Основные аспекты формирования сбытовой политики на промышленном предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2015 в 16:29, курсовая работа

Описание работы

Цель работы определение способов совершенствования системы управления сбытом в ОАО "Старт".
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить цели, задачи и основные направления сбытовой политики экономических единиц;
2) оценить технико-экономическое развитие финансово-хозяйственной деятельности ОАО "Старт" в 2009 – 2010гг.;
3) проанализировать планирование, организацию и контроль сбыта на предприятии и оценка эффективности сбытовой политики.
4) разработать предложения по созданию эффективных систем сбыта продукции ОАО "Старт".

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты формирования сбытовой политики на промышленном предприятии
1.1 Цели, задачи и основные элементы сбытовой политики предприятия
1.2 Организация сбыта на промышленном предприятии
Глава 2. Анализ сбытовой политики ОАО «Старт»
2.1 Технико-экономическая характеристика ОАО «Старт»
2.2 Анализ сбытовой политики на предприятии
Глава 3. Разработка мероприятий по совершенствованию сбытовой политики в ОАО «Старт»
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

мой курсач.docx

— 87.58 Кб (Скачать файл)

 

1.2 Организация сбыта на промышленном  предприятии

    Организация сбыта на промышленном предприятии должна осуществляться в соответствии с концепцией маркетинга взаимодействия. Концепция маркетинга взаимодействия основывается на принципах активного вовлечения в процесс производства, распределения, реализации и потребления товара всех участников маркетинговой системы.

Основными элементами планирования сбыта являются: подготовка прогнозов общехозяйственной и рыночной конъюнктуры; прогнозное ориентирование объемов сбыта фирмы; разработка финансовой сметы сбыта; установление норм сбыта; селекция каналов распределения товаров; организация торговых коммуникаций (включая выбор месторасположения торговых предприятий); планирование и осуществление коммерческой отчетности; анализ хода и динамики продаж; планирование и оценка деятельности персонала службы сбыта; составление и осуществление плана координации деятельности службы сбыта, связей с другими подразделениями фирмы; разработка плана консультаций и работы с заказчиками и т. д.

      К наиболее часто используемым показателям экономической конъюнктуры относятся показатели цен, объемов спроса, предложения, объемов продаж и т.д.

    Прогноз общехозяйственной и рыночной конъюнктуры играет важную роль во внутрифирменном планировании сбыта продукции. По временному интервалу прогнозы конъюнктуры могут быть краткосрочными (3-12 мес.), среднесрочными (1-5 лет) и долгосрочными (5-20 лет). Установление норм сбыта для торговых посредников заключается в распределении общего объема сбыта продукции в виде заданий, которые определяются с учетом потенциала торговой организации, категории заказчиков.

  Организация торговых коммуникаций включает организацию отношений с существующими и перспективными заказчиками, как крупными, так и малыми, но растущими; разработку и проведение мероприятий по стимулированию торговых посредников (скидки с цен, обучение торгового персонала, реклама на местах распродажи товаров, конкурсы дилеров и т. д.); мероприятия по внедрению мультимедиа-технологий и т. д.

Координация деятельности службы сбыта, связей с внутренними подразделениями фирмы и внешними субъектами окружающей среды проводится с целью поддержания эффективного поведения системы сбыта и обеспечения поставки необходимой потребителю продукции в нужное время, в требуемый район, в надлежащем количестве и установленного качества.

Основным средством и инструментом координации является организационная форма, структура службы сбыта, которая отражает размер фирмы, тип и ассортимент товаров, количество и месторасположение покупателей, каналы распределения, методы торговли, права и ответственность от вышестоящего к нижестоящему уровню. В зависимости от сочетания этих факторов фирмы могут использовать следующие формы организации службы сбыта: функциональную, региональную, товарную, отраслевую, комбинированную.

Функциональная организация службы сбыта используется малыми и средними фирмами, имеющими однородную номенклатуру товаров. Коммерческий директор координирует торговые операции на национальном и внешнем рынках, рекламу и стимулирование сбыта. Управляющий по сбыту на национальном рынке организует работу сбыта с помощью трех управляющих по сбыту, осуществляет контроль за складированием, транспортировкой и доставкой товара через заведующего отделом распределения.

Региональная организация сбыта применяется компаниями, которые выпускают ограниченное количество однородных товаров и используют разветвленную распределительную сеть с большим числом торговых точек.

Каждое подразделение в такой организационной структуре возглавляет региональный коммерческий директор, подчиненный — маркетинг-директору фирмы. Такая организация позволяет агентам по сбыту тесно сотрудничать с потребителями в пределах обслуживаемой территории и работать с минимальными затратами времени и средств на разъезды, так как они проживают на территории этого региона.

Региональная организационная структура эффективна, когда имеют место рассредоточенность торговых операций, высокая концентрация предприятий в пределах каждого отдельного района и различия во вкусах и предпочтениях покупателей, проживающих в разных географических районах. Достоинством такой организации сбыта является то, что такие смежные отделы, как рекламный, маркетинговых исследований, планирования ассортимента продукции, централизованны, т. е. входят в состав главного управления фирмой и обслуживают все региональные группы сбыта продукции.

