Организация управления предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 00:07, курсовая работа

Описание работы

Рациональная организация экономических служб и структурных подразделений предприятия, научный подход к управлению предприятием и постоянное улучшение, совершенствование технологий производства и управления персоналом, приведут к ощутимому результату в повышении эффективности деятельности предприятия, и улучшению его экономического положения.

Содержание работы

Введение
1 Теоретические основы организации управления предприятием
1.1 Понятие, основные принципы и классификация функции управления
1.2 Характеристика организационных структур управления предприятием
1.3 Структура органов управления различных организационно-правовых форм предприятия
2 Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.1 Анализ основных экономических показателей
3 Анализ организации управления предприятием
3.1 Производственная и организационная структура управления предприятием
3.2 Анализ состава, структуры и движения кадров
3.3 Методы и стиль управления руководителей и специалистов
4 Основные направления совершенствования организации управления предприятием
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 387.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской федерации

Кубанский государственный технологический  университет 

Кафедра экономики и финансов

 

 

Курсовая работа

 

по дисциплине «Экономика организации (предприятия)»

 

на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ»

 

 

                                                                                   Выполнила студентка

                                                                                    4 курса МИППС (080502)

                                                         

 

                                                                                                                                              Руководитель

        

 

 

Курсовая работа

допущена к защите___________________

 

 

Краснодар

2010 
РЕФЕРАТ

 

 

Курсовая работа 64 страницы, 3 рис., 3 табл., 16 источников.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ, ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ, СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ, МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ, СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ

 

Объект: СПК «Рассвет»

В процессе работы  использовались методы сравнительного и факторного анализа по отчетным данным за три года

Цель курсовой работы – провести анализ и наметить пути совершенствования процессов управления СПК «Рассвет».

Исходя из цели курсовой работы, определены задачи:

  • рассмотреть теоретические аспекты предприятия;
  • провести сравнительный анализ управления;
  • определить основные направления совершенствования управления на предприятии;
  • сделать выводы.

Предмет исследования - управление на предприятии.

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………….…...4

1 Теоретические основы организации управления предприятием

1.1 Понятие, основные  принципы и 

классификация функции управления……………………………………….6

1.2 Характеристика организационных  структур управления

 предприятием…………………………………………………………….….23

1.3 Структура органов управления различных

организационно-правовых форм предприятия………………………….…35

2 Организационно-экономическая характеристика предприятия…..…….38

2.1 Анализ основных  экономических показателей…………………….…..40

3 Анализ организации управления предприятием

3.1 Производственная и  организационная структура 

управления предприятием…………………………………………………...42

3.2 Анализ состава, структуры и движения кадров…………………….….45

3.3 Методы и стиль управления руководителей и специалистов……..…..55

4 Основные направления совершенствования организации

 управления предприятием………………………………….…………….…57

Заключение……………………………………………………………….…..61

     Список использованных источников……………………………………….64

 

 

Введение

В современных условиях эффективность  экономики страны зависит в первую очередь от предприятий ее составляющих. Предприятие является многофакторной многофункциональной системой, включающей массу технических, организационных, социальных и экономических аспектов. Это обусловливает множественность подхода при классификации предприятий. Видов предприятий много, проблем управления их деятельностью не меньше.

Перестройка всей экономической  системы предъявляют новые требования к специалистам, работающим на постах менеджеров и экономических службах. Они должны быть опытными и умелыми организаторами, проницательными хозяевами производства, уметь четко определить основные пути повышения эффективности деятельности фирмы.

Рациональная организация  экономических служб и структурных  подразделений предприятия, научный  подход к управлению предприятием и постоянное улучшение, совершенствование технологий производства и управления персоналом, приведут к ощутимому результату в повышении эффективности деятельности предприятия, и улучшению его экономического положения.

В рамках структуры управления протекает управленческий процесс предусматривающий движение информации и принятие управленческих решений, между участниками которого распределены задачи и функции управления, а следовательно - права и ответственность за их выполнение. С этих позиций структуру управления можно рассматривать как форму разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой происходит процесс управления, направленный на достижение намеченных целей менеджмента.

