Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 19:56, курсовая работа
Целью курсовой работы является разработка предложений и рекомендаций по совершенствованию экономической устойчивости ООО «ПТФ Звениговская».
В основные задачи курсовой работы входит:
- изучение показателей, характеризующих экономическую устойчивость и экономическую безопасность предприятия;
- рассмотрение структуры механизма обеспечения экономической безопасности предприятия;
- анализ финансовой устойчивости и организация обеспечения финансовой безопасности ООО «ПТФ Звениговская».
Введение…………………………………………………………….......................3
Глава 1. Сущность, цели и задачи анализа экономической устойчивости и экономической безопасности предприятия.
1.1. Критерии и показатели, характеризующие экономическую устойчивость и экономическую безопасность предприятия………………...5
1.2. Структура механизма обеспечения экономической безопасности предприятия……………………………………………………………………...13
Глава 2. Анализ экономической устойчивости и экономической безопасности предприятия.
2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика ООО «ПТФ Звениговская»……………………………………………………………………20
2.2. Анализ финансовой устойчивости ООО «ПТФ Звениговская»…….25
2.3. Организация обеспечения финансовой безопасности ООО «ПТФ Звениговская»……………………………………………………………………32
Глава 3. Основные направления совершенствования экономической устойчивости ООО «ПТФ Звениговская»…………………………………….35
Заключение………………………………………………………………….........38
Список использованной литературы………………………………………….39
Таблица 2.6
Результаты интегральной балльной оценки
финансовой устойчивости ООО «ПТФ Звениговская»
Показатель |
Начало периода |
Конец периода | ||
Значение |
Баллы |
Значение |
Баллы | |
Коэффициент абсолютной ликвидности |
0,100 |
4 |
2,725 |
20 |
Коэффициент критической оценки |
0,315 |
0 |
0,379 |
0 |
Коэффициент текущей ликвидности |
1,826 |
12 |
1,147 |
9,5 |
Коэффициент финансовой независимости |
0,068 |
0 |
0,049 |
0 |
Коэффициент обеспеченности собственными источниками финансирования |
0,452 |
12 |
0,128 |
3 |
Коэффициент финансовой независимости в части формирования запасов |
0,547 |
4,5 |
0,192 |
0 |
Итого |
- |
32,5 |
- |
32,5 |
Эффективность хозяйственной деятельности предприятия и экономическая целесообразность его функционирования напрямую связаны с его рентабельностью, о которой можно судить по прибыльности или доходности капитала, ресурсов или продукции предпринимательской фирмы. Показатели рентабельности для ООО «ПТФ Звениговская» представлены в табл.2.7.
Показатели рентабельности ООО «ПТФ Звениговская».
Показатель |
Начало периода |
Конец периода |
Изменение |
Рентабельность продукции,%
|
17,8 |
22,5 |
4,7 |
Рентабельность продаж,%
|
15,09 |
18,4 |
3,31 |
Рентабельность капитала,% |
4,3 |
4,4 |
0,1 |
Рентабельность оборотных активов,%
|
8,7 |
8,6 |
-0,1 |
Рентабельность внеоборотных активов, % |
25,8 |
42,0 |
16,2 |
Таким образом, по данным табл. 2.7 причина улучшения рентабельности капитала ООО «ПТФ Звениговская» это увеличение рентабельности продаж.
2.3. Организация обеспечения финансовой безопасности ООО «ПТФ Звениговская»
Под финансовой безопасностью функционирования предприятия понимают создание условий устойчивого, надежного функционирования финансов организации, предотвращающих возникновение банкротства предприятия. Полная и всесторонняя оценка риска имеет принципиальное значение при принятии финансовых решений, поэтому в западном финансовом менеджменте разработаны многочисленные методы, позволяющие с помощью математического аппарата просчитать последствия принимаемых мер. Анализ порога прибыли (или минимального уровня деятельности) широко используется в странах с регулируемой рыночной экономикой для оценки выгодности производства. Использование его в управлении позволяет принять наиболее эффективное из альтернативных решений на основе анализа функциональной зависимости между себестоимостью, объемом и прибылью (CVP). Зависимость CVP используется для определения порога прибыли, или точки критического объема продукции, который необходимо произвести и сбыть, чтобы покрыть переменные и постоянные затраты за соответствующий период.