Товарная организация сбыта формируется, когда планируется реализация товаров широкого ассортимента и различной номенклатуры. Вся ответственность за планирование и разработку стратегий для реализации определенного продукта или группы продуктов возлагается на управляющего продуктом (группой продуктов). Управляющий сбытом организует разработку стратегии сбыта, прогноза и сметы сбыта, политики цен и упаковки, мероприятий по рекламе и стимулированию сбыта. Торговые уполномоченные руководят специалистами по сбыту конкретного товара или группы товаров и несут ответственность за формирование заказов и реализацию товара. Специалисты по сбыту конкретного товара являются высококвалифицированными работниками, компетентными в области характеристик, назначения и использования товара, имеющими опыт работы с покупателями.

Отраслевая организация сбыта применяется для поставки однородной продукции фирмам-потребителям различного профиля (машиностроение, энергетика, химия, текстильная промышленность и т. д.).

Таким образом, организация сбыта предполагает объединение всех сотрудников, выполняющих взаимосвязанный комплекс работ в процессе обеспечения перемещения товара от производителя к конечному потребителю. Она требует также определения функций и установления служебных взаимоотношений между работниками внутри сбытовой сети и за ее пределами, координации и контроля деятельности в системе сбыта. Кроме того, организация сбыта охватывает деятельность по формированию, отбору специалистов, привлекаемых к работе в службе сбыта, оценке качества и результатов работы подчиненных, а также мероприятия по материальному и моральному стимулированию персонала.

Глава 2. Анализ сбытовой политики ОАО «Старт»

2.1 Технико-экономическая  характеристика ОАО «Старт»

Открытое Акционерное Общество «Старт» - ведущее предприятие России, специализирующееся на выпуске автоцистерн для перевозки пищевых жидкостей, молочного и пивоваренного оборудования. Основную часть выпускаемой продукции ОАО «Завод Старт» поставляет в регионы России, страны СНГ и ближнего востока. Емкостное оборудование для производства молочных продуктов пользуется спросом и приобретается в больших объемах крупными молочными комбинатами, молочными заводами, хозяйствами, перерабатывающими сельхозпродукцию.

Юридический адрес предприятия: 641730, Россия, Курганская область, г. Далматово, ул. Рукманиса С., д.31. Предприятие является коммерческой организацией, созданной для получения прибыли от ведения хозяйственной деятельности на территории России.

Спецификация: выпуск автоцистерн для перевозки различных жидкостей, прицепов-цистерн для пищевых жидкостей, для кислоты, бензовозов, контейнеров-цистерн.

    На современном этапе развития завод "СТАРТ" выпускает новый широкий ассортимент продукции для АПК, которая пользуется спросом не только на территории России, но и в странах ближнего и дальнего зарубежья.

  1. Проведем анализ уровня и динамики финансовых результатов деятельности ОАО "Старт" по данным отчетности формы № 2 "Отчет о прибылях и убытках" за 2009 год (приложение А Б). В таблице 2 представлен

анализ уровня и динамики прибыли предприятия за 2009 – 2010 гг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наименование показателя 

2009

тыс.руб.

2010

тыс.руб.

Абсолютное отклонение,

тыс. руб.

Относительное отклонение,

%

Уровень относительно продаж 2009, %

Уровень относительно продаж 2010, %

Изменение

структуры,

%

Доходы и расходы по обычным видам деятельности

457501

715767

258266

156

-

-

-

Себестоимость проданных товаров, продукции, услуг

384013

581428

197415

151

-

-

-

Валовая прибыль

73488

134338

60850

182

-

-

-

Коммерческие расходы

8520

18207

9687

213

-

-

-

Управленческие расходы

55424

74909

19485

135

-

-

-

Прибыль (убыток) от продаж

9544

41223

31679

432

2,08

5,75

3,67

Прочие доходы

11601

15287

3686

132

-

-

-

Прочие расходы

17858

19260

1402

108

-

-

-

Прибыль (убыток) от налогообложения

4145

35339

31194

852

0,91

4,94

4,03

Чистая прибыль

4934

26730

21796

542

1,07

3,73

2,66



Таблица- 2. Анализ уровня и динамики прибыли предприятия за 2009 – 2010 гг.

    Таким образом, полученные данные позволяют сделать следующие выводы. Доходы предприятия в 2010 г. увеличились на 258266 тыс. руб. по сравнению с прошлым годом, валовая прибыль составила 134388 тыс. руб., что на 60850 тыс. руб. больше 2009 года. Прибыль от продаж возросла 432% или 31679 тыс. руб. и составила 41223 тыс. руб. Так же вросла и балансовая прибыль ОАО «Старт» в 2010 году она составила 35339 тыс.руб., что на 31194 тыс.руб. больше чем в 2009. Это связано с уменьшением внерелизационных расходов и уменьшением прочих операционных доходов.

