Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2015 в 16:29, курсовая работа
Цель работы определение способов совершенствования системы управления сбытом в ОАО "Старт".
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить цели, задачи и основные направления сбытовой политики экономических единиц;
2) оценить технико-экономическое развитие финансово-хозяйственной деятельности ОАО "Старт" в 2009 – 2010гг.;
3) проанализировать планирование, организацию и контроль сбыта на предприятии и оценка эффективности сбытовой политики.
4) разработать предложения по созданию эффективных систем сбыта продукции ОАО "Старт".
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты формирования сбытовой политики на промышленном предприятии
1.1 Цели, задачи и основные элементы сбытовой политики предприятия
1.2 Организация сбыта на промышленном предприятии
Глава 2. Анализ сбытовой политики ОАО «Старт»
2.1 Технико-экономическая характеристика ОАО «Старт»
2.2 Анализ сбытовой политики на предприятии
Глава 3. Разработка мероприятий по совершенствованию сбытовой политики в ОАО «Старт»
Заключение
Список литературы
1.2 Организация сбыта на
Организация сбыта на промышленном предприятии должна осуществляться в соответствии с концепцией маркетинга взаимодействия. Концепция маркетинга взаимодействия основывается на принципах активного вовлечения в процесс производства, распределения, реализации и потребления товара всех участников маркетинговой системы.
Основными элементами планирования сбыта являются: подготовка прогнозов общехозяйственной и рыночной конъюнктуры; прогнозное ориентирование объемов сбыта фирмы; разработка финансовой сметы сбыта; установление норм сбыта; селекция каналов распределения товаров; организация торговых коммуникаций (включая выбор месторасположения торговых предприятий); планирование и осуществление коммерческой отчетности; анализ хода и динамики продаж; планирование и оценка деятельности персонала службы сбыта; составление и осуществление плана координации деятельности службы сбыта, связей с другими подразделениями фирмы; разработка плана консультаций и работы с заказчиками и т. д.
К наиболее часто используемым показателям экономической конъюнктуры относятся показатели цен, объемов спроса, предложения, объемов продаж и т.д.
Прогноз общехозяйственной и рыночной конъюнктуры играет важную роль во внутрифирменном планировании сбыта продукции. По временному интервалу прогнозы конъюнктуры могут быть краткосрочными (3-12 мес.), среднесрочными (1-5 лет) и долгосрочными (5-20 лет). Установление норм сбыта для торговых посредников заключается в распределении общего объема сбыта продукции в виде заданий, которые определяются с учетом потенциала торговой организации, категории заказчиков.
Организация торговых коммуникаций включает организацию отношений с существующими и перспективными заказчиками, как крупными, так и малыми, но растущими; разработку и проведение мероприятий по стимулированию торговых посредников (скидки с цен, обучение торгового персонала, реклама на местах распродажи товаров, конкурсы дилеров и т. д.); мероприятия по внедрению мультимедиа-технологий и т. д.
Координация деятельности службы сбыта, связей с внутренними подразделениями фирмы и внешними субъектами окружающей среды проводится с целью поддержания эффективного поведения системы сбыта и обеспечения поставки необходимой потребителю продукции в нужное время, в требуемый район, в надлежащем количестве и установленного качества.
Основным средством и инструментом координации является организационная форма, структура службы сбыта, которая отражает размер фирмы, тип и ассортимент товаров, количество и месторасположение покупателей, каналы распределения, методы торговли, права и ответственность от вышестоящего к нижестоящему уровню. В зависимости от сочетания этих факторов фирмы могут использовать следующие формы организации службы сбыта: функциональную, региональную, товарную, отраслевую, комбинированную.
Функциональная организация службы сбыта используется малыми и средними фирмами, имеющими однородную номенклатуру товаров. Коммерческий директор координирует торговые операции на национальном и внешнем рынках, рекламу и стимулирование сбыта. Управляющий по сбыту на национальном рынке организует работу сбыта с помощью трех управляющих по сбыту, осуществляет контроль за складированием, транспортировкой и доставкой товара через заведующего отделом распределения.
Региональная организация сбыта применяется компаниями, которые выпускают ограниченное количество однородных товаров и используют разветвленную распределительную сеть с большим числом торговых точек.
Каждое подразделение в такой организационной структуре возглавляет региональный коммерческий директор, подчиненный — маркетинг-директору фирмы. Такая организация позволяет агентам по сбыту тесно сотрудничать с потребителями в пределах обслуживаемой территории и работать с минимальными затратами времени и средств на разъезды, так как они проживают на территории этого региона.
Региональная организационная структура эффективна, когда имеют место рассредоточенность торговых операций, высокая концентрация предприятий в пределах каждого отдельного района и различия во вкусах и предпочтениях покупателей, проживающих в разных географических районах. Достоинством такой организации сбыта является то, что такие смежные отделы, как рекламный, маркетинговых исследований, планирования ассортимента продукции, централизованны, т. е. входят в состав главного управления фирмой и обслуживают все региональные группы сбыта продукции.
