и причастности к работе в организации с эффективным руководителем. Кроме этого, на личном примере часто основывается власть руководителя, необходимая для осуществления других функций по управлению персоналом.
  • Ориентирующие условия – т.е. цели, стоящие перед организацией, и ее миссия.
  • Участие работников в управлении – участие в акционерном капитале, в прибылях и убытках или участие представителей трудового коллектива в управлении на разных уровнях.
  • Удовлетворение культурных и духовных потребностей работников – это представление им возможности социального общения (корпоративные мероприятия, организация досуга своих сотрудников и членов их семей и т.п.).
  • Установление социальных норм поведения и социальное стимулирование развития коллектива. Любой работник придерживается определенных этических норм поведения.
  • Удовлетворение моральных санкций и поощрений – т.е. разумное сочетание позитивных и негативных стимулов.

      Социальная  профилактика и социальная защита работников – это бесплатная медицинская помощь, профилактические осмотры, льготы, талоны на питание, бесплатные путевки, компенсации за проезд и другие виды не денежного стимулирования[6, C.54]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2.Проблемы кадрового менеджмента на предприятии  
 

     Отдел кадров на предприятиях представлял собой исключительно подразделение, занимающееся ведением кадрового делопроизводства. Постепенно руководство стало замечать связь между высокопрофессиональным персоналом и прибылью. Функции сотрудников отдела кадров стали разрастаться и значительно усложняться. Окончательно свое внимание на проблемы управления персоналом в компании собственники бизнеса обратили только в последнее время. Это обусловлено тем, что сейчас активно внедряются западные модели управления человеческими ресурсами, и тем, что время неприятия сталинского “кадры решают все” прошло – ведь кадры действительно решают все: от вопросов деловой репутации и имиджа компании до качества продукта [11.  C. 138].

Информация о работе Организация управления персоналом предприятия