Основные аспекты формирования сбытовой политики на промышленном предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2015 в 16:29, курсовая работа

Описание работы

Цель работы определение способов совершенствования системы управления сбытом в ОАО "Старт".
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить цели, задачи и основные направления сбытовой политики экономических единиц;
2) оценить технико-экономическое развитие финансово-хозяйственной деятельности ОАО "Старт" в 2009 – 2010гг.;
3) проанализировать планирование, организацию и контроль сбыта на предприятии и оценка эффективности сбытовой политики.
4) разработать предложения по созданию эффективных систем сбыта продукции ОАО "Старт".

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты формирования сбытовой политики на промышленном предприятии
1.1 Цели, задачи и основные элементы сбытовой политики предприятия
1.2 Организация сбыта на промышленном предприятии
Глава 2. Анализ сбытовой политики ОАО «Старт»
2.1 Технико-экономическая характеристика ОАО «Старт»
2.2 Анализ сбытовой политики на предприятии
Глава 3. Разработка мероприятий по совершенствованию сбытовой политики в ОАО «Старт»
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

мой курсач.docx

— 87.58 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты формирования сбытовой политики на промышленном предприятии

1.1 Цели, задачи и основные  элементы сбытовой политики предприятия

1.2 Организация сбыта на  промышленном предприятии

Глава 2. Анализ сбытовой политики ОАО «Старт»

2.1 Технико-экономическая  характеристика ОАО «Старт»

2.2 Анализ сбытовой политики  на предприятии

Глава 3. Разработка мероприятий по совершенствованию сбытовой политики в ОАО «Старт»

Заключение

Список литературы

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

        В условиях рыночной экономики требования маркетинга не ограничиваются лишь созданием высококачественного товара, отвечающего запросам потребителей, и правильным установлением цены на него. Необходимо довести этот товар до конечных потребителей и сделать его доступным целевому сегменту рынка.

Под сбытовой политикой организации (предприятия) в наиболее широком смысле следует понимать выбранные ее руководством совокупность сбытовых стратегий маркетинга и комплекс мероприятий по формированию ассортимента выпускаемой продукции, ценообразованию, по формированию спроса, стимулированию сбыта, заключению договоров продажи (поставки) товаров, товародвижению, транспортировке, по инкассации дебиторской задолженности, организационным, материально-техническим и прочим аспектам сбыта.

Для российских организаций в сложных условиях современного бизнеса управление сбытом особенно актуально - изменение ситуации в стране, постепенное освоение нового экономического порядка вынуждает все большее число предпринимателей и менеджеров осознавать необходимость достижения не только сиюминутных, но и долговременных целей. Более того, опыт успешно функционирующих предприятий убедительно свидетельствует, что сбыт товаров должен рассматриваться не как разовое мероприятие, а как элемент тщательно продуманной долгосрочной стратегии маркетинга.

Реальность российской практики управления промышленными предприятиями показала, что сбыт не является самым значимым элементом маркетинговой деятельности. Причины этому следующие: большинство предприятий до сих пор ориентировано на производство, а не на маркетинг; при выборе клиента основное внимание направлено на минимизацию издержек по сбыту, а не на максимальное удовлетворение потребностей клиента.

Таким образом, в хозяйственной деятельности промышленной организации одним из основных вопросов являются сбыт (реализация) готовой продукции; последняя подразумевает законченные производством на данном предприятии изделия, работы и услуги, которые могут быть предложены рынку как товары.

Цель работы определение способов совершенствования системы управления сбытом в ОАО "Старт".

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) изучить цели, задачи и основные  направления сбытовой политики  экономических единиц;

2) оценить технико-экономическое развитие финансово-хозяйственной деятельности ОАО "Старт" в 2009 – 2010гг.;

3) проанализировать планирование, организацию и контроль сбыта на предприятии и оценка эффективности сбытовой политики.

4) разработать предложения по созданию эффективных систем сбыта продукции ОАО "Старт".

Предмет исследования – сбытовая политика промышленного предприятия. Объект исследования – Открытое Акционерное Общество "Старт", которое специализируется на производстве и реализации транспортных автоцистерн для шасси отечественного и зарубежного производства.

Результаты исследований позволяют выдвинуть меры по разрешению различных проблем в рамках деятельности по сбыту продукции ОАО "Старт".

