Основные характеристики и понятие контроля, как одного из важнейших инструментов повышения эффективности работы на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 18:04, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является теоретическое и практическое исследование эффективности контроля на предприятии, что требует решения определённых задач:
выявить сущность и выделить специфику контроля;
выявить проблемы его функционирования;
определить тенденции и перспективы развития.

Файлы: 1 файл

курсовая моя..doc

— 134.00 Кб (Скачать файл)

 

Контроль на производстве – это достаточно сложный процесс, который требует от руководителя отлаженных, скоординированных действий, направленных на повышение уровня эффективности работы каждого из сотрудников и в конечном итоге предприятия в целом.

В реальной жизни на предприятии  возникают следующие проблемы, которые  могут быть устранены только при  наличии эффективного контроля.

Необходима координация  деятельности организации, т.е. процесс распределения деятельности во времени, приведение ее отдельных элементов в такое сочетание, которое позволило бы наиболее эффективно и оперативно достичь поставленной цели.

Таким образом, руководитель должен произвести распределение обязанностей (ответственности). В секторе Вагонного депо в г. Краснодаре все работники знают друг друга, в связи с этим легко создается рабочий коллектив, в котором осуществление контроля над их работой не представляется сложной проблемой. Но на линиях Вагонного депо с высокой степенью специализации и распределения обязанностей достижение требуемого уровня контроля потребует от руководителя Вагонного депо определенных усилий. Следовательно, контроль должен быть возложен на заместителей руководителя, которые будут контролировать определённые участки Вагонного депо

Обязательно должна быть создана на предприятии координация  деятельности и средств связи. Руководитель производства будет передавать указания или иную информацию через средства связи, и будет уверен, что его сообщение правильно понято и своевременно получено. Также важным является и обратный процесс передачи информации — от подчиненного к руководителю. На этом этапе не должно быть сбоев, низшее звено всегда должно знать, какая информация нужна руководству для принятия тех или иных решений. Поэтому необходимо решать проблему повышения квалификации профессиональных работников предприятия.

Необходимо создать  один из видов контроля – это  надзор над деятельностью с помощью комиссий. Комиссия будет представлять собой группу лиц, на которых будет возложено решение специальных задач, в том числе и контроль над работниками и самим руководителем по отдельным вопросам. Например, реализация активов предприятия, понижение дебиторской задолженности и т.д.

Следует избегать чрезмерного контроля. Руководство не должно перегружать персонал многочисленными формами контроля, иначе это будет поглощать все его внимание. Контроль должен осуществляться не чаще и не тщательнее, чем это необходимо. Иначе, по понятным причинам, это может раздражать сотрудников.

Нужно устанавливать  высокие, но реальные, достижимые цели. Четко поставленная цель уже сама точно говорит, чего ждет от персонала  руководство. Однако согласно мотивационной  теории ожидания, нельзя ориентировать  сотрудников на такие цели, которые они считают нереальными. Завышенный стандарт воспринимается персоналом как нереальный, несправедливо высокий; он может разрушить мотивацию работников на эффективный труд. Заниженная цель может оказывать демотивирующее воздействие на персонал, так как достижение ее не составляет никакого труда. Хороший руководитель должен иметь чувство меры и устанавливать цели высокие, но достижимые.

За успешно выполненную  работу следует вознаграждать. Если руководство предприятия хочет  добиться, чтобы персонал работал с полной самоотдачей в интересах дела, оно должно справедливо вознаграждать сотрудников за хорошо проделанную работу. Согласно теории ожидания, существует четкая взаимосвязь между результативностью и вознаграждением. Это управленческое требование более или менее четко реализуется в сфере бизнеса. В так называемой бюджетной сфере с застойных времен действует принцип уравнительности. Все премиальные средства делятся поровну, независимо от вклада сотрудника в общее дело. Премия есть периодическая выплата работникам денежных сумм сверх основного должностного оклада в целях поощрения достигнутых успехов в труде и стимулирования повышения эффективности их деятельности.

Также предусмотрено  снижение премиальных выплат за недобросовестное выполнение должностных обязанностей, в результате которого снижается эффективность работы, за несвоевременное и некачественное выполнение заданий, за нарушение трудовой дисциплины.

Из всего вышеизложенного  следует вывод, что для Вагонного  депо необходимы следующие методы для использования эффективного контроля:

Поддержание включения  подчиненных в контроль их собственной  деятельности. Самоконтроль часто оказывается  самым лучшим контролем.