Таким образом, структура  управления включает в себя все цели, распределенные между различными звеньями, связи между которыми обеспечивают координацию отдельных действии по их выполнению. Поэтому ее можно рассматривать как обратную сторону характеристики механизма функционирования (как процесса реализации структурных связей системы управления). Связь структуры с ключевыми понятиями управления – его целями, функциями, процессом, механизмом функционирования, людьми и их полномочиями – свидетельствует о ее огромном влиянии на все стороны работы организации. Именно поэтому менеджеры всех уровней уделяют огромное внимание анализу принципов и методов формирования, выбору типа или комбинации видов структур, изучению тенденций в их построении и оценке их соответствия решаемым целям и задачам. Именно поэтому тема курсовой работы и является актуальной в современных условиях.

 

 

         1 Теоретические основы организации управления предприятием

    1. Понятие, основные принципы и классификация функций управления

 

Управление - это сложная  интеллектуальная деятельность человека, требующая специальных знаний и опыта, всегда существовало в каких-то формах там, где люди работали группами. Например, египетские пирамиды требовали четкости в планировании, организации работы множества людей, контроля за их деятельностью.

Первый исторический период (до XVIII века) - накопление опыта управления. Второй исторический период (1776-1890) - индустриальный период. Работы А. Смита (государственное управление), Р. Оуэна (гуманизация производства) и другие. Возникновение фабрик как первичного типа производства и необходимость обеспечения работой больших групп людей. Индивидуальные владельцы не в состоянии наблюдать за деятельностью всех рабочих. Первые менеджеры - это лучшие работники, представляющие интересы владельцев на рабочих местах.

Третий исторический период - период систематизации. Формирование науки об управлении.

Управление возникло из кооперации для координирования  деятельности людей. Одна из сфер применения - экономическая - изыскание, производство и распределение ресурсов;

Очевидной характеристикой любого предприятия есть разделение труда, ведь предприятие - это искусственная система, созданная человеком ради его собственных интересов, прежде всего совместной работы. Поскольку работа на предприятии распределена между подразделами и отдельными исполнителями, кто-то должен координировать их действия, чтобы достичь общей цели деятельности. Поэтому объективно возникает потребность в обособлении управленческой деятельности от исполнительной. Необходимость управления связанна с процессами разделения труда на предприятии.

Управление, которое (в  широком понимании) есть деятельностью, направленной на координацию работы других людей (трудовых коллективов) опирается на теорию и практику управления, но является больше искусством, чем знанием, так как представляет собой скорее способ использования знаний в конкретных рациональных формах и модификациях, чем само знание. Управление есть искусство, суть которого состоит в применении науки к реальностям ситуации.

Функции управления –  это конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приёмами и способами, а также соответствующая организация работ.

Функции управления имеют  специфический характер, особое содержание и могут осуществляться самостоятельно, быть как не связанными между собой, так и неразрывно связанными, более, того, они как бы взаимопроникают друг в друга.

Вместе с тем все  функции, которые встречаются, можно  классифицировать по следующим основным группам:

- планирование;

- организация;

- мотивация;

- контроль.

Для любого предприятия, учреждения или организации все группы функций, являются жизненно важными.

Функции управления можно  представить как виды управленческого  труда, связанные с воздействием на управляемый объект. Управление – это искусство создавать  вещи посредством людей.

Функция планирования –  функция предполагающая решение  о том, какие должны быть цели организации и что должны делать её члены, что бы достичь этих целей. Планирование как функция управления основывает «фундамент» для других функций и считается одной из главнейших.

Единого метода планирования не существует, поэтому на каждом уровне организации происходит свое планирование, т.е. тип планирования и акцент зависит  от положения менеджера в организационной  иерархии фирмы.

