Основные характеристики и понятие контроля, как одного из важнейших инструментов повышения эффективности работы на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 18:04, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является теоретическое и практическое исследование эффективности контроля на предприятии, что требует решения определённых задач:
выявить сущность и выделить специфику контроля;
выявить проблемы его функционирования;
определить тенденции и перспективы развития.

Файлы: 1 файл

курсовая моя..doc

— 134.00 Кб (Скачать файл)

Поскольку объем работы в течение дня огромный, то начальник депо старается распределить функциональные обязанности между руководителями каждого отдельного звена.

Большую роль играет анализ информации в процессе текущей оперативной  деятельности фирмы, поскольку является исходной базой для принятия управленческих решений, направленных на осуществление контроля и регулирование всего производственного цикла, выявление и ликвидацию отклонений от выполнения поставленных целей в процессе хозяйственной деятельности.

Такой анализ позволяет проводить проверку выполнения управленческих решений, соблюдение установленных нормативов и условий работы. Анализ хозяйственной деятельности формирует информацию обратной связи в системе управления.

Так, например, заместитель  начальника депо по безопасности движения координирует работу движения поездов. Собирает всю информацию, касающуюся безопасности движения поездов на участке Вагонного депо. О результатах проведенной работы в течение дня информирует начальника депо. Контроль над его деятельностью осуществляется посредством телефонной и сотовой связи.

Заместитель начальника по оперативной работе посещает оперативные  и селекторные совещания, и в  его должностные обязанности  входит выезд на линии, и информирование начальника депо по всей ситуации сложившейся на Дороге. Контроль осуществляется посредством их личных встреч, а также телефонных переговоров.

Заместитель начальника по ремонту контролирует работу цехов  обеспечивающих проведение деповского и капитального ремонтов вагонов - таких  как: сборочный цех, колесно-роликовый цех, тележечный цех, автоконтрольный цех.

В каждом из перечисленных  цехов есть, мастер, который контролирует и отвечает за работу своего цеха. И  напрямую подчиняется заместителю  начальника депо по ремонту и начальник  депо.

Такая иерархия распределения  контрольных функций позволяет  упростить схему управления деятельностью  предприятия. Поскольку руководитель определенного уровня, начиная от сменного мастера, и заканчивая заместителем начальника, строго отвечает за конкретный объем работы. В конечном итоге со всеми  текущими вопросами работники депо идут не напрямую к начальнику депо, а к его заместителям. Иначе, если построить систему подчинения иным образом, то принцип единоначалия приведет к кризису производства. А установленная система контроля позволяет оперативно и эффективно решать поставленные вопросы.

К окончанию рабочего дня заместители начальника вагонного  депо докладывают руководству о  проделанной работе за день работе, о вопросах которой удалось и  не удалось решить. Если поставленное на утренней планёрке задание не решено, то начальником депо рассматривается проблема, по причине которой вопрос не был разрешён, а также обсуждаются варианты и предложения выхода из сложившейся ситуации.

Руководителям приходится перебирать многочисленные комбинации потенциальных действий для того, чтобы найти правильное действие для данной организации, в данное время и в данном месте. По сути, чтобы организация могла четко работать, руководитель должен сделать серию правильных выборов из нескольких альтернативных возможностей. Выбор одной из альтернатив — это решение. Следовательно, принятие решения — это выбор того, как и что планировать, организовывать, мотивировать и контролировать. В самых общих чертах именно это составляет основное содержание деятельности руководителя.

Основными требованиями для принятия эффективного объективного решения или даже для понимания  истинных масштабов проблемы является наличие адекватной точной информации. Единственным способом получения такой  информации является коммуникация, т.е. процесс обмена информацией, ее смысловым значением между двумя и более людьми. Прочность и качество отношений между людьми — будь это друзья, члены семьи или коллеги — в основном представляют собой функцию того, насколько четкими и честными являются их межличностные отношения.

Очевидно, что если коммуникации между людьми не будут эффективными, люди не смогут договориться об общей  цели, что составляет предпосылку  существования организации как  таковой. Информация в процессе коммуникации передается не только для того, чтобы могли приниматься здравые решения, но также и для того, чтобы они могли выполняться.

Планы, например, нельзя выполнить, если они не будут переданы тем людям, которые должны их выполнять. Обычно если руководство может донести обоснование своих решений до подчиненных, это значительно повышает шансы их успешного выполнения. До тех пор, пока работники не понимают, какое вознаграждение может предложить им организация за хорошо выполненную работу, они не могут быть достаточно мотивированы и хорошо работать на нее. Коммуникация также важна и в функции контроля. Руководители нуждаются в информации относительно того, что было выполнено, чтобы правильно оценить, были ли достигнуты цели организации.

В целом данная система  управления и контроля деятельности предприятия Краснодарского вагонного депо за последнее десятилетие позволяет судить об эффективном управлении.

Однако если рассматривать  контроль за деятельностью железнодорожного транспорта всей железнодорожной отрасли  можно отметить следующий аспект.

Во многом деятельность каждого отдельно предприятия железнодорожной  отрасли зависит от профессионального  опыта работы. И не на всех предприятиях складывается вышеуказанная схема  контроля, следовательно, на руководство  ОАО «Российские железные дороги» в лице президента компании Г.М. Фадеева ложится вся полнота ответственности за деятельностью и контролем всей железнодорожной отрасли. Именно поэтому в октябре 2002 года правительством РФ было принято постановление о реорганизации системы железнодорожного транспорта. Вся эксплуатационная деятельность по текущему обслуживанию подвижного состава, которая была оставлена в сфере деятельности Министерства путей сообщения. Основные доходные части были переведены в распоряжение вновь созданного АО «Российские железные дороги» («РЖД»). Причём правовой статус данного акционерного общества следующий: 100% пакет акций находится в руках государства в лице председателя Правительства РФ, являющимся учредителем ОАО «РЖД». Президент ОАО «РЖД» назначается на должность Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ.

Контроль за деятельность ОАО «РЖД» ведётся советом  директоров, ревизионной комиссией  и советом учредителей. В состав акционерного общества включены департаменты по различным отраслям деятельности железнодорожного транспорта. Департаменты возглавляют руководители, назначаемые на должность Президентом ОАО «РЖД», который в свою очередь и осуществляет контроль за деятельностью последних. Президент ОАО «РЖД» контролирует также в свою очередь начальников ЖД дорог. Филиалов – ОАО «РЖД».

В подчинении у начальников  ЖД дорог руководители служб и  отделов ЖД хозяйства, которые напрямую контролируются начальниками ЖД дорог  и руководителями департаментов  ОАО «РЖД». Контроль исполнения решений и указаний Президента ОАО «РЖД» осуществляется следующим образом: после выхода в свет ведомственного указания касающегося конкретного вопроса ЖД отрасли оно доводится до сведения путём направления телеграммы в адрес всех руководителей департаментов ЖД дорог, предприятий и отделов. Для исполнения полученного указания устанавливаются конкретные конечные сроки. Контроль за исполнением указания в конкретные сроки возлагаются на контрольные отделы. На предприятиях ЖД транспорта введена информационная система, автоматизированная система исполнения указаний (АСИУ) в которую автоматически вводятся поступающие на предприятие исполнительные документы с указанием даты выполнения указанного задания. В случае нарушения установленных сроков исполнитель может быть привлечен к дисциплинарной ответственности. Данный метод контроля позволяет улучшить психологически, воздействовать на мотивацию поведения работника, поскольку специалист предприятия в дальнейшем будет чувствовать ответственность за исполнением порченного ему задания.

Также одним из эффективных  методов контроля за деятельностью  предприятия является общественное собрание из представителей предприятия. На данном собрании разбираются конкретные случаи, произошедшие на предприятии. Такой метод осуществления контроля имел действенные результаты в 70 - 80 годы. К сожалению, данный метод контроля теряет свою актуальность и только в редких случаях общественное порицание имеет место на предприятии. Хотя как показывает практика после проведения подобных мероприятий значительно улучшается психологический климат в коллективе.

Контроль за деятельностью  Вагонного депо осуществляется руководителем  на ряду с повышением мотивации и  качества труда работников Вагонного  депо Краснодар. Большое внимание уделяется  постоянному оснащению цехов, пунктов, новой техникой и технологиями. Совершенствуются подвижной состав.

В тележечном цехе введены  в эксплуатацию фрезерные станки ГСКБ «Фрест», для обработки наклонных  поверхностей надрессорных балок.

В автоконтрольном пункте введены автоматические стенды, для испытания воздухораспределителей.

Проводимая реконструкция  и оснащение цехов современным  оборудованием позволит развить  производственные мощности депо и увеличить  выпуск вагонов из плановых видов  ремонта.