Товарная организация сбыта формируется, когда планируется реализация товаров широкого ассортимента и различной номенклатуры. Вся ответственность за планирование и разработку стратегий для реализации определенного продукта или группы продуктов возлагается на управляющего продуктом (группой продуктов). Управляющий сбытом организует разработку стратегии сбыта, прогноза и сметы сбыта, политики цен и упаковки, мероприятий по рекламе и стимулированию сбыта. Торговые уполномоченные руководят специалистами по сбыту конкретного товара или группы товаров и несут ответственность за формирование заказов и реализацию товара. Специалисты по сбыту конкретного товара являются высококвалифицированными работниками, компетентными в области характеристик, назначения и использования товара, имеющими опыт работы с покупателями.
Отраслевая организация сбыта применяется для поставки однородной продукции фирмам-потребителям различного профиля (машиностроение, энергетика, химия, текстильная промышленность и т. д.).
Таким образом, организация сбыта предполагает объединение всех сотрудников, выполняющих взаимосвязанный комплекс работ в процессе обеспечения перемещения товара от производителя к конечному потребителю. Она требует также определения функций и установления служебных взаимоотношений между работниками внутри сбытовой сети и за ее пределами, координации и контроля деятельности в системе сбыта. Кроме того, организация сбыта охватывает деятельность по формированию, отбору специалистов, привлекаемых к работе в службе сбыта, оценке качества и результатов работы подчиненных, а также мероприятия по материальному и моральному стимулированию персонала.
Глава 2. Анализ сбытовой политики ОАО «Старт»
2.1 Технико-экономическая характеристика ОАО «Старт»
Открытое Акционерное Общество «Старт» - ведущее предприятие России, специализирующееся на выпуске автоцистерн для перевозки пищевых жидкостей, молочного и пивоваренного оборудования. Основную часть выпускаемой продукции ОАО «Завод Старт» поставляет в регионы России, страны СНГ и ближнего востока. Емкостное оборудование для производства молочных продуктов пользуется спросом и приобретается в больших объемах крупными молочными комбинатами, молочными заводами, хозяйствами, перерабатывающими сельхозпродукцию.
Юридический адрес предприятия: 641730, Россия, Курганская область, г. Далматово, ул. Рукманиса С., д.31. Предприятие является коммерческой организацией, созданной для получения прибыли от ведения хозяйственной деятельности на территории России.
Спецификация: выпуск автоцистерн для перевозки различных жидкостей, прицепов-цистерн для пищевых жидкостей, для кислоты, бензовозов, контейнеров-цистерн.
На современном этапе развития завод "СТАРТ" выпускает новый широкий ассортимент продукции для АПК, которая пользуется спросом не только на территории России, но и в странах ближнего и дальнего зарубежья.
анализ уровня и динамики прибыли предприятия за 2009 – 2010 гг.
Наименование показателя |
2009 тыс.руб. |
2010 тыс.руб. |
Абсолютное отклонение, тыс. руб. |
Относительное отклонение, % |
Уровень относительно продаж 2009, % |
Уровень относительно продаж 2010, % |
Изменение структуры, % | |
Доходы и расходы по обычным видам деятельности |
457501 |
715767 |
258266 |
156 |
- |
- |
- | |
Себестоимость проданных товаров, продукции, услуг |
384013 |
581428 |
197415 |
151 |
- |
- |
- | |
Валовая прибыль |
73488 |
134338 |
60850 |
182 |
- |
- |
- | |
Коммерческие расходы |
8520 |
18207 |
9687 |
213 |
- |
- |
- | |
Управленческие расходы |
55424 |
74909 |
19485 |
135 |
- |
- |
- | |
Прибыль (убыток) от продаж |
9544 |
41223 |
31679 |
432 |
2,08 |
5,75 |
3,67 | |
Прочие доходы |
11601 |
15287 |
3686 |
132 |
- |
- |
- | |
Прочие расходы |
17858 |
19260 |
1402 |
108 |
- |
- |
- | |
Прибыль (убыток) от налогообложения |
4145 |
35339 |
31194 |
852 |
0,91 |
4,94 |
4,03 | |
Чистая прибыль |
4934 |
26730 |
21796 |
542 |
1,07 |
3,73 |
2,66 |
Таблица- 2. Анализ уровня и динамики прибыли предприятия за 2009 – 2010 гг.
Таким образом, полученные данные позволяют сделать следующие выводы. Доходы предприятия в 2010 г. увеличились на 258266 тыс. руб. по сравнению с прошлым годом, валовая прибыль составила 134388 тыс. руб., что на 60850 тыс. руб. больше 2009 года. Прибыль от продаж возросла 432% или 31679 тыс. руб. и составила 41223 тыс. руб. Так же вросла и балансовая прибыль ОАО «Старт» в 2010 году она составила 35339 тыс.руб., что на 31194 тыс.руб. больше чем в 2009. Это связано с уменьшением внерелизационных расходов и уменьшением прочих операционных доходов.