Точка критического объема производства (ТКОП) показывает сумму маржинального дохода, которая возмещает общую сумму постоянных затрат за определенный период. При анализе финансовых результатов следует установить порог прибыли (рентабельности) по всему объему реализуемой продукции в связи с необходимостью определения запаса финансовой устойчивости предприятия.
Порог прибыли (ПП) определяется как отношение суммы постоянных затрат (ПЗ) в себестоимости продукции к доле маржинального дохода (МД) в
выручке от реализации (Qp):
ПП = ПЗ: (МД : (Qp),
Величина покрытия
(маржинальный доход) - есть разница
между выручкой от продаж
и суммой переменных затрат.
Коэффициент покрытия (К покр) –
это доля маржинального дохода
в выручке от продаж.
Запас финансовой устойчивости (прочности) в абсолютной сумме (Зфу) определяется как разность между суммой выручки от реализации и безубыточным объемом продаж (порогом прибыли):
Зфу = Qp – ПП,
Чем выше показатель финансовой
прочности, тем меньше риск потерь
для предприятия. Запас финансовой
устойчивости в процентах исчисляется
по формуле:
Зфу = [(Qp – ПП): Qp] х 100, (2.3)
Для определения влияния изменения выручки на изменение прибыли следует рассчитать такой показатель, как эффект операционного рычага. Чем выше эффект операционного рычага, тем более рискованным с точки зрения изменчивости прибыли является положение предприятия.
Предприятию необходимо постоянно следить за запасом финансовой устойчивости и величиной порога прибыли, ниже которого не должна снижаться выручка от реализации продукции.
Расчет порога прибыли и запаса финансовой устойчивости ООО «ПТФ Звениговская» по данным формы № 2 представлен в табл. 2.8
Как можно видеть из табл. 2.8, в 2010 году порог прибыли составил 38 224 тыс. руб., чтобы покрыть все затраты. При такой выручке рентабельность равна нулю. Фактическая же выручка в 2010 году составила 72 253 тыс. руб., при этом запас финансовой устойчивости –
34 029 тыс. руб., или 47,1 %.
В 2011 году запас финансовой устойчивости в абсолютной сумме увеличился на 16 112 тыс. руб., или на 47,3 %, что связано с увеличением объема продаж. Относительная величина запаса финансовой устойчивости увеличилась на 12,3 пункта в связи с увеличением суммы и доли маржинального дохода на 32 846 тыс. руб., или на 34,7%.
Расчет порога прибыли и запаса финансовой устойчивости
ООО «ПТФ Звениговская»
Показатели |
2009г. |
2010 г. |
2011 г. |
Абс. изменение (+/-) |
% к величине на начало года | ||
2010 г.- 2009 г. |
2011г.- 2010 г. |
2010 г.- 2009 г. |
2011г.- 2010 г. | ||||
Выручка от реализации, тыс, руб. |
63 042 |
72 253 |
94 711 |
9 211 |
22 458 |
14,6 |
31,1 |
Полная себестоимость реализованных товаров, тыс.руб. |
52 987 |
61 351 |
77 331 |
8 364 |
15 980 |
15,8 |
26,0 |
Сумма переменных расходов, тыс.руб. |
42 390 |
49 081 |
61 865 |
6 691 |
12 784 |
15,8 |
26,0 |
Сумма постоянных затрат, тыс. руб. |
10 597 |
12 270 |
15 466 |
1673 |
3196 |
15,8 |
26,0 |
Сумма маржинального дохода, тыс. руб. |
20 652 |
23 172 |
32 846 |
2 520 |
9 674 |
12,2 |
41,7 |
Доля маржинального дохода в выручке от реализации, % |
32,8 |
32,1 |
34,7 |
-0,7 |
2,6 |
-2,1 |
8,1 |
Порог прибыли, тыс. руб. |
32 307 |
38 224 |
44 570 |
5 917 |
6 346 |
18,3 |
16,6 |
Запас финансовой устойчивости, тыс. руб. |
30 735 |
34 029 |
50 141 |
3 294 |
16 112 |
10,7 |
47,3 |
Запас финансовой устойчивости,% |
48,8 |
47,1 |
52,9 |
-1,7 |
5,8 |
3,5 |
12,3 |
Глава 3. Основные направления совершенствования экономической устойчивости ООО «ПТФ Звениговская»
При увеличении объема производства Птицефабрикой «Звениговская» до 280 тонн в месяц, планируется производить как замороженную, так и охлажденную продукцию (доля последней демонстрирует устойчивую тенденцию роста), как тушек, так и натуральных полуфабрикатов, субпродуктов и готовых кулинарных изделий. Стадия сбыта/маркетинга предоставляет наиболее обширные возможности для создания конкурентных преимуществ. Рынок мяса птицы слабо брендирован в представлении потребителя - обычно рекламные сообщения производителей содержат недостаточно информации о преимуществах продукта по сравнению с конкурентами; в результате покупатель не видит существенных различий между предлагаемыми марками.