Чистая прибыль, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов, составила в 2010 году 26730 тыс. руб., что значительно выше 2009 года, то есть выросла на 542%.

Исследование структуры (вертикальный анализ) показал, что изучение уровня каждого показателя относительно выручки от продажи, видно, что уровень себестоимости в отчетном периоде составил81,2 что на 2,7 % ниже, чем в 2009 году. Уровень чистой прибыли составил 3,73%, что на 2,66 % больше, чем в 2009 году. На величину прибыли оказывают влияние разные факторы, в данном случае это состояние рынка, система налогообложения, цены и тарифы на топливо и энергию.

  1. Проведем анализ деятельности ОАО "Старт" .В таблице- 3 представлен анализ деятельности предприятия за 2009 – 2010 гг.

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 3- Анализ деятельности предприятия

Наименование

Обозначение

Формула

2009 год

2010 год

Абсолютное отклонени,

Тыс.руб.

Относительное отклонение,%

1.Коэффициент  текущей ликвидности 

 

Оборот.актив/

Краткосроч.обяз

2,7

3,0

0,3

110

2. Коэффициент  абсолютной ликвидности

 

Краткосроч.фин.влож+ден.средств/займы и кр.+кредитор.задолжн+тек.обяз

0,04

 

0,26

750

3. Коэффициент обеспеченности собственными средствами

 

Кап.и резервы-внеобор.актив/оборот.актив

0,6

0,6

0

100

4. Собственные оборотные активы

   

126799

106687

-20112

80

5. Запасы и затраты

 

 

174085

102627

-71458

50

6. Финансовый показатель

   

-47286

4060

51346

-8,6

7. Рентабельность  продаж

 

Приб/с.с+ком.рас.+упр.рас.*100%

11,0

2,1

-8,9

19

8. Период  окупаемости собственного капитала.

 

Кап и резервы /чист.прибыль отчетного периода

5,1

8,7

3,6

170

9. Коэффициент  концентрации собственного капитала

 

Кап и резервы/

Оборот.кап

0,76

0,8

0,04

105


Коэффициент текущей ликвидности  показывает, какую часть текущих обязательств можно погасить, мобилизовав все оборотные средства.

Необходимо >1, оптимально >=2.

Коэффициент текущей ликвидности за год вырос на 0,3 и составил 3,0.

Коэффициент абсолютной ликвидности  характеризует способность досрочно погасить кредиторскую задолженность. Он вырос на 0,26 и составил 0,26.

Коэффициент обеспеченности собственными средствами характеризует наличие собственных оборотных средств у предприятия, необходимых для его финансовой устойчивости. Должен быть не менее 0,1. В течение года он не изменился и составляет 0,8. Можно сказать что предприятие вполне устойчиво.

Недостатка СОС предприятие не испытывает. Оно имеет больше постоянных источников чем это необходимо для финансирования постоянных активов.

В течении года происходит снижение запасов и затрат на предприятии. Это происходит за счет снижения остатков готовой продукции на складе и остатков сырья и материалов.

Абсолютная устойчивость предприятия если финансовый показатель больше нуля. За год финансовая устойчивость резко возросла на 51346 и составила 4060.

Рентабельность продаж отражает доходность вложений в основное производство. 1-5% низко-рентабельное, 5-20% средне-рентабельное 20-30% высокорентабельное. Показатель уменьшился на 19%, в 2009 году он составлял 11% а в 2010 году 2,1%. За год предприятие из средне-рентабельного превратилось в низко-рентабельное.

Период окупаемости собственного капитала. Показывает число лет, в течение которых полностью окупятся вложения в предприятие. Быстро окупаемые период от 1года до 5 лет. Период окупаемости в 2010 году составил 8,7 лет, что на 3,6 года больше чем в 2009.

Коэффициент концентрации собственного капитала. Чем выше значение коэффициента, тем предприятие наиболее финансово устойчиво и независимо от внешних кредиторов. Нормальное ограничение >0,6.

Предприятие в принципе независимо от внешних кредиторов, значение коэффициента за год увеличилось на 0,04 и составил 0,8. Но предприятие находится на пороге нормального ограничения.

 

 

2.2 Анализ сбытовой  политики предприятия

В таблице-4 представлены показатели, характеризующие сбыт продукции ОАО "Старт" в 2009 – 2010 гг

Таблица- 4. Сбыт продукции ОАО "Старт" в 2009 – 2010 гг.

Показатель

2009, тыс. руб.

%

2010, тыс. руб.

%

Абсолютное

отклонение,

тыс.руб

Относительное

отклонение,

%

Выручка от продажи продукции

457 501

100

715 767

100

258266

156

В том числе:

Автоцистерн

153 263

33,5

182 521

25,5

29258

119

Прицеп – цистерн

191 235

41,8

379 356

53

188121

198

Полуприцеп – цистерн

113 003

24,7

153 890

21,5

40887

136

Информация о работе Основные аспекты формирования сбытовой политики на промышленном предприятии