 

Глава 1. Теоретические аспекты формирования сбытовой политики на промышленном предприятии

        1.1 Цели, задачи и основные элементы  сбытовой политики предприятия

         Фирмы имеют альтернативы в организации распределения своего продукта. При этом в её основе лежит принципиальная ориентация удовлетворения многообразных запросов конечного потребителя и способ её существования, рассматриваемый как совокупность действий по максимальному приближению товара к целевой группе потребителей (либо наоборот, привлечение потребителей к товару фирмы). Выбор ориентации и способа удовлетворения запросов потребителей и составляет суть "политики" фирмы в области сбыта.

Сбытовую политику фирмы-изготовителя продукции следует рассматривать, как целенаправленную деятельность, принципы и методы, осуществления которой призваны организовать движение потока товаров к конечному потребителю. Основной задачей является создание условий для превращения потребностей потенциального покупателя в реальный спрос на конкретный товар. К числу таких условий относятся элементы сбытовой политики.

Основными элементами сбытовой политики являются следующие:

  • транспортировка продукции — её физическое перемещение от производителя к потребителю;
  • доработка продукции — подбор, сортировка, сборка готового изделия и прочее, что повышает степень доступности и готовности продукции к потреблению;
  • хранение продукции — организация создания и поддержание необходимых её запасов;
  • контакты с потребителями — действия по физической передачи товара, оформлению заказов, организации платёжно-расчетных операций, юридическому оформлению передачи прав собственности на товар, информированию потребителя о товаре и фирме, а также сбору информации о рынке. Она нацелена на эффективное взаимодействие всех субъектов маркетинговой системы по обеспечению перемещения подготовленного для продажи конкретного товара определенного количества и качества, в конкретное время и установленное место.

В экономическом отношении достижение этой цели обеспечивает фирме получение запланированной прибыли и удовлетворение потребностей покупателей.

В качестве критериев принятия решений при осуществлении мероприятий распределительной политики могут применяться: величина товарооборота; доля рынка; расходы по сбыту; степень разветвленности сети распределения, что характеризуется уровнем сохраняемости продукта в процессе его распределения от производителя до конечного потребителя; имидж каналов сбыта, т. е. организаций, обеспечивающих распределение и сбыт товаров; уровень кооперации субъектов в системе распределения, обеспечивающий снижение конфликтности и коммерческого риска; гибкость и живучесть распределительной сети.

Сбытовая сеть может включать следующих субъектов: распределительные органы фирмы-производителя; сбытовых посредников; сбытовых партнеров. В качестве сбытовых посредников, как правило, выступают оптовые и розничные предприятия, обладающие экономической и юридической самостоятельностью. Эти предприятия разрабатывают самостоятельную, независимую от фирмы-производителя распределительную политику и мероприятия по ее проведению. Тогда как органы фирмы-производителя, например отделы по продаже и реализации товара, не имеют такой самостоятельности.

Для характеристики договорных и коммуникативных связей субъектов распределительной сети используются такие понятия, как канал сбыта и путь сбыта.

 Канал (пути) сбыта — это способ, с помощью которого товары перемещаются от производителя к потребителю. Это совокупность организаций или отдельных лиц, которые принимают на себя или помогают передать другому субъекту право собственности на конкретный товар или услугу на их пути от производителя к потребителю. От выбранного канала зависят скорость, время, эффективность движения и качество поставки товара от производителя к конечному потребителю.

Использование каналов сбыта производителем основывается на следующих предпосылках:

1) необходимость и возможность  экономии финансовых средств при распределении продукции;

2) развитие производства  за счет сэкономленных средств;

3) организация продажи  товара более эффективным способом;

4) увеличение объемов  реализации и более доступная  продажа товара на целевых  рынках.

В зависимости от выбора позиции фирмы по отношению к каналу сбыта, сбыт можно подразделить на определенные виды.

Система прямого сбыта предусматривает непосредственную реализацию продукции конечному потребителю. Его отличительной особенностью является возможность для фирмы – производителя контролировать путь прохождения продукции до конечного потребителя, а также условия её реализации. Однако в этом случае фирма несет существенные внепроизводственные издержки, обусловленные необходимостью создания дорогостоящих товарных запасов, и затрачивает большое количество ресурсов на осуществление функции непосредственного доведения (продажи) товара до конечного потребителя, при этом возлагая на себя все коммерческие риски товародвижения.

Вместе с тем, с позиции фирмы-производителя, преимуществом такой формы сбыта является её право на максимальный объем прибыли, какой только можно выручить от продажи производимой продукции (услуг).