Сосредоточение контроля на результатах, а не на деятельности и внешнем виде работников.

Регулярно переоценивать  контроль, чтобы убедиться, что он все еще необходим и соответствует  ситуации.

Включать подчиненных  в разработку методов и осуществление  контроля.

Остерегаться подчиненных, которые выступают против контроля, потому что они не хотят быть слишком ограниченными или «потерять свободу». Их сопротивление на самом деле может происходить из желания избежать четкой ответственности за результаты деятельности.

Определенная часть  администрации должна следить за ежедневным ходом выполнения операций. Творческий подход к делу должен поощряться, путём премирования работников денежными премиями и в меру ценными подарками.

Большинство из перечисленных  методов уже нашли своё отражение  в деятельности Вагонного депо Краснодар. Свидетелями этого являются производственные экономические показатели данной организации за последние годы.

 

Заключение

 

Целью курсовой работы явилось  теоретическое и практическое исследование эффективности контроля в организации. В ходе исследования был изучен и  обобщен опыт деятельности одного из предприятий Краснодарского края – Вагонное депо Краснодар. Анализ результатов исследования позволяет сделать следующие выводы:

а) контроль - это важная и сложная функция управления. Одна из важнейших особенностей контроля, которую следует учитывать в первую очередь, состоит в том, что контроль должен быть всеобъемлющим. Каждый руководитель, независимо от своего ранга, должен осуществлять контроль как неотъемлемую часть своих должностных обязанностей, даже если никто ему специально этого не поручал.

б) одной из задач исследования было определение тенденции и  перспектив развития функции контроля. В результате анализа был выявлен  определённый круг проблем, в частности:

      • сопротивление контролю со стороны работников предприятия;
      • определение контроля, как тактика давления и путь к ограничению свободы среди подчинённых;
      • неуверенность руководителя в своем признании и оценке позитивных отклонений и т.д.

в) в ходе исследования было выявлено, что эффективность  контроля зависит от:

      • опыта и авторитета руководителя;
      • условий работы;
      • структуры управления предприятием;
      • распределения функций между работниками;
      • усовершенствования средств связи и коммуникации;
      • квалификации работников;

г) было выявлено, что  эффективность функционирования Вагонного  депо Краснодар зависит от подготовленности персонала к работе с современным оборудованием, которое позволяет развить производственные мощности депо и увеличить выпуск вагонов из плановых видов ремонта.

Изучение поставленных в работе проблем, выводы, к которым привели результаты исследования, дают основания сформулировать рекомендации для исследуемого предприятия. Среди них:

      • самоконтроль, т.е. поддержание включения подчиненных в контроль их собственной деятельности;
      • сосредоточение контроля на результатах, а не на деятельности и внешнем виде работников предприятия;
      • включение подчиненных в разработку методов и осуществление контроля;
      • определенная часть администрации должна следить за ежедневным ходом выполнения операций. Творческий подход к делу должен поощряться, путём премирования работников денежными премиями и в меру ценными подарками и т.д.

Таковы некоторые рекомендации, направленные на усовершенствование эффективности  контроля на предприятии. Их реализация даст возможность предприятию развиваться  более быстрыми темпами и быть стабильным.

 

Список использованной литературы

 

М.Х. Мескон Основы менеджмента: Перевод с английского / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. М.: Дело, 1993 г.

Ф.У. Телор. Менеджмент: Учебник. М.: 1992 г.

Б.З. Мильнер. Теория организации: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. М.:ИНФРА-М, 2003 г.

А.А. Радугин. Основы менеджмента: Учебное  пособие для вузов. М.: Центр, 1998 г.

И.Н. Герчикова. Менеджмент: Учебник  – 3-е изд. М.:ЮНИТИ, 2001 г.

М. Минон. Серия «Зарубежный экономический  учебник» «Основы менеджмента» / М. Минон., М. Альберт., Ф.Хердоури. М.: Дело, 1994 г.

С.В. Устинкин. Основы менеджмента: Учебник / С.В. Устинкин, В.А. Лапидус, А.А. Шунин. Н. Новгород, 2000 г.

О.С. Виханский. Менеджмент: Учебное  пособие для вузов / О.С. Виханский, А.И. Наумов. М.: 2002 г.


Информация о работе Основные характеристики и понятие контроля, как одного из важнейших инструментов повышения эффективности работы на предприятии