Чистая прибыль, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов, составила в 2010 году 26730 тыс. руб., что значительно выше 2009 года, то есть выросла на 542%.
Исследование структуры (вертикальный анализ) показал, что изучение уровня каждого показателя относительно выручки от продажи, видно, что уровень себестоимости в отчетном периоде составил81,2 что на 2,7 % ниже, чем в 2009 году. Уровень чистой прибыли составил 3,73%, что на 2,66 % больше, чем в 2009 году. На величину прибыли оказывают влияние разные факторы, в данном случае это состояние рынка, система налогообложения, цены и тарифы на топливо и энергию.
Таблица 3- Анализ деятельности предприятия
Наименование |
Обозначение |
Формула |
2009 год |
2010 год |
Абсолютное отклонени, Тыс.руб. |
Относительное отклонение,% |
1.Коэффициент текущей ликвидности |
Оборот.актив/ Краткосроч.обяз |
2,7 |
3,0 |
0,3 |
110 | |
2. Коэффициент абсолютной ликвидности |
Краткосроч.фин.влож+ден. |
0,04 |
0,26 |
750 | ||
3. Коэффициент обеспеченности собственными средствами |
Кап.и резервы-внеобор.актив/оборот. |
0,6 |
0,6 |
0 |
100 | |
4. Собственные оборотные активы |
126799 |
106687 |
-20112 |
80 | ||
5. Запасы и затраты |
|
174085 |
102627 |
-71458 |
50 | |
6. Финансовый показатель |
-47286 |
4060 |
51346 |
-8,6 | ||
7. Рентабельность продаж |
Приб/с.с+ком.рас.+упр.рас.* |
11,0 |
2,1 |
-8,9 |
19 | |
8. Период
окупаемости собственного |
Кап и резервы /чист.прибыль отчетного периода |
5,1 |
8,7 |
3,6 |
170 | |
9. Коэффициент
концентрации собственного |
Кап и резервы/ Оборот.кап |
0,76 |
0,8 |
0,04 |
105 |
Коэффициент текущей ликвидности показывает, какую часть текущих обязательств можно погасить, мобилизовав все оборотные средства.
Необходимо >1, оптимально >=2.
Коэффициент текущей ликвидности за год вырос на 0,3 и составил 3,0.
Коэффициент абсолютной ликвидности характеризует способность досрочно погасить кредиторскую задолженность. Он вырос на 0,26 и составил 0,26.
Коэффициент обеспеченности собственными средствами характеризует наличие собственных оборотных средств у предприятия, необходимых для его финансовой устойчивости. Должен быть не менее 0,1. В течение года он не изменился и составляет 0,8. Можно сказать что предприятие вполне устойчиво.
Недостатка СОС предприятие не испытывает. Оно имеет больше постоянных источников чем это необходимо для финансирования постоянных активов.
В течении года происходит снижение запасов и затрат на предприятии. Это происходит за счет снижения остатков готовой продукции на складе и остатков сырья и материалов.
Абсолютная устойчивость предприятия если финансовый показатель больше нуля. За год финансовая устойчивость резко возросла на 51346 и составила 4060.
Рентабельность продаж отражает доходность вложений в основное производство. 1-5% низко-рентабельное, 5-20% средне-рентабельное 20-30% высокорентабельное. Показатель уменьшился на 19%, в 2009 году он составлял 11% а в 2010 году 2,1%. За год предприятие из средне-рентабельного превратилось в низко-рентабельное.
Период окупаемости собственного капитала. Показывает число лет, в течение которых полностью окупятся вложения в предприятие. Быстро окупаемые период от 1года до 5 лет. Период окупаемости в 2010 году составил 8,7 лет, что на 3,6 года больше чем в 2009.
Коэффициент концентрации собственного капитала. Чем выше значение коэффициента, тем предприятие наиболее финансово устойчиво и независимо от внешних кредиторов. Нормальное ограничение >0,6.
Предприятие в принципе независимо от внешних кредиторов, значение коэффициента за год увеличилось на 0,04 и составил 0,8. Но предприятие находится на пороге нормального ограничения.
2.2 Анализ сбытовой политики предприятия
В таблице-4 представлены показатели, характеризующие сбыт продукции ОАО "Старт" в 2009 – 2010 гг
Таблица- 4. Сбыт продукции ОАО "Старт" в 2009 – 2010 гг.
Показатель |
2009, тыс. руб. |
% |
2010, тыс. руб. |
% |
Абсолютное отклонение, тыс.руб |
Относительное отклонение, % |
Выручка от продажи продукции |
457 501 |
100 |
715 767 |
100 |
258266 |
156 |
В том числе: Автоцистерн |
153 263 |
33,5 |
182 521 |
25,5 |
29258 |
119 |
Прицеп – цистерн |
191 235 |
41,8 |
379 356 |
53 |
188121 |
198 |
Полуприцеп – цистерн |
113 003 |
24,7 |
153 890 |
21,5 |
40887 |
136 |
Информация о работе Основные аспекты формирования сбытовой политики на промышленном предприятии