Прямой сбыт осуществляют, используя принадлежащие фирме производителю:

- региональные сбытовые  филиалы, имеющие штат квалифицированных  специалистов, знающих местный рынок, конкурентов, способных предложить  соответствующие запросам потребителей  условия продажи товаров и  сервис;

- сбытовые конторы или  службы без создания товарных  запасов с выполнением функций  по заключению сделок "под заказ", изучению рынка поддержанию контактов  с потребителями;

- специальных агентств  имеющих или не имеющих право  на заключение сделок, функциональные  обязанности которых, помимо прочих, входит демонстрация товара клиенту;

- розничную сеть (киоски, магазины, салоны и др.).

    В случае, когда система предусматривает участие в сбыте торговых посредников и отличие между производителем, и конечным потребителем опосредованы, такая их связь носит название косвенного канала. Такие каналы строятся на использовании опыта посредников и различных форм сотрудничества с торговой сетью. Здесь фирма перекладывает значительную часть издержек по сбыту и соответствующую долю риска на формально не зависимых контрагентов, снижая контроль над товародвижением, и, как следствие, уступает им часть коммерческой выгоды.

   Существуют также смешанные каналы, которые объединяют черты первых двух каналов товародвижения.

 

При организации косвенного канала сбыта возникает потребность в определении его длины и ширины. Длина канала — это количество уровней канала, то есть однофункциональных посредников.(рис.1-3)




Косвенный канал первого уровня рис.1

        Косвенный канал второго уровня рис.2     

     

       Косвенный  канал третьего уровня рис.3

Ширина канала — это число посредников, условно находящихся на одном уровне (рис.4-5).

          Узкий канал сбыта рис.4

 

Широкий канал сбыта рис.5

По мере продвижения товара на рынок фирма производитель ищет посредников для дальнейшего распространения продукции и в зависимости от количества посредников, через которых прошел товар канал сбыта может иметь разную длину и ширину.

          Задачи системы сбыта товаров и услуг могут быть стратегическими и тактическими.

      Стратегические задачи связаны в основном с организационно-коммерческой функцией распределения, с формированием и организацией каналов сбыта. К ним относятся следующие задачи: прогнозирование и планирование перспективных потенциальных каналов и путей сбыта; обоснование и выбор прямого или непрямого типа сбыта товаров.

     Тактические задачи сбытовой политики касаются:

- работы с уже существующими  клиентами;

- реализации программ  по привлечению новых покупателей;

- поиска и отбора коммерческих предложений на поставку товара или предоставление услуг;

- организации стимулирования  оплаты заказов;

- проверки деятельности  внешней службы фирмы-производителя, в частности, наличия и достаточности  торговых запасов, необходимости  презентации товара, мероприятий  по поддержке сбыта;

- установления структуры  и величины как общих затрат, так и затрат по каждой составляющей  расходов, связанных с физическим  распределением товара, а также  сравнения этих затрат с уровнем  сервиса поставки;

- анализа и развития  компьютерного обеспечения в  системе распределения для оперативного  отслеживания спроса и предложения, а также развития самообслуживания, системы учета и контроля за объемами продаж и ценами реализованных товаров для принятия оперативных маркетинговых мероприятий.

В качестве исходных характеристик функционирования системы распределения могут быть использованы данные, относящиеся к поведению продукта, потребителей, конкурентов, предприятия — производителя товара, а также о правовой и экологической средах, в которых находится распределительная система или ее элементы (таблица 1).

Таблица -1. Данные, определяющие сбытовую политику предприятия

Факторы системы распределения

Характеристика данных

Продукт

Способность к складированию

Транспортабельность

Уровень непрерывности, частота потребности в продукте

Отзывы о потреблении продукта

Потребители

Число потребителей или их групп

Распределенность по территории

Обычаи и культура покупок

Отношение к методам продажи товара

Плотность потребления товара в точках оптовой и розничной торговли.


 

На практике применяются различные методы сбыта в распределительной политике. Основными методами сбыта являются:

а) торговые системы, включающие централизованный и децентрализованный сбыт;

б) собственная или внешняя формы организации продажи (форма сбыта);

в) прямой и непрямой сбыт через торговые посреднические предприятия (пути сбыта).

Таким образом, сбыт — неотъемлемый элемент процесса маркетинга, так как является завершающей, наиболее ответственной стадией обеспечения потребителя необходимым для него товаром. Он направлен на формирование и поддержание эффективной системы перемещения продукта от производителя до конечного потребителя с минимальными затратами.

Информация о работе Основные аспекты формирования сбытовой политики на промышленном предприятии