Захват доли рынка планируется осуществлять несколькими инструментами.
Во-первых, перераспределить товарные потоки в сторону наиболее маржинальных каналов сбыта. Максимально отказаться от работы с крупно - и среднеоптовыми покупателями, за счет увеличения доли торговых сетей и традиционной розницы, потребляющих в основном продукцию с наибольшей добавленной стоимостью (полуфабрикаты, разделку и субпродукты). Введение ассортимента в матрицы федеральных торговых сетей – «Метро», «Магнит», «Вестер», «Х5», и др., а также расширение географии поставок (Татарстан, Ульяновская, Нижегородская и Самарская области). Для этого планируется сформировать парк автомобилей, оснащенных рефрижераторами, осуществляющих ежедневную доставку охлажденной продукции. Предоставление торговым точкам системы скидок, бонусов и отсрочек платежей.
Во-вторых. Расширить ассортиментную матрицу за счет производства продуктов более глубокой переработки частей курицы в маринадах и обсыпках, котлет, биточков и т.п.
Строительство и реконструкция недвижимого имущества позволит в дальнейшем произвести модернизацию для увеличения объемов производства и улучшения условий труда. Снижение себестоимости в связи с ростом объема выпускаемой продукции обеспечит население продуктами питания, позволит сделать их общедоступными за счет снижения цен на них. Кроме того, использование комплексной автоматизации производства, применение экологически чистых материалов и технологий улучшает условия труда, снижает риск производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Кроме того, необходимо отметить, что вся выпускаемая продукция ООО «Птицефабрика Звениговская» проходит постоянные исследования на качество.
В составе внутренних источников формирования собственных финансовых ресурсов основное место принадлежит прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, - она формирует преимущественную часть его собственных финансовых ресурсов, обеспечивает прирост собственного капитала, а соответственно и рост рыночной стоимости предприятия. Целенаправленное управление постоянными и переменными затратами, оперативное изменение их соотношения при меняющихся условиях хозяйствования позволяют увеличить потенциал формирования операционной прибыли предприятия. Важнейшими условиями роста прибыли от реализации являются увеличение объема производства, обеспечение ритмичности отгрузки продукции, снижение ее себестоимости, повышение качества и конкурентоспособности, оптимизация запасов готовой продукции на складах, своевременная ее оплата покупателями, применение прогрессивных форм расчетов за продукцию (факторинг, овердрафт).
При управлении переменными затратами основным ориентиром должно быть обеспечение постоянной их экономии, т.к. между суммой этих затрат и объемом производства и реализации продукции существует прямая зависимость. Обеспечение этой экономии до преодоления предприятием точки безубыточности ведет к росту суммы маржинальной прибыли, что позволяет быстрее преодолеть эту точку. После преодоления точки безубыточности сумма экономии переменных затрат будет обеспечивать прямой прирост валовой операционной прибыли. К числу основных резервов экономии переменных затрат можно отнести:
- снижение численности работников основного и вспомогательных производств за счет обеспечения роста производительности их труда;
- сокращения
размера запасов сырья,
материалов, готовой продукции
в периоды неблагоприятной
конъюнктуры товарного рынка;
- обеспечение выгодных для предприятия условий поставки сырья и материалов.
При управлении постоянными затратами следует иметь в виду, что высокий их уровень в значительной мере определяется отраслевыми особенностями осуществления операционной деятельности, определяющими различный уровень фондоемкости производимой продукции, дифференциацию уровня механизации и автоматизации труда.
Кроме того следует отметить, что постоянные затраты в меньшей степени поддаются быстрому изменению, поэтому предприятия, имеющие высокий коэффициент операционного левериджа, теряют гибкость в управлении своими издержками. Однако, несмотря на эти объективные ограничители, на каждом предприятии имеется достаточно возможностей снижения при необходимости суммы и удельного веса постоянных операционных затрат. К числу таких резервов можно отнести: