Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 15:55, курсовая работа
Данная тема является, и всегда будет являться, актуальной и чрезвычайно важной для любой фирмы, как Российской, так и зарубежной. Актуальность данной темы обоснована тем, что без мотивации работника невозможно нормальное развитие фирмы. Используя наиболее современные и передовые методы стимулирования, и применяя теории мотивации, можно добиться значительного улучшения качества работы фирмы. Работники будут более качественно выполнять работу, увеличится общая производительность фирмы, грамотность и квалификация работников, уменьшится текучесть кадров.
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РОЛИ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ 6
1.1. Понятие и сущность персонала 6
1.2. Принципы и критерии отбора персонала 9
1.3. Роль персонала в организации 18
2.МЕТОДОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ПРЕДПРИЯТИЯ 20
2.1. Субъекты, функции и методы управления персоналом 20
2.2. Проблемы кадрового менеджмента на предприятии 25
2.3 Методы мотивации персонала на предприятии 31
3.СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ
ПЕРСОНАЛОМ ПРЕДПРИЯТИЯ ЗАО «КУРСКИЙ ЗАВОД
АККУМУЛЯТОР» 35
3.1. Социально – экономическая характеристика ЗАО
«Курский завод аккумулятор» 35
3.2. Анализ системы трудовой мотивации и стимулирования
труда на предприятии ЗАО «Курский завод аккумулятор» 39
3.3. Совершенствование материальных методов стимулирования
труда на предприятии ЗАО «Курский завод аккумулятор» 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 49
Сегодня обязанности работника, отвечающего за кадры на предприятии выходят далеко за пределы ведения кадровой документации. Это и поддержание психологически благоприятного климата в коллективе, разработка гибких систем стимулирования труда, организация различных обучающих мероприятий и т.д.
Безусловно, грамотная, четко отлаженная и соответствующая законодательству постановка системы кадрового документооборота и сейчас не потеряла своей значимости, но это была работа в основном с штатными единицами. И для руководства стала очевидной значимость каждого отдельного сотрудника в системе общей полноценной работы коллектива, и как следствие, в достижении основной цели – получения прибыли. Роль отдела кадров в структуре предприятия претерпела кардинальные изменения. Стало понятно, что основная стратегическая цель создания службы по управлению персоналом – это создание сплоченной и работоспособной команды единомышленников, заинтересованных в конечном результате своего труда и ощущающих моральную принадлежность к предприятию. Это формирование гибкой и индивидуально- ориентированной системы управления, построенной по принципу взаимодействия “лицом к лицу” с каждым работником и призванной способствовать наиболее эффективной деятельности предприятия.
Четко продуманная и хорошо спланированная система управления персоналом на сегодняшний день включает в себя различные составляющие: прицельный точечный подбор новых работников (с дальнейшей психологической адаптацией); разработку схем мотивации, включающих в себя самые разнообразные стимулы помимо традиционных денежных, проведение корпоративных мероприятий и многое другое. В ведение службы персонала остается ведение кадрового делопроизводства в соответствии с ТК РФ [8, C. 378].
На данном этапе развития бизнеса появилась острая необходимость в создании эффективной службы персонала, в организациях идет процесс создания такой службы. Построение службы персонала на новом предприятии и на уже существующем несколько лет принципиально разные ситуации. На определенном этапе работы организации появляется необходимость экономической оценки эффективности службы персонала.
Руководство компаний было убеждено, что невозможно в цифрах просчитать действия службы персонала и оценить ее эффективность. Тем не менее существуют показатели, с помощью которых несложно выяснить, на каком уровне находится кадровая работа в организации.
Практика показывает, что наиболее «чувствительными» критериями деятельности службы персонала являются такие : коэффициенты текучести, движения, стабильности кадров, оборот персонала, показатели уровня подготовки кадров.
Коэффициент текучести кадров рассчитывается следующим образом:
Ктек
=(Хсж + Хдпс)х100: S,
где Ктек – коэффициент текучести;
Хсж – общее число уволенных по собственному желанию за отчетный период;
Хдпс – общее число уволенных за нарушение трудовой дисциплины, прогулы, по судимости за отчетный период;
S
- среднесписочная численность
самостоятельным показателем , т.к. отражает количественный состав коллектива в динамике).
Чтобы
узнать среднесписочную численность
за отчетный период необходимо первого
числа каждого месяца фиксировать
списочную численность
S
= (S1+S2):2+(S2+S3):2+.....+ (S12+S1n):2)):12,
где S – среднесписочная численность;
S1,S2,S3 ....S12 – списочная численность на первое число каждого месяца отчетного периода;
S1n – списочная численность на 1 января следующего года.
Пределы «нормы» коэффициента текучести кадров, как показывает практика, колеблются от 3% до 5% в стабильной ситуации. Если он меньше 3%, то это можно расценивать как застой в коллективе. В таком случае необходимо искусственно «встряхнуть» персонал, например, найти повод для замены части сотрудников.
В рыночных условиях положение таково, что можно говорить только об относительной стабильности штата. Коэффициент текучести кадров при этом колеблется в пределах 5-9%. Особенно интересен этот показатель в динамике (за несколько отчетных периодов).
Если изобразить динамику текучести кадров в виде графика, то будет хорошо виден результат деятельности службы персонала. Повышение этого коэффициента от одного отчетного периода к другому говорит о снижении стабильности коллектива, недооценке потребностей работников со стороны руководства и кадровых служб, появлении негативных факторов, которые заставляют людей увольняться. Снижение коэффициента текучести, наоборот, свидетельствует об улучшении обстановки в коллективе и целенаправленном подходе в управлении кадрами.
Коэффициент текучести кадров можно рассчитывать не только по всему персоналу компании, но и по отдельным группам сотрудников, например: молодежь до 30 лет, рабочие, группы по возрасту, по полу и т.д. Для этого необходимо фиксировать списочную численность интересующей нас части коллектива на первое число каждого месяца, а в конце отчетного периода рассчитать по формуле среднесписочную численность этой группы, чтобы затем вычислить коэффициент текучести кадров в ней.
Коэффициент интенсивности текучести кадров рассчитывается следующим образом:
Кит
= К тек. гр. \ К тек.
где К ит – коэффициент интенсивности текучести ;
К тек гр – коэффициент текучести интересующей нас группы;
К тек - коэффициент текучести по всему трудовому коллективу.
Коэффициент эффективности, равный единице, - показатель, средний по рассматриваемому коллективу. Если этот коэффициент больше единицы, то интенсивность текучести у данной части персонала превышает среднюю , следовательно, группа “размывается” текучестью, а на это необходимо обратить внимание при разработке мероприятий, направленных на удержание сотрудников. При коэффициенте меньше единицы интенсивность текучести ниже средней, значит, группа относительно стабильна.
Коэффициент движения кадров рассчитывается следующим образом:
Кдв
= Х х 100: S;
где Кдв – коэффициент движения кадров;
Х – общее число уволенных за отчетный период;
S – среднесписочная численность за отчетный период.
“Нормативы” коэффициента движения в рыночных условиях колеблются в пределах 10-12%.
Общий показатель образовательного уровня – доля от общей численности персонала тех, кто имеют высшее образование или среднее профессиональное образование. Этот показатель интересен и по группам – руководителей, специалистов, рабочих. Следует учитывать содержание деятельности сотрудников этих категорий. К примеру , в науке необходим высокий уровень образования. Чем менее содержательна сфера труда (например: грузчик, уборщица) – тем предпочтительнее невысокий уровень образования. Сотрудники с высоким образовательным статусом имеют и более высокий уровень притязаний, а это приводит к неудовлетворенности и снижении мотивации при их занятости несодержательным, с интеллектуальной точки зрения, трудом.
Коэффициент образовательного уровня рассчитывается следующим
образом:
К
обр = 1 – N нс : S;
где К обр – коэффициент образовательного уровня;
Nнс - число работников, имеющих незаконченное среднее образование;
S - среднесписочная численность.
Снижение этого показателя от одного отчетного периода к другому говорит о снижении образовательного уровня персонала.
Коэффициент повышения квалификации рассчитывается следующим
образом:
К
пк = N пк х 100 : S;
где
К пк - коэффициент повышения
N пк - число лиц, повысивших квалификацию;
S – среднесписочная численность.
Уровень квалификации работников рассчитывается следующим
образом:
У
= N оитр : N итр;
где У – уровень квалификации работников;
N
оитр - число инженерно-технических
работников с высшим и с
средне-специальным
N
итр - общее число инженерно-
Этот показатель можно вычислить и по другим группам работников.
Что
касается повышения квалификации, то
она должна быть регулярной, т.к. уровень
полученных во время учебы знаний
с годами снижается (через 5 лет “остается”
всего до 10%). При целенаправленном
выделении средств на мероприятия
по повышению квалификации персонала
необходимо равномерное их распределение.
Например, в организации 500 человек выполняют
идентичную работу. Для постоянного поддержания
знаний коллектива на должном уровне необходимо,
чтобы 2/3 сотрудников (примерно 350 человек)
повышали квалификацию, минимум, раз в
5 лет, т.е. достаточно переобучить 70 работников
в год. Предположим, на повышение квалификации
одного человека расходуется в среднем
10 000 рублей. Тогда в год на 70 сотрудников
понадобится выделить 700 000 рублей[7, C. 115].
2.3
Методы мотивации персонала
на предприятии
В наши дни многие руководители воспринимают стимулирование и мотивацию только как повышение заработной платы работнику. В то же время, более 80% работников в России воспринимают мотивацию точно так же, то есть в России на данный момент в умах людей сложилось мнение, что мотивация может быть только материальной. Это – неправильное понимание столь важной проблемы.
Рассмотрим сначала материальное стимулирование. Повышать заработную плату работнику – не единственный тип материального стимулирования, и к тому же, такая мотивация не всегда действует. К примеру, повысив заработную плату отделу продаж, не обязательно люди начнут работать лучше. Вполне вероятно, и, скорее всего, работники отдела продаж не изменят свое отношение к работе, не станут работать усерднее. Но, если сделать зарплату работника не почасовой, а сдельной, гибкой, уменьшить основную часть, но увеличить работнику его процент от продаж, и в итоге новая заработная плата станет выше предыдущей даже при таком же объеме работы, как раньше, то такой шаг станет отличным стимулом для работника [7, С.150].
Также к материальному стимулированию можно отнести систему премий. Например, на некоторых наиболее развитых предприятиях существует 3 вида премий:
Следует
отметить, что такие премии для
организации – это небольшие,
несущественные расходы. Но данный метод
мотивации позволяет сильно увеличить
эффективность труда
Также можно продать работникам часть акций по очень низкой цене – тогда у всех работников, даже самых низких ступеней, будет стимул работать и делать все для процветания фирмы.
Информация о работе Организация управления персоналом предприятия