Широкое распространение  в Краснодарском вагонном депо получили средства автоматического контроля технического состояния подвижного состава на ходу поезда (ДИСК - Б, УКСПС). Аппаратура ДИСК - Б и УКСПС установлена на 20 станциях участка ВЧД - 13, причем на 2-х станциях (Крымская, Тимашевская) оборудование ДИСК - Б и УКСПС работает в трех направлениях.

В работе по обеспечению  безопасности движения на участках Краснодарского вагонного депо задействовано 47 постов безопасности.

Пункты технического обслуживания оснащены самыми современными техническими средствами: централизованным ограждением и устройствами зарядки и отпуска тормозов с регистрацией показаний (УЗОТ - Р), воздухопроводами и специализированными ремонтными путями.

Для сбора информации по количеству неисправных вагонов, количеству вагонов, выпущенных из текущего ремонта, количеству вагонов, находящихся в запасе МПС, и т.д. рабочие места операторов ПТО и ПКТО оснащены компьютерами, что позволяет технику по учету ПКТО ст. Краснодар-1 оперативно владеть информацией по линейным подразделениям.

Особое внимание в  Краснодарском вагонном депо уделяется  техническому обучению и повышению  уровня профессионализма осмотрщиков  вагонов. На пунктах технического обслуживания имеются технические классы, оснащенные пособиями, плакатами, натурными образцами различных типов вагонных узлов и деталей, также вагонами - тренажерами.

В депо приходят квалифицированные  специалисты. По состоянию на 01.09.2003 г. – 1735 работающих, из них: 112 человек  – с высшим образованием, 230 человека – с техническим образованием. В депо работают 6 почётных железнодорожников, 3 заслуженных работника транспорта Кубани, в том числе и сам начальник Вагонного депо Краснодар.

Также руководство и  профком Вагонного депо Краснодар  уделяют внимание тому, чтобы рабочие  и служащие могли полноценно отдыхать во время отпуска, а часы досуга – проводить с пользой. Именно поэтому на самом берегу Черного моря, расположена уютная современная база отдыха «Вагонник», созданная еще в 1959 году и реконструированная в 2000 году.

За один заезд в  ней может разместиться 55 человек. Всего за сезон отдыхает 720 человек, ежегодно первый заезд выделяется для пенсионеров предприятия бесплатно.

В конечном итоге, после  того как работнику созданы все  условия для работы, повышается мотивация  работников, что способствует увеличению эффективности контроля на данном предприятии.

Это всё что касается утверждённой и действующей структуры  управления Вагонного депо Краснодар. Однако, изучив всё систему осуществления  контроля на предприятии, можно предложить немного иную структуру, поскольку действующая перегружена и затруднена в понимании (хотя это объясняется большим штатом рабочих).

В предлагаемой структуре  управленческие блоки можно разделить  по территориальному принципу, к которому относятся: заместитель начальника по оперативной работе у которого в подчинении находятся заместитель ВЧД по эксплуатации Краснодарского участка, заместитель ВЧД по эксплуатации Новороссийского участка, заместитель ВЧД по эксплуатации Белореченского участка и центрально-обслуживающему принципу, к которому относятся те блоки, которые осуществляют основную деятельность на предприятии. Также следует чётко разграничить обязанности, для того чтобы в конечном итоге было с кого спрашивать.

В заключение, из всего  вышеизложенного можно сделать  следующие выводы: вагонное депо Краснодар – одно из наиболее перспективных и стабильно развивающихся предприятий Краснодарского края.

В данной организации  контроль осуществляется:

      • путём проведения ежедневных утренних планерок, дней безопасности, дней охраны труда, дней качества, дней мастера, а также проведение кадровых дней.
      • проведения анализа хозяйственной деятельности, которая формирует информацию обратной связи в системе управления Вагонного депо.
      • благодаря процессу коммуникации между людьми. Информация в процессе коммуникации передается не только для того, чтобы могли приниматься здравые решения, но также и для того, чтобы они могли выполняться.
      • при помощи ревизионной комиссии и советом учредителей.
      • за счёт контрольных отделов, которые осуществляют контроль над исполнением указаний в конкретные сроки.
      • благодаря общественному собранию из представителей предприятия. На данном собрании разбираются конкретные случаи, произошедшие на предприятии.
      • при помощи средств автоматического контроля.

 

3. Заключительные  положения. Методы усовершенствования контроля на примере предприятия Вагонное депо Краснодар

Информация о работе Основные характеристики и понятие контроля, как одного из важнейших инструментов повышения эффективности работы на предприятии