Существует три типа планирования:

- стратегическое планирование (высший уровень);

- тактическое планирование (средний уровень);

- оперативное планирование (нижний уровень).

Все три типа планов составляют общую систему, которая называется генеральным, или общим, или бизнес-планом функционирования организации.

Эта функция имеет  одну главную цель, помочь менеджеру  наиболее точно предсказать будущее  в развитии организации, поскольку  в управленческой жизни постоянно присутствуют случайности и неопределенности в развитии событий, поэтому и разрабатываются долгосрочные планы развития, где и делаются попытки определить элементы решения альтернатив.

Функция организации  – это процесс объединения  людей и средств для достижения поставленных целей организацией.

Организация - это процесс  установления порядка и последовательности согласованного в пространстве и времени целенаправленного взаимодействия частей системы для достижения в конкретных условиях, в определенные сроки поставленных целей, выработанными для этого методами и средствами с наименьшими затратами.

Чтобы планы были реализованы, руководство должно найти эффективный способ сочетания планов, т. е. с оптимальным результатом.

Существует два основных аспекта организационного процесса:

1. Деление организации  на подразделения соответственно  целям и стратегиям.

2. Делегирование полномочий.

Делегирование, как термин, используемый в теории управления, означает передачу задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение.

Важно осознать, что делегирование  реализуется только в случае принятия полномочий, и собственно ответственность не может быть делегирована. Руководитель не может размывать ответственность, передавая ее подчиненному. Хотя лицо, на которое возложена ответственность за решение какой-либо задачи, не обязательно выполнять ее лично, оно остается ответственным за удовлетворительное завершение работы.

Если предполагается, что какое-то лицо примет ответственность  за удовлетворительное выполнение задачи - организация должна предоставить ему требуемые ресурсы. Руководство осуществляет это путем делегирования полномочий вместе с задачами.

Полномочия представляют собой ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия некоторых ее сотрудников на выполнение определенных задач.

Полномочия ограничены планами, процедурами, правилами и устными распоряжениями начальников, а также факторами внешней среды, например, законами и культурными ценностями. Пределы формальных полномочий часто нарушаются благодаря власти и неформальным организациям.

В некоторых случаях пределы полномочий изменяют характер полномочий в такой значительной степени, что необходимо рассмотреть отношения между уровнями полномочий, которые проявляются в виде двух общих типов. Они обозначаются как линейные и аппаратные (штабные) полномочия, причем оба типа могут применяться в различных формах. Линейные полномочия - это полномочия, которые передаются непосредственно от начальника к подчиненному и далее к другим подчиненным.

Делегирование линейных полномочий создает иерархию уровней  управления организации. Процесс создания иерархии называется скалярным процессом. Поскольку полномочия распоряжаются людьми обычно передаются посредством скалярного процесса, результирующая иерархия называется скалярной цепью или цепью команд. Итак, результатом делегирования линейных полномочий является цепь команд.

Делегирование редко  бывает эффективным, если руководство  не придерживается принципа соответствия, согласно которому объем полномочий должен соответствовать делегированной ответственности.

Построение организаций.

1. Следует выбирать  такую организационную структуру,  которая соответствует стратегическим планам и обеспечивает ей эффективное взаимодействие с окружающей средой и достижение намеченных целей.

2. Структура организации  не может оставаться неизменной, потому что меняется как внешнее, так и внутреннее ее окружение.

3. Большинство организаций  сегодня используют бюрократические  структуры управления. Традиционной  структурой бюрократии является  функциональная организация, при  которой последняя разбивается на подразделения, выполняющие специализированные функции.

4. Поскольку чисто  функциональные структуры оказались  не слишком эффективными, крупные  организации перешли к использованию  дивизиональных структур. Основными типами такой структуры являются дивизиональные структуры, ориентированные или на различные виды продукции, или на различные группы потребителей, или на различные регионы. Выбор в пользу той или иной структуры определяется важностью этого элемента в стратегических планах организации.

Информация о работе Организация управления предприятием